ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «Насекомые, пауки»
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа)

Трофимова Анастасия Викторовна

Задачи:

Образовательные.

1. Познакомить детей с миром насекомых, его разнообразием, характерными особенностями его представителей.Развивать умение обобщать насекомых по существенным признакам, воспитывать интерес к насекомым, желание узнать о них что-то новое.

2. Формировать понятие «насекомые» с опорой на модель. Классифицировать насекомых на опасных и неопасных, познакомить с условиями проживания, питания и самоорганизации некоторых из них. Познакомить с приспособлением насекомых к среде, защитными свойствами насекомых от врагов.

3. Познакомить с простыми мерами предосторожности от укусов во время прогулки и отдыха на природе, с правилами безопасного пользования репеллентами, простыми способами оказания первой помощи при укусах насекомых.

4. В продуктивной деятельности учить детей самостоятельно планировать свою работу, создавать образ насекомого, передавать его строение, величину. В рисовании закрепить прием рисования симметрией с помощью складывания рисунка пополам(технике рисования «Монотипия»). Учить рисовать насекомых: изображать контур при помощи простого карандаша, аккуратно закрашивать его с помощью художественных средств (цветных карандашей, мелков, красок) (по выбору ребенка).

5. Учить детей вырезать силуэты бабочек из бумажных квадратов или прямоугольников, сложенных пополам, и украшать по своему желанию графическими или аппликативными средствами; показать варианты формы и декора крылышек бабочки, развивать чувство формы и ритма. Упражнять детей в работе с ножницами.

6. Познакомить с рассказом В. Драгунского «Он живой и светится». Рассмотреть на основе текста отношение детей к игрушкам, живым существам. Воспитывать бережное отношение к природе, чувство эмпатии и сопереживания.

7. Упражнять детей в ориентировке на плоскости листа; находить верхний, нижний, правый и левый углы листа, выкладывать определённое количество предметов в заданной части листа; учить видеть геометрические фигуры, называть их, определять размер по отношению друг к другу.

8. Развивать умение анализировать отдельные детали, соотносить их с представленным образом, выкладывать по образцу и самостоятельному замыслу, умение читать схему, понимать символы. Развивать логическое мышление.

Развивающие.

9. Развивать умение рассматривать картины, выделять в сюжете главное и второстепенное. Побуждать при передаче сюжета в рассказе использовать сложносочиненные предложения.

10. Развивать основные психические процессы (память, внимание, мышление, речь) через участие в различных видах игр (дидактических, словесных, настольно-печатных, сюжетных и пр.), побуждать включаться в диалог, высказывать собственную точку зрения, аргументировать ее. Способств. развитию эмоциональной сферы детей через драматизацию и театрализов. игры.

Воспитательные.

11. Воспитывать желание играть сообща, умение идти на компромисс, согласовывать свои желания и поступки с партнерами по игре.

12. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, понимание взаимосвязи всех живых организмов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_nasekomye.docx31.1 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ____ «Насекомые, пауки»

Старшая группа ____ «Сказка» _________________________      Сроки: 29.04 – 10.05.2024 г. ______________________________

Итоговое мероприятие: создание стенгазеты «Необычный мир насекомых». Разучивание с/р игры «Экологи».

Задачи:

Образовательные.

  1. Познакомить детей с миром насекомых, его разнообразием, характерными особенностями его представителей.Развивать умение обобщать насекомых по существенным признакам, воспитывать интерес к насекомым, желание узнать о них что-то новое.
  2. Формировать понятие «насекомые» с опорой на модель. Классифицировать насекомых на опасных и неопасных, познакомить с условиями проживания, питания и самоорганизации некоторых из них. Познакомить с приспособлением насекомых к среде, защитными свойствами насекомых от врагов.
  3. Познакомить с простыми мерами предосторожности от укусов во время прогулки и отдыха на природе, с правилами безопасного пользования репеллентами, простыми способами оказания первой помощи при укусах насекомых.
  4. В продуктивной деятельности учить детей самостоятельно планировать свою работу, создавать образ насекомого, передавать его строение, величину. В рисовании закрепить прием рисования симметрией с помощью складывания рисунка пополам(технике рисования «Монотипия»). Учить рисовать насекомых: изображать контур при помощи простого карандаша, аккуратно закрашивать его с помощью художественных средств (цветных карандашей, мелков, красок) (по выбору ребенка).
  5. Учить детей вырезать силуэты бабочек из бумажных квадратов или прямоугольников, сложенных пополам, и украшать по своему желанию графическими или аппликативными средствами; показать варианты формы и декора крылышек бабочки, развивать чувство формы и ритма. Упражнять детей в работе с ножницами.
  6. Познакомить с рассказом В. Драгунского «Он живой и светится». Рассмотреть на основе текста отношение детей к игрушкам, живым существам. Воспитывать бережное отношение к природе, чувство эмпатии и сопереживания.
  7. Упражнять детей в ориентировке на плоскости листа; находить верхний, нижний, правый и левый углы листа, выкладывать определённое количество предметов в заданной части листа; учить видеть геометрические фигуры, называть их, определять размер по отношению друг к другу.
  8. Развивать умение анализировать отдельные детали, соотносить их с представленным образом, выкладывать по образцу и самостоятельному замыслу, умение читать схему, понимать символы. Развивать логическое мышление.

