Игровое путешествие «В Музыкальное Лукоморье»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Игровое путешествие "В Музыкальное Лукоморье" Цель: формировать музыкальную культуру детей старшего дошкольного возраста через ознакомление со сказками
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 39.35 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема: Игровое путешествие «В Музыкальное Лукоморье»
Цель: формировать музыкальную культуру детей старшего дошкольного возраста через ознакомление со сказками.
Задачи:
- продолжать формировать интерес к музыкальному искусству, как классическому, так и народному;
- закреплять представления о сказках А.С.Пушкина;
- обогащать музыкальные впечатления детей, вызывая яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера;
- развивать коммуникативные навыки в музыкально-ритмической деятельности;
- развивать познавательный интерес, познавательную активность в процессе ознакомления с музыкальным искусством;
- развивать у детей фантазию, творческое воображение, художественные способности;
- воспитывать чувство сопереживания, доброты, внимательного отношения друг к другу, любовь к сказкам.
Программный материал:
Сказки: А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане»
Муз.произведения: тема Кота Баюна из симфонической сказки «Кикимора» А.К.Лядова; тема моря из сюиты «Шехеразада» Н.А.Римского-Корсакова; из оперы «Сказка о Царе Салтане», музыка «Белка», музыка «Царевна Лебедь», песня Е.Зарицкой «Три желания»; р.н.п. «Во саду ли в огороде»; муз. «Чудеса» песня о добре.
Оборудование: сундук, карта, скрипичный ключ, свиток, ворота, поляны сказок (цветы, пеньки, бревно), книга сказок с отдельными страницами (страница «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о золотой рыбке», «Сказка о царе Салтане»(3 девицы, белка, лебедь) на магнитах, предметы орешки, веретено, перо, муз.инструменты, невод, силуэты рыбок с заданиями, картинки с изображениями музыкальных инструментов, листья дуба с заданиями, картинки солнце, месяц, ветер для игры, экспозиция моря, экспозиция избы, игрушка бибабо «Белочка», мольберт, ткань для танца.
Предварительная работа в ДОУ, в семье:
- Ознакомление со сказками (чтение, рассматривание иллюстраций и репродукций, просмотр фильмов-сказок, мультфильмов по сказкам в кинозале, в кинотеатре, заучивание отрывков и отдельных фрагментов сказок, театрализованные игры, инсценировки, беседы по прочитанному).
- Ознакомление с музыкальными классическими произведениями (слушание в режимных моментах, в совместной и образовательной деятельности, беседы, разучивание музыкальных произведений, танцевальных композиций, музыкальные этюды, импровизации, музыкальные гостиные…).
- Творческая продуктивная деятельность (изготовление подарков, атрибутов, декораций для театрализованной деятельности, книжек-самоделок, тематических альбомов, тематическая выставка «….»).
Ход образовательной деятельности
В группе:
Воспитатель: Дети, вы ничего необычного сегодня не заметили в нашей группе? (Ответы детей.) (Обращает внимание детей на сундук). Представляете, прихожу сегодня в д/с, вхожу в нашу группу и вижу… стоит какой-то сундук. Откуда он у нас появился? Кто его оставил? Что в нём? А может быть он вообще пустой? Неизвестно. Что нам с ним делать? (Предложения детей) Правда, может быть, посмотрим, что там внутри этого сундука. (Открывает)
Смотрите, здесь какие-то странные предметы. Что это за рисунок с какими-то стрелочками, очень похож на карту? Ключ. Что за ключ? (Это скрипичный ключ.) Смотрите ещё и свиток, старинное письмо. Может быть, это послание для нас и мы найдём в нём ответ на все наши вопросы? Прочтём? (Читает письмо)
Текст письма:
«Дорогие, ребята!
Приглашаю Вас в гости к сказкам.
Дорогу Вы найдёте по карте.
Попасть в мои сказки вам поможет ключ.
С нетерпеньем жду Вас».
Кот учёный.
