Конспект занятия по программе "Социокультурные истоки"
план-конспект занятия (средняя группа)

Наталья Викторовна Сулейманова

Конспект занятия «Благодарное слово» с детьми 4–5 лет по программе «Истоки»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx21.51 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Благодарное слово» с детьми 4–5 лет по программе «Истоки»

Задачи:

- продолжать знакомство с социокультурной категорией «Слово»;

- развивать умение проявлять доброе отношение к близким людям;

- развивать речь, внимание,

- воспитывать вежливость, умение высказываться, не перебивая друг друга и слушать ответы других.

Методические приёмы:

Словесные: художественное слово, ответы детей, стихи, пословицы, беседа, вопросы, уточнения, пояснения, объяснения.

Наглядные: игрушечное сердечко, игра «Хорошо – плохо», дидактическая игра «Скажи ласковое слово», игра «Доброе слово скажи».

Практические: общение детей с воспитателем, действия детей, дидактические игры.

Словарная работа: доброе слово, здравствуйте, кротость, милосердие, посошок.

Материал: игрушка-сердечко, картонные круги, картонное солнышко.

Предварительная работа: чтение художественной литературы Л. Осеева «Волшебное слово», С. Фролова «Кто вырастил яблоко?» Н. К. Абрамцева «Правдивая история о садовнике», беседы о добре, знакомство с пословицами о добре.

Ход:

1. Дети стоят в кругу.

- Дети, когда вы приходите в гости или кто-то, приходит к вам, какое слово мы говорим? (+Здравствуйте).

- А вы знаете, что когда мы здороваемся, то желаем доброго здоровья тому, с кем здороваемся. Кто знает, как еще можно по-другому поздороваться? Например, утром – доброе утро. Днем? (+Добрый день). Вечером? (+Добрый вечер). Предложить подарить друг другу добрую улыбку.

2. - Дети, когда мы готовились к этому занятию, прочитали много сказок, пословиц и рассказов о благодарности. Давайте вспомним замечательную историю Н. К. Абрамцевой из книги «Благодарное слово» «Правдивая история о садовнике».

-Вы помните эту историю? Это очень добрая история о жителях удивительного города, где все умели говорить друг другу слова благодарности.

Беседа по вопросам:

-Какими были жители маленького городка? (добрыми, отзывчивыми, вежливыми)

- Какой сад рос вокруг маленького городка? (Яблоневый, вишневый, персиковый)

Кому записки - приглашения написала хозяйка яблоневого сада? (Пекарю)

Вишневого сада? (гончару) 

Персикового сада? (аптекарю)

- Кто получил эти приглашения? (садовник)

- Ребята, скажите пожалуйста, как так получилось, что садовник получил эти записки - приглашения? (Их унес озорной ветерок и осторожно опустил в сад садовника)

- Как садовник сумел заменить уважаемого пекаря? (Садовник подарил хозяйке букет цветов «золотистые шары»)

-Умелого гончара? (Садовник подарил букет красных тюльпанов)

- Почтенного аптекаря? (Садовник подарил девочке букет фиалок)

- Какими словами отблагодарили садовника хозяйки яблоневого, вишневого и персикового садов? (Милый, уважаемый садовник большое пребольшое спасибо) (Воспитатель зачитывает слова благодарности из текста стр. 18-19.)

- Кому и за что благодарны вы? (Ответы детей)

В-ль: Молодцы ребята, спасибо за ваши ответы.

3. Задание детям:

- Назовите русские народные сказки, где бы герои благодарили друг друга (Ответы детей).

Воспитатель зачитывает отрывки из русских народных сказок «Гуси – лебеди» и «Крошечка – Хаврошечка» из книги «Благодарное слово». Подводит итог выражения слов благодарности в сказках. (Книга 4 стр. 22)

4. «Пословица недаром молвится», - говорится в народе. Давайте вспомним еще и пословицы о благодарном слове. (Работа с пословицами из книги «Благодарное слово»).

5. Игра «Хорошо – плохо».

- Я буду предлагать оценивать поступки других детей с двух позиций: хорошо это или плохо. Если поступок хороший, то вы поднимаете красный круг, если плохой, то синий. Правила игры понятны? Будьте внимательны.

- Здороваться при встрече.

- Жевать с открытым ртом, плевать.

- За столом сидеть правильно, пользоваться столовыми приборами.