Развивающие.

  1. Развивать умение рассматривать картины, выделять в сюжете главное и второстепенное. Побуждать при передаче сюжета в рассказе использовать сложносочиненные предложения.
  2. Развивать основные психические процессы (память, внимание, мышление, речь) через участие в различных видах игр (дидактических, словесных, настольно-печатных, сюжетных и пр.), побуждать включаться в диалог, высказывать собственную точку зрения, аргументировать ее. Способств. развитию эмоциональной сферы детей через драматизацию и театрализов. игры.

Воспитательные.

  1. Воспитывать желание играть сообща, умение идти на компромисс, согласовывать свои желания и поступки с партнерами по игре.
  2. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, понимание взаимосвязи всех живых организмов.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ____ «Насекомые, пауки» _

Старшая группа ____ «Сказка» ______________________________

ОбрОбл

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

РАЗВ-Е ПОЗНАВАТ.-ИССЛЕДОВАТ.ДЕЯТ-ТИ,  ФОРМ-Е ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОБЪЕКТАХ ОКРУЖ.МИРА,  ФЭМП, СЕНСОРНОЕ РАЗВ-Е, ПРИОБЩЕНИЕ К СОЦИОКУЛЬТУРНЫМ ЦЕННОСТЯМ, ОЗНАКОМЛЕНИЕ С МИРОМ ПРИРОДЫ

РАЗВИВАЮЩАЯРЕЧЕВАЯ СРЕДА, ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРЯ, ЗКР, ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ, СВЯЗНАЯ РЕЧЬ, ГРАМОТА, ПРИОБЩЕНИЕ К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ВИДЫ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рассматривание иллюстраций, дид. картинок, экологические беседы: о насекомых (обобщение, представители, разнообразие, роль в природе, польза/вред).

Д/упр.: по моделям «насекомые», приспособление к среде, защита от врагов.

Ситуативный разговор: «Самые большие и маленькие насекомые на планете», «Самые необычные насекомые» (развитие познавательной активности, обогащение знаний о насекомых).

Д/И: лото «Насекомые» (активизация и расширение знаний по теме), «Летает, ползает, бежит» («На земле, в воде, в небе…») (обобщение и классификация представителей различных видов, сравнение их между собой).«Кто лишний» (классификация насекомых, птиц, животных).

ФЭМП: «Строим маршрут» (упражнять детей в ориентировке на плоскости листа; находить верхний, нижний, правый и левый углы листа, выкладывать определённое количество предметов в заданной части листа).

«Отыщи фигуры» (учить видеть геометрические фигуры, называть их, определять размер по отношению друг к другу).

Логико-математические игры: «Колумбово яйцо» (умение анализировать отдельные детали, соотносить их с представленным образом, выкладывать по образцу и самостоятельному замыслу); «Строим детскую площадку» (с кубиками Дьенеша) (умение читать схему, понимать символы).

Н/ПИ. «Сложи насекомое» (разрезные картинки) (умение анализировать). «Игры -ходилки» (умение действовать по правилам, играть сообща).

Экспериментирование:опыт «Упрямые предметы», «Хитрости инерции» (познакомить детей с физическим свойством предметов – инерцией; показать возможность практического использования инерции в повседневной жизни («Как отличить сырое яйцо от варёного»); учить фиксировать результаты эксперимента).

Строительно-конструктивные игры:«Чья команда быстрее построит» (учить строить в команде, помогать друг другу; развивать интерес к конструктивным играм, внимание, быстроту, мелкую моторику); «Построй и создай схему» (умение строить по самостоятельному замыслу, обучение рисованию схем построек).

Беседа «Что дети знают о насекомых?» (уточнить знания детей о насекомых, их разнообразии, отличительных признаках, питании, передвижении; особенностях жизнедеятельности).

