Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через изобразительную деятельность.
методическая разработка (старшая группа)

Опасинская Татьяна Андреевна

Целенаправленное эстетическое развитие, начатое в раннем возрасте, способно помочь ребенку раскрыть себя наиболее полно, создать условия для динамики творческого роста, познать красоту окружающего мира  во всех его красках. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_izo.docx23.08 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка на тему: Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через изобразительную деятельность.

Воспитатель высшей квалификационной  категории Опасинская Татьяна Андреевна

 Целенаправленное эстетическое развитие, начатое в раннем возрасте, способно помочь ребенку раскрыть себя наиболее полно, создать условия для динамики творческого роста, познать красоту окружающего мира  во всех его красках. Эстетическое воспитание детей направлено в первую очередь на формирование в ребёнке готовности к творчеству. Для достижения этой цели необходимо развивать такие качества, как внимание и наблюдательность, без которых невозможно творческое восприятие окружающего мира, воображение и фантазию, которые являются главным условием для любой творческой деятельности. Не менее важно научить ребёнка умению ориентироваться в окружающей обстановке, развивать произвольную память и быстроту реакции, воспитать смелость и находчивость, умение согласовывать свои действия с партнёрами, активизировать мыслительный процесс в целом.

          Действенность эстетического воспитания прямо зависит от соблюдения принципа художественно-творческой деятельности и самодеятельности детей. Хоровое пение, народные танцы, игра на инструментах, сочинение песен, стихов, рассказов, театральные постановки знакомят детей с произведениями искусства, шлифует исполнительские навыки, становятся содержанием духовной жизни, средством художественного развития, индивидуального и коллективного творчества, самовыражения детей.

         Мир ребенка – сложный комплекс разнообразных зрительных, слуховых, осязательных ощущений и эмоций. Чувственное восприятие мира захватывает ребенка, полностью овладевает им, толкает к созиданию, поисковой деятельности, раскрывает творческие способности, свойственные ребенку с рождения.

      Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников. Если создать условия для ее появления и становления, она станет  ярким и благодатным средством самовыражения и развития ребенка.

     В детском саду  уделяется внимание гармоничному воспитанию каждого ребенка. Оно осуществляется на занятиях по музыке,  изобразительному искусству, по развитию речи. 

      Особый интерес у меня вызывала тема: «Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через изобразительную деятельность»

     Главной целью этой работы является содействие воспитанию человека с развитым миром эмоций и творческим мышлением, умеющего эстетически воспринимать окружающий мир, ценить произведения искусства, любить и беречь природу, владеющего изобразительными навыками.

      Занимаюсь  изобразительной деятельностью по методике Комаровой. Т.С «Занятия  по  изобразительной деятельности  в детском саду» 

         Чтобы  детям    было  интересно   в работе, использую интегрированные занятия. В основу интегрированных уроков положены принципы взаимосвязи, близости содержания ведущих тем. Интегрированный подход к современному образованию предполагает изменение содержания и методов обучения, которые обеспечивают жизненность ведущих интегрированных принципов: личностного восприятия, личностной ответственности за свою деятельность. Чтобы процесс интеграции не был поверхностным, следует знать различия между интегрированными и комплексными занятиями. Комплексные занятия проводятся на знакомом материале, решает несколько задач, проводятся эпизодично. Интегрированное занятие построено по принципу объединения  нескольких  видов деятельности и разных средств развития детей, проводится систематически.

       Приоритетным направлением работы моей группы является художественно-эстетическое воспитание детей. Эффективность этого направления во многом определяется комплексным использованием всех средств эстетического цикла: театра, музыки, художественной литературы, рисования.

         Занимаясь изобразительной деятельностью с детьми  на занятиях, в совместной деятельности я ставлю перед собой задачу развивать творческие способности детей, сохранять и развивать их индивидуальность, свое видение мира в процессе освоения языка изобразительного искусства.  Стараюсь строить занятия так, чтобы каждый ребенок смог проявить себя при решении поставленных задач.

      При этом следует:

   - внимательно относиться к естественным проявлениям ребенка;

   - обеспечивать условия для их творчества самореализации;

   - уважать позицию ребенка в решении художественных задач;

   - удовлетворять потребности ребенка в новых знаниях, умениях, навыках, необходимых для создания задуманного образа.

