Долгосрочный проект по трудовому воспитанию детей средней группы через все виды деятельности. «Не хотим лениться, а хотим трудиться»
проект (средняя группа)

Боброва Ирина Анатольевна

Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Задача педагогов и родителей – не пропустить этот момент,  ведь дошкольный возраст – ответственная и благодатная пора, когда ребёнок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности.                                                         Для него радость бытия, радость познания, радость взросления – обычное состояние.                                                                                                                                                                               Труд должен войти в жизнь ребёнка радостно, и помочь  в успешном  развитии детей.                                                                                                                                                                   Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                           Детский сад «Теремок»

        Долгосрочный проект по трудовому    воспитанию детей средней группы через  все виды деятельности.

«Не хотим лениться, а хотим трудиться»

       

                                                                                       Воспитатель Боброва И.А.

С. Бичура

                                                                2023-2024 гг.

Введение.

    Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Задача педагогов и родителей – не пропустить этот момент,                    ведь дошкольный возраст – ответственная и благодатная пора, когда ребёнок

   с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности.

  Для него радость бытия, радость познания, радость взросления – обычное состояние.

   Труд должен войти в жизнь ребёнка радостно, и помочь  в успешном  развитии детей.

 Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания                            подрастающего поколения.

В детском саду трудовое воспитание заключается  в ознакомлении детей

    с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной  им трудовой деятельности.

В процессе ознакомления с трудом взрослых воспитатель формирует у детей

положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам,

 стремление оказывать взрослым посильную помощь.

Включая детей в трудовую деятельность, воспитатель формирует трудовые навыки,

воспитывает привычку к трудовому усилию, ответственность, заботливость,

бережливость, трудолюбие, готовность участвовать в труде, не избегая

неприятной работы, формирует положительные взаимоотношения между детьми.

Цель проекта - воспитание устойчивого положительного отношения ребенка к труду. Расширить и обогатить знания детей о многообразии профессий взрослых, используя для этого разные формы работы. 

Формировать у воспитанников желание трудиться, а у родителей – желание приобщать детей к посильному труду;

воспитание устойчивого положительного отношения к труду.

Актуальность проекта.

Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются еще в дошкольном возрасте. Задачи педагогов и родителей –  не пропустить этот момент, ведь дошкольный возраст - ответственная и благодатная пора, когда ребенок  с радостью  открывает для себя  удивительный мир окружающей действительности.

  В наше современное время ощущается острая необходимость снизить напряженность, нетерпимость, агрессивность среди детей и подростков. Для этого в первую очередь необходимо увеличить педагогическое влияние на детей, повысить их занятость социально полезным делом. Социальный опыт ребенка является результатом его социализации и рассматривается как целенаправленный процесс: воспитание, просвещение, обучение. Важнейшей чертой современного обучения признают направленность на то, чтобы готовить социализированного ребенка, приспособленного к совместной работе педагог – ребенок, ребенок – ребенок, ребенок – родитель. На наш взгляд, трудовое воспитание это идеальная площадка для развития этих качеств.

Труд позволяет сформировать у детей необходимый комплекс качеств, который формирует умение учиться. В процессе труда развиваются такие психические процессы, как восприятие, воображение, мышление, внимание, воля.  Формируются основные качества личности (самостоятельность, активность, целеустремленность).   Необходимым качеством для развития этих личностных черт, по мнению многих, является трудолюбие. Благодаря труду  педагог сможет решать вопросы эстетического воспитания детей в процессе труда, будет учить детей видеть красоту окружающей природы, красоту творений, созданных руками человека,  научит детей замечать и устранять недостатки в окружающей обстановке и стремиться к созданию красивого.

 Задачи:

  • в области физического развития  –  развивать физические навыки, технику выполнения.
  • в области познавательного развития – знакомить детей с миром профессий, трудом взрослых, учить находить возможность проявления посильной помощи.  
  • в области социально-коммуникативного развития – развивать навыки общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками,  эмоциональной отзывчивости; формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками; способствовать становлению и осознанию себя, как отдельную личность; формировать позитивных установок на деятельность.
  • в области речевого развития – пополнять пассивный словарный запас, способствовать переходу в активный; формировать умение сочетать слово и действие, употреблять больше глаголов в речи.
  • в области художественно-эстетического развития – становлению эстетического отношения к окружающему миру, умение видеть прекрасное и передавать при помощи доступных средств.

Виды детского труда:

  • Самообслуживание (труд, направленный на удовлетворение повседневных личностных потребностей).
  • Хозяйственно - бытовой труд (уборка групповой комнаты, участка).
  • Труд в природе (в уголке природы,).
  • Ручной труд (поддержание порядка в группе:  

Организация труда детей:

  • Поручения (индивидуальные  и совместные).
  • Дежурства (индивидуальные  и совместные).
  • Коллективный труд.
  1.  Цели и задачи проекта.

Цель: Формирование устойчивого положительного отношения к труду у детей среднего возраста.