Разучивание стихотворения «Трудолюбивая пчелка»

(по методике «Расскажи стихи руками»)

(развивать память, моторику, умение ориентироваться в пространстве, речь (четкость, выразительность), чувство ритма).

Диалог «Разговор с жуком» (развитие интонационной выразительности)

Чтение и обсуждение художественной литературы: Д. Минаев «Не троньте майского жука»,В.В. Бианки. «Как муравьишка домой спешил», К. Чуковский «Муха-Цокотуха», В. Драгунский «Он живой, он светится», И. Крылов «Стрекоза и муравей», А. Фет «Бабочка»

Свободное общение: «Кто такие насекомые?», проблемная ситуация: «Что произойдет если исчезнут все насекомые? Исчезновение представителей каких видов насекомых может обернуться катастрофой для живой природы (человека)? (умение высказывать собственную точку зрения, аргументировать ее, рассуждать»

Составление рассказов-описаний, загадок, сказок на тему: «Насекомые» (с использованием / самостоятельным составлением схем).

Загадки, чистоговорки по теме.

Д/и «На полянке» (грам. строй речи, использование предлогов).

Словесные игры, ЗКР: «Кто какой звук издает?», «Кто как передвигается?»(согласование слов в роде, числе, падеже), «Где живет звук?(развитие фонематического слуха, ЗКР), «Скороговорки» (развитие общих речевых навыков: правильного звукопроизношения, работа над четкостью дикции интонационной выразительностью речи, умением изменять силу голоса) и пр.

Рассматривание сюжетной картины «На лугу» (умение выделять главное и второстепенное, видеть детали, развитие связной речи).

РАЗВИВ.СРЕДА

Придумывание условных обозначений для составления схемы (мнемотаблицы) «Насекомые», составления загадок, рассказов. Картинки, плакаты, наглядные пособия на данную тему. Загадки с картинками,

Иллюстрации, энциклопедии, книги о насекомых, игрушки «Насекомые».

Художественная литература по теме «Насекомые».

Различные кубики, конструкторы, схемы.

Д/И «Блоки Дьенеша», «Колумбово яйцо», «На земле, на воде, в воздухе…», «Кто лишний» и пр.

Н/П игры «Сложи насекомое», «Ходилки» и пр.

Атрибуты для проведения опыта (игрушки (кукла, машинка, яйца).

Пополнение уголка ряженья атрибутами для проведения театрализованных игр по теме.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ____ «Насекомые, пауки» ________________________________________________

Старшая группа ____ «Сказка» ______________________________

ОбразОбл

ХУДОЖ. – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

ПРИОБЩЕНИЕ К ИСКУССТВУ, ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КОНСТРУКТИВНО-МОДЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

СОЦИАЛИЗАЦИЯ (ОБЩЕНИЕ), ФОРМ-Е ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕБЕ И ДР. ЛЮДЯХ, БЕЗОПАСНОСТЬ В БЫТУ, В ПРИРОДЕ, В СОЦИУМЕ; ТРУД, ГЕНДЕРНОЕ, ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСП-Е, НОРМЫ, ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ, САМООБСЛУЖИВАНИЕ, К.Г.Н.

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА, ФОРМИРОВАНИЕ НАЧАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗОЖ, ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

ВИДЫ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Игра с пением «Медведь и пчелы» (сл. и муз. С. Насауленко).

Слушание шумовых эффектов (звуки насекомых), дид. игра «Угадай».

Восприятие музыки/ песенно-игровое и песенно-инструментальное творчество/ музыкально-ритмическая деятельность тематического характера «Насекомые».

Слушание музыки «Пчелка».

Пение «В траве сидел кузнечик».

Рассматривание луговых растений, насекомых (иллюстраций, в природе): отличительные признаки, пропорции частей, строение и т.д.

Лепка- «Насекомые (по замыслу)» (учить детей самостоятельно планировать свою работу, создавать образ насекомого, передавать его строение, величину).

Рисование:«Такие разные бабочки»(закрепить прием рисования симметрией с помощью складывания рисунка пополам – (технике рисования «Монотипия»); побуждать выполнять свой инд. рисунок).

«В стране насекомых» (учить рисовать насекомых: изображать контур при помощи простого карандаша, аккуратно закрашивать его с помощью художественных средств (цветных карандашей, мелков, красок) (по выбору ребенка).

Аппликация-«Нарядные бабочки»(упражнять в работе с ножницами, развивать чувство симметрии, воображение).

Рассматривание репродукций «Насекомые», «На лужайке».

