Игровое путешествие «В Музыкальное Лукоморье»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Елисова  Людмила Викторовна

Игровое путешествие "В Музыкальное Лукоморье" Цель: формировать музыкальную культуру детей  старшего дошкольного возраста  через ознакомление со сказками 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_po_muzykalnomu_lukomoryu.docx39.35 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

   Тема: Игровое путешествие «В Музыкальное Лукоморье»

Цель: формировать музыкальную культуру детей старшего дошкольного возраста через ознакомление со сказками.

Задачи:

- продолжать формировать интерес к музыкальному искусству, как классическому, так и народному;

- закреплять представления о сказках  А.С.Пушкина;

- обогащать музыкальные впечатления детей, вызывая яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера;

- развивать коммуникативные навыки в музыкально-ритмической деятельности;

- развивать познавательный интерес, познавательную активность в процессе ознакомления с музыкальным искусством;

- развивать у детей фантазию, творческое воображение, художественные способности;

- воспитывать чувство сопереживания, доброты, внимательного отношения друг к другу, любовь к сказкам.

Программный материал:

Сказки: А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане»

Муз.произведения: тема Кота Баюна из симфонической сказки «Кикимора» А.К.Лядова; тема моря из сюиты «Шехеразада» Н.А.Римского-Корсакова; из оперы «Сказка о Царе Салтане», музыка «Белка», музыка «Царевна Лебедь», песня  Е.Зарицкой «Три желания»; р.н.п. «Во саду ли в огороде»; муз. «Чудеса» песня о добре.

Оборудование: сундук, карта,  скрипичный ключ, свиток, ворота, поляны сказок (цветы, пеньки, бревно), книга сказок с отдельными страницами (страница «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о золотой рыбке», «Сказка о царе Салтане»(3 девицы, белка, лебедь)  на магнитах, предметы орешки, веретено, перо, муз.инструменты, невод, силуэты рыбок с заданиями, картинки с изображениями музыкальных инструментов, листья дуба с заданиями, картинки солнце, месяц, ветер для игры, экспозиция моря, экспозиция избы, игрушка бибабо «Белочка», мольберт, ткань для танца.

Предварительная работа в ДОУ, в семье:

  1. Ознакомление со сказками (чтение, рассматривание иллюстраций и репродукций, просмотр фильмов-сказок, мультфильмов по сказкам в кинозале, в кинотеатре, заучивание отрывков и отдельных фрагментов сказок, театрализованные игры, инсценировки, беседы по прочитанному).
  2. Ознакомление с музыкальными классическими произведениями (слушание в режимных моментах, в совместной и образовательной деятельности, беседы, разучивание музыкальных произведений, танцевальных композиций,  музыкальные этюды, импровизации, музыкальные гостиные…).
  3. Творческая продуктивная деятельность (изготовление подарков, атрибутов, декораций для театрализованной деятельности, книжек-самоделок, тематических альбомов, тематическая выставка «….»).

Ход образовательной деятельности

В группе: 

Воспитатель:  Дети, вы ничего необычного сегодня не заметили в нашей группе? (Ответы детей.) (Обращает внимание детей на сундук). Представляете, прихожу сегодня в д/с, вхожу в нашу группу и вижу… стоит какой-то сундук. Откуда он у нас появился?  Кто его оставил? Что в нём? А может быть он вообще пустой? Неизвестно. Что нам с ним делать? (Предложения детей) Правда, может быть, посмотрим, что там внутри этого сундука. (Открывает)

Смотрите, здесь какие-то странные предметы. Что это за рисунок с какими-то стрелочками, очень похож на карту?  Ключ. Что за ключ? (Это скрипичный ключ.) Смотрите ещё и свиток, старинное письмо. Может быть, это послание для нас и мы найдём в нём ответ на все наши вопросы?  Прочтём? (Читает письмо)

Текст письма: 

      «Дорогие, ребята!

Приглашаю Вас в гости к сказкам.

Дорогу Вы  найдёте по карте.

Попасть в мои сказки вам поможет ключ.

С нетерпеньем жду Вас».