Задачи:

  1. Формирование предпосылок трудовой деятельности
  2. Формирование представлений   о видах детского труда; о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
  3. Развитие трудовой деятельности.
  4. Воспитание ценностного отношения к собственному труду, положительного отношения к труду взрослых, труду других людей и его результатам.

Участники проекта: дети 4-5 лет, воспитатели, родители воспитанников

Направления работы:

  1. Знакомство с трудом взрослых
  2. Организация труда детей
  3. Консультирование родителей по теме.

Сроки реализации проекта.

             1.Проект рассчитан на учебный год  с сентября 2022г по май 2023г.

2.Этапы реализации проекта:

Первый этап – подготовительный

  • подбор методической литературы,
  • привлечение внимания родителей к проблеме трудового воспитания (сообщение на собрании);
  • набор картотек: бесед, сюжетно-ролевых игр;
  • подбор художественной литературы для чтения с детьми.

Второй этап – основной

  • реализация программы с детьми.  
  • организация работы с родителями;

Третий этап – заключительный

  • Презентация проекта на родительском собрании, педагогическом совете.

     3.Ожидаемые результаты реализации проекта.

  1. уважение к труду и желание помогать старшим;
  2. развитые трудовые способности;
  3. трудолюбие, ответственное отношение к труду;
  4. сформированные навыки организации совместного труда.

Продукты реализации проекта: выставки детского творчества, фото отчеты, папка с консультациями «Проблемы трудового воспитания дошкольников», папка «Профессии».    

Презентация проекта: представление фото отчета на родительском собрании, на семинарах и педагогических советах.

                                            План реализации проекта

Работа по реализации программы ведется по двум направлениям:

работа с родителями воспитанников средней группы и работа с детьми.

Консультации, родительские собрания, анкетирование, буклеты и т.д.

Творческие работы

Темы конкурсов и выставок.

Октябрь

Консультация «Ребенок учится тому, что ведет у себя в дому»

 Сообщение темы на родительском собрании.

Анкетирование «Трудовые навыки ребенка 4-5 лет»

 Фото выставка «Воспоминания о лете»

Ноябрь

Буклет «Что должен уметь ребенок к 4 годам?» (самообслуживание, труд)

Создание альбома «Зимующие птицы нашего края».  

Декабрь

Как приучит ребенка к домашним обязанностям?» памятка

«Портрет Деда Мороза» поделки из бросового материала.

Январь

«Научите малыша трудится» буклет

Авторская сказка – придумывание сказок совместно с ребенком.

Февраль

Памятка для родителей по трудовому воспитанию

«Папа мастер» поделки из бросового материала

Март

«Роль семьи в трудовом воспитании ребенка» консультация

«Мама – рукодельница», выставка поделок, демонстрация хобби.

Апрель

«Трудовые возможности ребенка 4-5 лет»

Подготовка костюмов к итоговому утреннику «Математический театр»

                                  План работы с детьми

Чтение художественной литературы

Самообслуживание

Бытовой труд, дежурство

Труд в природе

Октябрь. Знакомство с трудом младшего воспитателя

Беседа «Кто как трудится дома?».

Цель: вызвать желание у детей рассказывать о трудовых навыках.

Василий Сухомлинский. Бабушка и Петрик

Б. Заходер «Портниха»,«Строители».

Упражнение «Мыльные перчатки». Цель: напомнить алгоритм мытья рук.

Помощь няне: развесить полотенца в умывальной комнате

Помощь дворнику в уборке на участке.

Ноябрь. Знакомство с трудом повара, столяра

Беседа «Как можно помочь маме и папе?».

Цель: учить решать проблемные ситуации.

 «Кормушка для птиц»

Цель: знакомство с профессией столяра, изготовление кормушки.

Василий Сухомлинский. Каждый человек должен

Е. Пермяк «Мамина работа».

Упражнение «Застегни пуговицу». Цель: продолжать учить застегивать пуговицы, развивать мелкую моторику рук.

Помощь няне: складываем салфетки и вставляем в салфетницы.

Ситуация: «Почему завяли цветы на окошке?». Цель: продолжать прививать желание ухаживать за растениями.

Декабрь. Знакомство с трудом почтальона

Беседа «Кто мне поможет?».

 Цель: продолжать учить детей работать в коллективе.

Василий Сухомлинский. Правильно думай о труде

С.Маршак "Пожар", "Почта".

Упражнение «Завяжи шнурки». Цель: продолжать учить завязывать шнурки самостоятельно.

Помощь няне: протираем пыль на полочках.

Ситуация: «Пожелтели листья. Осень на окошке?». Цель: продолжать учить ухаживать за растениями в группе.

Январь. Знакомство с трудом врача

Проблемная ситуация «Предметы потерялись?».

Цель: продолжать прививать любовь к труду, умение использовать предметы помощники труда.

Алексей Мусатов. Как хлеб на стол пришел

ООД «Чистые ногти». Цель: сформировать представление детей о гигиенических навыках.

Ситуация «Пролили компот». Цель: учить вытирать за собой испачканный стол.

