Конспект занятия в подготовительной к школе группе "900 дней блокады Ленинграда"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Антипова Ольга Валерьевна

Конспект занятия в подготовительной к школе группе "900 дней блокады Ленинграда" с целью расширять знания у детей об истории города Санкт-Петербург, о героизме людей, переживших блокаду во время Великой Отечественной войны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл blokada_2.docx27.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 «Ромашка»

Конспект занятия

в подготовительной к школе группе

 «900 дней блокады Ленинграда»

Подготовила: учитель-логопед О.В.Антипова

г.Лукоянов, 2025г.

Тема: «900 дней блокады Ленинграда»

Цель: Расширение знаний у детей об истории города Санкт-Петербург, о героизме людей, переживших блокаду.

Задачи:

Образовательные:

- формировать у детей понятие исторической важности событий своей страны;

- систематизировать знания о ВОв;

- познакомить детей с блокадой Ленинграда.

Развивающие:

- развивать у детей познавательную активность;

- расширять словарный запас детей;

- развивать логическую память, мышление, общую моторику.

Воспитательные:

- воспитывать у детей любовь к своей Родине, чувство гордости за свой народ, его боевые заслуги;

- воспитывать чувство сотрудничества и взаимодействия в совместной деятельности;

- приобщать детей к прошлому и настоящему через связь поколений.

Предварительная работа:

- чтение художественной литературы о ВОв;

- слушание музыкальных произведений военных лет;

- знакомство с понятием «город-герой»;

- рассматривание иллюстраций, фотографий военных лет.

Методы и приёмы:

- словесные (вопросы к детям, беседа, художественное слово);

- наглядные;

- практические;

- игровые.

Использование современных образовательных технологий:

- здоровьесберегающие;

- ИКТ;

- игровые;

- личностно-ориентированные.

Оборудование:

- презентация к занятию;

- ноутбук;

- стулья;

- макет блокадного Ленинграда;

- ржаной  хлеб 125 г;

- весы;

- керосиновая лампа;

- детские карточки на хлеб;

- макет Ладожского озера;

- короткие детские лыжи, флажки-ориентиры для игры;

- ленточки Ленинградской блокады.

Ход  образовательной деятельности.

  1. Вводная часть.
  1. Оргмомент.

Дети входят в зал под песню «Дети Блокады».

(здороваются)

Садятся на стульчики

Л.: - Ребята, я хочу вам прочитать стихотворение, которое написала Надежда Полякова и называется оно «Город у залива».

В осеннем тумане, в январском снегу

Стоит Ленинград на морском берегу.

С дворцами и парками, строг и красив,

Как будто вплывает в широкий залив.

В блокадные дни, под обстрелом в снегу

Не сдался, не сдался наш город врагу.

Тут гордые, смелые люди живут,

И ценится всюду их доблестный труд.

- О каком городе говорится в стихотворении? (ответы детей)

- Как вы думаете, что произошло с городом?

- Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?

- 27 января 1944 года, 80 лет назад город Ленинград был освобожден от окружения фашистскими захватчиками. 900 дней, примерно 2,5 года (привести пример на возрасте детей) длилось это окружение. И сегодня мы собрались в этом зале, чтобы вспомнить подвиг жителей города Ленинграда.

- Кто-нибудь знает, как называется этот город сейчас? (ответы детей)

- Этот город в настоящее время называется Санкт-Петербург. Это очень красивый город.

- За всю историю у этого города было много испытаний: наводнения, пожары… Но самым страшным была Великая Отечественная война…

СЛАЙД 2

- 22 июня 1941 года без предупреждения на нашу Родину напала фашистская Германия. Началась Великая Отечественная война. Страшная, беспощадная..

СЛАЙД 3 +звук

- Днем и ночью враги бомбили и обстреливали города, полыхали пожары, гибли люди. Фашисты считали, что Москва – это сердце России, а Ленинград – её душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда.

Поэтому один из основных ударов немцы направили на город Ленинград, чтобы стереть его с лица земли.

СЛАЙД 4

(беседа по карте блокадного Ленинграда)

- 10 июля 1941 года вражеские войска подошли к Ленинграду на расстояние 200 км. Немцы не смогли захватить город силой, тогда они окружили город, перекрыли все входы и выходы. Враг  не давал вывозить из города детей, больных, в город не поступали продукты питания.

- Могли ли люди покинуть захваченный город?

- Как вы думаете, тяжело было им в то время? Почему?

СЛАЙД 5  (без звука)

- Хотелось бы вам незаметно на некоторое время оказаться в том городе и посмотреть, как пережили ленинградцы то страшное время и как смогли выбраться из плена? (ответы детей)

- Встанем со стульчиков, повернемся вокруг себя: «Раз, два, три – повернись и в невидимку превратись!». Возьмитесь за руки, мы отправляемся  в военное прошлое.