Драматизация басни «Стрекоза и муравей»(развитие эмоциональной сферы, понимание характеров и поступков героев).

Театрализованные игры: «Муха-Цокотуха»

Цели: закрепить знание содержания сказки; развивать выразительность речи и пантомимики; закрепить знания о насекомых.

С/Р игры:«Театр»продолжать учить действовать детей в соответствии с принятой на себя ролью, формировать доброжелательное отношение между детьми. Закреплять знания детей о театре, труппе театра, показать коллективный характер работы в театре, развивать выразительность речи).

«Исследователи» («Экологи») (обогатить и дополнить знания детей о научных работниках, специфических условиях труда. Учить моделировать игровой диалог, распределять роли, исп. в игре предм.-заместители. Воспитывать желание исследовать и беречь природу).

Дежурство по столовой (разрезание салфеток, складывание в стаканчики), помощь в раскладывании столовых приборов, хлебниц, расстилании скатертей).

Дежурство по занятиям (раздаточный материал, подготовка рабочего места, уборка места по окончании занятия).

Безопасность: беседа: «Какие насекомые приносят человеку вред?»

Правила поведения в природе. Первая помощь при укусах насекомых (воспитывать понимание и соблюдение правил при встрече с различными насекомыми).

Социальные отношения: упр. «Я хочу дружить с тобой, потому что…» (сплочение, воспитание дружелюбия, уважения др. к др., умение выражать свою мысль).

Утренняя гимнастика №1, май (картотека утренней гимнастики).

Дыхательная гимнастика «Летят пчелы». «Бабочка на цветке».

Развитие основных движений: «Дотянись до солнышка»(лазанье по гимнастическойстенке). «Радужные брызги»(бросать мяч вверх и ловить, передача мяча друг другу).

«Улиточка» (движение в разном направлении).

Подвижные игры: 

«Поймай комара» упражнять детей в прыжках; развивать точность движений, ловкость.

 «Медведь и пчелы»

 развивать умение бегать в разных направлениях, ловкость.

«Летает, жужжит, ползает» (поднять эмоциональный и мышечный тонус; развивать пластику и выразительность движений; закрепить знания о способах передвижения насекомых).

Пальчиковые игры: «Пчела»

Физкультминутки: «Кузнечик», «Капустница».

Беседы: «Правила пользования репеллентами», «Как уберечься от укусов насекомых», «Прогулка по лесу: о каких правилах не стоит забывать».

РАБОТ. С РОДИТ.

Создание альбома: «Такие разные насекомые». Семейный просмотр ТВ передач, чтение научно-познавательной литературы: о насекомых (обогащение знаний детей, совместное обсуждение).

Оформление странички «Учите вместе с нами» по теме «Насекомые».

Играем вместе: Игра «Соедини точки и узнай, кто получится» (развитие мелкой моторики, внимания). Предложить детям соединить точки по порядку (узнать бабочку, гусеницу, муравья, кузнечика).

Игра «Дорисуй другую половину» (развитие воображения, моторики, чувства цвета).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно-тематическое планирование по теме "Насекомые" в первой младшей группе.

В документе представлено комплексно-тематическое планирование по теме: «На лугу среди цветов бабочки летают» для воспитателей, работающих с детьми первой младшей группы в соответствии с ФГО...

Календарно-тематическое планирование по теме "Насекомые"

Календарно-тематическое планирование по лексической теме "Насекомые" для средней возрастной группы детского сада....

Календарно- тематическое планирование на тему " Насекомые"

Календпрно- тематическое планирование на тему" Насекомые" на неделю в форме таблицы по ФГОС для разновозрастной группы от 2 до 5 лет...

Комплексно-тематическое планирование на тему "насекомые"

развивающие игры, беседы на тему "насекомые"...

Тематическое планирование по теме: Насекомые в подготовительной группе.

Тематическое планирование по теме: Насекомые, в подготовительной к школе группе....

Методическая разработка: Комплексно-тематическое планирование по теме «Насекомые», в первой младшей группе

Комплексно-тематический план образовательной работы в младшей группе  по теме: «Бабочка - красавица»...

Календарно- тематическое планирование на тему «Насекомые» с 15.05 по 19.05 Цель: уточнить знания детей о насекомых, их разнообразии, отличительных признаках, питании, образе жизни, значении для жизни других обитателей природы. Итоговое мероприятие: Развле

Календарно- тематическое планирование на тему «Насекомые» с 15.05 по 19.05Цель: уточнить знания детей о насекомых, их разнообразии, отличительных признаках, питании, образе жизни, значении...