Конспект занятия в подготовительной к школе группе "900 дней блокады Ленинграда"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Конспект занятия в подготовительной к школе группе "900 дней блокады Ленинграда" с целью расширять знания у детей об истории города Санкт-Петербург, о героизме людей, переживших блокаду во время Великой Отечественной войны.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 «Ромашка»
Конспект занятия
в подготовительной к школе группе
«900 дней блокады Ленинграда»
Подготовила: учитель-логопед О.В.Антипова
г.Лукоянов, 2025г.
Тема: «900 дней блокады Ленинграда»
Цель: Расширение знаний у детей об истории города Санкт-Петербург, о героизме людей, переживших блокаду.
Задачи:
Образовательные:
- формировать у детей понятие исторической важности событий своей страны;
- систематизировать знания о ВОв;
- познакомить детей с блокадой Ленинграда.
Развивающие:
- развивать у детей познавательную активность;
- расширять словарный запас детей;
- развивать логическую память, мышление, общую моторику.
Воспитательные:
- воспитывать у детей любовь к своей Родине, чувство гордости за свой народ, его боевые заслуги;
- воспитывать чувство сотрудничества и взаимодействия в совместной деятельности;
- приобщать детей к прошлому и настоящему через связь поколений.
Предварительная работа:
- чтение художественной литературы о ВОв;
- слушание музыкальных произведений военных лет;
- знакомство с понятием «город-герой»;
- рассматривание иллюстраций, фотографий военных лет.
Методы и приёмы:
- словесные (вопросы к детям, беседа, художественное слово);
- наглядные;
- практические;
- игровые.
Использование современных образовательных технологий:
- здоровьесберегающие;
- ИКТ;
- игровые;
- личностно-ориентированные.
Оборудование:
- презентация к занятию;
- ноутбук;
- стулья;
- макет блокадного Ленинграда;
- ржаной хлеб 125 г;
- весы;
- керосиновая лампа;
- детские карточки на хлеб;
- макет Ладожского озера;
- короткие детские лыжи, флажки-ориентиры для игры;
- ленточки Ленинградской блокады.
Ход образовательной деятельности.
- Вводная часть.
- Оргмомент.
Дети входят в зал под песню «Дети Блокады».
(здороваются)
Садятся на стульчики
Л.: - Ребята, я хочу вам прочитать стихотворение, которое написала Надежда Полякова и называется оно «Город у залива».
В осеннем тумане, в январском снегу
Стоит Ленинград на морском берегу.
С дворцами и парками, строг и красив,
Как будто вплывает в широкий залив.
В блокадные дни, под обстрелом в снегу
Не сдался, не сдался наш город врагу.
Тут гордые, смелые люди живут,
И ценится всюду их доблестный труд.
- О каком городе говорится в стихотворении? (ответы детей)
- Как вы думаете, что произошло с городом?
- Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?
- 27 января 1944 года, 80 лет назад город Ленинград был освобожден от окружения фашистскими захватчиками. 900 дней, примерно 2,5 года (привести пример на возрасте детей) длилось это окружение. И сегодня мы собрались в этом зале, чтобы вспомнить подвиг жителей города Ленинграда.
- Кто-нибудь знает, как называется этот город сейчас? (ответы детей)
- Этот город в настоящее время называется Санкт-Петербург. Это очень красивый город.
- За всю историю у этого города было много испытаний: наводнения, пожары… Но самым страшным была Великая Отечественная война…
СЛАЙД 2
- 22 июня 1941 года без предупреждения на нашу Родину напала фашистская Германия. Началась Великая Отечественная война. Страшная, беспощадная..
СЛАЙД 3 +звук
- Днем и ночью враги бомбили и обстреливали города, полыхали пожары, гибли люди. Фашисты считали, что Москва – это сердце России, а Ленинград – её душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда.
Поэтому один из основных ударов немцы направили на город Ленинград, чтобы стереть его с лица земли.
СЛАЙД 4
(беседа по карте блокадного Ленинграда)
- 10 июля 1941 года вражеские войска подошли к Ленинграду на расстояние 200 км. Немцы не смогли захватить город силой, тогда они окружили город, перекрыли все входы и выходы. Враг не давал вывозить из города детей, больных, в город не поступали продукты питания.
- Могли ли люди покинуть захваченный город?
- Как вы думаете, тяжело было им в то время? Почему?
СЛАЙД 5 (без звука)
- Хотелось бы вам незаметно на некоторое время оказаться в том городе и посмотреть, как пережили ленинградцы то страшное время и как смогли выбраться из плена? (ответы детей)
- Встанем со стульчиков, повернемся вокруг себя: «Раз, два, три – повернись и в невидимку превратись!». Возьмитесь за руки, мы отправляемся в военное прошлое.