     Побуждая,  детей к созданию выразительных рисунков, я активно использую методы восприятия и проживания образа  через себя, через движения, стараюсь включить детей в диалог, чтобы они не просто механически научились рисовать, а эмоционально переживали ситуацию. Например,   (психологический этюд,  игра- имитация)    рисуя деревья, мы с детьми как бы в превращаемся в них. Туловища – стволы, руки – толстые ветки, пальцы – тонкие ветки, ноготочки – листочки. Деревья бывают разные, как люди, - большие и маленькие, сильные и слабые, высокие и низкие. Дети любят превращаться и в высокую сосну, и в  могучий дуб-богатырь, и в нежную березку, у которой ветви опускаются вниз. Иногда ребенку, чтобы лучше понять и почувствовать образ, нужно сравнить его с чем-то очень близким и знакомым. Так, создавая образ красивого осеннего дерева, мы сравниваем его с распустившимся цветком, с пылающим костром, с  салютом, ковром и т.д. Создавая образ замерзшего дерева, мы отмечаем, что зимние деревья в инее похожи на снежинку, паутинку, ажурный платок, они искрятся как звездочки, а занесенные снегом – стоят как сугробы. Дети сами   находят художественный  образ.

      Известно, что развивает то обучение, которое основывается на активности, самостоятельности и инициативе воспитанников, поэтому на  своих занятиях я использую принцип вариативности, что дает возможность ребенку   самостоятельного выбора.

        Важно, чтобы, выполняя то или иное задание, ребенок нашел свой уникальный вариант его решения и создал свой неповторимый образ, а рисунки были своеобразными и отличались друг от друга.

      Одним из условий развития детского творчества на занятиях изобразительной деятельностью является использование различных изобразительных  материалов, которые  обогащают художественный опыт детей,  и позволяет им испытывать радость от результатов своего труда.

        Все окружение ребенка направлено на развитие его художественного вкуса, чему способствует грамотно организованная развивающая среда группы. Развивающая среда группы, ее стилевое и цветовое единство в оформлении активно воздействуют на ребенка и положительно влияют на его развитие. В группе – есть «полочка красоты»  (рисунки, выполненные детьми самостоятельно или совместно со мной или родителями) постоянно действует выставка детских работ; уголок творчества: репродукции картин, портреты художников, книги об искусстве. Уютная обстановка, игровое оборудование рационально размещено, в  оформлении группы присутствуют работы детей.

        Осуществляя эстетическое воспитание детей, я  увлекаю детей в сказочный мир рисования, где оживают линии, создаются иллюстрированные рассказы, приобретая навыки творческого самовыражения, развивается воображение, и проводятся и игры с изобразительными материалами, в результате которых рождается рисунок. На развитие творческих способностей ребенка большое влияние оказывает художественное слово.

       Систематическая работа по воспитанию эстетических чувств, которые вызывает поэзия, способствует и развитие художественно-творческих способностей. Дети наглядно понимают, что и художник, и поэт черпают впечатления из окружающей действительности. Загадки,   стихи,   рассказы  на различные темы  (времена года, животные, растения  и пр.) доступны   и понятны  детям, формируют в сознании маленького  человека  яркие,  зримые,  конкретные образы. Использую  их как на занятиях по изобразительной деятельности, на занятиях по развитию речи, разучиваю их к тематическим мероприятиям, а также использую  для создания рисунков на основе сюжета стихотворения.

       При знакомстве с опоэтизированной природой даю детям возможность почувствовать прелесть, неповторимость природы, уяснить ее значение в жизни человека, учу сравнивать, как отражено одно и то же природное явление в разных поэтических строках. Так, образ леса изображен в целом ряде стихотворений: И.Бунин. «Листопад», А.Пушкин «Уж небо осенью дышало», С.Есенин «Пороша», И.Суриков. «Первый снег» и др. Во все времена года лес по-своему красив.

     При знакомстве с произведениями искусства, отбираю высокохудожественные, доступные пониманию детей произведения искусства: «Золотая осень», «Деревня зимой» И.И.Левитана, «Зимний пейзаж», «Февральская лазурь» И.Грабаря, «Грачи прилетели»  А.К. Саврасова, «Весна» Т.Н.Яблонского. Наглядный материал подбираю так, чтобы    настроение, возникающее от восприятия картины и стихотворения (проза) совпадали. Читая русские народные сказки,  дети учатся понимать сказочность содержания, роль природы в передаче состояния героев. Учатся замечать сочетание красок, развивается наблюдательность, умение сопереживать. Изображая героев сказки, дети учатся передавать характер образа, придумывают свой сюжет рисунка. Для детей необычно знакомство с творчеством В.Васнецова «Иван царевич и серый волк», «Аленушка».

