Основные принципы общения с неговорящими детьми у детей с особыми воспитательными запросами
материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Федорова Наталия Геннадиевна
  1. Игры не должны быть длительными во времени (от 5 до 15 мин).
  2. Они должны проводиться в неторопливом темпе, чтобы ребенок имел возможность  понять

задание, осознать, исправить возможную ошибку, а педагог помочь ему в этом.

  1. Игра должна быть живой, интересной, заманчивой для ребенка, поэтому в ней должен присутствовать элемент сравнения, красочное и забавное оформление.
  2. Игра может проводиться в комнате, на участке, на природе.
  3. В игре необходимо добиваться активного речевого участия ребенка, при этом по возможности использовать и двигательную активность.
  4. В процессе игры родители принимают непосредственное участие (степень его участия определяется речевыми возможностями детей, задачами и условиями игры), в заключение обязательно поощрить ребенка.
  5. Родитель должен постоянно излучать спокойную уверенность в том, что все идет обычным, естественным путем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл printsipy_obshcheniya_s_negovoryashchimi_detmi.docx20 КБ

Предварительный просмотр:

Основные  принципы общения с неговорящими детьми

  1. Выражение лица – максимально доброжелательное, теплое, нераздраженное.
  2. Тон голоса в разговоре с ребенком – предельно (в любых ситуациях) доброжелательный,        

приветливый; избегать употребления приказных фраз.

  1. Больше тактильных контактов: обнять, погладить, приласкать.
  2. Не делать постоянных замечаний, не кричать, всегда быть с ребенком вежливым.
  3. Не торопить и не подгонять ребенка.
  4. Не говорить ребенку, что вы его не любите или обиделись на него.
  5. Терпение, любовь к ребенку всегда.

Методические рекомендации по использованию игр и упражнений в развивающем

обучении детей

  1. Игры не должны быть длительными во времени (от 5 до 15 мин).
  2. Они должны проводиться в неторопливом темпе, чтобы ребенок имел возможность  понять

задание, осознать, исправить возможную ошибку, а педагог помочь ему в этом.

  1. Игра должна быть живой, интересной, заманчивой для ребенка, поэтому в ней должен присутствовать элемент сравнения, красочное и забавное оформление.
  2. Игра может проводиться в комнате, на участке, на природе.
  3. В игре необходимо добиваться активного речевого участия ребенка, при этом по возможности использовать и двигательную активность.
  4. В процессе игры родители принимают непосредственное участие (степень его участия определяется речевыми возможностями детей, задачами и условиями игры), в заключение обязательно поощрить ребенка.
  5. Родитель должен постоянно излучать спокойную уверенность в том, что все идет обычным, естественным путем.
  6. Во время игр необходимо деликатно, ненавязчиво активизировать поведение ребенка, его познавательную активность.
  7. Проявлять к ребенку терпение.

В системе развивающей работы с детьми используют игровые упражнения:

  • с элементами логоритмики;
  • на развитие артикуляционной моторики;
  • на развитие тонких движение пальцев рук и общей моторики;
  • на развитие дыхания;
  • на развитие эмоциональной сферы ребенка.

        Игровая форма наиболее соответствует психологическим возможностям детей младшего дошкольного возраста.

Принцип целостного построения коррекционно-развивающей работы предполагает такую организацию, при которой отработка определенных умений и навыков проводится во всех видах детской деятельности в процессе игровых и развивающих заданий

Обучение детей с речевой патологией не должно сводиться к выработке механических, рефлекторных речевых навыков.

Использование элементов логоритмики способствуют развитию чувства ритма, внимание, развивает слуховую  и зрительную  память.

        У детей вырабатывается ответная двигательная реакция на звуковой и зрительный  раздражитель, идет развитие волевого импульса (тормозной деятельности, умение переключатся с одной деятельности на другую).

        Важное условие результативного использования игровых упражнений в обучении  - это соблюдение последовательности в подборе игровых упражнений.

Следует учитывать следующие дидактические принципы:

  • доступность;
  • повторяемость;
  • постепенность выполнения заданий.

