"Роль игры в развитии коммуникативной культуры дошкольников"
статья (средняя группа)

Губатова Елена Гизералиевна

Современные дети часто испытывают трудности в общении со сверстниками и взрослыми. Развитие коммуникативной культуры дошкольников является важной задачей, поскольку именно в этом возрасте закладываются основы успешной социализации и межличностного взаимодействия. Игра – естественная и ведущая деятельность дошкольников, представляющая собой мощный инструмент для развития коммуникативных навыков, таких как умение слушать и слышать, выражать свои мысли и чувства, договариваться и сотрудничать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_iz_opyta_raboty_vospitatelya.docx19.19 КБ

Предварительный просмотр:

"Роль игры в развитии коммуникативной культуры дошкольников"

(из опыта работы)

Цель: Обобщение опыта работы по использованию игры как эффективного средства развития коммуникативной культуры дошкольников.

Задачи:

• Раскрыть понятие "коммуникативная культура" применительно к дошкольному возрасту.

• Обосновать значимость игровой деятельности для развития коммуникативных навыков у детей.

• Представить практические методы и приемы использования различных видов игр в работе с дошкольниками для развития их коммуникативной культуры.

• Продемонстрировать результаты работы по данному направлению.

Актуальность темы:

Современные дети часто испытывают трудности в общении со сверстниками и взрослыми. Развитие коммуникативной культуры дошкольников является важной задачей, поскольку именно в этом возрасте закладываются основы успешной социализации и межличностного взаимодействия. Игра – естественная и ведущая деятельность дошкольников, представляющая собой мощный инструмент для развития коммуникативных навыков, таких как умение слушать и слышать, выражать свои мысли и чувства, договариваться и сотрудничать.

1. Теоретические основы:

• Понятие "коммуникативная культура": включает в себя совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих эффективно взаимодействовать с другими людьми в различных ситуациях. Для дошкольников это:

• Умение вступать в контакт и поддерживать разговор.

• Способность слушать и слышать собеседника, понимать его чувства и намерения.

• Навыки выражать свои мысли и чувства вербальными и невербальными способами.

• Умение договариваться, разрешать конфликты и сотрудничать.

• Соблюдение элементарных правил этикета и норм общения.

• Роль игры в развитии дошкольников: Игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, оказывающей существенное влияние на все стороны развития ребенка. В игре дети осваивают социальные роли, учатся взаимодействовать друг с другом, приобретают навыки общения и сотрудничества, развивают воображение, мышление и речь.

2. Практические методы и приемы:

В своей работе я использую различные виды игр, направленные на развитие коммуникативной культуры дошкольников:

 Сюжетно-ролевые игры:

Описание: дети берут на себя различные роли (врач, продавец, водитель и т.д.) и разыгрывают сюжеты из жизни.

Приемы:

-Создание проблемных ситуаций, требующих от детей умения договариваться и находить компромиссы. (Пример: "В магазине закончились все конфеты, как вы поступите?").

- Использование атрибутов, стимулирующих ролевое поведение и общение.

- Обсуждение ролей и поведения персонажей после игры. ("Что понравилось в роли врача? Почему продавец был таким вежливым?").

Пример из опыта: Игра "Семья", где дети распределяли роли членов семьи и совместно решали бытовые вопросы, проявляя заботу и внимание друг к другу.

 Дидактические игры:

Описание: Игры с правилами, направленные на развитие определенных навыков.

Приемы:

- Использование игр на развитие слухового внимания ("Испорченный телефон").

- Игры на развитие умения выражать свои эмоции ("Угадай эмоцию").

- Игры на развитие умения понимать невербальные сигналы ("Покажи, как будто ты сердишься").

 Пример из опыта: Игра "Волшебный мешочек", где дети, на ощупь определяя предметы, описывали их, тем самым развивая словарный запас и умение связно говорить.

 Театрализованные игры:

 Описание: Инсценировки сказок, рассказов и других литературных произведений.

 Приемы:

- Обсуждение характеров персонажей и их мотивов.

- Работа над выразительностью речи и интонацией.

- Использование костюмов и декораций для создания атмосферы.

