Программа дополнительного образования дошкольников по сенсорному развитию «Разноцветный мир» для детей дошкольного возраста от 4 до 5 лет
методическая разработка (младшая группа)

Назаралиева Стелла Рамизовна

Актуальность выбора определена следующими факторами: сенсорное развитие является важным и необходимым условием для всестороннего развития детей. Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Именно от уровня сенсорного развития детей в значительной степени зависит успешность умственного, физического, эстетического воспитания ребенка. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего психического развития и всестороннего воспитания дошкольника.

        Чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо организовать планомерное, последовательное, целенаправленное воздействие со стороны окружающей среды на органы чувств ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл material_programmy.docx56.49 КБ

Предварительный просмотр:

ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ - ЮГРА

Муниципальное образование город Мегион

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №4 «Морозко»

Программа

дополнительного образования дошкольников 

по сенсорному развитию

«Разноцветный мир»

для детей дошкольного возраста от 4 до 5 лет

 

Разработчик: Назаралиева

Стелла Рамизовна,

воспитатель

                                 

г. Мегион

Содержание

I. Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

1.2 Цель, задачи, сроки реализации программы

1.3 Планируемые результаты освоения Программы

        

II. Содержательный раздел

2.1 Направления программы.

2.2 Методическое обеспечение программы.

2.3 Этапы реализации программы.

2.4 Работа с родителями.

III. Организационный раздел

3.1 Материально-техническое обеспечение программы.

3.2 Список литературы.

I. Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка

Сенсорное развитие – это развитие у   ребенка  процессов восприятия и формирование его  представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее.  С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.  Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а так же известные представители отечественной дошкольной педагогики (Е.И. Тихеева, А.П. Усова, Н.П. Саккулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Актуальность выбора определена следующими факторами: сенсорное развитие является важным и необходимым условием для всестороннего развития детей. Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Именно от уровня сенсорного развития детей в значительной степени зависит успешность умственного, физического, эстетического воспитания ребенка. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего психического развития и всестороннего воспитания дошкольника.

        Чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо организовать планомерное, последовательное, целенаправленное воздействие со стороны окружающей среды на органы чувств ребенка.

1.2. Цель, задачи, сроки реализации программы.

     Цель: обогащение сенсорного опыта детей, развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущение, восприятие, представление) у детей среднего дошкольного возраста.

    Задачи:

    1. Формирование у детей представлений о сенсорных эталонах – общепринятых образцах внешних свойств – предметов (цвета, формы, величины, представлений о запахе, вкусе, положении предметов в пространстве, звуковысотных отношениях.

    2. Развитие всех видов восприятия ребенка (зрительного, слухового, тактильно-двигательного).

    3. Воспитывать трудолюбие, доброжелательные взаимоотношения между детьми, усидчивость.

Сроки реализации программы: кружковая работа проводится на протяжении всего учебного года один раз в неделю в виде дидактических игр и упражнений. Продолжительность занятий до 20 минут.

 1.3. Планируемые результаты освоения Программы:

1. Дети знают сенсорные эталоны цвета (семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, эталоны формы (геометрические фигуры, эталоны величины (метрическая система мер). Дети имеют представления об эталонах слухового восприятия (фонемы родного языка, звуковысотные отношения, у детей сформированы представления о вкусовом, обонятельном восприятии.

2. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Дети умеют самостоятельно смешивать цвета, получая оттенки.

3. Дети пользуются сенсорными представлениями для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых различных ситуациях. Дети проявляют познавательный интерес к окружающему миру. Дети самостоятельно участвуют в экспериментировании, развивая чувственный опыт.

II. Содержательный раздел

2.1. Направления программы:

1) Оздоровительное направление предполагает регулирование деятельности группы для соблюдения режима, формирование у детей жизненно важных двигательных умений и навыков, способствующих укреплению здоровья детей, стимулирование чувствительности и двигательной активности детей, сенсорно - перцептивных процессов.