ЗВУК СТРЕЛЬБЫ К СЛАЙДУ

(дети за логопедом подходят к макету города, встают вокруг макета)

- Вот так выглядел город в то страшное время.

- Возьмитесь крепко за руки. Как вы думаете, если бы сейчас кто-то стоял в центре нашего кольца, смог бы он выйти? (нет) Мы поставили блокаду из кольца, когда ни с какой стороны нельзя выбраться, нельзя зайти и помочь. Так и фашисты окружили город, а наши войска не могли оказать помощь людям. Такое кольцо из вражеских войск назвали «кольцом блокады» и говорили: «Кольцо вокруг города сомкнулось».

- Посмотрите на город, что вы видите? (разрушенные здания, военные машины, солдаты с оружием, люди).

- Почему здания разрушены? (потому что их постоянно бомбили)

- А с чего бомбили город? (самолетами)

- Да, посмотрите поэтому по всему городу стоят зенитки, ими сбивают вражеские самолеты

- Почему много военной техники? (потому что город обороняется, отбивается от врагов)

-Как вы думаете, а в домах, где живут люди, сейчас тепло? (нет, холодно)

- Да сейчас в домах холодно, отопление не работает, света и воды нет.

-А как вы думаете, чем отапливали дома люди?

- Чтобы выжить в холода, люди сжигали старую мебель, книги, ценные вещи. Вместо электричества, освещали дома керосиновые лампы, посмотрите вот такие.

- Воды в городе тоже не было, водопровод не работал. Спасением для людей стала река Нева, которая протекает через город. Именно сюда, под обстрелами врага,  приходили люди за водой.

- Ребята, что было самым страшным для жителей в то время?

- Самым страшным врагом был голод. Продуктов почти не хватало.

- Как вы думаете, что было самым вкусным для детей блокадного Ленинграда? О чем они мечтали?

- Самым вкусным был крошечный кусочек хлеба, который давал силы и помогал выжить в то страшное время.

- Посмотрите на экран.

СЛАЙД 6

- В то время кусочек хлеба был на вес золота. И не каждый день он появлялся на столе. Во время Великой Отечественной войны в блокадном Ленинграде хлеб выдавали по маленькому кусочку – 125 г на весь день.

- Мог ли быть сытым человек, съев такой кусочек за весь день и ничего больше?

СЛАЙД 7

- Чтобы получить такой кусочек, людям выдавались специальные карточки. Карточки были разные: для служащих (с буквой С), для иждивенцев (старики, с буквой И), для рабочих (буква Р) и для детей (буква Д). Больше всех граммов  хлеба получали рабочие. Почему? (работать было некому, приходилось работать сутками, поэтому для поддержания сил рабочим выдавалось больше хлеба).

- Люди стояли в длинных очередях, чтобы получить свою норму хлеба. Потерять свою карточку означало голодную смерть. Иногда норму хлеба увеличивали и люди, узнав об этом, плакали и обнимались.

- Как вы думаете, из чего пекли хлеб в блокадном Ленинграде, если продуктов не хватало? (ответы детей)

- Хлеб пекли из обойной муки серого цвета, овсяной муки, подсолнечного жмыха, солода и соли. (показ???)

- Был ли вкусным Блокадный хлеб?

- Хлеб на вкус был горьким и невкусным, но люди ели хлеб, не роняя ни одной крошечки, потому что понимали, хлеб – это жизнь.

- Попробуем и мы по карточкам  получить норму блокадного хлеба.

(Логопед раздает карточки, дети встают в очередь, получают кусочек хлеба)

- Попробуйте хлеб, который вы получили.

(дети едят хлеб)

        

- Продукты питания и лекарства в Ленинград привозили под постоянными обстрелами, по воздуху (самолеты) и по воде (катера). Особенно тяжело приходилось, когда вода на озере начинала замерзать – катера и лодки не могли передвигаться по льду, но лед был недостаточно крепким, чтобы по нему могли проехать машины.

Спасение пришло, когда в конце ноября установились 40-градусные морозы и  по льду Ладожского озера было решено проложить дорогу к Ленинграду.

- Можно ли просто взять и отправить машину с продовольствием по льду? Почему?

- Нужна была разведка, подготовка, материальное обеспечение.

СЛАЙД  8, 9, 10

- Ответственным за строительство дороги был назначен 88 мостостроительный батальон. На дороге работало около 20 тысяч человек. Это и водители, и механики, и лыжники, и регулировщики, которые отправляли колонны наиболее безопасными маршрутами. Каждый день они подвергали опасности свои жизни, рискуя уйти под лед или стать жертвой вражеских обстрелов.

