Рабочая программа по реализации адаптированной образовательной программы в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
рабочая программа (старшая группа)

Кочкалова Наталья Петровна

Целью данной Программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи в возрасте от 5 до 6 лет, предусматривающей полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечивает их всестороннее гармоничное развитие.

Программа позволяет обеспечить развивающее обучение дошкольников, всестороннее развитие их интеллектуально-волевых качеств, дает возможность сформировать у детей все психические процессы и такие личностные качества, как креативность, любознательность, инициативность, ответственность, самостоятельность. Одной из основных задач Программы является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и навыками речевого общения, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует готовность к обучению в школе. Программой предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка. Так, она позволяет  формировать оптимистическое отношение детей к окружающему, что дает возможность ребенку жить и развиваться, обеспечивает позитивное эмоционально-личностное и социальное развитие. Объем учебного материала рассчитан в  соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников. Основой Программы является создание оптимальных условий  для коррекционно-развивающей работы и всестороннего гармоничного развития детей с общим недоразвитием речи. Это достигается за счет модификации общеразвивающих программ  и всего комплекса коррекционно-развивающей работы в логопедической группе с учетом особенностей психофизического развития детей данного контингента.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_v_starshey_gruppe_kochkalova_n.p.doc278 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №345 Краснооктябрьского района Волгограда»

Автор:

Кочкалова Наталья Петровна, воспитатель

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по реализации адаптированной образовательной программы

в старшей группе компенсирующей направленности

для детей с тяжелыми нарушениями речи

  1. Пояснительная записка.

Рабочая программа для детей 5-6 лет с тяжёлым нарушением речи разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию:

- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменением от г.

- СП – 20 «Санитарно – эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».

- СП – 20 «Санитарно образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодёжи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции ( COVID – 19) ( с изменениями на г.).

-Письмом Министерства образования Российской Федерации от г. «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения».

-Постановлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от №2 об утверждении санитарных правил и норм САНПИН – 21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания.

- Конвекция о правах ребёнка.

-Уставом МОУ детский сад № 345.

Программа базируется на адаптированной основной образовательной программе для детей с тяжёлыми нарушениями речи, принятой и утверждённой в МОУ детский сад № 345.

Цели и задачи реализации Программы

Целью данной Программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи в возрасте от 5 до 6 лет, предусматривающей полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечивает их всестороннее гармоничное развитие.

Программа позволяет обеспечить развивающее обучение дошкольников, всестороннее развитие их интеллектуально-волевых качеств, дает возможность сформировать у детей все психические процессы и такие личностные качества, как креативность, любознательность, инициативность, ответственность, самостоятельность. Одной из основных задач Программы является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и навыками речевого общения, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует готовность к обучению в школе. Программой предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка. Так, она позволяет формировать оптимистическое отношение детей к окружающему, что дает возможность ребенку жить и развиваться, обеспечивает позитивное эмоционально-личностное и социальное развитие. Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников. Основой Программы является создание оптимальных условий для коррекционно-развивающей работы и всестороннего гармоничного развития детей с общим недоразвитием речи. Это достигается за счет модификации общеразвивающих программ и всего комплекса коррекционно-развивающей работы в логопедической группе с учетом особенностей психофизического развития детей данного контингента. Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач обеспечивается благодаря комплексному подходу и тесной взаимосвязи работы специалистов. Реализация принципа комплексности способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей и предусматривает совместную работу логопеда, психолога, музыкального руководителя, руководителя физического воспитания, воспитателей.

Основой перспективного и календарного планирования коррекционной работы в соответствии с требованиями Программы является тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала: ежедневное многократное повторение, — что позволяет организовать успешное накопление и актуализацию словаря дошкольников и согласуется с задачами всестороннего развития детей, отражает преемственность в организации коррекционно-развивающей работы во всех возрастных группах. Лексический материал отбирается с учетом этапа коррекционного обучения, индивидуальных, речевых и психических возможностей детей. Концентрированное изучение материала служит эффективным средством установления более тесных связей между специалистами, так как они работают на протяжении недели в рамках общей лексической темы.

Ведущими целями Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой являются:

  • создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства;
  • формирование основ базовой культуры личности;
  • всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;
  • подготовка к жизни в современном обществе;
  • подготовка к обучению в школе;
  • обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.

Для достижения целей программы первостепенное значение имеют задачи программы:

  • забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
  • создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
  • максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
  • творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
  • вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
  • уважительное отношение к результатам детского творчества;
  • единство подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи;
  • соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования ребенка дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.

Принципы и подходы к формированию рабочей программы.

Теоретической основой «Программы» стали:

- концепция о соотношении первичных и вторичных нарушений (Л.С. Выготский);

- учение об общих и специфических закономерностях развития аномальных детей (Л.С. Выготский, Н.Н. Малофеев);

- концепция о соотношении мышления и речи (Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия, Ж. Пиаже и др.);

- концепция о целостности языка как системы и роли речи в психическом развитии ребенка(В.М. Солнцев);

- концепция о соотношении элементарных и высших психических функций в процессе развития ребенка (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия);

-современные представления о структуре речевого дефекта (Р.И. Лалаева, Е. М. Мастюкова, Е. Ф. Соботович, Т.Б. Филичева, Г. В. Чиркина и др.).