Родитель или педагог, общаясь    с ребенком  дошкольного возраста, должен учитывать возрастающую способность детей к наглядно-образному мышлению, учить детей действовать по инструкции, выполняя многие действия по представлению в воображаемом плане,  «не хочу, а надо»

Дети этих лет жизни, в силу своих  возрастных особенностей их центральной нервной системы постепенно  осваивают программный материал. Задания, упражнения должны представлять посильную трудность для ребят.

Только в этом случае обучение станет развивающим.

Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата.

Выработать четкие и согласованные движения артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.  В комплексе органично сочетаются игровые упражнения, направленные на развитие тонких движений пальцев рук, общих движений, дыхания, развитие эмоционально-волевой сферы.

С детьми можно проводить следующие игровые упражнения:

  • стихи и потешки для развития тонких движений пальцев, общих движений в сочетание с речью;
  • мимические упражнения;
  • упражнения для жевательно-артикуляционных мышц;
  • упражнения для губ и языка;
  • упражнения, направленные на развитие речевого дыхания и голоса;

Комплексы артикуляционных упражнений построены с учетом возможностей детей. При отборе материала для артикуляционной гимнастики соблюдается определенная последовательность.

Сначала даются самые простые упражнения, постепенно усложняются, заменяются такими, которые являются базой для произношения того или иного звука. Работа над развитием артикуляционной моторики длительная и систематическая. Нецелесообразно работать только над определенными упражнениями до тех пор, пока они не будут окончательно усвоены ребенком. Наряду с уже усвоенными включаются и другие.

Используя методику Ольги Андреевны Новиковой, можно показать в игровой ситуации показывает ребенку мимические и артикуляционные позы и движения, стимулируя ребенка повторять движения за педагогом.

  • Мышка пищит: «И-и-и…» или «Пи-и-и».

Губы растянуты в улыбке

  • Изобразить, что кукла плачет: «Уа-уа».
  • «Смешная песенка»

Перебирайте пальцем по губам, произнося при этом звук похожий на «Б-б-б» (Движения пальца - сверху вниз).

Очень важно, чтобы у малыша вовремя сформировалась речь, так как задержка, как правило, неблагоприятно сказывается на интеллектуальном развитии маленького человечка -   специалисты называют ее «вторичной задержкой познавательной деятельности».

В результате у неговорящего ребенка с изначально нормальными задатками будет отмечаться отставание в психическом развитии.

Очень важно не упустить драгоценное время – период готовности ребенка к формированию речи, ведь потом, после трех лет, может быть уже поздно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Способы общения с неговорящим ребенком"

Наличие интеллекта, то есть способности познавать внешний мир с помощью памяти, представления, воображения, мышления, а также речи – это важнейшая характеристика человека. И интеллект, и речь у ...

Буклет "Принципы общения с неговорящими детьми"

Буклет "Принципы общения с неговорящими детьми" содержит методические рекомендации для педагогов по использованию игр и упражнений в  обучении детей....

Планирование воспитательно - образовательной работы с детьми группы "Особый ребёнок" по лексической теме "Детский сад. Игрушки"

Игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности. Именно поэтому применение игровых технологий является наиболее эффективной формой работы с неговорящими детьми с особенными возможностям...

Планирование воспитательно - образовательной работы с детьми группы "Особый ребёнок" по лексической теме «Едет с поля урожай. Овощи»

Всем известно, что игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Поэтому данная разработка включает большое многообразие различных игр.  Игра обеспечивает зону ближайшего развит...

Планирование воспитательно - образовательной работы с детьми группы "Особый ребёнок" по лексической теме "Зимушка - зима"

При организации образовательных отношений первостепенной задачей является создание условий, обеспечивающих успешное социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста с ОВЗ. Одним из ведущи...

Конспект занятия с неговорящими или временно неговорящими детьми дошкольного возраста на тему: «Профессии»

Конспект занятия, направленный на развитие альтернативной коммуникации с неговорящими детьми....

Использование картинок-символов в работе с " неговорящими" детьми. Методическая разработка по стимуляции речевого развития "неговорящих" детей младшего и среднего возраста. Из опыта работы логопеда-дефектолога.

    В материале представлены рекомендации из практики логопеда-деффектолога по работе с "неговорящими" детьми с использованием картинок-символов, развивающих воображение, по...