- Но, несмотря на все трудности и опасность,  по льду Ладожского озера начала действовать дорога, которая вошла в историю под названием  «Дорога жизни».

- Первыми по дороге отправились лошади. Почему?

- После того, как окреп лед, по ней пустили машины.

- Фашисты использовали авиацию и артиллерию, чтобы уничтожить машины и грузы, и разрушить трассу. Но Дорога жизни была единственным спасением для жителей Ленинграда.

СЛАЙД 11.

- По этой дороге удалось вывезти более 500 тысяч человек.

- А вы хотели бы принять участие в строительстве этой дороги и помочь ленинградцам?

ИГРА «Разведчики»

- Пройдем к нашему Ладожскому озеру, мы с вами сейчас станем разведчиками

- Вы должны помнить, что лед ненадежный и нужно проложить путь по ориентирам. Каждый из вас как разведчик-лыжник проедет по озеру и выставит ориентир и мы выведем людей из блокадного города.

(Дети играют в игру по очереди. Когда последний игрок ставит ориентир, дети выходят по льду из города).

- Возьмите друг друга за руки, мы выйдем  из блокадного Ленинграда и вернемся назад в наше время.

(дети садятся на стульчики)

СЛАЙД 12

- Посмотрите на экран. Кто-нибудь знает эту девочку?

- Это Таня Савичева, Ленинградская школьница, которая в Блокаду потеряла всю свою семью. Она – символ тех страданий, которые перенесли все жители Ленинграда. В те трудные дни Таня вела дневник – записи для себя, чтобы не забыть, чтобы помнить. Ее дневник состоял всего из 9 записей, где стоит дата и время смерти каждого из членов семьи. Последняя запись –  «Савичевы умерли все. Осталась одна Таня.»

- Летом 1942 года Таню вместе с другими детьми эвакуировали из Ленинграда в Горьковскую область (так раньше называлась наша Нижегородская область) в поселок Шатки.

СЛАЙД 13

- Но, несмотря на старания врачей, Таня не справилась с болезнями и слабостью и умерла  1 июля 1944 года.

- Таню похоронили на  кладбище в поселке Шатки.

- Кто-нибудь был на могиле Тани Савичевой? (ответы детей)

- Попросите родителей заехать и посетить место, где похоронена Таня Савичева….

СЛАЙД 14

- 2,5года фашисты осаждали город Ленинград, но так и не смогли сломить его защитников. 27 января 1944 года блокада Ленинграда была окончательно снята.

СЛАЙД 15

- За мужество, за храбрость, за самоотверженный труд в годы войны, городу было присвоено звание «Город-герой Ленинград».

СЛАЙД 16

- В память о подвиге Ленинграда и его защитниках была создана «Ленточка Ленинградской победы». Оливковый цвет ленточки символизирует Победу, а зеленый – цвет жизни. В память об этом историческом событии возьмите такую ленточку себе и подарите нашим гостям.

(дети берут ленточки и дарят гостям)

- Давайте встанем, помолчим, почтим героев Ленинграда,

Всех тех, чьи жизни унесла в суровый час блокада…

(звучит метроном)

Спасибо тем, кто город отстоял,

Кто выжил в страшную блокаду,

Кто восстанавливал, из пепла возрождал..

Спасибо вам, герои Ленинграда!

-Ребята,  помните о подвиге ленинградцев и о подвиге русских людей, которые победили в той страшной войне и восстановили мир на земле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для подготовительной к школе группы «Скоро в школу»

Представленное занятие предусмотрено для работы с детьми старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет).Тип занятия: коррекционно-развивающееФорма организации – подгрупповая (6 человек).Продолжительность з...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе . Тема: «Путешествие в лесную школу к учёной сове».Творческий отчёт.

Творческий отчётВ подготовительной к школе группе .Тема: «Путешествие в лесную школу в гости к учёной сове».Цель: Расширять у детей представление о школе. Обеспечить познавательную активность воспитан...

Конспект занятия в старшей группе "Прошлое Санкт-Петербурга. Блокада ленинграда."

Занятие для детей старшего дошкольного возраста к Дню снятия блокады Ленинграда....

Конспект занятия в подготовительной к школе группе "Путешествие в школу"

Конспект занятия в подготовительной к шкоел группе "Путешествие в школу" по образовательным областям "Познавательное развитие", "Речевое развитие"...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Экскурсия в школу»

Цель: Познакомить детей с учебным заведением.Образовательные задачи: уточнить, что в школе дети с 6,5 лет учатся читать, писать, рисовать и считать и учит их этому учительница.Познакомить с помещением...

Конспект занятия во второй младшей группе на тему «Блокада Ленинграда»

-ознакомление детей с историческим моментом нашей страны – Великой Отечественной войной, блокадой Ленинграда (Санкт – Петербурга), -развитие словарного запаса,   -...