Также программа основана на принципах и подходах основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и принципах дошкольного образования, изложенных в ФГОС ДО.

Развитие психики ребенка с нарушениями речи подчиняется в основном тем же закономерностям, что и развитие психики ребенка в норме. В соответствии с концепцией Л. С. Выготского об общих и специфических закономерностях развития аномальных детей в структуре речевого дефекта детей с ТНР прежде всего следует выделить общее, свойственное всем детям с системным недоразвитием речи, а затем специфическое, характерное лишь определенным их группам.

Речь является одной из самых сложных форм проявления высших психических процессов. Ни одна форма психической деятельности не протекает без прямого или косвенного участия речи. С помощью речи осуществляется отвлечение и обобщение сигналов действительности. Благодаря речи ребенок получает возможность отражать те связи и отношения реальной действительности, которые выходят за пределы чувственного восприятия, а само восприятие приобретает избирательный характер. Возникновение речи существенным образом перестраивает память, восприятие и особенно мышление. Речь оказывает огромное влияние на мышление, позволяя совершенствовать мыслительные операции (Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия, Ж. Пиаже и др.). Слово само по себе становится орудием мышления, включаясь в познавательную деятельность ребенка. Вместе с тем речевое развитие во многом определяется формированием познавательных процессов.

Таким образом, системное недоразвитие речи в большинстве случаев представляет собой синдром, в структуре которого выделяются сложные и неоднозначные связи между речевыми и неречевыми симптомами, соотношение первичного и вторичного, общие и специфические закономерности. Поэтому его преодоление должно осуществляться в процессе многоаспектного воздействия, то есть должно быть направлено на весь синдром в целом.

Педагоги дошкольной организации, принимающие участие в коррекционно-воспитательном процессе, не только помогают становлению личности ребенка с речевой патологией, закладывают основы его нравственного воспитания, но и все вместе решают задачи преодоления нарушений умственного, сенсорного и физического развития детей, создавая тем самым благоприятные предпосылки для работы над речью.

Исходя из ФГОС ДО в Программе учитываются:

1) индивидуальные потребности ребенка с тяжелыми нарушениями речи, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее — особые образовательные потребности), индивидуальные потребности детей с тяжелыми нарушениями речи;

2) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

3) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, когда сам ребенок становится субъектом образования;

4) возможности освоения ребенком с нарушением речи Программы на разных этапах ее реализации;

5) специальные условия для получения образования детьми с ТНР, в том числе использование специальных методов, методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.

Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая работа направлена на:

1) преодоление нарушений развития различных категорий детей с ТНР, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;

2) разностороннее развитие детей с ОВЗ с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

Программа строится на основе принципов дошкольного образования, изложенных в ФГОС ДО:

- полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного), обогащение (амплификация) детского развития;

- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок проявляет активность в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

- сотрудничество организации с семьями;

- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностей развития);

- учет этнокультурной ситуации развития детей.

Характеристики, значимые для разработки и реализации Программы

Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи — это дети с поражением центральной нервной системы (или проявлениями перинатальной энцефалопатии), что обусловливает частое сочетание у них стойкого речевого расстройства с различными особенностями психической деятельности. Учитывая положение о тесной связи развития мышления и речи (Л. С. Выготский), можно сказать, что интеллектуальное развитие ребенка в известной мере зависит от состояния его речи. Системный речевой дефект часто приводит к возникновению вторичных отклонений в умственном развитии, к своеобразному формированию психики. Выделяют четыре уровня речевого развития, которые отражают типичное состояние компонентов языка у детей с ОНР. В нашей логопедической группе один ребёнок с 1 уровнем, двое детей со 2 уровнем и восемь детей с 3 уровнем.

Общая характеристика детей с первым уровнем речевого развития

(по Р.Е. Левиной)

1-й уровень речевого развития, характеризуемый в литературе как «отсутствие общеупотребительной речи», наиболее стойкое и специфическое речевое недоразвитие, причиной которого часто является моторная алалия. При этой форме речевой патологии у детей имеется поражение (или недоразвитие) корковых речевых зон головного мозга, и в первую очередь зоны Брокка.

Достаточно часто при описании речевых возможностей детей на этом уровне встречается название «безречевых детей», что не может пониматься буквально, поскольку такой ребёнок в самостоятельном общении использует целый ряд вербальных средств. Это могут быть отдельные звуки и некоторые их сочетания - звукокомплексы и звукоподражания, обрывки лепетных слов («тина», «сина» - «машина»).

Иногда лепетное слово совершенно не похоже на свой оригинал, поскольку ребёнок в состоянии правильно передать лишь просодические особенности его произношения - ударение, количество слогов, интонацию и т.д. («тутя» - «рука»). Эти факты указывают на крайнюю бедность словарного запаса, в результате чего ребёнок вынужден прибегать к активному использованию паралингвистических (т.е. неязыковых) средств - жестов, мимики.