Воспитатель: Дети, что же нам с приглашением кота? (Предложения детей). Тогда давайте, собираться, возьмём с собой в дорогу все эти таинственные вещи, из сундука, может быть, они нам пригодятся в пути. Ребята, давайте решим, кто будет читать карту и показывать нам направление в пути? (Выбирают 2 детей. Предложить этим детям договориться, кто будет главным, а кто будет помогать. 1 – говорит направление, 2-помогает, держит карту). Всё взяли? Готовы? Ну, тогда, в путь!
Музыка №1 (Воспитатель с детьми движется по карте с условными обозначениями, подходит к музыкальному залу.)
В зале. Стоят ворота-дверь. На двери - замок (с отпечатком скрипичного ключа). Надпись «Сказки Пушкина». Рядом Кот Ученый.
Ученый Кот поет.
Говорят, коты и кошки любят греться на окошке,
Любят сливки и печенье, но не любят приключенья.
Я — совсем наоборот, я не зря Ученый Кот!
Обойдусь без молока и творожного сырка.
Но скажу без самомненья — обожаю приключенья!
Про меня молва идет: мол, не зря учился Кот!
Я в душе авантюрист, но — подчеркиваю! — лично
Я учился на «отлично»!
И поэтому я вот— уж вполне Ученый Кот!
Кот: «Здравствуйте, ребята! Заждался я Вас, заждался. Вы не заплутали в пути? Но вы, я вижу большие молодцы, знаете толк в картах. Вы узнали меня?.. А как в сказках Пушкина меня называют? Почему? Дорогие мои ребята, не случайно я вас сюда позвал. Я приглашаю вас в путешествие по сказкам. Я очень много сказок знаю, потому я и учёный кот. А вы, какие сказки знаете?
Дети: Сказки о животных, бытовые, волшебные, сказки-приключения.
Кот. Чтобы в сказку нам попасть – нужно очень много знать. А ли вы сказки А.С.Пушкина? Вижу, что умные!
Кот: Приглашаю вас, дорогие ребята, в сказочную страну. А попасть в Лукоморье нам помогут вот эти сказочные ворота. Пройти через них сможет только тот, кто знает сказки Пушкина.
Кот. А вот и мои волшебные листочки с заданиями для вас.
Игра «Сказочные ворота»
Условия игры: в ворота проходит (а значит, и попадает в сказочную страну) только тот, который ответит на вопрос, касающийся сказок А.С. Пушкина.
Кот срывает листок с дуба и читает первое задание.
Кот: Блиц-викторина Учёного кота.
- Как называется сказка А.С.Пушкина о необыкновенной рыбке, которая могла выполнять любые желания? («Сказка о рыбаке и рыбке»)
- А сколько раз старик закидывал невод в синее море, прежде чем поймать золотую рыбку? (3раза)
Кот: Хорошо, эту сказку вы узнали, а узнайте ли другую?
- «Посади ты эту птицу,
Молвил он царю, - на спицу;
Петушок мой золотой
Будет верный сторож твой..»
Как называется эта сказка? (Сказка о золотом петушке)
Кот: Молодцы, и эту сказку узнали. Ну, слушайте строчки из 3 сказки.
- «Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя…»
Из какой сказки эти строчки? (Сказка о царе Салтане.)
- Сколько богатырей выходило на берег моря? (33)
Кот: Молодцы, вижу, что вы хорошо знаете сказки А.С.Пушкина. Давайте попробуем ворота открыть. Дотрагиваются до замка - дверь не открывается.
Воспитатель: Уважаемый кот, мы ответили на все твои вопросы, а почему ворота не открываются?
.Кот: Знак на нём какой-то интересный! (скрипичный ключ.)
Дети вместе с Котом рассматривают знак.
Кот: Что-то я никак в толк не возьму: Что за замок такой? Кто- то замочек на воротах сменил? А на замке то этот знак, что он обозначает? Может вы, ребята, знаете?
Дети. Это же скрипичный ключ!