2) Воспитательное направление обеспечивает социальное формирование личности, воспитание ее с учетом фактора развития, воспитание ребенка с творческими способностями, развитие и коррекцию познавательных процессов (внимание, память, ассоциативность и гибкость мышления, словарный запас речи, воображение, воспитание умения выражать свои эмоции. Развитие и корректирование зрительных, слуховых и тактильных ощущений.

3) Образовательное направление обеспечивает усвоение систематизированных знаний; формирование сенсомоторных умений и навыков; развитие моторных способностей, предусматривая, в первую очередь, формирование отношения к активной деятельности, интереса и потребности в совершенствовании сенсорных навыков ребенка, внедрение в практику нетрадиционных методов и приемов, формирование представлений об окружающем мире.

2.2. Методическое обеспечение программы.

     Методы:

Игровой метод (различные виды игр).

Словесные методы (беседы, познавательный рассказ, загадки, стихи, сказки)

Наглядные методы (рассматривание дидактических пособий, предметов окружающего мира).

Практические методы (показ способов действия с предметами, обследование предметов, эксперимент).

      Метод стимулирования и мотивации деятельности и поведения (одобрение, похвала, поощрение, пример).

    Формы работы:

     Игры (дидактические, развивающие, словесные).

     Использование мелких игрушек.

     Прослушивание аудиозаписи, использование технических средств.

     Использование рассказов, стихов, загадок.

     Задания для развития мелкой моторики.

2.3. Этапы реализации программы.

Подготовительный этап:

1. Подготовка стихотворений, потешек, загадок, игр.

2. Подготовка атрибутов для НОД, игр.

Основной этап:

Перспективный планирование занятий по развитию сенсорных эталонов

Сентябрь

1.«Волшебные картинки»

Цель: Ознакомление детей с акварелью, многообразием цветов. Показать, как окрашивается вода при разведении краски. Научить пользоваться палитрой. Развивать слуховое восприятие.

Материал: акварель, стаканчики с водой на каждого ребенка, кисточки.

2. «Листопад»

Цель: Сравнивать предметы по величине. Учить смешивать желтую и красную краску, получая оранжевый цвет, использовать при рисовании желтый, зеленый, красный цвета.

Материал: предметные картинки, Д/и «Сравни предметы по величине», палитры, «непроливашки», листы бумаги на каждого ребенка, игрушка Незнайка.

3. «Занимательные коробки»

Цель: Закреплять знание круглой и квадратной формы. Закреплять красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, черный, серый, белый цвета. Развивать вкусовые ощущения, слуховое восприятие.

Материал: предметы квадратной и круглой формы, Д/и «Найди свой цвет», фрукты и овощи, нарезанные на тарелке, шарф, музыкальные инструменты.

4.«Розовые бабочки»

Цель: Вызвать интерес к смешиванию краски для получения светлых оттенков. Развивать мелкую моторику, продолжать учить пользоваться ножницами при вырезании по контуру.

Материал: картинки бабочек, ножницы, трафареты бабочек, листы бумаги, палитры, белая и красная гуашь, кисточки на каждого ребенка.

Октябрь

      1.«Звездное небо»

Цель: Продолжать учить смешивать краски, получая нужный оттенок, научить находить наиболее эффективные гармоничные сочетания при смешивании красок (составление колеров разных оттенков голубого, синего и фиолетовых тонов). Продолжать учить определять размер предметов. Познакомить с качеством бумаги разной фактуры, закрепление желтого цвета.

Материал: гуашь синяя, белая, листы бумаги, кисточки, палитра на каждого ребенка, бумага разной фактуры, Д/и «Сравни».

2. С/р/ игра «Фруктовый магазин»

Цель: Развивать вкусовые ощущения, тактильные ощущения.

Материал: атрибуты к С/р/и «Магазин», фрукты и овощи.