ЗВУК СТРЕЛЬБЫ К СЛАЙДУ
(дети за логопедом подходят к макету города, встают вокруг макета)
- Вот так выглядел город в то страшное время.
- Возьмитесь крепко за руки. Как вы думаете, если бы сейчас кто-то стоял в центре нашего кольца, смог бы он выйти? (нет) Мы поставили блокаду из кольца, когда ни с какой стороны нельзя выбраться, нельзя зайти и помочь. Так и фашисты окружили город, а наши войска не могли оказать помощь людям. Такое кольцо из вражеских войск назвали «кольцом блокады» и говорили: «Кольцо вокруг города сомкнулось».
- Посмотрите на город, что вы видите? (разрушенные здания, военные машины, солдаты с оружием, люди).
- Почему здания разрушены? (потому что их постоянно бомбили)
- А с чего бомбили город? (самолетами)
- Да, посмотрите поэтому по всему городу стоят зенитки, ими сбивают вражеские самолеты
- Почему много военной техники? (потому что город обороняется, отбивается от врагов)
-Как вы думаете, а в домах, где живут люди, сейчас тепло? (нет, холодно)
- Да сейчас в домах холодно, отопление не работает, света и воды нет.
-А как вы думаете, чем отапливали дома люди?
- Чтобы выжить в холода, люди сжигали старую мебель, книги, ценные вещи. Вместо электричества, освещали дома керосиновые лампы, посмотрите вот такие.
- Воды в городе тоже не было, водопровод не работал. Спасением для людей стала река Нева, которая протекает через город. Именно сюда, под обстрелами врага, приходили люди за водой.
- Ребята, что было самым страшным для жителей в то время?
- Самым страшным врагом был голод. Продуктов почти не хватало.
- Как вы думаете, что было самым вкусным для детей блокадного Ленинграда? О чем они мечтали?
- Самым вкусным был крошечный кусочек хлеба, который давал силы и помогал выжить в то страшное время.
- Посмотрите на экран.
СЛАЙД 6
- В то время кусочек хлеба был на вес золота. И не каждый день он появлялся на столе. Во время Великой Отечественной войны в блокадном Ленинграде хлеб выдавали по маленькому кусочку – 125 г на весь день.
- Мог ли быть сытым человек, съев такой кусочек за весь день и ничего больше?
СЛАЙД 7
- Чтобы получить такой кусочек, людям выдавались специальные карточки. Карточки были разные: для служащих (с буквой С), для иждивенцев (старики, с буквой И), для рабочих (буква Р) и для детей (буква Д). Больше всех граммов хлеба получали рабочие. Почему? (работать было некому, приходилось работать сутками, поэтому для поддержания сил рабочим выдавалось больше хлеба).
- Люди стояли в длинных очередях, чтобы получить свою норму хлеба. Потерять свою карточку означало голодную смерть. Иногда норму хлеба увеличивали и люди, узнав об этом, плакали и обнимались.
- Как вы думаете, из чего пекли хлеб в блокадном Ленинграде, если продуктов не хватало? (ответы детей)
- Хлеб пекли из обойной муки серого цвета, овсяной муки, подсолнечного жмыха, солода и соли. (показ???)
- Был ли вкусным Блокадный хлеб?
- Хлеб на вкус был горьким и невкусным, но люди ели хлеб, не роняя ни одной крошечки, потому что понимали, хлеб – это жизнь.
- Попробуем и мы по карточкам получить норму блокадного хлеба.
(Логопед раздает карточки, дети встают в очередь, получают кусочек хлеба)
- Попробуйте хлеб, который вы получили.
(дети едят хлеб)
- Продукты питания и лекарства в Ленинград привозили под постоянными обстрелами, по воздуху (самолеты) и по воде (катера). Особенно тяжело приходилось, когда вода на озере начинала замерзать – катера и лодки не могли передвигаться по льду, но лед был недостаточно крепким, чтобы по нему могли проехать машины.
Спасение пришло, когда в конце ноября установились 40-градусные морозы и по льду Ладожского озера было решено проложить дорогу к Ленинграду.
- Можно ли просто взять и отправить машину с продовольствием по льду? Почему?
- Нужна была разведка, подготовка, материальное обеспечение.
СЛАЙД 8, 9, 10
- Ответственным за строительство дороги был назначен 88 мостостроительный батальон. На дороге работало около 20 тысяч человек. Это и водители, и механики, и лыжники, и регулировщики, которые отправляли колонны наиболее безопасными маршрутами. Каждый день они подвергали опасности свои жизни, рискуя уйти под лед или стать жертвой вражеских обстрелов.
- Но, несмотря на все трудности и опасность, по льду Ладожского озера начала действовать дорога, которая вошла в историю под названием «Дорога жизни».
- Первыми по дороге отправились лошади. Почему?