                                          Кот учёный.

Воспитатель:  Дети, что же нам с приглашением кота? (Предложения детей). Тогда давайте, собираться, возьмём с собой в дорогу все эти таинственные вещи, из сундука, может быть, они нам пригодятся в пути. Ребята, давайте решим, кто будет читать карту и показывать нам направление в пути? (Выбирают 2 детей. Предложить этим детям договориться, кто будет главным, а кто будет помогать. 1 – говорит направление, 2-помогает, держит карту). Всё взяли? Готовы? Ну, тогда, в путь!

Музыка №1 (Воспитатель с детьми движется по карте с условными обозначениями, подходит к музыкальному залу.)

В зале. Стоят ворота-дверь. На двери - замок (с отпечатком  скрипичного ключа). Надпись «Сказки Пушкина». Рядом Кот Ученый.

Ученый Кот поет.

 Говорят, коты и кошки любят греться на окошке,

Любят сливки и печенье, но не любят приключенья.

Я — совсем наоборот, я не зря Ученый Кот!

Обойдусь без молока и творожного сырка.

Но скажу без самомненья — обожаю приключенья!

Про меня молва идет: мол, не зря учился Кот!

Я в душе авантюрист, но — подчеркиваю! — лично

Я учился на «отлично»!

И поэтому  я  вот— уж вполне Ученый Кот!

Кот: «Здравствуйте, ребята! Заждался я Вас, заждался. Вы не заплутали в пути? Но вы, я вижу большие молодцы, знаете толк в картах. Вы узнали меня?.. А как в сказках Пушкина меня называют? Почему? Дорогие мои ребята, не случайно я вас сюда позвал. Я приглашаю вас в путешествие  по сказкам. Я очень много сказок знаю, потому я и учёный кот. А вы, какие сказки знаете?

Дети: Сказки о животных, бытовые, волшебные, сказки-приключения.

Кот. Чтобы в сказку нам попасть – нужно очень  много знать. А  ли вы сказки А.С.Пушкина?  Вижу, что умные!

Кот: Приглашаю вас, дорогие ребята, в сказочную страну. А попасть в Лукоморье  нам помогут вот эти сказочные ворота. Пройти через них сможет только тот,  кто знает сказки Пушкина.

Кот. А вот и мои волшебные листочки с заданиями для вас.

Игра «Сказочные ворота»

Условия игры: в ворота проходит (а значит, и попадает в сказочную страну) только тот, который ответит на вопрос, касающийся сказок А.С. Пушкина.

Кот срывает листок с дуба и читает первое задание.

Кот: Блиц-викторина Учёного кота. 

  • Как называется сказка А.С.Пушкина о необыкновенной рыбке, которая могла выполнять любые желания? («Сказка о рыбаке и рыбке»)
  • А сколько раз старик закидывал невод в синее море, прежде чем поймать золотую рыбку? (3раза)

Кот: Хорошо, эту сказку вы узнали, а  узнайте ли другую?

  • «Посади ты эту птицу,
    Молвил он царю, - на спицу;
    Петушок мой золотой
    Будет верный сторож твой..»

 Как называется эта сказка? (Сказка о золотом петушке)

Кот: Молодцы, и эту сказку узнали.  Ну, слушайте строчки из 3 сказки.

  • «Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Разольется в шумном беге,

И очутятся на бреге,

В чешуе, как жар горя…»  

Из какой сказки эти строчки? (Сказка о царе Салтане.)

  •  Сколько богатырей выходило на берег моря? (33)

Кот: Молодцы, вижу, что вы хорошо знаете сказки А.С.Пушкина. Давайте попробуем ворота открыть. Дотрагиваются до замка - дверь не открывается.

Воспитатель: Уважаемый кот, мы ответили на все твои вопросы, а почему ворота не открываются?

.Кот: Знак на нём какой-то интересный! (скрипичный ключ.)

Дети вместе с Котом рассматривают знак.

Кот: Что-то я никак в толк не возьму: Что за замок такой? Кто- то замочек на воротах  сменил? А на замке то этот знак, что он  обозначает? Может вы, ребята, знаете?