     Дети начинают понимать эту красоту, у них воспитываются не только эстетические, но и нравственные, патриотические чувства. Беречь лес, природу – этому человек должен учиться с детства. И когда мы формируем, развиваем мир чувств,   в том числе развиваем и чувства патриотизма.

       Такая работа оказывает положительное влияние на воспитание эмоционально - гуманных чувств дошкольников и на развитие их в дальнейшем во время изобразительной деятельности.

      Дошкольники любят разнообразие. Эти возможности предоставляют  обыкновенные мелки, сангина, уголь; спичка, очищенная от серы, туго заматывается небольшим кусочком ваты. «Волшебная палочка» - карандаш или ручка обматываются с тупого конца поролоном, который привязывается ниткой. Получается большая кисточка без волосков. Используем акварельные и гуашевые краски. Они позволяют знакомить детей с холодной и теплой гаммами красок, основными и дополнительными цветами, формируют навыки смешивания цветов и получения большого количества разнообразных оттенков, также помогают  детям выразить свои эмоции и отношение к изображаемому явлению через сочетание цветов.

       Занятия по художественно-эстетическому восприятию произведений искусства строятся в единстве с самостоятельной деятельностью детей. Полученные знания закрепляются в создании осенних и зимних пейзажей – дети с помощью цвета определяют особенности цветовой гаммы, передают настроения радости или грусти; рисуя натюрморт, они учатся изображать предметы с натуры; в портрете – передавать характер и настроение изображаемого, в фигуре человека – движение.

           В   решении  задачи  по развитию творческой индивидуальности у детей я использую  разнообразные   изобразительные  техники : рисование с помощью   нити, кляксография, отпечатывание   листьев на  бумаге,     аппликацию    с    дорисовыванием,  рисование  на мятой     бумаге   и  др. Интересно   создавать  зимние  пейзажи  еще одним  способом  —  рисуя   зубной   пастой. Предварительно детям надо объяснить, что это творческий поиск.

      Дети с интересом осваивают эти  техники и испытывают радость и удовольствие. Новые методы и приемы в силу своей новизны и необычности вызывают интерес у детей, способствуют развитию творческой активности, желание вести исследовательскую деятельность.

      Немаловажный прием в развитии детского творчества – проживание ситуации успеха. В конце каждого занятия проходит анализ всех детских работ в форме разнообразных мини-выставок, где ребенок имеет возможность полюбоваться своей работой вместе со сверстниками, а вечером – с родителями.

     Таким образом, целенаправленная работа с детьми по развитию творческих способностей помогает развивать творческую индивидуальность каждого ребенка, выражать чувства посредством линий, цвета и формы.

        При  подготовке к каждому занятию я продумываю содержание предварительной работы с детьми, ищу новые формы работы, методы преподнесения для новых знаний, закрепления технических навыков. Подбираю репродукции  художественных  произведений,  иллюстрации изобразительного  и декоративно-прикладного творчества по теме,  обдумываю содержание дидактических игр и наблюдений. С целью обогащения эмоционального восприятия детей и яркого проживания образов со специалистами детского сада (музыкальным руководителем) мы проводим интегрированные занятия.

      Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников является одним из важнейших условий  развития личности ребенка и его социализации в условиях общественного и домашнего воспитания. Для активизации сотрудничества воспитательных возможностей родителей наиболее эффективными формами общения стали:

        Семинар-практикум «Знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования, как средства обучения родителей конкретными приемами и методам развития изобразительной деятельности». Беседа за круглым столом «Знакомим детей с изобразительным искусством» помогла обсудить проблемы роли в семье в эстетическом развитии детей.

       Для того, чтобы родители стали единомышленниками и создавали необходимые условия для творческого развития и художественного воспитания своих детей, необходимо:

        - убедить их, что они на многое способны, что нет увлекательнее и благороднее дела, как учиться понимать своего ребенка, а поняв его помочь ему.

       - убедить их, что в приобщении ребенка к творчеству главную роль играет не методика, а терпение, понимание, деликатность, доброта и вера.

  - воспитать в родителях чувство искреннего уважения к любым продуктам    детской деятельности.

      Чтобы расширить кругозор родителей, оформляю папки-передвижки: «Жанры и виды изобразительного искусства», «Изобразительное искусство как средство воспитания дошкольников», «Особенности восприятия изобразительного искусства детьми дошкольного возраста»,  «Приобщение ребенка к искусству в семье»

 папки-раскладушки, где они знакомятся с методическими рекомендациями, получают психологические и педагогические советы.