3.«Консевируем фрукты»

Цель: Закреплять понятия «большой – маленький, длинный – короткий». Закреплять форму, размер, цвет. Учить лепке фруктов по представлению, добиваться выразительной передачи формы, строения и характерных деталей.

Материал: пластилин, доски для лепки, стеки салфетки на каждого ребенка, Д/и «Фрукты и овощи».

4.«Радужные шары»

Цель: Закрепить у детей знание основных цветов и их оттенков; обучение выделению цвета с отвлечением от других признаков предмета.

Материал: листы бумаги, гуашь 12 цветов, кисти на каждого ребенка, мыльные пузыри.

Ноябрь

1. «Что можно сделать из геометрических фигур».

Цель: упражнять в узнавании предмета по описанию. Продолжать учить разрезать полоски бумаги на квадраты, составлять из геометрических фигур изображения предметов и наклеивать.

Материал: схема составления описательного рассказа о предмете, Д/и «Угадай по описанию», Д/и «Геометрическое лото», полоски бумаги 20х5, ножницы на каждого ребенка.

2. «Чайная посуда»

Цель: Закреплять знание основных цветов и их оттенков. Учить соотносить разные предметы по свойствам (цвет, форма, размер, материал). Учить использовать эталоны цвета, формы для оценки свойств предметов.

Материал: схема составления описательного рассказа о предмете, листы бумаги, гуашь 6 цветов, кисти на каждого ребенка.

3.Конструирование из бумаги «Цветные фигурки»

Цель: научить детей делать из бумаги разные фигуры.

Материал: цветная бумага на каждого ребенка, схемы- алгоритмы выполнения оригами, предметные картинки.

4. «Праздник у игрушек»

Цель: Развитие слухового восприятия, тактильных ощущений, звуковысотного восприятия и подражания. Определять свойства предметов (мягкий, колючий, гладкий, шершавый, тёплый, холодный).

Материал: игрушки котенок, еж, удав, магнитофон, песня «День рождения», Д/и «Сравни».

Декабрь.

      1. «Снеговики»

Цель: Продолжать учить различать и называть цвета. Знакомить с различными свойствами материалов (пластилин, снег, глина, бумага, способами изготовления снеговиков, закреплять геометрическую форму «круг», «овал».

Материал: снег, пластилин, глина, бумага.

2. «Три царевны Цветного царства»

Цель: Заинтересовать смешиванием известных детям цветов для получения новых цветов. Учить соотносить отдельные части предметов по размеру и цвету.

Материал: листы бумаги, гуашь 12 цветов, кисти на каждого ребенка, схема составления описательного рассказа о предмете, предметы: апельсин, лимон, пирамидка.

3. «Нарядные бусы для Новогодней елки»

Цель: Учить чередовать предметы по величине, цвету, форме

Материал: цветная бумага, ножницы, клей на каждого ребенка.

4. «Булочная» (Лепка из соленого теста)

Цель: Обучению детей сопоставлению формы предметов с эталонами формы. Развитие мелкой моторики, тактильных ощущений.

Материал: соленое тесто, предметные картинки.

Январь.

1. «Подарки для ребят»

Цель: Упражнять в группировке на основе зрительной оценки (по цвету, форме, размеру, материалу, вкусу, запаху, фактуре поверхности).

Материал: Дидактическое речевое пособие «Улитка».

2. «Пирамидки» (Лепка)

Цель: Закреплять основные цвета и их оттенки, развивать мелкую моторику рук, глазомер. Учить ориентировке в величине.

Материал: пластилин, салфетки, доски для каждого ребенка.

Февраль.

1. «Проверяем волшебную силу черной краски»

Цель: Уточнить представления о цвете, форме и качестве предметов, продолжать соотносить предметы по величине. Побуждать детей использовать черную краску для получения темных, приглушенных тонов, изображать ими то, что для каждого ребенка интересно или эмоционально значимо.

Материал: черная гуашь, рисунки детей, тонированная бумага, кисти.

