Развитие познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста с использованием элементов ТРИЗ
учебно-методический материал (старшая, подготовительная группа)
Развитие познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста с использованием элементов ТРИЗ
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста с использованием элементов ТРИЗ
Для развития познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста с помощью ТРИЗ-технологии эффективны следующие методы:
1. Метод противоречий («Хорошо – плохо»)
Дети учатся анализировать объекты и явления через призму двойственности. Например, при изучении дождя:
• Хорошо: растения получают воду, можно прыгать по лужам.
• Плохо: промокает одежда, сокращается время прогулки.
Этот метод развивает критическое мышление и умение видеть многоаспектность природных явлений.
2. Фантазирование и эмпатия
• Игра «Что было бы, если…»: стимулирует воображение (например: «Что было бы, если снег не таял?»).
• Метод эмпатии: дети «превращаются» в объекты неживой природы (например: «Представь, что ты капля воды в туче»). Это усиливает эмоциональное восприятие и понимание процессов.
3. Морфологический анализ
Позволяет комбинировать разные свойства объектов для поиска новых решений. Например, при изучении воды:
• Составляют таблицу с параметрами (состояние, температура, цвет) и генерируют идеи: «Лед + прозрачный = как сделать дом изо льда?».
4. Решение сказочных задач
Дети помогают героям преодолеть препятствия, используя ресурсы неживой природы. Например:
• «Как помочь зайцу перебраться через реку без моста?» - предлагают использовать льдину или надуть воздушный шар.
5. Метод маленьких человечков (МЧ)
Объекты неживой природы «оживляются» через моделирование их структуры с помощью фигурок. Например:
• Дети изображают, как «человечки-льдинки» держатся за руки, объясняя свойства твердого состояния воды.
6. Системный подход
Анализ явлений как части целого. Например, изучение круговорота воды в природе через цепочку: облако → дождь → река → испарение. Дети строят схемы, выделяя взаимосвязи.
Пример занятия с ТРИЗ-методами
Тема: «Ветер».
1. Противоречия: «Ветер – это хорошо (охлаждает в жару) или плохо (срывает крыши)?».
2. Эмпатия: «Изобрази, как ты – ветер – качаешь деревья».
3. Изобретение: «Придумай, как использовать ветер для помощи людям» (генерация идей: ветряная мельница, воздушный змей).
Эти методы не только развивают познавательный интерес, но и формируют навыки анализа, творчества и системного мышления, готовя детей к школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка серии игр по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием элементов ТРИЗ-педагогики «Поиграем с волшебниками»
В работе по развитию речи очень важным этапом является обучение ребенка составлять рассказы. От того, насколько развита речь ребёнка, напрямую зависят его успехи не только в освоении грамоты, но и в о...

Познавательно-исследовательская деятельность как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста
Дошкольный возраст – это период, когда ребенок стремиться познать окружающий мир и с удовольствием включается в деятельность с взрослым. Именно этот возраст является наиболее благоприятным...

Использование мобильного обучения с элементами дополненной реальности для организации образовательной деятельности как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.
Дополненная реальность способна сделать восприятие информации воспитанниками гораздо проще и нагляднее. Принцип технологии дополненной реальности заключается в совмещении виртуальных и существующих об...

Образовательный проект "Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста через использование методов и приёмов технологии ТРИЗ в образовательной деятельности"
Среди новых педагогических технологий, методик, используемых в дошкольных учреждениях, технология теория решения изобретательских задач занимает особое место, как технология, позволяющая м...

Методическая разработка «Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в разных видах детской деятельности посредством использования камешков»
При формировании познавательного интереса просто необходимо использовать игровой занимательный материал, который сможет увлечь, активизировать умственную деятельность, способствует организации общения...

Мастер-класс формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста посредством использования цифровой лаборатории Наураша
laquo;Использование детской цифровой лаборатории Наураша в работе с дошкольниками». На котором, хочу показать вам как работать с детской цифровой лабораторией «Наураша....

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений и развитию познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста с использованием элементов ТРИЗ технологий «История веселого квадратика»
Цель: Формирование у детей интереса к мыслительной деятельности и самостоятельному поиску решения поставленных перед ними задач, используя современные технологии ТРИЗ.Образовательные задачи:- Зак...