 Пример из опыта: Постановка сказки "Колобок", где дети учились передавать характеры героев с помощью голоса, мимики и жестов.

Игры-драматизации:

Описание: Импровизации на заданную тему без предварительной подготовки.

Приемы:

- Задание темы и распределение ролей.

- Создание проблемных ситуаций.

- Поддержка детской инициативы и творчества.

 Пример из опыта: Игра "Интервью", где один ребенок брал интервью у другого, задавая вопросы о его увлечениях и интересах.

 Игры с правилами:

 Описание: Игры, где необходимо соблюдать определенные правила и порядок действий.

 Приемы:

- Четкое объяснение правил перед началом игры.

- Следование правилам и контроль за их соблюдением.

- Обсуждение правил после игры, с целью их понимания и принятия.

 Пример из опыта: Настольные игры с карточками, где требовалось по очереди описывать изображенные предметы, при этом нельзя было повторяться.

3. Взаимодействие с родителями:

Важным аспектом работы является взаимодействие с родителями. Для этого я использую:

• Консультации: Индивидуальные консультации, на которых даются рекомендации по развитию коммуникативных навыков ребенка в домашних условиях.

• Родительские собрания: Обсуждение вопросов развития коммуникативной культуры, представление игр и упражнений для совместной деятельности с детьми.

• Совместные мероприятия: Организация совместных игр и театрализованных представлений, в которых участвуют дети и родители.

• Памятки и буклеты: Распространение материалов с информацией о способах развития коммуникативных навыков у детей.

4. Результаты работы:

В результате систематической работы по развитию коммуникативной культуры дошкольников с использованием игровых технологий наблюдается положительная динамика:

• Дети стали более уверенными в себе и своих возможностях.

• Улучшились навыки общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

• Дети стали более внимательными и отзывчивыми к чувствам других людей.

• Снизилось количество конфликтных ситуаций в группе.

• Повысился интерес к играм и совместной деятельности.

• Родители стали более активно участвовать в образовательном процессе.

5. Выводы и рекомендации:

Игра – это эффективный инструмент для развития коммуникативной культуры дошкольников. Использование различных видов игр в образовательном процессе позволяет создать благоприятные условия для формирования у детей необходимых коммуникативных навыков. Важно помнить, что игра должна быть интересной и увлекательной для детей, а воспитатель должен выступать в роли организатора и партнера в игре.

Рекомендации для воспитателей:

• Тщательно планировать игровую деятельность, учитывая индивидуальные особенности и потребности детей.

• Использовать разнообразные виды игр, направленные на развитие различных коммуникативных навыков.

• Создавать благоприятную атмосферу в группе, способствующую развитию общения и сотрудничества.

• Поддерживать детскую инициативу и творчество в игре.

• Активно взаимодействовать с родителями по вопросам развития коммуникативной культуры детей.

• Постоянно повышать свой профессиональный уровень в области игровой педагогики.

Заключение:

Работа по развитию коммуникативной культуры дошкольников с использованием игровых технологий является важным и перспективным направлением деятельности. Систематическое и целенаправленное использование игр в образовательном процессе позволяет создать благоприятные условия для формирования у детей необходимых коммуникативных навыков, которые помогут им успешно социализироваться и взаимодействовать с окружающим миром. Данный опыт работы может быть полезен другим воспитателям, стремящимся к повышению качества образования и развитию всесторонне развитой личности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Роль режиссерской игры в развитии коммуникативных навыков дошкольников"

Умелая организация режиссёрской игры, создание необходимых условий для её развития – способствуют усвоению детьми игровых умений и навыков, развитию личности ребёнка....

РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ

В последнее время резко возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию. Главной целью экологического воспитания является формирование экологической культуры. Дошкольный возраст – оптимальный эт...

Презентация «Развитие коммуникативной культуры дошкольников посредством театрализованной деятельности»

Театрализованная деятельность в детском саду - это- Умение замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, видеть необычные моменты в обыд...

"Технологии Сторисек и Буккросинг как средство развития коммуникативной культуры дошкольников"

Что такое Технологии Сторисек и Буккросинг, основные этапы их реализации в ДОУ...