Развитие познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста с использованием элементов ТРИЗ
учебно-методический материал (старшая, подготовительная группа)

Сушкова Людмила Олеговна

Развитие познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста с использованием элементов ТРИЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста с использованием элементов ТРИЗ

Для развития познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста с помощью ТРИЗ-технологии эффективны следующие методы:

1. Метод противоречий («Хорошо – плохо»)

Дети учатся анализировать объекты и явления через призму двойственности. Например, при изучении дождя:

        •        Хорошо: растения получают воду, можно прыгать по лужам.

        •        Плохо: промокает одежда, сокращается время прогулки.

Этот метод развивает критическое мышление и умение видеть многоаспектность природных явлений.

2. Фантазирование и эмпатия

        •        Игра «Что было бы, если…»: стимулирует воображение (например: «Что было бы, если снег не таял?»).

        •        Метод эмпатии: дети «превращаются» в объекты неживой природы (например: «Представь, что ты капля воды в туче»). Это усиливает эмоциональное восприятие и понимание процессов.

3. Морфологический анализ

Позволяет комбинировать разные свойства объектов для поиска новых решений. Например, при изучении воды:

        •        Составляют таблицу с параметрами (состояние, температура, цвет) и генерируют идеи: «Лед + прозрачный = как сделать дом изо льда?».

4. Решение сказочных задач

Дети помогают героям преодолеть препятствия, используя ресурсы неживой природы. Например:

        •        «Как помочь зайцу перебраться через реку без моста?» - предлагают использовать льдину или надуть воздушный шар.

5. Метод маленьких человечков (МЧ)

Объекты неживой природы «оживляются» через моделирование их структуры с помощью фигурок. Например:

        •        Дети изображают, как «человечки-льдинки» держатся за руки, объясняя свойства твердого состояния воды.

6. Системный подход

Анализ явлений как части целого. Например, изучение круговорота воды в природе через цепочку: облако → дождь → река → испарение. Дети строят схемы, выделяя взаимосвязи.

Пример занятия с ТРИЗ-методами

Тема: «Ветер».

        1.        Противоречия: «Ветер – это хорошо (охлаждает в жару) или плохо (срывает крыши)?».

        2.        Эмпатия: «Изобрази, как ты – ветер – качаешь деревья».

        3.        Изобретение: «Придумай, как использовать ветер для помощи людям» (генерация идей: ветряная мельница, воздушный змей).

Эти методы не только развивают познавательный интерес, но и формируют навыки анализа, творчества и системного мышления, готовя детей к школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка серии игр по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием элементов ТРИЗ-педагогики «Поиграем с волшебниками»

В работе по развитию речи очень важным этапом является обучение ребенка составлять рассказы. От того, насколько развита речь ребёнка, напрямую зависят его успехи не только в освоении грамоты, но и в о...

Познавательно-исследовательская деятельность как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст – это период, когда ребенок стремиться познать окружающий мир и с удовольствием включается в деятельность с взрослым.  Именно этот возраст является наиболее благоприятным...

Использование мобильного обучения с элементами дополненной реальности для организации образовательной деятельности как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.

Дополненная реальность способна сделать восприятие информации воспитанниками гораздо проще и нагляднее. Принцип технологии дополненной реальности заключается в совмещении виртуальных и существующих об...

Образовательный проект "Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста через использование методов и приёмов технологии ТРИЗ в образовательной деятельности"

Среди новых педагогических технологий, методик, используемых в дошкольных учреждениях, технология  теория решения изобретательских задач  занимает особое место, как технология, позволяющая м...

Методическая разработка «Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в разных видах детской деятельности посредством использования камешков»

При формировании познавательного интереса просто необходимо использовать игровой занимательный материал, который сможет увлечь, активизировать умственную деятельность, способствует организации общения...

Мастер-класс формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста посредством использования цифровой лаборатории Наураша

laquo;Использование детской цифровой лаборатории Наураша в работе с дошкольниками». На котором, хочу показать вам как работать с детской цифровой лабораторией «Наураша....

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений и развитию познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста с использованием элементов ТРИЗ технологий «История веселого квадратика»

Цель: Формирование у детей интереса к мыслительной деятельности и самостоятельному поиску решения поставленных перед ними задач, используя современные технологии ТРИЗ.Образовательные задачи:- Зак...