Кот. Какой такой ключ?
Дети. Это музыкальный знак, и открывает он дверь в мир музыки!
Воспитатель обобщает, если не справляются дети.
Кот: Как же нам открыть музыкальный замок? Что же нам придёт на помощь?
Воспитатель: Уважаемый кот, а может быть музыка.
Кот дотрагиваются рукой до ключа - (звучит волшебная музыка №1) Музыка №1 (Дверь открывается.) Под волшебную мелодию Дети проходят в ворота.
Кот: Проходите, дорогие ребята, в сказочную страну Лукоморье. Волшебная музыка помогла, произошли чудеса, ворота открылись. Вот мы и очутились с вами в удивительном Лукоморье. Смотрите, ребята, как здесь сказочно красиво, волшебно! А вот и полянка какая-то есть, давайте присядем?
(Дети, воспитатель и кот присаживаются на полянке.)
Музыка №2 Звучит тема Кота Баюна из симфонической сказки «Кикимора» А.К.Лядова
Кот: Ой, дети, какая восхитительная музыка. Вы узнали этот музыкальный фрагмент?
Дети: Тема Кота Баюна из симфонической сказки «Кикимора».
Кот: Да. Ах, как я люблю эту мелодию! Когда я её слышу, она мне всегда, что-то напоминает. Дети, на что похожа эта мелодия?
Дети: Она похожа на мяуканье кота.
(Неожиданно раздаётся крик петуха и летит золотое перо)
Кот: О! Интересно! Так, так, так! Мур, Мур, Мур!
«..Стал и вынул из мешка
Золотого петушка…»
Это же новый сюжет к моей сказке! Может, я вас оставлю, а то, я потеряю сюжет. Мне нужно его записать.
Музыка №1 Кот уходит.
Воспитатель: Странный кот. Пригласил нас в путешествие по Лукоморью, а сам ушёл, даже и не попрощался. Воспитатель и дети находят книгу сказок. Смотрите, здесь ещё и книга какая-то волшебная. (Рассматривают). Интересная книга, а о чём эта книга? Прочтём? Вы поняли, что-нибудь, ребята?
Дети: Обложка есть, страницы есть, а на страницах ничего нет, ни текста, ни картинок, страницы абсолютно чистые. Ничего не понятно.
Воспитатель: Ничего не понять. Что за загадочная книга? (Закрывает книгу)
Музыка №3 Звучит таинственная, мелодичная музыка. Появляется Фея Музыки.
Фея Музыки: Здравствуйте, мои друзья! Вы меня узнали?
Дети: Вы очень похожи на фею, которая оставляла для нас задания.
Фея Музыки: Вы правы, мои друзья, я Фея, Фея музыки! Я рада вас видеть в гостях, вижу, вы уже нашли мою волшебную книгу сказок. Вам понравилась она?
Дети: Да, понравилась.
Воспитатель: Да, но нам показалось, что в ней чистые страницы.
Фея Музыки: Книга волшебная, а в ней удивительные…(Открывает книгу.) Что такое? Что произошло? Все перепуталось. (Ищет) Где же моя волшебная палочка? Видимо, я оставила её в своём замке. Без моей волшебной палочки я не смогу оживить сказки. Что же теперь делать? Хотя, впрочем, оживить их можно и с вашей помощью. Вы поможете мне вернуть сказки на страницы книги?
Дети: Да, но что мы, должны для этого сделать?
Фея Музыки: Для того, чтобы появилась первая сказка, нужно её узнать.
Игра «Сказочные последовательности»
Тихо играет музыкальная мелодия
На мольберте выложены картинки с изображением месяца, солнца и ветра. Дети должны расставить их в той последовательности, в которой Царевич Елисей из сказки «О мёртвой царевне» обращался к ним с вопросом о своей невесте.
Фея Музыки: Как вы думаете, из какой сказки все эти картинки?
Дети: (Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях)
Фея Музыки: Может быть, вы вспомните, какому сказочному герою помогали все эти персонажи?