- Садиться за стол неумытыми, с грязными руками.

- Следить за своим внешним видом.

- Говорить слишком громко.

- Уступать место пожилым людям в общественном транспорте.

- Дергать девчонок за волосы.

- Брать чужие вещи без разрешения.

- Учить слушать других людей, не перебивать собеседника.

- Молодцы, дети. Умеете различать хорошие и плохие поступки.

- Дети, как думаете, вы умеете быть добрыми, вежливыми, внимательными?

- Кто сегодня будет вас забирать из детского сада? Вы их ждете?

- Будете рады встрече с ними?

6. Игра «Доброе слово скажи»

Цель: упражнять детей в произношении добрых слов сверстникам.

Дети стоят в круге. Один ребенок стоит в центре круга с закрытыми глазами. На слова текста дети идут по кругу, взявшись за руки. По окончанию текста останавливаются. Один из детей говорит слова благодарности ребенку, стоящему в центре круга. Ребенок по голосу называет (отгадывает) того, кто сказал слова благодарности. Они меняются местами. Игра повторяется.

Текст:

Раз, два, три, четыре, пять – постарайся угадать,

Кто тебя сейчас похвалит

И доброе слово тебе подарит.

7. Дидактическая игра «Скажи ласковое слово»(Дети стоят в кругу)

Дети по кругу передают красивое сердечко, произнося добрые и ласковые слова, которые они хотели бы сказать тем, кто за ними придет в детский сад.

- Добрые и ласковые слова идут от ваших сердечек.

- Что вы почувствовали, когда произносили слова благодарности родным? (Любовь к маме, желание обнять, поцеловать ит. д.)

Воспитатель:

- Да, «Слово может творить, мир добром осветить, только нужно его от души говорить».

Мы должны помнить главное правило для каждого человека: «Проявлять заботу о родителях и говорить им слова благодарности».

- Сколько красивых, добрых и ласковых слов вы знаете.

8. Ресурсный круг.

В-ль: Сейчас мы попросим родителей присоединиться к нам. (родители садятся в круг)

В-ль: Из поколения в поколение люди учились быть благодарными родным, близким, родной земле, матушке-природе.

Благодарность - это то, что более всего связывает семейный род. В семье ребенок учиться благодарить родных людей, и прежде всего родителей за оказанное добро и внимание, заботу. Благодарность родителям - основа жизни человека.

В-ль: Что обозначает слово "благо? Кто как думает? (высказывания родителей).

В-ль: "Благо — это добро; все доброе, полезное, служащее к нашему счастью", так говориться в словаре В.И.Даля. Поэтому слова благодарности - благостные слова, приносящие покой, любовь и радость.

В-ль: Сказать БЛАГОДАРЮ – означает выразить одобрение человеку, значит - сделать добро.

9. Заключительный этап.

В-ль: Почему важно научить детей быть благодарными? Нужно ли благодарить детей за оказанную ими услугу, за выполненное поручение?

Обязательно. Конечно, не обязательно всегда говорить: «Спасибо». В одних случаях можно сказать: «Молодец, помог мне». В других: «Спасибо, сынок». А иногда можно просто одобрительной ласковой улыбкой, взглядом, жестом выразить благодарность. Чувство благодарности, признательности — благородное чувство, и каждое проявление его следует всячески поощрять.

10. Итог занятия: 

Пусть звучат слова благодарности

И имеют большое значение.

Выражаем душевные радости,

Помогают нам в том изречения.

Благо дарим, неся удовольствие,

Доставляя счастье другим.

Так позвольте за все хорошее,

Вас сегодня возблагодарим!

11. И мы вас всех благодарим и говорим вам большое спасибо за проведенное вместе занятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по программе "Истоки" "Любимое имя" младшая группа

Помогать детям осознать себя и соотносить себя со своим именем и его производными, обогащать речь, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, коммуникативность....

Конспект занятия по программе "Истоки" "Образ света"

Конспект разработан для детей младшей группы по программе "Истоки. Воспитание на социокультурном опыте"...

Конспект занятия по программе «Истоки» для детей среднего дошкольного возраста на тему "Сказочный лес"

Конспект занятия по программе «Истоки» для детей среднего дошкольного возраста на тему "Сказочный лес"...

Конспект занятия по программе «Истоки» в старшей группе на тему «Верность родной земле»

Занятие по программе «Истоки»в старшей группена тему «Верность родной земле»...