Дети. Это же скрипичный ключ!

Кот. Какой такой ключ?

Дети. Это музыкальный знак, и открывает он дверь в мир музыки!

Воспитатель обобщает, если не справляются дети.

Кот: Как же нам открыть музыкальный замок? Что же нам придёт на помощь?

Воспитатель: Уважаемый кот, а может быть музыка.

 Кот дотрагиваются рукой до ключа - (звучит волшебная музыка №1) Музыка №1  (Дверь открывается.) Под волшебную мелодию Дети проходят в ворота.

Кот:  Проходите, дорогие ребята, в сказочную страну Лукоморье. Волшебная музыка помогла, произошли чудеса, ворота открылись. Вот мы и очутились с вами в удивительном Лукоморье. Смотрите, ребята, как здесь сказочно красиво, волшебно! А вот и полянка какая-то есть, давайте присядем?

(Дети, воспитатель и кот присаживаются на полянке.)

Музыка №2 Звучит тема Кота Баюна из симфонической сказки «Кикимора» А.К.Лядова

Кот: Ой, дети, какая восхитительная музыка. Вы узнали этот музыкальный фрагмент?

Дети: Тема Кота Баюна из симфонической сказки «Кикимора».

Кот: Да. Ах, как я люблю эту мелодию! Когда я её слышу, она мне всегда, что-то напоминает.  Дети, на что похожа эта мелодия?

Дети: Она похожа на мяуканье кота.

(Неожиданно раздаётся крик петуха и летит золотое перо)

Кот:  О! Интересно! Так, так, так! Мур, Мур, Мур!

«..Стал и вынул из мешка

              Золотого петушка…»

Это же новый сюжет к моей сказке!  Может, я вас оставлю, а то, я потеряю сюжет.  Мне нужно его записать.

Музыка №1    Кот уходит.

Воспитатель: Странный кот. Пригласил нас в путешествие по Лукоморью, а сам ушёл, даже и не попрощался. Воспитатель и дети находят книгу сказок. Смотрите, здесь ещё и книга какая-то волшебная. (Рассматривают). Интересная книга, а о чём  эта книга? Прочтём? Вы поняли, что-нибудь, ребята?

Дети:  Обложка есть, страницы есть, а на страницах ничего нет,  ни текста, ни картинок, страницы абсолютно чистые. Ничего не понятно.

Воспитатель: Ничего не понять. Что за загадочная книга? (Закрывает книгу)

Музыка №3  Звучит  таинственная, мелодичная музыка. Появляется Фея Музыки.

Фея Музыки: Здравствуйте, мои друзья! Вы меня узнали?

Дети: Вы очень похожи на фею, которая оставляла для нас задания.

Фея Музыки: Вы правы, мои друзья, я Фея, Фея музыки! Я рада вас видеть в гостях, вижу, вы уже нашли мою волшебную книгу сказок. Вам понравилась она?

Дети:  Да, понравилась.

 Воспитатель: Да, но нам показалось, что в ней чистые страницы.

Фея Музыки: Книга волшебная, а в ней удивительные…(Открывает книгу.)  Что такое? Что произошло? Все перепуталось. (Ищет) Где же моя волшебная палочка? Видимо,  я оставила её в своём замке. Без моей волшебной палочки я не смогу оживить сказки. Что же теперь делать? Хотя, впрочем, оживить их можно и с вашей помощью. Вы поможете мне вернуть сказки на  страницы книги?

Дети:  Да, но что мы, должны для этого сделать?

 Фея Музыки: Для того, чтобы появилась первая сказка, нужно её узнать.

Игра «Сказочные последовательности»

Тихо играет музыкальная мелодия

На мольберте выложены картинки с изображением месяца, солнца и ветра. Дети должны расставить их в той последовательности, в которой  Царевич Елисей из сказки «О мёртвой царевне» обращался к ним с вопросом о своей невесте.

Фея Музыки: Как вы думаете, из какой сказки все эти картинки? 