У детей 1 уровня речевого развития фонетико-фонематическая сторона речи характеризуется фонематической неопределенностью и нестойким фонематическим оформлением. Произношение звуков носит диффузный характер, что обусловлено неустойчивой артикуляцией и низкими возможностями слухового распознавания. У таких детей дефектных звуков может быть больше, чем правильно произносимых.

В произношении детей этого уровня речевого развития противопоставляются друг другу лишь гласные - согласные, ротовые - носовые, взрывные-щелевые. Фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии: задача выделения отдельных звуков для ребенка с таким развитием непонятна и невыполнима.

Для этих детей, кроме специфического дефекта, характерны нарушения внимания, памяти, мышления, расстройства эмоционально-волевой сферы и поведения.

Дети с 1-м уровнем речевого развития получают логопедическую помощь с 2,5 - 3-летнего возраста в специализированных группах или садах для детей с общим недоразвитием речи.

Общая характеристика детей со вторым уровнем речевого развития

(по Р.Е. Левиной)

Активный словарь детей расширяется не только за счет существительных и глаголов, но и за счет использования некоторых прилагательных (преимущественно качественных) и наречий. В результате коррекционно-логопедической работы дети начинают употреблять личные местоимения, изредка предлоги и союзы в элементарных значениях.

В речи детей встречаются отдельные формы словоизменения, наблюдаются попытки изменять слова по родам, числам и падежам, глаголы по временам, но часто эти попытки оказываются неудачными.

Предлоги в речи детей встречаются редко, часто заменяются или опускаются (собака живет на будке, я был елка).

Союзами и частицами дети пользуются крайне редко. Способами словообразования дети не владеют.

Звукопроизношение у детей значительно нарушено.

Недостаточное усвоение звукового состава слов задерживает формирование словаря детей и овладение ими грамматическим строем, о чем свидетельствуют смешения значений слов (грива понимается как грибы, шерсть как шесть).

Общая характеристика детей с третьим уровнем речевого развития

(по Р.Е. Левиной)

На фоне сравнительно развернутой речи наблюдается неточное знание и неточное употребление многих обиходных слов. В активном словаре преобладают существительные и глаголы, реже употребляются слова, характеризующие качества, признаки, состояния предметов и действий, а также способы действий. При использовании простых предлогов дети допускают большое количество ошибок и почти не используют сложные предлоги.

Словарный запас детей ограничен, поэтому часто отмечается неточный выбор слов. Некоторые слова оказываются недостаточно закрепленными в речи из-за их редкого употребления.

У детей третьего уровня недостаточно сформированы грамматические формы. Они допускают ошибки в падежных окончаниях, в употреблении временных и видовых форм глаголов, в согласовании и управлении. Способами словообразования дети почти не пользуются. Большое количество ошибок допускается при словоизменении, из-за чего нарушается синтаксическая связь слов в предложения.

Словообразование у детей сформировано недостаточно. Отмечаются трудности подбора однокоренных слов.

В активной речи дети используют преимущественно простые предложения

У большинства детей сохраняются недостатки произношения звуков и нарушения звукослоговой структуры слова, что создает значительные трудности в овладении детьми звуковым анализом и синтезом.

Целенаправленная и последовательная работа по всем направлениям развития детей с тяжелыми нарушениями речи в дошкольной образовательной организации обеспечивается целостным содержанием «Программы».

Возрастные особенности воспитанников.

В группе компенсирующей направленности списочный состав - 11 детей. Дети с речевым недоразвитием в этом возрасте, как правило, неправильно произносят от 10 до 20 звуков, а также не различают на слух близкие по звучанию: мягкие - твердые, звонкие - глухие звуки: с - ш, з - ж, ть - ч, сь - щ, л - р и т.п. Большинству из них недоступно произнесение слов со сложной слоговой структурой, например: водопроводчик, перекресток, воспитательница и т.п. Естественно, что у таких детей в старшем дошкольном возрасте отсутствует готовность к звуковому анализу и синтезу. Кроме того, словарь их беден. Рассказы таких детей схематичны, примитивны, лишены эпитетов и сравнений. Часты неточности в согласовании слов, пропуски или замены предлогов. Другими словами - нарушение всех составных частей языковой системы: фонетики, лексики и грамматики. Отсюда и название данного дефекта - общее недоразвитие речи. Наряду с указанными речевыми особенностями, у таких детей нарушено внимание и память; артикуляционная и мелкая моторика; недостаточная сформированность словесно-логического мышления. Характерологические особенности детей с общим недоразвитием речи проявляются на занятиях, в игровой и бытовой деятельностях.

Планируемые результаты освоения программы.