Дети: Королевичу Елисею.
Фея Музыки: Да, верно. Вы узнали эту сказку. Но вы не всё задание выполнили до конца? Эти картинки перепутаны, их нужно разложить в той последовательности, в которой Царевич Елисей из сказки «О мёртвой царевне» обращался к ним с вопросом о своей невесте.
Воспитатель: Дети, давайте решим, кто будет выполнять это задание? Кто будет главным? Кто будет помогать? Кто говорить?
Дети: Предположения детей.
Дети: Кто-то из детей расставляет всё на свои места. Кто-то помогает. Кто-то из выбранных детей, говорит: Это «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Когда Царевич Елисей разыскивал свою невесту, сначала он обращался к солнцу, потом к месяцу, а потом к ветру. Ветер помог найти ему молодую царевну.
Музыка №1
Фея Музыки: Слышите, волшебство свершилось. (Открывает книгу, в книге появилась сказка.) Как хорошо, что вы смогли вернуть сказку в книгу без волшебной палочки. Вместе с вами мы совершили чудеса. Но есть ещё одна страница, пойдёмте дальше. (Переходят на другую полянку)
Фея Музыки: Восхитительно! Как же здесь сказочно красиво! Слышите?
Музыка №4 Звучит тема моря из сюиты «Шехеразада» Н.А.Римского-Корсакова.
Фея Музыки: Дети, вы узнали это музыкальное произведение. (Ответы детей.) Какой композитор написал музыку?
Дети: Римский-Корсаков сюита «Шахарезада»
Фея Музыки: Какая музыка по характеру?
Дети: Певучая, плавная, спокойная, ласковая.
Фея Музыки: Певучая широкая мелодия скрипок повела нас в сказку о море. В какой сказке Пушкина есть тема моря?
Дети: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о Царе Салтане», «Сказка о золотом петушке»
Фея Музыки: Верно. Но какая из этих сказок должна появиться на следующей странице?
Музыка №5 Под музыку появляется золотая рыбка.
Танец золотой рыбки.
Инсценировка.
Золотая рыбка: Чего вам надобно?
Воспитатель: Здравствуй, рыбка. Мы очень рады тебя видеть. Ребята, из какой сказки приплыла к нам рыбка?
Золотая рыбка: Здравствуйте, мои новые друзья. Я рада, что вы узнали меня и мою сказку? За это я могу выполнить ваши три желания?
- Вам нужно новое корыто?
- Может, вам нужна новая изба? - Может, вы хотите стать богатыми дворянами?
Ответы детей.
Золотая рыбка: Слушаю ваши желания, мои новые друзья.
Воспитатель: Ребята, чтобы сразу всем рассказать о своих желаниях, мы исполним песню?
Фея Музыки: Дети, а вы знаете песню «Три желания»?
Музыка №6 Дети исполняют песню Е.Зарицкой «Три желания».
Воспитатель: Золотая рыбка, помоги нам, пожалуйста, вернуть твою сказку в волшебную книгу.
Рыбка берёт невод.
Золотая рыбка: Конечно, помогу. Но у меня тоже есть одно желание. Оно сможет исполниться, если вы поиграете со мной? (Ответы детей.) Но сначала нужно выловить моих помощниц из моря. Дети вместе с воспитателем берут невод, подходят к декорации «Море» и закидывают их за ширму.
Золотая рыбка: Рыбки-то не простые, а с музыкальными заданиями. Нужно подобрать картинке пару по общему признаку.
Дети ловят рыбок, на которых написаны следующие задания, развешивают сушить рыбок на ниточке. Фея и воспитатель играют вместе с детьми.
1. Соединить пары (барабан – палочки, скрипка – смычок, аккордеон – пианино, флейта – труба, гитара-балалайка, маракасы – трещётки.
Фея Музыки: Давайте проверим. Первую пару у нас составили (Например: Миша и Даша – скрипка и смычок. Что же общего в этих предметах?)