Дети: (Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях)

Фея Музыки: Может быть, вы вспомните, какому сказочному герою помогали все эти персонажи? 

Дети: Королевичу Елисею.

Фея Музыки: Да, верно. Вы узнали эту сказку. Но вы не всё задание выполнили до конца? Эти  картинки перепутаны, их нужно  разложить в той последовательности, в которой  Царевич Елисей  из сказки «О мёртвой царевне» обращался к ним с вопросом о своей невесте.

Воспитатель:  Дети, давайте решим, кто будет выполнять это задание? Кто будет главным? Кто будет помогать? Кто говорить?

Дети: Предположения детей.

Дети: Кто-то из детей расставляет всё на свои места. Кто-то помогает. Кто-то из выбранных детей, говорит: Это «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Когда Царевич Елисей разыскивал свою невесту, сначала он обращался к солнцу, потом к месяцу, а потом к ветру. Ветер помог найти ему молодую царевну.

Музыка №1

Фея Музыки: Слышите, волшебство свершилось. (Открывает книгу, в книге появилась сказка.) Как хорошо, что вы смогли вернуть сказку в книгу без волшебной палочки.   Вместе с вами мы совершили чудеса. Но есть ещё одна страница, пойдёмте дальше. (Переходят на другую полянку)

        Фея Музыки: Восхитительно! Как же здесь сказочно красиво! Слышите?

       Музыка №4  Звучит  тема моря из сюиты «Шехеразада» Н.А.Римского-Корсакова. 

Фея Музыки: Дети, вы узнали это музыкальное произведение. (Ответы детей.) Какой композитор написал музыку?

Дети: Римский-Корсаков сюита «Шахарезада»

Фея Музыки: Какая музыка по характеру?

Дети: Певучая, плавная, спокойная, ласковая.

Фея Музыки: Певучая широкая мелодия скрипок повела нас в сказку о море. В какой сказке Пушкина есть тема моря?

Дети: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о Царе Салтане», «Сказка о золотом петушке»

Фея Музыки: Верно. Но какая из этих сказок должна появиться на следующей странице?

Музыка №5    Под музыку появляется золотая рыбка.

Танец золотой рыбки.

 Инсценировка.

Золотая рыбка: Чего вам  надобно?  

Воспитатель: Здравствуй, рыбка. Мы очень рады тебя видеть. Ребята, из какой сказки приплыла к нам рыбка?

Золотая рыбка: Здравствуйте, мои новые друзья. Я рада, что вы узнали меня и мою сказку? За это я могу выполнить ваши три желания?

- Вам нужно новое корыто?

- Может, вам нужна новая изба?                                                                              - Может, вы хотите стать богатыми дворянами?

Ответы детей.

Золотая рыбка: Слушаю ваши желания, мои новые друзья.

Воспитатель:  Ребята, чтобы сразу всем рассказать о своих желаниях, мы исполним песню?

Фея Музыки: Дети, а вы  знаете  песню  «Три желания»?

 Музыка №6     Дети исполняют песню Е.Зарицкой «Три желания».

Воспитатель:  Золотая рыбка, помоги нам, пожалуйста, вернуть твою сказку в волшебную книгу.

Рыбка берёт невод.

Золотая рыбка: Конечно, помогу. Но у меня тоже есть одно желание. Оно сможет исполниться, если вы поиграете со мной?  (Ответы детей.) Но сначала нужно выловить моих помощниц  из моря. Дети вместе с воспитателем берут невод, подходят к декорации «Море» и закидывают их за ширму.

 Золотая рыбка: Рыбки-то не простые, а с музыкальными заданиями. Нужно подобрать картинке пару по общему признаку.

 Дети ловят рыбок, на которых написаны следующие задания, развешивают сушить рыбок на ниточке.  Фея и воспитатель играют вместе с детьми.

1. Соединить пары (барабан – палочки, скрипка – смычок, аккордеон – пианино, флейта – труба, гитара-балалайка, маракасы – трещётки.

Фея Музыки: Давайте проверим. Первую пару у нас составили (Например: Миша и Даша – скрипка и смычок. Что же общего в этих предметах?)