2. «Роспись по темному фону»

Цель: Закреплять умение ориентироваться в группе, различать и правильно называть признаки. Побуждать детей к смешиванию краски для получения темных цветов и оттенков (темно-синего, темно-зеленого).

Материал: бумага черного или синего цвета, кисти, палитры, кисти, вода в стаканчиках, игрушка Буратино.

3. «Оденем куклу»

Цель: Учить понимать слова «средний», «разные», группировать по цвету, находить пару (варежки, носочки, сапожки). Упражнять в описании предмета, используя характерные признаки, сенсорные эталоны для оценки свойств предметов. Развитие мелкой моторики.

Материал: Кукла, схема составления описательного рассказа о предмете, атрибуты к лепке, пластилин.

4. «Царство геометрических фигур»

Цель: Закрепление знаний детей о геометрических фигурах и их свойствах (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, звезда, крест); формирование действия подбора по образцу.

Материал: геометрические фигуры: круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, звезда, крест.

Март.

1. «Концерт для кукол»

Цель: Учить определять на слух звучание музыкальных инструментов, правильно их называть. Учить подражать звуку инструментов, выполнять ритмический рисунок.

Материал: музыкальные инструменты: треугольник, металлофон, колокольчик, погремушка, свистулька, деревянные ложки.

2. «Головоломки»

Цель: Учить складывать картинки из геометрических фигур.

Материал: Д/и «Геометрическое лото».

3. «Подарок маме» (Конструирование из бумаги разной фактуры, природного материала)

Цель: Учить детей действовать с природными материалами – камушками, шишками, перьями, бумаги.

Материал: природный материал: камушки, шишки, перья, цветная бумага, фотографии мам.

4. «Вот какая красота, правильно нашли цвета»

Цель: Учить детей находить предметы по цвету. Развитие музыкального слуха детей, выполнение танцевальных движений.

Материал: музыкальные инструменты, песенка «Весна-красна идет», магнитофон, атрибуты для рисования, карандаши.

Апрель.

1. «Праздник хороводов»

Цель: Развивать зрительно – слуховое внимание, координацию движений.

Материал: магнитофон, музыкальные инструменты, Д/и «Угадай, что звучит», диск с произведениями Железновых.

2. «Бусы для Маши» (Конструирование из бумаги разной фактуры)

Цель: Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать отзывчивость, доброжелательность.

Материал: бумага разной фактуры, кукла Маша, нитки, клей.

3. «Радуга и ее друзья»

Цель: Учить называть предмет и его описывать. Учить выполнять рисунок по собственному замыслу, используя собственный опыт при смешивании красок.

Материал: иллюстрация радуги, атрибуты для рисования, бумага для рисования, гуашь.

4. «На день рождения к мишке»

Цель: Обучение детей сопоставлению формы предметов с эталонами формы; обучение выделению параметров величины предметов; обучение детей сопоставлению фигур на ощупь по зрительному образцу.

Материал: игрушка Мишка, Д/и «Чудесный мешочек», детская посуда.

Май.

1. «Наши помощники»

Цель: Формировать у детей умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки, описание. Воспитывать бережное отношение к органам чувств. Развивать вкусовое, слуховое и обонятельное восприятие.

Материал: схема описания предмета, нарезанные овощи и фрукты.

2. «Оркестр»

Цель: Учить определять на слух звучание музыкальных инструментов, правильно их называть.

Материал: музыкальные инструменты, магнитофон, р. н. п. «Как у наших у ворот».

3. «Праздник мыльных пузырей»

Развивать у детей умение правильно воспринимать и называть величину предметов. Развивать слуховое восприятие.

Материал: мыльный раствор, бумага, клей, ножницы, М/д/и «Колпачок».

4. «Путешествие на лесную полянку»

Цель: Обучение детей выделению внешних свойств – предметов (цвета, формы, величины, представлений о запахе, вкусе, положении предметов в пространстве, звуковысотных отношениях. Развитие зрительного, слухового, тактильно-двигательного восприятия.