Ситуация «Пыль на листочках». Цель: продолжать учить ухаживать за растениями в группе.

Февраль. Труд на стройке

Беседа «Кто как в лесу трудится?».

Цель: познакомить детей с трудом животных.

Василий Сухомлинский. Не потерял, а нашел

С. Баруздина «Кто построил этот дом?».

Упражнение «Завяжи шнурки». Цель: продолжать учить завязывать шнурки самостоятельно.

Мытье игрушек.

Обустройство уголка природы.

Март. «Мы идем в магазин»

Ситуация «Одному сложно».

Цель: продолжать формировать понимание того, что некоторые дела лучше делать вместе.

Василий Сухомлинский. Пекарь и Портной

Заучивание П. Жанэ «Помощник»

Упражнение «Грязная кружка». Цель: учить мыть мелкие доступные предметы посуды.

Ситуация «Вещи в шкафу потеряли домики». Цель: учить складывать вещи в шкафчике.

Посадка рассады.

Апрель. «Мы идем в театр» 

Цель: познакомить с профессиями (артист, режиссёр, костюмер, художник-декоратор, музыкант) и помещениями театра (зрительный зал, сцена);

Василий Сухомлинский. Счастье и труд

Заучивание «Не мешай мне трудиться»

Упражнение «Чистые носки». Цель: учить стирать грязные вещи в ручную.

Ситуация «Я заправляю постель». Цель: учить заправлять постель в заранее обговоренном алгоритме.

Уборка территории.

Заключение

Проект «Маленькие помощники» дополняет общеобразовательную программу, направлен на формирование у детей положительного отношения к труду, уважения к труду взрослых, привитию трудовых навыков.

Значительная часть планируемых мероприятий ориентирована на сотрудничество с семьей, так как именно семья оказывает решающее влияние на весь ход развития ребенка.

                                            Список используемой литературы

  1. Т.А. Шорыгина , Беседы о профессиях, М. - Издательство «Творческий центр «Сфера», 2018 г., 128 с.
  2. Иванова А. А., Лабутина Н.В., Гусева Н.П.,                          Трудовое воспитание дошкольников, СП - Вентана – Граф, 2016 г., 76 с.
  3. Р. С. Буре, Дошкольник и труд.

Теория и методика трудового воспитания, М. - Мозаика – Синтез, 2011 г., 136 с.

  1. Т. Комарова, Л.В. Куцакова, Л. Павлова,

Трудовое воспитание в детском саду, М. - Мозаика – Синтез, 2009 г., 80 с.

  1. Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик и др.; Сост. Т.Н. Доронова. Радуга:

Программа и руководство для воспитателей средней  группы детского сада/  – М.: Просвещение, 1994. – 208 с.

  1. Т.И. Гризик, Г.В. Глушкова, И. Г. Галянт и др.; науч. ред. Е.В. Соловьева.

Планирование работы в детском саду с детьми 4-5 лет: методические рекомендации для воспитателей – М.: Просвещение, 2012. – 178 с.: ил. – (Радуга).

  1. Кузнецова А.Е.                                                                                Лучшие развивающие игры для детей от трех до семи лет – М.:                        ООО  «ИД РИПОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. XXI век», 2007. – 189 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по трудовому воспитанию в средней группе детского сада "Маленькие помощники"

Предлагаю вашему вниманию проект «Маленькие помощники», который направлен на знакомство с профессиями человека, формированию трудовых навыков. Материал будет полезен для воспитателей, рабо...

Долгосрочный проект "Город профессий" для детей средней группы

Актуальность:Среди воспитательно – образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы трудового воспитания детей всегда стоят на первом месте. А. С. Макаренко отмечал, что правильное воспитан...

Практико-ориентированный проект по трудовому воспитанию детей подготовительной группы «Кто любит труд – того люди чтут»

Трудовое воспитание - важное средство всестороннего развития личности дошкольника. Цель трудового воспитания: формирование ценностного отношения детей к труду, трудолюбия, а также их приобщение к...

Проект по трудовому воспитанию детей среднего дошкольного возраста «Маленькое дело лучше большого безделья»

Трудовая деятельность должна способствовать повышению общего развития детей, расширению их интересов, появлению простейших форм сотрудничества, формированию таких нравственных качеств как трудолюбие, ...

Долгосрочный проект по патриотическому воспитанию в средней группе «С чего начинается Родина...»

Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Каким ребёнок станет, полностью зависит от взрослых: родителей, педагогов и окружающих его взрослых. Какие знания о...

Проект по трудовому воспитанию детей среднего дошкольного возраста «Маленькое дело лучше большого безделья»

Данный проект нацелен на реализацию основной задачи 2024 - 2025 гг. по трудовому воспитанию детей среднего дошкольного возраста. Актуальностью проекта является возможность сформировать первичные навык...

Проект по трудовому воспитанию детей среднего дошкольного возраста «Трудиться – всегда пригодиться»

Актуальность проекта.      Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются еще в дошкольном возрасте. Задачи педагог...