Дети: На скрипке не получиться сыграть без смычка, и т.д.
Золотая рыбка: Спасибо вам, ребята, за интересную игру, вы меня очень порадовали, теперь я исполню ваше желание. Я возвращаюсь вместе со своей сказкой на страницы волшебной книги. До новых встреч в сказке?
Музыка №5 Звучит волшебная музыка.
Золотая рыбка уплывает, сказка вернулась в книгу.
Иллюстрация сказки 2. Золотая рыбка.
Фея Музыки: Дети, смотрите, рыбка в нашей книге появилась, какие же вы молодцы. Ну, что ж, пойдёмте дальше, на следующую полянку музыкальных сказок. Что же мы услышим там? (Восхищается) Какая удивительная поляна, какие восхитительные цветы!
Музыка № (звучит р.н.м., за занавесом три девочки в русских костюмах, садятся на скамейку, занимаются рукоделием)
Фея Музыки: (Открывает занавес).
Град на острове стоит
С златоглавыми церквами,
С теремами и садами.
В городе житье не худо.
Вот какие там три чуда.
(Дотрагивается веретеном, девицы « оживают».)
1-я девочка Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком
Кабы я была царица, -
Фея Музыки: Говорит одна девица
1-я девочка То на весь крещенный мир Приготовила б я пир.
2-я девочка Кабы я была царица, -
Фея Музыки: Говорит ее сестрица,
2-я девочка То на весь бы мир одна Наткала я полотна!
3-я девочка Кабы я была царица,
Фея Музыки: Третья молвила сестрица,
3-я девочка Я б для батюшки-царя
Родила богатыря!
Фея Музыки: Узнали, из какой сказки эти девицы?
Дети: Это три девицы. «Сказка о царе Салтане»
Фея Музыки: Открывает книгу на странице изображение три девицы. Молодцы, узнали.
По этой сказке была написана замечательная опера, которая называлась так же «Сказка о царе Салтане», ее написал великий русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков. Послушайте, музыкальный фрагмент и вспомните название?
Звучит музыка «Белка»,
Фея Музыки: Узнали? Правильно, «Белка». В волшебном городе Леденце было три чуда. Первое из них - белка. Ребята, какая музыка по характеру?
Дети: Музыка белочки быстрая, громкая, стремительная
Фея Музыки: Почему музыка лёгкая, быстрая? Как вы думаете?
Дети: лёгкая - легко прыгает белочка, тихая - грызёт орешки.
Фея Музыки: А вы услышали, как музыка поменялась?
Ответы детей (2 часть музыки более светлая, более спокойная)
Фея Музыки: Верно, молодцы. А вы, помните строки про белочку, из «Сказки о царе Салтане».
Воспитатель: Дети, кто помнит отрывок про белочку из сказки и сможет его прочитать? (ребенок читает отрывок про белку: «Ель растет перед дворцом..,.»)
1 ребёнок :
Есть там белка, что при всех
Золотой грызет орех,
Изумрудец вынимает,
А скорлупку собирает,
Кучки равные кладет
И с присвисточкой поет
При честном при всем народе —
«Во саду ли, в огороде».
Музыка № Белка (игрушка бибабо появилась).
Фея Музыки: Даёт белочке орешек. Белочка запела. «Во саду ли в огороде» (Рядом в корзиночке муз. Инструменты)
Белка: Ребята, я затейница такая и очень люблю играть на музыкальных инструментах. А вы умеете? Попробуйте и вы сыграть мою любимую песенку.
Исполняют оркестром р.н.п. «Во саду ли в огороде»
Белочка: Спасибо, вам ребята порадовали меня.
Фея Музыки: Закрывает занавес кукольного театра. Открывает книгу на странице изображение белка.
Воспитатель: Вот так чудо, белочка появилась!
Фея Музыки: Там ещё такое диво?
«За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть....»