Как уже отмечалось, главной идеей Программы является реализация общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с ОНР. Результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров. В соответствие с ФГОС ДО целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от характера программы, форм ее реализации, особенностей развития детей. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке в виде педагогической и/или психологической диагностики и не могут сравниваться с реальными достижениями детей. Целевые ориентиры, представленные во ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации. Целевые ориентиры данной Программы базируются на ФГОС ДО и задачах данной Программы. Целевые ориентиры даются для детей старшего дошкольного возраста (на этапе завершения дошкольного образования).

Целевые ориентиры.

К целевым ориентирам дошкольного образования (на этапе завершения дошкольного образования) в соответствии с данной Программой относятся следующие социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка.

Ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке; у него сформированы элементарные навыки звуко-слогового анализа, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности.

Ребенок любознателен, склонен наблюдать, экспериментировать; он обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире.

Ребенок способен к принятию собственных решений с опорой на знания и умения в различных видах деятельности.

Ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности, способен выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности.

Ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; у ребенка сформировалось положительное отношение к самому себе, окружающим, к различным видам деятельности.

Ребенок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться успехам и сопереживать неудачам других, способен договариваться, старается разрешать конфликты.

Ребенок обладает чувством собственного достоинства, верой в себя.

Ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности.

Ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к волевым усилиям.

У ребенка развиты крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения, умеет управлять ими.

Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.

Социально-коммуникативное развитие

Ребенок:

- владеет основными продуктивной деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: в игре, общении, конструировании и др.;

- выбирает род занятий, участников по совместной деятельности, избирательно и устойчиво взаимодействует с детьми;

- участвует в коллективном создании замысла в игре и на занятиях;

- передает как можно более точное сообщение другому, проявляя внимание к собеседнику;

- регулирует свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами, проявляет кооперативные умения в процессе игры, соблюдая отношения партнерства, взаимопомощи, взаимной поддержки (сдерживает агрессивные реакции, справедливо распределяет роли, помогает друзьям и т.п.);

- отстаивает усвоенные нормы и правила перед ровесниками и взрослыми;

- использует в играх знания, полученные в ходе экскурсий, наблюдений, знакомства с художественной литературой, картинным материалом, народным творчеством, историческими сведениями, мультфильмами и т. п.;

- переносит ролевые действия в соответствии с содержанием игры на ситуации, тематически близкие знакомой игре;

- стремится к самостоятельности, проявляет относительную независимость от взрослого.

Познавательное развитие

Ребенок:

- обладает сформированными представления о форме, величине, пространственных отношениях элементов конструкции, умеет отражать их в речи;

- использует в процессе продуктивной деятельности все виды словесной регуляции: словесного отчета, словесного сопровождения и словесного планирования деятельности;

- выполняет схематические рисунки и зарисовки выполненных построек (по групповому и индивидуальному заданию);

- самостоятельно анализирует объемные и графические образцы, создает конструкции на основе проведенного анализа;

- воссоздает целостный образ объекта из разрезных предметных и сюжетных картинок, сборно-разборных игрушек, иллюстрированных кубиков и пазлов;

- устанавливает причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений и практического экспериментирования;

- демонстрирует сформированные представления о свойствах и отношениях объектов;

- моделирует различные действия, направленные на воспроизведение величины, формы предметов, протяженности, удаленности с помощью пантомимических, знаково-символических графических и других средств на основе предварительного тактильного и зрительного обследования предметов и их моделей;

- владеет элементарными математическими представлениями: количество в пределах десяти, знает цифры 0, 1–9 в правильном и зеркальном (перевернутом) изображении, среди наложенных друг на друга изображений, соотносит их с количеством предметов; решает простые арифметические задачи устно, используя при необходимости в качестве счетного материала символические изображения (палочки, геометрические фигуры);

- определяет пространственное расположение предметов относительно себя (впереди, сзади, рядом со мной, надо мной, подо мной), геометрические фигуры и тела.

- определяет времена года (весна, лето, осень, зима), части суток (утро, день, вечер, ночь);

- использует в речи математические термины, обозначающие величину, форму, количество, называя все свойства, присущие объектам, а также свойства, не присущие объектам, с использованием частицы не;

- владеет разными видами конструирования (из бумаги, природного материала, деталей конструктора);

- создает предметные и сюжетные композиции из строительного материала по образцу, схеме, теме, условиям, замыслу (восемь-десять деталей);

Речевое развитие

Ребенок:

- самостоятельно получает новую информацию (задает вопросы, экспериментирует);

- правильно произносит все звуки, замечает ошибки в звукопроизношении;

- грамотно использует все части речи, строит распространенные предложения;

- владеет словарным запасом, связанным с содержанием эмоционального, бытового, предметного, социального и игрового опыта детей;

- использует обобщающие слова, устанавливает и выражает в речи антонимические и синонимические отношения;

- объясняет значения знакомых многозначных слов;

- пересказывает литературные произведения, по иллюстративному материалу (картинкам, картинам, фотографиям), содержание которых отражает эмоциональный, игровой, трудовой, познавательный опыт детей;

- пересказывает произведение от лица разных персонажей, используя языковые (эпитеты, сравнения, образные выражения) и интонационно-образные (модуляция голоса, интонация) средства выразительности речи;

- выполняет речевые действия в соответствии с планом повествования, составляет рассказы по сюжетным картинкам и по серии сюжетных картинок, используя графические схемы, наглядные опоры;

- отражает в речи собственные впечатления, представления, события своей жизни, составляет с помощью взрослого небольшие сообщения, рассказы «из личного опыта»;

- владеет языковыми операции, обеспечивающими овладение грамотой.