Дети: На скрипке не получиться сыграть без смычка, и т.д.

Золотая рыбка: Спасибо вам, ребята, за интересную игру, вы меня очень порадовали, теперь я исполню  ваше желание. Я возвращаюсь вместе со своей сказкой на страницы волшебной книги. До новых встреч в сказке?

Музыка №5              Звучит волшебная музыка.

Золотая рыбка уплывает, сказка вернулась в книгу.

Иллюстрация сказки 2.   Золотая рыбка.

Фея Музыки: Дети, смотрите, рыбка в нашей книге появилась, какие же вы молодцы. Ну, что ж,  пойдёмте дальше, на следующую полянку музыкальных сказок. Что же мы услышим там? (Восхищается) Какая удивительная поляна, какие восхитительные цветы!

Музыка № (звучит р.н.м., за занавесом три девочки в русских костюмах, садятся на скамейку, занимаются рукоделием)

Фея  Музыки:  (Открывает занавес).

       

            Град на острове стоит

С златоглавыми церквами,

С теремами и садами.

В городе житье не худо.

Вот какие там три чуда.

(Дотрагивается веретеном, девицы « оживают».)

1-я девочка       Три девицы под окном

Пряли поздно  вечерком

Кабы я была царица, -

Фея  Музыки:  Говорит одна девица

 1-я девочка        То на весь крещенный мир              Приготовила б я пир.

2-я девочка       Кабы я была царица, -

Фея  Музыки:  Говорит ее сестрица,

 2-я девочка     То на весь бы мир одна                Наткала я полотна!

3-я девочка       Кабы я была царица,

Фея  Музыки:  Третья молвила сестрица,

3-я девочка       Я б для батюшки-царя

Родила богатыря!

Фея  Музыки:  Узнали, из какой сказки эти девицы?

Дети:  Это три девицы.  «Сказка о царе Салтане»

Фея Музыки: Открывает книгу на странице изображение  три девицы. Молодцы, узнали.

               По этой сказке была написана замечательная  опера, которая называлась так же «Сказка о царе Салтане», ее написал великий русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков. Послушайте,  музыкальный фрагмент и вспомните название? 

Звучит музыка «Белка»,

Фея Музыки: Узнали? Правильно, «Белка». В волшебном городе Леденце было три чуда. Первое из них - белка. Ребята, какая музыка по характеру?

Дети: Музыка белочки быстрая, громкая, стремительная 

Фея Музыки: Почему музыка лёгкая, быстрая? Как вы думаете?

Дети: лёгкая - легко прыгает белочка, тихая - грызёт орешки.

Фея Музыки: А вы услышали, как музыка поменялась? 

Ответы детей (2 часть музыки более светлая, более спокойная) 

Фея Музыки: Верно, молодцы. А вы, помните строки про  белочку, из «Сказки о царе Салтане».

Воспитатель:  Дети, кто помнит отрывок про белочку из сказки и сможет его прочитать? (ребенок читает отрывок про белку: «Ель растет перед дворцом..,.»)

1 ребёнок :

Есть там белка, что при всех

Золотой грызет орех,

Изумрудец вынимает,

А скорлупку собирает,

Кучки равные кладет

И с присвисточкой поет

При честном при всем народе —

              «Во саду ли, в огороде». 

Музыка №   Белка (игрушка бибабо появилась).

Фея Музыки: Даёт белочке орешек. Белочка запела. «Во саду ли в огороде» (Рядом в корзиночке  муз. Инструменты)

Белка: Ребята, я затейница такая и очень люблю играть на музыкальных инструментах. А вы умеете? Попробуйте и вы сыграть мою любимую песенку.

Исполняют  оркестром р.н.п. «Во саду ли в огороде»

Белочка: Спасибо, вам ребята порадовали меня.

Фея Музыки: Закрывает занавес кукольного театра. Открывает книгу на странице изображение белка.

Воспитатель: Вот так чудо, белочка появилась!

Фея Музыки: Там ещё такое диво?