Музыка №17 На последние слова Звучит музыка «Царевна Лебедь»
из-за ширмы выходит Царевна-лебедь исполняет танец, (Фея взмахивает пером, оживляя царевну-лебедь).
Царевна Лебедь: Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали, дети? (Царевна Лебедь) Верно, я Царевна-Лебедь. Из какой сказки я, друзья? Да, я приплыла к вам из сказки «О царе Салтане. Может быть, вы сможете назвать и музыкальное произведение, под которое я исполняла танец? Какие вы молодцы, ребята, не только сказки А.С. Пушкина знаете, но и музыкальные произведения узнаёте. Рада побывать у вас в гостях, посмотреть как живете.
Музыка №17 Царевна Лебедь уплывает
(Фея взмахивает пером, царевна-лебедь уплывает в танце).
Фея Музыки: Открывает книгу, страница «Сказка о царе Салтане».
Воспитатель: Мы и не заметили, как появилась ещё одна сказка на странице нашей книги, «Сказка о царе Салтане». (На странице изображена Лебедь). Да, действительно, сказка и музыка способны творить чудеса.
Фея Музыки: В моей волшебной книге, благодаря вам, ребята, вновь появились удивительные страницы сказок. Мы с вами побывали в сказочном Лукоморье, где сказки и музыка неразлучны. Вам понравилось наше путешествие? Мне было очень приятно и интересно вместе с вами еще раз вспомнить сказки А.С.Пушкина и послушать замечательную музыку, написанной к ним. Я хочу подарить вам эту удивительную волшебную книгу сказок. В этой книге ещё остались чистые странички, значит, знакомство с Пушкинскими сказками вы ещё продолжите.
Фея Музыки: Желаю вам идти по жизни только одной дорогой – дорогой добра. До свидания, до новых встреч!
Звучит музыка, «Чудеса» Песня о добре!!! Иди мой друг дорогою добра! дети выходят из зала.
Появляются все герои путешествия, вместе с детьми все герои исполняют песню. На последнем куплете Фея провожает детей к воротам. Все прощаются.
Воспитатель в группе: Ребята, вот и закончилось наше с вами удивительное путешествие по Музыкальному лукоморью, где сказки и музыка неразлучны. Они вместе провели нас по удивительным Пушкинским дорожкам сказок. Я думаю, что после нашей встречи вы полюбите сказки Пушкина ещё больше, ведь все сказки этого великого поэта прекрасны и поучительны. И в них всегда побеждает добро.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий спортивного досуга "Путешествие в страну Лукоморье"
Сценарий спортивного досуга "Путешествие в страну "Лукоморье" для детей старшего дошкольного возраста. С этим досугом я участвовала в конукрсе педагогического мастерства - заняла 1 место в...

Конспект занятия "ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЛУКОМОРЬЕ"
Конспект интегрированного занятия по развитию сенсомоторных способностей и речемыслительной деятельности детей в старшей логопедической группе «Буратино»«Путешествие в страну Лукоморье»...

Конспект занятия в старшей группе. «Путешествие в страну Лукоморье»
Итоговое занятие посвященное творчеству А.С Пушкина. Дети погружаются в атмосферу детства поэта. встречаются с его няней и вспоминают сказки и стихи великого поэта....

«Сказочное гуляние по Лукоморью». Сценарий игрового путешествия по сказкам А. С. Пушкина для детей 5–7 лет
Сценарий....

Комплексное музыкально - игровое занятие для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в Музыкальный город» Материал опубликован 16.11.2016 г.
Увлекательный квест в музыкальную сказку, с использованием инновационных методов и технологий, новых музыкальных логических игр и разработок. Занятие проводится в игровой форме, что дает возможн...

Комплексное музыкально - игровое занятие для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в Музыкальный город»
Автор: Бургустинова Евгения Эдуардовна музыкальный руководитель МКДОУ «ДЕТСКИЙ САД» № 7 Цель: Ознакомить детей с новым видом открытого занятия: "Музыкальный квест&quo...