Художественно-эстетическое развитие

Ребенок:

- стремится к использованию различных средств и материалов в процессе изобразительной деятельности (краски, карандаши, волоконные карандаши, восковые мелки, пастель, фломастеры, цветной мел для рисования, пластилин, цветное и обычное тесто для лепки, различные виды бумаги, ткани для аппликации и т. д.);

- владеет разными способами вырезания (из бумаги, сложенной гармошкой, сложенной вдвое и т.п.);

- знает основные цвета и их оттенки, смешивает и получает оттеночные цвета красок;

- понимает доступные произведения искусства (картины, иллюстрации к сказкам и рассказам, народная игрушка: семеновская матрешка, дымковская и богородская игрушка);

- умеет определять замысел изображения, словесно его формулировать, следовать ему в процессе работы и реализовывать его до конца, объяснять в конце работы содержание, получившегося продукта деятельности

- эмоционально откликается на воздействие художественного образа, понимает содержание произведений и выражает свои чувства и эмоции с помощью творческих рассказов;

- проявляет интерес к произведениям народной, классической и современной музыки, к музыкальным инструментам;

- имеет элементарные представления о видах искусства;

- воспринимает музыку, художественную литературу, фольклор;

- сопереживает персонажам художественных произведений.

Физическое развитие

Ребенок:

- выполняет основные виды движений и упражнения по словесной инструкции взрослых;

- выполняет согласованные движения, а также разноименные и разнонаправленные движения;

- выполняет разные виды бега;

- сохраняет заданный темп (быстрый, средний, медленный) во время ходьбы;

- осуществляет элементарное двигательное и словесное планирование действий в ходе спортивных упражнений;

- знает и подчиняется правилам подвижных игр, эстафет, игр с элементами спорта;

-владеет элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Перспективное планирование взаимодействия с семьями воспитанников

старшей логопедической группы

Мероприятия

Дата

Ответственные

1

Родительские собрания:

Общие родительские собрания:

Тема: «Основные направления образовательной работы с детьми!»

Октябрь

Заведующий ДОУ,

Педагоги

Тема: Анализ работы за год.»

Безопасность детей – забота взрослых».

Май

Заведующий ДОУ,

Педагоги

2

Групповые родительские собрания:

Тема: «Возрастные особенности детей 5-6 лет»

Сентябрь

Воспитатели

Тема: «Детские интересы. Телевидение, видео, компьютер: плюсы и минусы». Как их развивать».

Ноябрь

Воспитатели

Тема: «Поощрение и наказания ребенка в семье». Правила дорожного движения».

Февраль

Воспитатели

Тема: «Вот и стали мы на год взрослей» . «Наши достижения за год».

Май

Воспитатели

3

Выставки совместного творчества родителей и детей

Тема: « Осенняя фантазия .» ( из природного материала)

Октябрь

Воспитатели

Тема: « У мамы золотые руки ». ( ко Дню Матери)

Ноябрь

Воспитатели

Тема: « Здравствуй, елочка - красавица!»

Декабрь

Воспитатели

Тема: «Зимние забавы» ( фото отчет)

Февраль

Воспитатели

Тема: « Весна – Красна идет …»

Март

Воспитатели

Тема: « Весенние цветы, небывалой красоты!»

Апрель

Воспитатели

Тема: « Мы с семьею отдыхаем.»

Май

Воспитатели

4

Консультации:

Тема: ««Как воспитывать у детей самостоятельность»

Сентябрь

Воспитатели

Тема: «Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста.»

Октябрь

Логопед

Воспитатели

Тема: «Правильное питание залог здоровья»

Ноябрь

Воспитатели

Тема : «Как сделать зимнюю прогулку с ребенком приятной и полезной?»

Декабрь

Воспитатели

Тема: « Роль словесных игр в речевом развитии детей.»

Январь

Воспитатели

Тема: «Ты нужен мне, папа!»- роль отца в воспитании ребёнка.

Февраль

Воспитатели

Тема: «Как предупредить весенний авитаминоз».

Март

Воспитатели

Тема: «Ребенок и дорога. Правила поведения на улицах города».

Апрель

Воспитатели

Тема: «Должен ли ребенок упрямиться?».

Май

Воспитатели

5

Анкетирование:

Тема: « Осторожно, дорога!»

Сентябрь

Воспитатели

Тема: « Нравственно – патриотическое воспитание ребенка в семье.»

Январь

Воспитатели

Тема: « Ваша воспитательная система».

Май

Воспитатели

Программа коррекционно-развивающей работы с детьми с ТНР.

Основная задача коррекционно-развивающей работы – создание условий для всестороннего развития ребёнка в целях обогащения его социального опыта и гармонического включения в коллектив сверстников.

