Мастер класс
рабочая программа (младшая группа)

Бутакова Анастасия Геннадьевна

Мастер класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_novyy.docx22.87 КБ

Предварительный просмотр:

МДОАУ «Детский сад № 38 «Солнышко» г. Орска»

Мастер - класс по теме:

«Опытно-экспериментальная деятельность с детьми раннего возраста»

Подготовила: воспитатель первой категории

Бутакова Анастасия Геннадьевна

Орск 2025г.

Цель: повысить уровень профессиональной компетентности у педагогов по опытно - экспериментальной деятельности.

Задачи:

  1. Повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер – класса по развитию познавательного интереса через экспериментальную деятельность.
  2. Представить педагогам одну из форм проведения опытно – экспериментальной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста.
  3. Сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование в своей работе опытно–экспериментальной деятельности, способствующей развитию познавательного интереса дошкольников.
  4. Активизировать самостоятельную работу воспитателей, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта.

Практическая значимость: данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме, опытно-экспериментальная деятельность детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а остальные, поймут, насколько это интересное и увлекательное занятие.

Материалы и оборудование: пена для бритья, пищевые красители, пипетки, молотый перец черный, вода, детская присыпка, ватные палочки, моющее средство, емкости для воды.

Участники мастер-класса: педагоги ДОУ.

Ход мастер-класса.

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость. «Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», — утверждают педагоги-практики.


Сегодня мы поговорим о детском экспериментировании. Скажите, что же такое эксперимент? Эксперимент — это метод исследования некоторого явления в управляемых условиях, с активным взаимодействием с изучаемым объектом. Эксперимент служит для проверки гипотезы, установления причинных связей между феноменами.
По мнению ряда, ученых экспериментирование является одним из методов познавательного развития дошкольников.
Детское экспериментирование – это деятельность, в результате которой ребенок самостоятельно или под незаметным для него руководством взрослого делает для себя открытие.
В процессе экспериментирования воспитатель должен выступать для детей не как учитель, а как равноправный партнер, направляющий детскую деятельность в нужное русло. Знания, не рассказанные воспитателем, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

«Чем больше ребенок видит, слышит и переживает, чем больше он узнает и усваивает, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность», — писал классик отечественной психологической науки Лев Семенович Выготский.

Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. В старшем дошкольном возрасте у них развиваются потребности познания этого мира, которые находят отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленные на «открытие нового», которая развивает продуктивные формы мышления. Экспериментирование принципиально отличается от любой другой деятельности тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещё не сформирован и характеризуется неопределённостью, неустойчивостью. В ходе эксперимента он уточняется, проясняется.

Сегодня я хочу показать вам некоторые виды экспериментирования, которые можно использовать в работе с детьми.

  1. «Тонкий лед»

Для опыта понадобятся:

  • чаша или тазик с водой;
  • тальк или детская присыпка;
  • жидкое мыло.

Ход эксперимента:

  1. Наполнить чашу или тазик водой.
  2. Посыпать поверхность воды тальком.
  3. Проткнуть пальцем поверхность воды, посмотреть, что получилось.
  4. Обмакнуть палец в жидкое мыло так, чтобы оно не попало в воду.
  5. Проткнуть поверхность воды, покрытую тальком, мыльным пальцем.

Объяснение эксперимента:

  • Когда вытаскивают не намыленный палец, вода снова сомкнётся, восстанавливая плёнку. Действие поверхностного натяжения довольно сильное и прерывается только в тот момент, когда палец погружается в воду.
  • При погружении мыльного пальца тальк быстро удаляется от этого места, оставляя в воде дырки. Это происходит потому, что мыло уменьшает силу поверхностного натяжения в месте погружения пальца.
  • Дырки, оставленные мыльным пальцем, не затягиваются потому, что мыло нарушает связь молекул воды и плёнка не восстанавливается.
  1. «Злые микробы

Суть эксперимента: насыпать чёрный перец в миску с водой, добавить каплю жидкого мыла. Изначально равномерно распределённые по поверхности воды частички перца начинают «разбегаться» в стороны.

