Изучение и описание педагогического опыта по развитию внимания детей дошкольного возраста с СДВГ
методическая разработка
Изучение и описание педагогического опыта по развитию внимания детей дошкольного возраста с СДВГ
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Изучение и описание педагогического опыта по развитию внимания детей дошкольного возраста с СДВГ
Проанализировав методическую разработку педагога – психолога МДОУ ЦРР д/с №4 «Империя детства» Фортупьянчикова Светлана Викторовна г.Новоалександровск.
Эта методическая разработка ориентирована на комплексную работу с детьми, страдающими синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Она направлена на диагностику, коррекцию и развитие психических процессов и эмоционально-волевой сферы детей, а также на их успешную адаптацию и обучение. Важными аспектами являются взаимодействие с педагогами и родителями для обеспечения поддержки и создания благоприятных условий для развития детей с СДВГ.
Содержание методической разработки
- Пояснительная записка
- Рубрика 1 «Синдром дефицита внимания и гиперактивности»
- Рубрика 2 «Факторы риска при формировании СДВГ»
- Рубрика 3 «Направление работы педагога-психолога по раннему выявлению и оказанию помощи детям с СДВГ»
- Рубрика 4 «Делимся опытом»
- Рубрика 5 «Работа с родителями детей с СДВГ»
- Пояснительная записка
Разработка предназначена для воспитателей и педагогов, работающих в ДОУ с детьми с СДВГ.
Форма проведения – «Устный журнал». Эта форма позволяет наладить с педагогами более доверительные и отношения, услышать их мнение. Журнал состоит из 5 рубрик.
Цель - обучение педагогов особенностям работы с гиперактивным ребенком.
Задачи:
1. Повышение уровня знаний педагогов по теме «Ребенок с СДВГ», «Как общаться с детьми с СДВГ и их родителями».
2. Обучение приемам коррекционно-развивающей работы с детьми с СДВГ.
- Рубрика 1 «Синдром дефицита внимания и гиперактивности»
Главная мысль рубрики «Синдром дефицита внимания и гиперактивности» заключается в том, что СДВГ — это состояние, требующее комплексного подхода к диагностике и коррекции, включая развитие внимания, самоконтроля, памяти и эмоционально-волевой сферы у детей. Важную роль играет взаимодействие специалистов с педагогами и родителями для создания условий, способствующих успешной адаптации и развитию детей с СДВГ.
Выделяют три типа синдрома дефицита внимания:
1. Смешанный тип (гиперактивность в сочетании с нарушениями внимания, это самая распространенная форма синдрома дефицита внимания).
2. Невнимательный тип (превалируют нарушения внимания).
3.Гиперактивный тип (доминирует гиперактивность, это наиболее редкая форма синдрома дефицита внимания).
Выделяют следующие проявления гиперактивности у детей:
- трудности обучения (восприятия и мышления);
- повышенная активность, импульсивность (чаще в новой обстановке);
- недостаточное развитие моторики (особенно мелкой моторики);
- возможные невротические проявления (тики, энурез);
- эмоциональная лабильность;
- разрушительные тенденции в поведении и негативизм.
- Рубрика 2 «Факторы риска при формировании СДВГ»
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) развивается под воздействием множества факторов, включая патологии беременности и родов, генетическую предрасположенность и негативное влияние окружающей среды, такие как загрязнение тяжелыми металлами и инфекции. Важно, чтобы педагоги и родители понимали эти факторы, поскольку ранняя диагностика и комплексное лечение, включая медицинские и психологические меры, а также поддержку со стороны семьи, играют ключевую роль в помощи детям с СДВГ.
- Рубрика 3 «Направление работы педагога-психолога по раннему выявлению и оказанию помощи детям с СДВГ»
Главная мысль рубрики заключается в важности комплексного подхода к диагностике и коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Педагог-психолог играет ключевую роль в этом процессе, начиная с раннего выявления проблемы через сбор информации, включая беседы с детьми и родителями, а также использование диагностических опросников.
Основные направления работы включают психологическое просвещение, развитие самоконтроля и произвольности, коррекцию поведения и развитие познавательных процессов. Важно, чтобы коррекционно-педагогический процесс был организован с учетом эмоциональной привлекательности занятий и индивидуальных особенностей детей. Использование игровых форм, сказкотерапии, тактильного контакта и техник дыхания помогает создать позитивную атмосферу для обучения и развития.
Приемы и методы работы, которые можно использовать с гиперактивным ребенком
1. Сказкотерапия (применение сказок для гиперактивных детей, достаточно эффективно влияет на развитие самоконтроля и поможет сосредоточить внимание на деятельности).
2. Прием тактильного контакта (гиперативные дети больше нуждаются в прикосновениях, объятиях, поглаживаний, потому что так же, как и взрослый устают от потока своей энергией)
3. Техники дыхания (несомненно нужны в работе с данными детьми, для развития самоконтроля, и волевого усилия, снятия лишнего напряжения.)