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ (I уровень развития речи)

Основными задачами коррекционно-развивающего обучения данного речевого уровня детей является следующая работа:

1) Овладение пониманием речи.

Эту задачу проще решить в игровой форме. Ребенок выполняет просьбы педагога, отгадывает загадки, показывает предметы на картинках, части тела.

2) Расширение пассивного и активного словарного запаса.

Педагогическая работа направлена на расширение кругозора, раскрытие отвлеченных понятий. Каждое новое слово нужно сопровождать демонстрацией предмета, ситуативной картинкой.

3) Активация самостоятельной речевой деятельности.

На начальном этапе используется подражание, затем просьбы с помощью глаголов повелительного наклонения (дай, смотри), сопровождаемые жестами. Логопеду важно создать ситуацию, при которой ребенку будет интересно или необходимо самостоятельно выразить мысль.

4) Развитие диалогичной речи.

Можно использовать простые вопросы, которые требуют ответа.

5) После преодоления первой ступени речевого развития коррекционная работа нацеливается на правильное произношение слов, фонем. В речь вводятся приставки, предлоги.

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ (II уровень развития речи)

Основными задачами коррекционно-развивающего обучения данного речевого уровня детей является работа по развитию:

1) понимания речи и лексико-грамматических средств языка;

2) произносительной стороны речи;

3) самостоятельной развернутой фразовой речи;

4) подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения.

Предусматриваются следующие виды занятий по формированию:

• связной речи;

• словарного запаса, грамматического строя;

• произношения.

Количество занятий, реализующих коррекционно-развивающие задачи, меняется в зависимости от периода обучения.

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ (III уровень развития речи)

Целью коррекционной работы с детьми III уровня развитие речи является комплексная подготовка детей к обучению в школе. В связи с этим логопедическая работа направлена на решение задач, связанных с дальнейшим развитием и совершенствованием фонетического, лексико-грамматического строя языка, связной речи, а также подготовкой детей к овладению элементарными навыками письма и чтения. При этом логопеду необходимо обладать четкими представлениями о:

• сохранных компонентах языка ребенка, которые послужат базой для дальнейшего совершенствования его речевого развития;

• степени и характере остаточных проявлений недоразвития речи ребенка;

• особенностях психического и моторного развития ребенка, важных для полноценного преодоления недоразвития речи. В процессе логопедической работы особое внимание уделяется развитию у детей:

• способности к сосредоточению;

• умения войти в общий ритм и темп работы и удерживанию его в течение занятия;

• умения следовать единому замыслу работы в процессе как индивидуальных, так и совместных усилий;

• умения реализации замысла работы, доведения начатой деятельности до предполагаемого результата;

• возможности использования помощи партнера по работе. Процесс усвоения языковых средств в условиях коррекционного воздействия ориентирован на осмысление детьми учебного материала, закрепление полученных знаний и умений в процессе тренировочных упражнений и упрочение соответствующих навыков в актах речевой коммуникации. Направления коррекционно-развивающей работы:

1) совершенствование произносительной стороны речи;

2) совершенствование лексико-грамматической стороны речи;

3) развитие самостоятельной развернутой фразовой речи;

4) подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения.

ОСОБЕННОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, СТРАДАЮЩИМИ ДИЗАРТРИЕЙ

У детей с дизартрией дефекты звуковой стороны речи обусловлены нарушением иннервации речевого аппарата. Их устранение осуществляется в условиях длительной коррекции. На индивидуальных занятиях уделяется внимание развитию подвижности органов артикуляции, способности к быстрому и четкому переключению движений, устранению сопутствующих движений (синкинезий) при произношении звуков, нормализации просодической стороны речи. Основные задачи воспитателя в работе по развитию речи состоят в следующем: 1) расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления представлений об окружающем; 2) развитие у детей способности применять сформированные умения и навыки связной речи в различных ситуациях общения; 3) автоматизация в свободной самостоятельной речи детей усвоенных навыков правильного произношения звуков, звуко-слоговой структуры слова, грамматического оформления речи в соответствии с программой логопедических занятий.

РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ

Уточнить и расширить запас представлений на основе наблюдения и осмысления предметов и явлений окружающей действительности, создать достаточный запас словарных образов. Обеспечить переход от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств. Расширить объем правильно произносимых существительных – названий предметов, объектов, их частей по всем изучаемым лексическим темам.

ФОРМИРОВАНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в экспрессивной речи некоторых форм словоизменения: окончаний имен существительных в единственном и множественном числе в именительном падеже, в косвенных падежах без предлога и с простыми предлогами; окончаний глаголов настоящего времени, глаголов мужского и женского рода в прошедшем времени. Совершенствовать навык согласования прилагательных и числительных с существительными в роде, числе, падеже. Сформировать умение составлять простые предложения с противительными союзами, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

РАЗВИТИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЯЗЫКА

И НАВЫКОВ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА

Развитие просодической стороны речи. Формировать у детей правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох. Закрепить навык мягкого голосоведения. Воспитывать умеренный темп речи по подражанию педагогу и в упражнениях на координацию речи с движением. Развивать ритмичность речи, ее интонационную выразительность, модуляцию голоса. Коррекция произносительной стороны речи. Закрепить правильное произношение имеющихся звуков в игровой и свободной речевой деятельности. Активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию звуков всех групп. Сформировать правильные уклады шипящих, аффрикат, йотированных и сонорных звуков, автоматизировать поставленные звуки в свободной речевой и игровой деятельности. Работа над слоговой структурой слова. Совершенствовать умение различать на слух длинные и короткие слова.

ОБУЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАМ ГРАМОТЫ

Закрепить понятие буквы и представление о том, чем звук отличается от буквы. Совершенствовать навыки составления букв из палочек, выкладывания из шнурочка и мозаики, лепки из пластилина, «рисования» по тонкому слою манки и в воздухе. Учить узнавать «зашумленные» изображения пройденных букв; пройденные буквы, изображенные с недостающими элементами; находить знакомые буквы в ряду правильно и зеркально изображенных букв. Закрепить навык чтения слогов с пройденными буквами.

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ

Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи. Закреплять умение отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца. Закреплять умения составлять рассказы-описания, а затем и загадки- описания о предметах и объектах по образцу, предложенному плану; связно рассказывать о содержании серии сюжетных картинок и сюжетной картины по предложенному педагогом или коллективно составленному плану. Закреплять навык пересказа хорошо знакомых сказок и коротких текстов..

Формирование лексического запаса и грамматического строя на занятиях разными видами деятельности с воспитателем осуществляется поэтапно:

а) дети знакомятся непосредственно с изучаемым явлением;

б) дети с помощью отчетливого образца речи воспитателя учатся понимать словесные обозначения этих явлений;

в) воспитатель организует речевую практику детей, в которой закрепляются словесные выражения, относящиеся к изучаемым явлениям.

При изучении каждой темы намечается совместно с логопедом тот словарный минимум (предметный, глагольный, словарь признаков), который дети должны усвоить сначала в понимании, а затем и в практическом употреблении.

Модель организации образовательного процесса по реализации Программы Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие"

Задачи

Непрерывная образовательная деятельность

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

Самостоятельная деятельность детей

Взаимодействие с семьями воспитанников

- Закрепление представлений о нормах и правилах поведения на улице, в учреждениях, в семье;

- Осваивать формы речевого этикета;

- Ознакомление с правилами дорожного движения;

- Формирование представлений о правильном использовании бытовой техникой, бытовыми предметами;

- Обогащение представлений о труде взрослых;

-Формирование потребности в общении со сверстниками и взрослыми

-Формы образовательной деятельности по коммуникативному развитию;

- Развивающие игры;

-Чтение детской художественной литературы;

- Моделирование и решение практических ситуаций;

- Праздники и развлечения - Тематические беседы с детьми

- Игры и упражнения в коммуникации;

- Рассматривание иллюстративного материала;

- Беседы с детьми;

-Изобразительная деятельность

-Коммуникативная деятельность;

- Игровая деятельность;

-Театрализованная деятельность;

-Продуктивная деятельность;

-Ознакомление с художественной литературой

-Рекомендации (воспитателей, учителей-логопедов, узких специалистов) по развитию коммуникативной культуры детей;

- Мастер-класс по развитию культуры общения;

- Проектирование моделей общения;

-Экскурсии с детьми

Образовательная область «Познавательное развитие"

Задачи

Непрерывная деятельность

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

Самостоятельная деятельность детей

Взаимодействие с семьями воспитанников

-развитие познавательно-исследовательской, проектной, конструктивной, продуктивной деятельности;

-формирование элементарных математических представлений;

-формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей;

-формирование элементарных навыков учебной деятельности

- формы непрерывной образовательной деятельности;

- тематические беседы;

- экскурсии;

- проектирование; - праздники, события;

-концерты;

-театрализованные проекты

- тематические беседы;

- решение проблемных развивающих ситуаций;

-выполнение развивающих заданий;

-игровая деятельность;

-развивающие(тематические) досуги

-игровая деятельность;

-театрализованн

ая деятельность;-конструктивная деятельность;

- продуктивная деятельность;

-коммуникатив

ная деятельность - конструктивное моделирование;

-экспериментирование

-тематические консультации;

-совместное творчество;

-семейные экскурсии;

-мастер-класс (формы работы с детьми);

-анкетирование, опрос родителей

Образовательная область «Речевое развитие»

Задачи

Непрерывная образовательная деятельность

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

Самостоятельная деятельность детей

Взаимодействие с семьями воспитанников

- развитие всех компонентов устной речи детей; - практическое овладение воспитанниками нормами речи;

- осваивать формы речевого этикета;

- обогащение бытового, природоведческого, обществоведческого словаря;

-совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи

-формы непрерывной образовательной деятельности (по речевому развитию), коррекции речевого развития;

- логоритмика;

-дидактические и развивающие игры;

-чтение детской художественной литературы;