- После того, как окреп лед, по ней пустили машины.
- Фашисты использовали авиацию и артиллерию, чтобы уничтожить машины и грузы, и разрушить трассу. Но Дорога жизни была единственным спасением для жителей Ленинграда.
СЛАЙД 11.
- По этой дороге удалось вывезти более 500 тысяч человек.
- А вы хотели бы принять участие в строительстве этой дороги и помочь ленинградцам?
ИГРА «Разведчики»
- Пройдем к нашему Ладожскому озеру, мы с вами сейчас станем разведчиками
- Вы должны помнить, что лед ненадежный и нужно проложить путь по ориентирам. Каждый из вас как разведчик-лыжник проедет по озеру и выставит ориентир и мы выведем людей из блокадного города.
(Дети играют в игру по очереди. Когда последний игрок ставит ориентир, дети выходят по льду из города).
- Возьмите друг друга за руки, мы выйдем из блокадного Ленинграда и вернемся назад в наше время.
(дети садятся на стульчики)
СЛАЙД 12
- Посмотрите на экран. Кто-нибудь знает эту девочку?
- Это Таня Савичева, Ленинградская школьница, которая в Блокаду потеряла всю свою семью. Она – символ тех страданий, которые перенесли все жители Ленинграда. В те трудные дни Таня вела дневник – записи для себя, чтобы не забыть, чтобы помнить. Ее дневник состоял всего из 9 записей, где стоит дата и время смерти каждого из членов семьи. Последняя запись – «Савичевы умерли все. Осталась одна Таня.»
- Летом 1942 года Таню вместе с другими детьми эвакуировали из Ленинграда в Горьковскую область (так раньше называлась наша Нижегородская область) в поселок Шатки.
СЛАЙД 13
- Но, несмотря на старания врачей, Таня не справилась с болезнями и слабостью и умерла 1 июля 1944 года.
- Таню похоронили на кладбище в поселке Шатки.
- Кто-нибудь был на могиле Тани Савичевой? (ответы детей)
- Попросите родителей заехать и посетить место, где похоронена Таня Савичева….
СЛАЙД 14
- 2,5года фашисты осаждали город Ленинград, но так и не смогли сломить его защитников. 27 января 1944 года блокада Ленинграда была окончательно снята.
СЛАЙД 15
- За мужество, за храбрость, за самоотверженный труд в годы войны, городу было присвоено звание «Город-герой Ленинград».
СЛАЙД 16
- В память о подвиге Ленинграда и его защитниках была создана «Ленточка Ленинградской победы». Оливковый цвет ленточки символизирует Победу, а зеленый – цвет жизни. В память об этом историческом событии возьмите такую ленточку себе и подарите нашим гостям.
(дети берут ленточки и дарят гостям)
- Давайте встанем, помолчим, почтим героев Ленинграда,
Всех тех, чьи жизни унесла в суровый час блокада…
(звучит метроном)
Спасибо тем, кто город отстоял,
Кто выжил в страшную блокаду,
Кто восстанавливал, из пепла возрождал..
Спасибо вам, герои Ленинграда!
-Ребята, помните о подвиге ленинградцев и о подвиге русских людей, которые победили в той страшной войне и восстановили мир на земле.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для подготовительной к школе группы «Скоро в школу»
Представленное занятие предусмотрено для работы с детьми старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет).Тип занятия: коррекционно-развивающееФорма организации – подгрупповая (6 человек).Продолжительность з...
Конспект занятия в подготовительной к школе группе . Тема: «Путешествие в лесную школу к учёной сове».Творческий отчёт.
Творческий отчётВ подготовительной к школе группе .Тема: «Путешествие в лесную школу в гости к учёной сове».Цель: Расширять у детей представление о школе. Обеспечить познавательную активность воспитан...

Конспект занятия в старшей группе "Прошлое Санкт-Петербурга. Блокада ленинграда."
Занятие для детей старшего дошкольного возраста к Дню снятия блокады Ленинграда....

Конспект занятия в подготовительной к школе группе "Путешествие в школу"
Конспект занятия в подготовительной к шкоел группе "Путешествие в школу" по образовательным областям "Познавательное развитие", "Речевое развитие"...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Экскурсия в школу»
Цель: Познакомить детей с учебным заведением.Образовательные задачи: уточнить, что в школе дети с 6,5 лет учатся читать, писать, рисовать и считать и учит их этому учительница.Познакомить с помещением...
Конспект занятия в подготовительной к школе группе "Этих дней не смолкнет слава"
продолжать работу по воспитанию патриотизма...

Конспект занятия во второй младшей группе на тему «Блокада Ленинграда»
-ознакомление детей с историческим моментом нашей страны – Великой Отечественной войной, блокадой Ленинграда (Санкт – Петербурга), -развитие словарного запаса, -...