Объяснение: такая реакция происходит из-за поверхностного натяжения воды, а мыло нарушает это явление, заставляя перец «убегать».

Этот эксперимент часто используют, чтобы показать детям, как мыло помогает избавиться от микробов на руках и почему мытьё рук — важная процедура

  1. «Дождик в банке»

Для проведения эксперимента понадобятся:

  • прозрачная ёмкость (банка или кувшин);
  • вода;
  • пена для бритья;
  • пищевой краситель (можно заменить гуашью, разведённой с водой);
  • шприц или пипетка.

Объяснение эксперимента:

  1. Наполнить прозрачную ёмкость водой на ¾ объёма.
  2. Сверху выдавить немного пены и аккуратно помочь ей осесть на водной поверхности.
  3. Смешать краситель в небольшом количестве воды и наполнить жидкостью шприц или пипетку.
  4. Аккуратно поместить кончик пипетки в воздушную пену и медленно ввести краситель.

Объяснение эксперимента: маленькие капли воды скапливаются в облаке, они становятся тяжелее и тяжелее. В итоге они достигнут такого веса, что больше не смогут оставаться в воздушном облаке и начнут падать на землю.

Вывод:

Обращаю ваше внимание, что при проведении экспериментов необходимое условие – безопасность детей. Все эти опыты по превращению жидкостей предполагают участие в них взрослых и детей.

В результате организации детского экспериментирования у детей:

— развивается познавательная активность,

— появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности;

— расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях происходящих в ней; об объектах неживой природы (воде, воздухе и т.д.) и их свойствах.

— развиваются качества личности: самостоятельность, инициативность, креативность, познавательная активность и целеустремленность.

С помощью таких занимательных экспериментов вы подарите детям массу положительных эмоций, научите наблюдать, анализировать, делать выводы, выражать свои мысли. Так давайте же сделаем детство наших воспитанников интересным, счастливым, весёлым, максимально познавательным. Подготовим их к дальнейшему обучению в школе. Сделаем так, чтобы это обучение давалось им легко. Пробудим интерес к учёбе, будем развивать любознательность и усидчивость

Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.

Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Как сказал российский естествоиспытатель К.А. Тимирязев: «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».

Мне было с вами очень приятно сотрудничать. Спасибо за активность!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса

Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны (мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В.

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной  группе. Тема: Тюльпаны(мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В., воспитатель1 категории....

Пасхальное яйцо своими руками в технике квиллинг. Мастер - класс с пошаговыми фото. Мастер - класс “Пасхальное яичко”

Цель: создание яичка в технике квиллинг.Задачи:- закреплять навыки накручивания полоски бумаги в ролл;- развивать творческие способности детей, внимание, воображение и фантазию;- развивать мелкую мото...

«Мастер – класс « «Мастер – класс «Песочная терапия в работе педагога – психолога»» + презентация

Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать кулич...

Мастер-класс для детей «Чудесное тесто!» . Мастер-класс проводит повар детского сада, мама Мирославы Морозовой – Морозова Елена Владимировна.

Цель мастер-класса для детей: Продолжать знакомить детей с профессией повара, через встречу с родителями и проведение мастер – класса. Познакомить с тестом, его приготовлением. Предложить д...

МАСТЕР-КЛАСС «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников» в рамках муниципального обучающего семинара-практикума на тему «Мастер-класс как форма распространения опыта работы педагога ДОУ»

Цель: Познакомить присутствующих педагогов с нетрадиционными формами оздоровления детей, используемыми в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и ум...

Мастер - класс: " Рисуем солью и крупой". Фотоотчёт по мастер - классу.

В этом мастер - классе показано, какие поделки можно создать, используя соль и крупу (манную и рисовую). Как можно фантазировать, используя нетрадиционные тех...