 «За морем царевна есть,

Что не можно глаз отвесть....»

Музыка №17  На последние слова  Звучит музыка «Царевна Лебедь»

из-за ширмы выходит Царевна-лебедь исполняет танец, (Фея взмахивает пером, оживляя царевну-лебедь). 

Царевна Лебедь: Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали, дети? (Царевна Лебедь) Верно, я  Царевна-Лебедь. Из какой сказки я, друзья? Да, я приплыла к вам из сказки «О царе Салтане. Может быть, вы сможете назвать и музыкальное произведение, под которое я исполняла танец? Какие вы молодцы, ребята, не только сказки А.С. Пушкина знаете, но и музыкальные произведения узнаёте. Рада побывать у вас в гостях, посмотреть как живете.

Музыка №17   Царевна Лебедь  уплывает

 (Фея взмахивает пером,  царевна-лебедь уплывает в танце).

 Фея Музыки: Открывает книгу, страница «Сказка о царе Салтане».

Воспитатель:  Мы и не заметили,  как появилась ещё одна сказка на странице нашей книги, «Сказка о царе Салтане». (На странице изображена Лебедь). Да, действительно, сказка  и музыка способны творить чудеса.

Фея Музыки: В моей волшебной книге, благодаря вам, ребята, вновь появились удивительные страницы сказок.  Мы  с вами побывали в сказочном Лукоморье, где сказки и музыка неразлучны. Вам понравилось наше путешествие? Мне было очень приятно и интересно вместе с вами еще раз вспомнить сказки А.С.Пушкина и послушать замечательную музыку, написанной к ним. Я хочу подарить вам эту удивительную волшебную книгу сказок. В этой книге ещё остались чистые странички, значит, знакомство с Пушкинскими сказками вы ещё продолжите.

Фея Музыки: Желаю вам идти по жизни только одной дорогой – дорогой добра. До свидания, до новых встреч!

Звучит музыка, «Чудеса» Песня о добре!!! Иди мой друг дорогою добра!  дети выходят из зала.

Появляются все герои путешествия, вместе с детьми все герои исполняют песню.  На последнем куплете Фея провожает детей к воротам.  Все прощаются.

Воспитатель в группе: Ребята, вот и закончилось наше с вами удивительное путешествие по Музыкальному лукоморью, где сказки и музыка неразлучны. Они вместе провели нас по удивительным Пушкинским дорожкам сказок. Я думаю, что после нашей встречи вы полюбите сказки Пушкина ещё больше, ведь все сказки этого великого поэта прекрасны и поучительны. И в них всегда побеждает добро.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий спортивного досуга "Путешествие в страну Лукоморье"

Сценарий спортивного досуга "Путешествие в страну "Лукоморье" для детей старшего дошкольного возраста. С этим досугом я участвовала в конукрсе педагогического мастерства  -  заняла 1 место в...

Конспект занятия "ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЛУКОМОРЬЕ"

Конспект интегрированного занятия по развитию сенсомоторных способностей и речемыслительной деятельности детей в старшей логопедической группе «Буратино»«Путешествие в страну Лукоморье»...

Конспект занятия в старшей группе. «Путешествие в страну Лукоморье»

Итоговое занятие посвященное творчеству А.С Пушкина. Дети погружаются в атмосферу детства поэта. встречаются с его няней и вспоминают сказки и стихи великого поэта....

Конспект «Путешествие в страну Лукоморье»

Итоговое занятие посвященное творчеству А.С.Пушкина...

Комплексное музыкально - игровое занятие для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в Музыкальный город» Материал опубликован 16.11.2016 г.

Увлекательный квест  в музыкальную сказку, с использованием инновационных методов и технологий, новых музыкальных логических игр и разработок. Занятие проводится в игровой форме, что дает возможн...

Комплексное музыкально - игровое занятие для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в Музыкальный город»

Автор: Бургустинова Евгения Эдуардовна  музыкальный руководитель МКДОУ «ДЕТСКИЙ САД»  № 7 Цель: Ознакомить детей с новым видом открытого занятия: "Музыкальный квест&quo...