Статья: «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников».
статья (старшая группа)

Ольга Валерьевна Плеханова

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста. Со сказки начинается знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и всем окружающим миром. Благодаря сказке ребенок познает мир ни только умом, но и сердцем. Сказка приподносит детям  поэтический  и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Сказка  в некотором роде поэзия жизни и фантастика будущего, благодатный и ничем незаменимый  источник воспитания любви к Родине. Это духовные богатства к народной культуры,  позновая некоторые ребенок познает сердцем родной край и народ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_muzykalnaya_skazka_.docx14.48 КБ

Предварительный просмотр:

Сказка – животворный источник детского мышления, благодарных чувств и стремлений. Без сказки - живой, яркой, овладевшей сознанием и чувством ребенка, невозможно представить детского мышления. Об этом свидетельствуют исследования В.А. Сухомлинского в книге «Сердце отдаю детям».

В чем же секрет всеобщей любви к сказке? Наверное, что сказка – это воплощение народной мечты, представление народа о справедливости, воплощение веры в могучую силу родной земли.

Сказка народная помогает жить и даже учит, как жить. Музыкальность русской сказки, поэтичность её образов, привлекает к себе многих русских писателей, поэтов, музыкантов и даже живописцев. Конечно же, музыкальность русских сказок особенно привлекала к ним композиторов. Ни один русский композитор не прошёл в своём творчестве мимо этих сюжетов. В произведениях русских композиторов можно встретить: Бабу - Ягу, Кощея Бессмертного, Черномора, Щелкунчика, Русалку, Колдуна.

Ребенок воспринимает окружающий мир через игру, поэтому важно, чтобы краски, звуки пришли к нему, как увлекательный, игровой материал. Он способен находить общность эмоционального состояния в изобразительном искусстве, музыкальном и литературном произведении. И применяя полученные знания, ребенок проявляет творчество в различных видах музыкально-эстетической деятельности.

Музыкально-эстетическое воспитание имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира, развивается коммуникативные и нравственные качества.

Русский фольклор очень богат сказочными образами. А вслед за ним обогатилась сказочными образами и русская музыка. Музыка тоже может рассказывать сказки, но не словами, а звуками: ласковыми, добрыми, таинственными, тревожными. Она вводит ребенка в мир добра, фантазии, развивает представление о связи музыкальных и речевых средств выражения.

На всех этапах формирования детского творчества важная роль принадлежит педагогу – музыканту. Для более успешного решениях музыкальных, коррекционных, образовательных, воспитательных задач необходимо установление личного контакта с каждым ребёнком.

На основе впечатлений от просмотра спектаклей с детьми необходимо проводить беседы на темы: «Что такое театр?», «Какие бывают музыкальные театры?». Проводить беседы на темы: «Кто такие режиссеры?», «Кто такие хореографы?», «Кто такие балетмейстеры?», «Кто такие актёры?», «Как актёры передают образ?». Проводить беседы по просмотренным спектаклям, вспомнить сюжет спектакля, главных героев, кто положительный и отрицательный герой, что хорошего сделал тот или иной герой, как

нельзя поступать и почему?

Вся прелесть заключена в том, что музыка может творить чудеса. Искусство облагораживает человека, вдохновляет его на подвиги, украшает его повседневную жизнь. А сказка учит жить, так как в любой сказке есть скрытый смысл. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем.

Литература:                                         

1. Лопатин А., Скребцов М. «Волшебный мир музыки», изд-во Амрита Русь.

2. Радынова О.П. «Музыкальные шедевры». Авторская программа и методические рекомендации, 2009.

3.Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. – Киев: Радяньска школа, 1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников

Испокон веков именно сказка  вводила детей в мир идеалов и ценностей традиционной культуры. Сказка нужна и малышу, и шестилетке, и даже подростку. Только задачи сказки по отношению к каждому возр...

Статья "Сказка как средство духовно - нравственного воспитания детей дошкольного возраста"

Статья  "Сказка как средство духовно - нравственного воспитания детей дошкольного возраста" (опыт работы)...

Научно-методическая статья “Сказка как средство духовно-нравственного воспитания”.

В данной статье поднят вопрос возможности воспитания сказкой.  Ведь сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего детства и остается с ним на всю жизнь...

статья "Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста" Хазова Н.Д. Власова Д.А..

Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, ...

Статья. "Музыка как средство духовно-нравственного и гражданско патриотического воспитания дошкольников"

Музыкальное искусство в педагогике является важным и эффективным средством воспитательного воздействия на ребенка. Подтверждение этому в мудрых словах В.Сухомлинского: «Музыкальное воспитание ...

Статья: "Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания личности дошкольника"

Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справед...