- праздники и развлечения

- игры и упражнения в коммуникации;

- рассматривание иллюстративного материала;

- беседы с детьми

- игровая деятельность;

-рассматривание иллюстративного материала;

- коммуникативная деятельность;

- театрализованная деятельность

-рекомендации (воспитателей, логопедов) по развитию речи детей;

- мастер-класс по развитию речи;

- речевое творчество родителей и детей;

- проектирование моделей общения

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Изобразительное творчество

Задачи

Непрерывная образовательная деятельность

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

Самостоятельная деятельность

Взаимодействие с семьями

детей воспитанников

- совершенствовать умение изображать предметы по памяти и с натуры;

- совершенствовать технику изображения;

- расширять набор используемых материалов для изобразительной деятельности, для аппликации, лепки, художественного труда;

- развивать декоративное творчество детей;

- формировать навыки композиции

- формы непрерывной образовательной деятельности (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);

-тематические экскурсии;

- развивающие игры

-совместное с педагогом рассматривание иллюстративного материала, игрушек, предметов прикладного искусства;

-украшение группы, музыкального зала

-творческая продуктивная деятельность

- рекомендации по привлечению детей к разным видам изобразительного творчества;

- выставки детских работ;

-совместные семейные проекты художественного творчества;

-фото-галерея работ;

-открытые мероприятия

Музыкальное развитие

Задачи

Непрерывная образовательная деятельность

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

Самостоятельная деятельность

Взаимодействие с семьями

детей воспитанников

- приобщать детей к музыкальной культуре;

-воспитывать художественно-эстетический вкус; - знакомить с элементарными музыкальными понятиями;

- совершенствовать выразительность пения, вокально-слуховую координацию;

-развивать песенное, танцевальное творчество;

- совершенствовать навыки игры на детских музыкальных инструментах

- формы непрерывной образовательной деятельности по музыкальному развитию детей (2 раза в неделю);

-музыкально-дидактические игры;

-тематические беседы;

-праздничные утренники;

- музыкальные досуги

- слушание музыки;

-импровизации движений под музыку;

-рассматривание иллюстраций;

-творческая деятельность, музицирование на детских музыкальных инструментах;

- концерты для малышей

-игровая деятельность;

-двигательная деятельность под музыку;

-театрализованная деятельность с музыкальным сопровождением

- рекомендации по музыкальному развитию детей;

-подбор музыкального репертуара для слушания с детьми;

-совместная деятельность по подготовке к праздникам, музыкальным досугам

Образовательная область «Физическое развитие»

Задачи

Непрерывная образовательная деятельность

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

Самостоятельная деятельность

Взаимодействие с семьями

детей воспитанников

- формирование устойчивых культурно-гигиенических навыков;

- формирование представлений о здоровом образе жизни;

- формирование двигательных навыков;

- овладение общеразвивающими упражнениями;

- совершенствование двигательной координации;

- формирование физических качеств (скоростно-силовые, выносливость, ловкость).

- занятия по физической культуре (3 раза в неделю);

-утренняя гимнастика (ежедневно);

-бодрящая гимнастика;

- физкультурные досуги (1 раз в месяц);

-музыкально- спортивные праздники (1 раз в квартал);

- тематические беседы о здоровом образе жизни;

-образовательные проекты по физическому развитию, здоровому образу жизни;

- игры (подвижные, соревнования);

–индивидуальное сопровождение детей по физическому развитию;

- организация режима двигательной активности детей;

-упражнения с физкультурными пособиями в группе и на прогулке;

-логоритмика

-игры, упражнения с физкультурными пособиями;

-рассматривание иллюстративного материала, книг;

-продуктивная деятельность детей

-рекомендации по формированию основ здорового образа жизни, физическому развитию детей;

- рекомендации к подбору игр, упражнений, пособий по полноценному физическому развитию детей в условиях семьи;

-вовлечение родителей в проектную деятельность, в процесс подготовки спортивных праздников и физкультурных досугов;

-организация открытых физкультурно-спортивных мероприятий для родителей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи по теме «Зима».

Конспектнепосредственной образовательной деятельностив старшей группе компенсирующей направленностидля детей с  тяжелыми нарушениями речипо теме «Зима»....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-образовательной деятельности учителя – логопеда с воспитанниками старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Рабочая программа  разработана, для детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи  с учётом целей и задач Адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжёлыми на...

Рабочая программа старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)

Рабочая программа старшей логопедической группы  компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи  (общим недоразвитием речи) МБДОУ «Детский сад №26» разр...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. Лексическая тема "Детский сад. Игрушки"

Занятие способствует активизации словаря по теме "Игрушки", учить детей пользоваться в речи предлогами  с, за, закреплению навыков правильного употребления существительных в родительном...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА организации деятельности учителя-логопеда с детьми 5-6 лет, старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи III уровня) Разработана на основе адаптированной основной обра

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАорганизации деятельности учителя-логопеда с детьми 5-6 лет,старшей группы компенсирующей направленности для детейс тяжелыми нарушениями речи(общее недоразвитие речи III уровня)...