       Помогаю     родителям  увидеть и понять, что  изобразительное творчество – могучее  средство развития  и  коррекции внутреннего мира  ребенка, что, занимаясь  изобразительной  деятельностью,  ребенок проявляет свое  неравнодушие, сопричастность к  близким,    к  сказочным   героям, к животным, растениям, приобщается к народным традициям,  народной культуре, что роль родителей  в  самостоятельной  деятельности детей велика; объясняю,  с каких позиций надо подходить к ребенку, когда он занят творческим делом.

           Во время индивидуальных консультаций, которые проводятся по запросам родителей, а также по окончании родительских встреч родители знакомятся с достижениями своего ребенка, получают методическую помощь и рекомендации по развитию его индивидуальности.

     Одной из результативных форм работы с родителями являются выставки совместного творчества: «Мир в рисунках детей», «Мой любимый город». Их цели – вовлечение родителей в процесс развития творческому взаимодействию детей и родителей через организацию условий для совместной деятельности.

       В своей работе широко использую технические средства обучения: телевизор, музыкальный центр, фотоаппарат.

     При подготовке к выставке особое внимание уделяется подготовительной работе с детьми. Я пытаюсь увлечь их этой деятельностью, чтобы они активизировали к сотворчеству своих родителей, стараюсь заинтересовать детей, показывая им готовые работы, побуждаю к созданию совместных с родителями композиций. Родители проявляют интерес, увлекаются, создают много разнообразных,  выполненных совместно с детьми, работ и активно участвуют в выставках: «Ах лето, лето»,«Полянки с цветами», «Золотая осень», «Зимние забавы», «Зимняя сказка», «Весенняя капель», «Вот и лето пришло…» и др.

       Помимо выставок в детском саду мы с детьми и родителями участвуем в разнообразных городских, краевых  и  Всероссийских художественных конкурсах: «Мой любимый город», «Искорка» «Чудесница Клюковка», «Давай раскрасим вместе мир», «Снова осень», «Чуковский», «Зимняя  фантазия», «Во саду ли в огороде»,«Святые заступники Руси»

           Воспитанники, принимая  участия в разных Всероссийских конкурсах рисунков занимали призовые места. В конкурсах «Жители прекрасного болота» и «Чуковский» мои воспитанники заняли первое и второе место.

           Перспективы на будущее. Продолжать вести работу с родителями: через  информационные стенды, семинары-практикумы, провести  анкетирование по вопросам художественно-эстетического  развития детей. Создать с детьми книги: «Ярмарка народных промыслов», «Рукотворная сказка», «Зимняя история», «Дыхание весны».

Литература

1.Галанов А.С. и другие «Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству».

2.Грибовская А.А. «Народное искусство и детское творчество».

3.Грибовская А.А. «Ознакомление дошкольников по изобразительному искусству».

4.Доронова Т.Н., Гербова В.В. и другие «Радуга»,  программа.

5.Доронова Т.Н. «Природа, искусство и изобразительная деятельность».

6.Доронова Т.Н., Е.В.Соловьева и другие «Дошкольные учреждения и семья».

7.Зверева О.Л., Т.В.Кротова, «Родительское собрание в ДОУ».

8.Казакова Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста».

9.Комарова Т.С., Зацепина М.Б. «Художественная культура».

10.Комарова Т.С., Совенков А.И. «Коллективное творчество дошкольников».

11.Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду».

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через изобразительную деятельность /Методическая разработка/

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возрастачерез изобразительную деятельность/Методическая разработка/  Программные задачи:-продолжать формировать интерес детей ...

Методическая разработка на тему "Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через изобразительную деятельность"

      Целенаправленное эстетическое развитие, начатое в раннем возрасте, способно помочь ребенку раскрыть себя наиболее полно, создать условия для динамики творческого роста, поз...

Перспективный план работы по развитию воображения у детей старшего дошкольного возраста через изобразительную деятельность

Перспективный план работы по развитию воображения у детей старшего дошкольного возраста через изобразительную деятельностьЭтапы Месяцы по неделямрисованиелепкааппликация  2 этапПрактиче...

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через изобразительную деятельность.

В настоящее время остро встает вопрос о недостатках связного высказывания детей. Увеличение телевизионной информации, обрушивающейся на ребенка в одностороннем порядке негативно отражается на диалогич...

Формирование эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста через изобразительную деятельность

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с миром людей, природы, предметным м...

Формирование эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста через изобразительную деятельность методическая разработка по аппликации, лепке ( подготовительная группа)

     Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с миром л...