Материал: Д/и «Блоки Дьенеша», муляжи фруктов и овощей, колокольчики разных размеров.

2.4.Работа с родителями.

     Совместно с родителями оформить: «Центр активности»«Центр спокойных игр»,

     Провести консультации с родителями на темы:

«Игры, развивающие движения кисти – пальчиковая гимнастика»,

«Я учусь действовать с предметами»,

«Массаж рук»,

«Игра – спутник детства».

     Анкета для родителей "Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников"

1. Имеете ли вы представление, что такое сенсорное развитие и воспитание ребенка:

• да;

• нет;

• не знаю.

2. Как вы оцениваете необходимость сенсорного развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте:

• считаю нужным;

• не считаю нужным;

• затрудняюсь ответить.

3. Созданы ли в ДОУ условия для сенсорного воспитания ребенка:

• да;

• нет;

• не знаю.

4. Имеется ли в вашей группе информация для родителей о сенсорном воспитании:

• информация отсутствует;

• есть, но воспитатель не обращает на нее внимание;

• я не обращаю внимание на информацию;

• информация интересная, но не имеет практической значимости для меня;

• наглядная информация интересна и полезна для меня.

5. Как вы оцениваете уровень развития у вашего ребенка всех видов восприятия:

• высокий;

• средний;

• низкий.

6. Есть ли у вас дома игра по сенсорному воспитанию:

• да;

• нет;

• не знаю.

7. В какую игру по сенсорному воспитанию чаще всего ваш ребенок играет дома?

8. Какая помощь от специалиста и воспитателя вам требуется по проблеме сенсорного развития вашего ребенка?

III. Организационный раздел

3.1 Материально техническое обеспечение программы.

1. Комната светлая, просторная, проветриваемая, отвечающая требованиям САНПиНА.

2. Демонстрационная магнитная доска или мольберт.

3. Аудио колонка.

4. Шкафы для хранения дидактических и методических пособий.

5. Дидактические пособия: дидактические игры, комплект упражнений на проверку и закрепление знаний по методике Г.В. Бурменской

3.2. Список литературы:

1. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателей детского сада. М.:1988, с. 3-14, 34-80.

2. Под ред. Салахетдинова В. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Киев: «Полиграфкнига», 1993, с. 16-27

3. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. М. : 2009г.

4. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер/ Под ред. Л. А. Венгера. – М.: Просвещение, 1988..

5. Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей. Цвет, форма, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997.

6. Борисенко, М. Г., Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики). [Текст] /М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина – СПб.: «Паритет», 2002.

Программа дополнительного образования дошкольников по сенсорному развитию «Разноцветный мир» для детей дошкольного возраста от 4 до 5 летСтраница 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное воспитание-основа умственного развития детей дошкольного возраста

Мой опыт работы по теме:"Сенсорное воспитание-основа умственного развития детей дошкольного возраста"...

Программа дополнительного образования по теме: «Развитие конструктивных способностей у детей дошкольного возраста»

Программа дополнительного образования по теме: «Развитие конструктивных способностей у детей дошкольного возраста»  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Детское конструирование – это создание разных ...

Сенсорное развитие основа речевого развития детей дошкольного возраста

Кинетический песок по работе с детьми дошкольного возраста...

Рабочая программа дополнительного образования по формированию элементарных экологических представлений у детей дошкольного возраста (2 - 7 лет) "Маленькие исследователи".

Цель:1. Приобщение к знаниям по экологии, накопленным человечеством, с учетом возрастных особенностей 2 - 7 лет в соответствии с требованиями ФГОС.2. Формирование у дошкольников нового экологического ...

Часть образовательной программы дошкольного образования, направленная на развитие вокально - хоровых навыков детей дошкольного возраста.

Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества.Без этого он – засушенный цветок.В. СухомлинскийДошкольное детство – период б...