4. Метод смены деятельности (в работа с гиперактивными детьми это важный метод потому что они часто переключают свое внимание и деятельность при этом чаще всего бесцельно, а наша задача помочь ребенку контролировать свои действия и активность/ переключение с монотонной деятельности на активную).
5.Прием поощрения/ легкое наказание (поощрять ребенка за спокойное поведение, за внимательность, создайте материальную систему поощрение: жетон, наклейка и т.д.)
Эффективные методы работы с гиперактивными детьми включают смену деятельности, поощрение за спокойное поведение и создание системы мотивации. Такой подход способствует улучшению самоконтроля и внимательности у детей с СДВГ, что в свою очередь помогает им адаптироваться в образовательной среде.
- Рубрика 4 «Делимся опытом»
Главная мысль рубрики «Делимся опытом» заключается в необходимости адаптации игровых и учебных методов для работы с гиперактивными детьми, учитывая их уникальные особенности. Ведущий, воспитатель, подчеркивает, что гиперактивные дети проявляют высокую энергию и часто отвлекаются, что делает традиционные подходы к обучению менее эффективными.
Ключевыми аспектами работы с такими детьми являются:
1. Индивидуальный подход: Начинать следует с индивидуальных занятий, постепенно переходя к малым группам и затем к коллективным играм. Это позволяет детям адаптироваться к групповым правилам и научиться взаимодействовать с другими.
2. Подбор игр и упражнений: Игры должны быть направлены на развитие внимания, снятие эмоционального напряжения, развитие волевой регуляции и навыков общения. Упражнения, такие как «Колечко», «Кулак—ребро—ладонь», массаж ушных раковин и качание головой, помогают детям сосредоточиться и расслабиться.
3. Создание картотеки игр: Важным элементом работы является наличие систематизированного набора игр и упражнений, которые могут быть использованы для коррекции поведения и развития навыков у детей с СДВГ.
Таким образом, успешная работа с гиперактивными детьми требует гибкости, терпения и творческого подхода со стороны педагогов, чтобы создать комфортную и продуктивную образовательную среду.
- Рубрика 5 «Работа с родителями детей с СДВГ»
Главная мысль рубрики заключается в том, что родителям гиперактивных детей необходимо понять, что их ребенок не виноват в своем поведении и что правильное взаимодействие с ним требует чуткости и внимания. Ведущий, воспитатель второй младшей группы, подчеркивает, что многие родители испытывают чувство вины и растерянности, особенно в общественных местах, и часто прибегают к окрикам и запретам, что не приводит к улучшению ситуации.
Ключевые моменты, которые следует учитывать при работе с родителями:
1. Эмоциональная поддержка: Родителям важно осознать, что гиперактивные дети нуждаются в эмоциональном внимании и поддержке. Общение, совместные игры и беседы помогут укрепить связь между родителем и ребенком.
2. Структурирование воспитания: Родители должны установить четкие правила и границы, составив список запретов и контролируя поведение ребенка. Это поможет создать предсказуемую среду для гиперактивного ребенка.
3. Управление эмоциями: Важно обучать детей навыкам управления гневом и эмоциями. Родители могут использовать специальные методики и игры для работы с гневом, что поможет ребенку научиться справляться со своими чувствами.
В целом, работа с родителями гиперактивных детей требует терпения, понимания и активного вовлечения в процесс воспитания, что способствует улучшению взаимодействия в семье и развитию ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры на развитие внимания детей дошкольного возраста
Уровень успеваемости ребёнка, продуктивность его деятельности во многом зависит от степени сформированности внимания. Представленный материал содержит дидактические игры и упражнеия на развитие вниман...

Развитие внимания детей дошкольного возраста
Презентация. Содержит теоретический и практический материал по теме "Развитие внимания детей дошкольного возраста"...

Обобщение педагогического опыта Тема: " Формирование у детей дошкольного возраста основ здорового образа жизни"
Данный опыт раскрывает, как можно воспитать детей здоровыми и крепкими, а также ценить своё здоровье и ответственно относится к нему....
Использование в педагогическом процессе дидактических игр,способствующих развитию внимания детей дошкольного возраста
Консультация для воспитателей детского сада...

Обобщение педагогического опыта по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста
Человек, остановись и посмотри вокруг: это твоя страна, твой город, твои поля, реки, озера! И, к сожалению, мусор тоже твой. Тонны пустых бутылок, пакетов, банок превращают наш родной город в огромную...
Анализ Федеральной образовательной программы, парциальной программы по развитию внимания детей дошкольного возраста с СДВГ
Анализ Федеральной образовательной программы, парциальной программы по развитию внимания детей дошкольного возраста с СДВГ...

КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности в ДОУ»
Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию....