Программа коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста
материал (подготовительная группа)
1.3 Принципы и формы к формированию Программы
1.Системный подход, который реализуется через:
-интеграцию различных форм воспитания и обучения одаренных детей на всех этапах становления, развития их личности;
-интеграцию различных предметов и видов искусств на всех стадиях развития одаренных детей, учитывая их способности;
-взаимосвязь образования, обучения и воспитания одаренных детей с развитием общей культуры в различных видах и формах занятий, творческой деятельности детей;
-взаимодействие обязательных занятий и факультативных форм (в том числе спецгруппы, кружки, секции и т.д.), избираемых в соответствии с индивидуальными способностями, склонностями и интересами одаренных детей;
-направленность на формирование целостной индивидуальности дошкольника как системы, включающей интеллектуальную, нравственную и эмоционально-волевую сферы;
-обеспечение тесного взаимодействия сотрудничества всех субъектов учебно-воспитательного процесса (педагогов, родителей и самого одаренного ребенка);
-наличие соответствующей подсистемы организационно-методического обеспечения (подбор педагогических кадров, их стимулирование, подготовка и издание методических рекомендаций, разного рода инструктивных материалов, проведение конференций, семинаров и т.д.).
2.Деятельностный подход призван содействовать раскрытию в человеке творческого потенциала, развитию потребности и способности преобразовывать окружающую действительность и самого себя «по законам разума, красоты и добра».
3.Принцип индивидуализации в обучении и развитии одаренных детей заключается в том, что каждый одаренный ребенок должен воспитываться, обучаться и развиваться по индивидуальной программе, содержание которой направлено на реализацию его непосредственных интересов и способностей. Однако ни в коем случае нельзя замыкать ребенка в рамках того увлечения, в котором раскрывается его одаренность, т.е. нельзя не учитывать и общее развитие ребенка, что предполагает овладение им обязательным программным материалом.
4.Принцип непрерывности и преемственности воспитания, обучения и развития одаренных детей предполагает, во-первых, что процесс развития одаренности будет протекать постепенно – от самого раннего детства до завершения образования, вступления в самостоятельную жизнь. Во-вторых, основополагающие элементы творческих способностей, восприятия и деятельности, заложенные в самом начале (в семье, в других формах занятий с дошкольниками) будут последовательно проходить все более усложняющиеся этапы развития, видоизменясь в целом, но сохраняя и обогащая главное – способность восприятия разных дисциплин и искусств, потребность самовыражения и личного участия в активном преобразовании действительности.
5.Принцип развития важен для целенаправленного программирования работы с одаренными детьми. Содержание и формы творческой деятельности одаренных детей надо организовать таким образом, чтобы на первом плане были не престижные цели и прагматические задачи, а последовательное развитие способностей, восприятия, интереса к разным видам деятельности, искусств.
6.Комплексный подход к работе с одаренными детьми предполагает реализацию и взаимодействие следующих принципов:
-принцип комплексности в преподавании различных предметов и искусств на интегративной основе;
-принцип психологической готовности одаренного ребенка заняться любимым делом, именно тем, в котором он проявляет свою одаренность. Если ребенок почувствует насилие над собой взрослого, то даже к любимому делу он будет относиться с отвращением;
-принцип «комфортности» в обучении включает создание благоприятных условий для его творчества (математического, музыкального, литературного и т.д.);
-принцип «скорой помощи» заключается в следующем: нельзя откладывать на потом ответы на вопросы ребенка, покупку каких-то игр, музыкальных инструментов, приборов. Потом все это может оказаться невостребованным и уже ненужным;
-принцип полифонии. Суть этого принципа в том, что особенно на раннем этапе развития детей необходимо, чтобы во время процесса обучения у ребенка были задействованы все органы чувств.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 80.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Светлячок» с. Рыбушка» муниципального образования «Город Саратов»
410520 г. Саратов, с. Рыбушка, ул. Парковая, дом 4 А тел.: (845-2) 97-98-65 эл.почта: rubdou@mail.ru ИНН 6432003994 КПП 645101001 ОГРН 1036403201592
ПРИНЯТА на Педагогическом совете Протокол № 1 ________2023 года | СОГЛАСОВАНО Старший воспитатель МАДОУ Светлячок» с. Рыбушка____________Моисейкина О.В. _____________________ 2023 года | УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МАДОУ «Светлячок» с. Рыбушка_____________ Краснова И.В. ___________ 2023 года Приказ № ____ |
Программа коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста
Составитиль:
Сивашова Анна Николаевна воспитатель
Саратов,2024
Содержание
1. | Целевой раздел | |
1.1 | Пояснительная записка | |
1.2 | Цели и задачи реализации Программы | |
1.3 | Принципы и формы к формированию Программы | |
1.4 | Планируемые результаты освоения Программы | |
1.5 | Механизмы реализации программы. | |
2. | Содержательный раздел | |
2.1 | Срок реализации программы | |
2.2 | Формы, способы, методы и средства реализации рабочей программы | |
2.3 | Педагогическая диагностика предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста | |
2.3.1 | Методика «Оценка общей одаренности» | |
2.3.2 | Методика «Определение склонностей ребенка» | |
2.3.3 | Методика «Экспетных оценок по определению одаренных детей» | |
2.3.4 | Диагностическая проективная методика «Древо желаний» | |
2.3.5 | Диагностика творческого потенциала. Тест Торренса «Дорисовывание фигур» | |
2.4 | Тематическое планирование с талантливыми и одаренными детьми | |
3. | Организационный раздел | |
3.1 | Мероприятия, проводимые в рамках реализации программы | |
3.2 | Методическое обеспечение программы | |
3.3 | Специальная и методическая литература | |
Приложение |
- Целевой раздел
- Пояснительная записка
Программа разработана и утверждена в соответствии с основными нормативно-правовыми документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 "Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования" (Зарегистрирован 28.12.2022 № 71847);
- Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденная Приказом Министерства просвещения РФ от 24.11.2022 № 1022;
Коррекционно-развивающая работа (КРР) с одаренными обучающимися:
Направленность КРР с одаренными обучающимися на уровне дошкольного образования:
- определение вида одаренности, интеллектуальных и личностных особенностей детей, прогноз возможных проблем и потенциала развития.
- вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс и установление с ними отношений сотрудничества как обязательного условия поддержки и развития одаренного ребёнка, как в ДОО, так и в условиях семенного воспитания;
- создание атмосферы доброжелательности, заботы и уважения по отношению к ребёнку, обстановки, формирующей у ребёнка чувство собственной значимости, поощряющей проявление его индивидуальности;
- сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие его индивидуальных способностей и творческого потенциала как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой;
- формирование коммуникативных навыков и развитие эмоциональной устойчивости;
- организация предметно-развивающей, обогащенной образовательной среды в условиях ДОО, благоприятную для развития различных видов способностей и одаренности.
Включение ребёнка в программу КРР, определение индивидуального маршрута психолого-педагогического сопровождения осуществляется на основе заключения ПИК по результатам психологической и педагогической диагностики.
1.2 Задачи и направления коррекционно-развивающей работы (ФОП ДО Содержательный раздел с п. 27.1. по п. 28.9.1. )
КРР в соответствии с ФГОС ДО включает:
- план диагностических и коррекционно-развивающих мероприятий;
- рабочие программы КРР с обучающимися различных целевых групп, имеющих различные ООП и стартовые условия освоения Программы. методический инструментарий для реализации диагностических, коррекционноразвивающих и просветительских задач программы КРР.
-выявить детей с признаками талантливости и одаренности в условиях ДОО;
- проанализировать основные направления работы с талантливыми и одаренными и детьми в ДОУ;
- интеграция основного и дополнительного образования;
- разработать план мероприятий для развития творческой,
-психомоторной (спортивной) и академической одаренности детей;
- повысить педагогическую компетентность педагогов и родителей по
-вопросам сопровождения талантливых и одаренных детей.
1.3 Принципы и формы к формированию Программы
1.Системный подход, который реализуется через:
-интеграцию различных форм воспитания и обучения одаренных детей на всех этапах становления, развития их личности;
-интеграцию различных предметов и видов искусств на всех стадиях развития одаренных детей, учитывая их способности;
-взаимосвязь образования, обучения и воспитания одаренных детей с развитием общей культуры в различных видах и формах занятий, творческой деятельности детей;
-взаимодействие обязательных занятий и факультативных форм (в том числе спецгруппы, кружки, секции и т.д.), избираемых в соответствии с индивидуальными способностями, склонностями и интересами одаренных детей;
-направленность на формирование целостной индивидуальности дошкольника как системы, включающей интеллектуальную, нравственную и эмоционально-волевую сферы;
-обеспечение тесного взаимодействия сотрудничества всех субъектов учебно-воспитательного процесса (педагогов, родителей и самого одаренного ребенка);
-наличие соответствующей подсистемы организационно-методического обеспечения (подбор педагогических кадров, их стимулирование, подготовка и издание методических рекомендаций, разного рода инструктивных материалов, проведение конференций, семинаров и т.д.).
2.Деятельностный подход призван содействовать раскрытию в человеке творческого потенциала, развитию потребности и способности преобразовывать окружающую действительность и самого себя «по законам разума, красоты и добра».
3.Принцип индивидуализации в обучении и развитии одаренных детей заключается в том, что каждый одаренный ребенок должен воспитываться, обучаться и развиваться по индивидуальной программе, содержание которой направлено на реализацию его непосредственных интересов и способностей. Однако ни в коем случае нельзя замыкать ребенка в рамках того увлечения, в котором раскрывается его одаренность, т.е. нельзя не учитывать и общее развитие ребенка, что предполагает овладение им обязательным программным материалом.
4.Принцип непрерывности и преемственности воспитания, обучения и развития одаренных детей предполагает, во-первых, что процесс развития одаренности будет протекать постепенно – от самого раннего детства до завершения образования, вступления в самостоятельную жизнь. Во-вторых, основополагающие элементы творческих способностей, восприятия и деятельности, заложенные в самом начале (в семье, в других формах занятий с дошкольниками) будут последовательно проходить все более усложняющиеся этапы развития, видоизменясь в целом, но сохраняя и обогащая главное – способность восприятия разных дисциплин и искусств, потребность самовыражения и личного участия в активном преобразовании действительности.
5.Принцип развития важен для целенаправленного программирования работы с одаренными детьми. Содержание и формы творческой деятельности одаренных детей надо организовать таким образом, чтобы на первом плане были не престижные цели и прагматические задачи, а последовательное развитие способностей, восприятия, интереса к разным видам деятельности, искусств.
6.Комплексный подход к работе с одаренными детьми предполагает реализацию и взаимодействие следующих принципов:
-принцип комплексности в преподавании различных предметов и искусств на интегративной основе;
-принцип психологической готовности одаренного ребенка заняться любимым делом, именно тем, в котором он проявляет свою одаренность. Если ребенок почувствует насилие над собой взрослого, то даже к любимому делу он будет относиться с отвращением;
-принцип «комфортности» в обучении включает создание благоприятных условий для его творчества (математического, музыкального, литературного и т.д.);
-принцип «скорой помощи» заключается в следующем: нельзя откладывать на потом ответы на вопросы ребенка, покупку каких-то игр, музыкальных инструментов, приборов. Потом все это может оказаться невостребованным и уже ненужным;
-принцип полифонии. Суть этого принципа в том, что особенно на раннем этапе развития детей необходимо, чтобы во время процесса обучения у ребенка были задействованы все органы чувств.
Формы работы с одаренными детьми:
-индивидуальный подход в образовательной деятельности, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм занятий;
-дополнительные занятия с одаренными дошкольниками, подготовка к конкурсам, интеллектуальным играм, миниолимпиадам;
-участие в мероприятиях ДОО, муниципальных, региональных конкурсах;
-консультации, тренинги, тестирование;
конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования;
-посещение предметных и творческих кружков по способностям, а также спортивных секций по интересам;
-использование современных средств информации (Интернет, медиатека, компьютерные игры по предметам, электронная энциклопедия);
-создание детских портфолио.
1.4 Планируемые результаты освоения Программы
Создание банка данных детей с предпосылками интеллектуальной одаренности.
- Создание условий для самореализации одаренных с интеллектуальными способностями.
- Создание системы выявления и поддержки одаренных детей.
- Создание необходимой материально технической базы детского сада для работы с одарёнными детьми.
- Участие воспитанников в конкурсах, фестивалях.
- Развитие потенциала воспитателя в части компетентного выявления и сопровождения одаренных детей.
- Пропаганда и распространение психолого-педагогического опыта работы с одарёнными детьми.
- Внедрение инновационных педагогических технологий в процесс воспитания и развитие одаренных детей.
- Активизация участия родителей в работе с одаренными детьми.
1. 5 Механизмы реализации программы.
1.Внедрение в практику мониторинга одаренности и ее дальнейшего развития методов, учитывающих быстро меняющуюся социальную ситуацию и современные подходы к работе с одаренными детьми.
2.Совершенствование деятельности администрации по мотивации педагогов на управление развитием исследовательских и творческих способностей учащихся.
3.Совершенствование технологии портфолио для построения индивидуальной траектории развития, как учителя, так и ученика.
Выделены следующие сферы одарённости ребёнка:
Интеллектуальная сфера:
-ребёнок отличается остротой мышления, наблюдательностью и исключительной памятью
-охотно и хорошо учится, знает больше своих сверстников и практически применяет свои знания
- проявляет исключительные способности к решению задач
- проявляет выраженную и разностороннюю любознательность
- часто с головой уходит в то или иное занятие
- выделяется умением хорошо излагать свои мысли.
Сфера академических достижений:
-Чтение: ребёнок много читает, использует богатый словарный запас, исключительно хорошо понимает и запоминает прочитанное.
-Математика: ребёнок проявляет большой интерес к вычислениям и измерениям; c лёгкостью выполняет все математические операции; проявляет необычное для своего возраста понимание математических отношений.
-Естествознание: ребёнок внимателен к предметам и явлениям; проявляет исключительные способности к классификации; демонстрирует опережающее его возраст понимание причинно-следственных связей; хорошо схватывает абстрактные понимания.
Творчество:
-ребёнок чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с “головой уходить” в интересную работу, занятие;
-демонстрирует высокую продуктивность деятельности; часто делает всё по-своему;
-изобретателен в изобразительной деятельности, играх. В использовании материалов и идей;
-часто высказывает много разных соображений по поводу конкретной ситуации;
-способен продуцировать оригинальные идеи;
-способен по-разному подойти к проблеме или к использованию материалов.
Общение и лидерство:
-ребёнок легко приспосабливается к новым ситуациям;
-другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнёра по играм и занятиям;
- в окружении посторонних людей сохраняет уверенность в себе;
- c легкостью общается с другими детьми и взрослыми;
- в общении со сверстниками проявляет инициативу;
- принимает на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.
Сфера художественной деятельности (изобразительное искусство):
- ребёнок проявляет большой интерес к визуальной информации;
- проводит много времени за рисованием и лепкой;
- демонстрирует опережающую свой возраст умелость;
- осознанно строит композицию картин или рисунков;
- работы оригинальны и отмечены печатью индивидуальности.
Музыка:
- ребёнок проявляет необыкновенный интерес к музыкальным занятиям;
- чутко реагирует на характер и настроение музыки;
- легко повторяет короткие ритмические куски.
Двигательная сфера:
- ребёнок проявляет большой интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики;
- обладает хорошей зрительно-моторной координацией;
- любит движения (бег, пряжки, лазание);
- прекрасно удерживает равновесие при выполнении двигательных упражнений;
-для своего возраста обладает исключительной физической силой, демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных навыков.
- Содержательный раздел.
2.1 Срок реализации программы.
Реализация программы «Одаренные дети» рассчитана на 1 год.
1 этап — диагностико - организационный (Сентябрь-октябрь)
Цель: Подготовить условия для формирования системы работы с одаренными воспитанниками в детском саду.
Задачи:
1.Изучение нормативной базы, подзаконных актов по данной проблеме.
2.Разработка программы работы с одаренными детьми.
3.Разработка структуры управления программой, должностных инструкций, распределение обязанностей.
4.Анализ материально-технических, педагогических условий реализации программы.
Планируемые мероприятия:
1.Проведение комплексной психолого-педагогической диагностики индивидуальных особенностей воспитанников на всех ступенях учебно-воспитательного процесса.
2.Изучение воспитателями стратегий и технологий работы с одарёнными детьми.
3.Создание творческой работы воспитателей по работе с одаренными детьми.
4.Социально-психологическая и методическая подготовка воспитателей детского сада, ознакомление с передовым опытом в области работы с одаренными детьми.
5.Создание нормативно-правовой базы.
6.Создание системы диагностики развития одаренности детей в процессе реализации программы.
7.Создание системы взаимосвязей творческой группы педагогов дошкольных учреждений, средней школы, учреждений дополнительного образования, общественных объединений.
8.Разработка авторских и корректировка имеющихся программ воспитателей по различным видам деятельности в ДОУ, дополнительного образования и индивидуальных образовательных маршрутов.
2 этап — реализационный, организационно-практический. Цель: Апробация системы работы с одаренными учащимися.
Задачи:
1.Диагностика склонностей воспитанников.
2.Разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми, основам научного исследования, материалов для проведения различных мероприятий (тематические недели, декады), праздников.
3.Формирование методической библиотеки детского сада по работе с одаренными детьми.
4.Повышение квалификации педагогов в области работы с одаренными детьми.
Планируемые мероприятия:
1.Организация деятельности социально-пси-хологической службы по работе с одаренными детьми.
2.Внедрение педагогических технологий развития детс¬кой одаренности.
3.Выпуск информационных бюллетеней, методических рекомендаций, памяток по работе с одарёнными детьми.
4.Пополнение и обновление банка данных «Одаренные дети ДОУ», банка данных образовательных программ, методических материалов, диагностических методик.
5.Психологическая, педагогическая, валеологическая и социальная поддержка одаренных детей.
6.Методическая помощь в реализации программ, обмен опытом и совершенствование профессионального мастерства педагогов.
7.Систематическая и целенаправленная работа с одаренными детьми в ДОУ, регулярное проведение интеллектуально-творческих мероприятий.
3 этап — итогово-аналитический.
Цель: Переход системы работы с одаренными детьми в режим функционирования.
Задачи:
1.Анализ итогов реализации программы.
2.Осуществление преемственности в воспитании и развитии одарённых детей на всех этапах воспитания и обучения в детском саду.
3.Коррекция затруднений педагогов в реализации программы.
4.Обобщение и презентация результатов работы детского сада в реализации программы.
Планируемые мероприятия:
1.Обобщение результатов предыдущего этапа реализации.
2.Коррекция проекта и уточнение программы.
3.Дополнительная апробация изменений, внесенных в проект.
4.Распространение позитивного опыта, публикации в периодических изданиях.
5.Сравнительный анализ и обобщение результатов развития одаренных детей.
6.Мониторинг личных достижений воспитанников.
7.Анализ деятельности воспитателей по организации работы с одаренными детьми.
8.Создание системы работы с одаренными детьми в условиях детского сада.
9.Определение проблем, возникших в ходе реализации программы, пути их решения и разработка перспективного плана-программы дальнейшей работы в этом направлении.
Ожидаемые результаты программы.
В соответствии с заявленной целью мы предполагаем следующие результаты по итогам реализации программы:
1.Создание системы выявления и поддержки одаренных детей в возрасте от 5 до 6 лет.
2.Создание воспитательно-образовательной среды, способствующей успешности каждого ребёнка через проявления его способностей и сохранение физического и психического здоровья.
3.Увеличение количества воспитанников, имеющих высокие достижения в конкурсах, фестивалях, спортивных соревнованиях различного уровня.
4.Развитие потенциала воспитателя в части компетентного выявления и сопровождения одаренных детей.
5.Создание необходимой материально технической базы детского сада для работы с одарёнными детьми.
6.Пропагандировать и распространять психолого-педагогический опыт работы с одарёнными детьми.
Оценка эффективности реализации программы будет отслеживаться по следующим критериям:
1.Количество дошкольников занявших призовые места в конкурсах, фестивалях, спортивных соревнованиях различного уровня.
2.Оценка состояния здоровья и комфортности пребывания детей в детском саду, удовлетворенности родителей, общественности воспитательно - образовательным процессом в ДОУ.
3.Количество детей успешно справляющихся с усвоением образовательной программой ДОУ.
4.Количество детей охваченных дополнительным образованием.
5.Ежегодная стабильность посещения дошкольниками кружков.
6.Расширение перечня программ дополнительного образования ДОУ.
7.Количество детей охваченных дополнительным образованием вне ДОУ.
8.Количество выпускников продолжающих получать дополнительное образование по профилю, полученному в ДОО.
2. 2 Формы, способы, методы и средства реализации рабочей программы
Методы обучения являются важным фактором успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качеств. Применительно к обучению интеллектуально одаренных воспитанников, безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера:
- проблемные,
- поисковые,
- исследовательские,
- проектные − в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных детей. Они эффективны для развития творческого мышления и многих важных качеств личности (познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и способности к сотрудничеству.
Педагогические технологии.
Наиболее эффективными являются технологии, которые реализуют идею индивидуализации и дают простор для творческого самовыражения и самореализации. Это, прежде всего, технология проектного обучения, которая сочетается с технологией проблемного обучения, и методика обучения в «малых группах».
Технология проблемного обучения.
Эту технологию мы рассматриваем как базовую, поскольку, как показывает опыт, решение задач проблемного содержания обеспечивает высокий уровень познавательной активности. У ребенка появляется возможность заявить о своих способностях и максимально их развить. Проблемное обучение способствуют активизации творческого потенциала и становлению его на активную позицию в процессе обучения.
И.Я. Лернер, один из основоположников проблемного обучения, сущность проблемного обучения видит в том, что «учащийся под руководством педагога принимает участие в решении новых для него познавательных и практических проблем». При проблемном обучении педагог, систематически создавая проблемные ситуации и организуя деятельность воспитанников по решению проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности. Проблемное обучение направлено на формирование познавательной самостоятельности, развитие их логического, рационального, критического и творческого мышления и познавательных способностей. В процессе мыслительного процесса и разрешения проблемной ситуации происходит осознание познавательной потребности субъекта, которая, будучи осознанной, побуждает уже мыслительную активность человека. Через мыслительную деятельность реализуются творческие способности, задатки которых присущи любому ребенку. Педагогу нужно суметь раскрыть и развить в детях качества, лежащие в основе творческого мышления, сформировать умение управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Это возможно только в результате педагогической деятельности, создающей условия для творческого развития. Стимулом к творческой деятельности служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить традиционными способами. Оригинальный продукт деятельности получается в результате формулирования нестандартной гипотезы, усмотрения нетрадиционных взаимосвязей элементов проблемной ситуации, привлечения неявно связанных элементов, установления между ними новых видов взаимозависимости.
Технология проектного обучения.
В основе системы проектного обучения лежит творческое усвоение знаний в процессе самостоятельной, или совместной с родителями, поисковой деятельности, то есть проектирования. Использование данного метода даёт новые возможности в активизации познавательного интереса детей, развития творческих способностей. С учётом интересов и уровней дарования конкретных воспитанников, им предлагается выполнить тот или иной проект: проанализировать и найти решение практической задачи, выстроив свою работу в режиме исследования и завершив ее публичным докладом с защитой своей позиции. Наглядное моделирование:
- развитие умственных способностей ребенка;
- ознакомление с пространственными отношениями;
- развитие элементов логического мышления;
- развитие речи и ознакомление с художественной литературой;
- развитие элементарных математических представлений;
- подготовка к обучению грамоте;
- конструирование;
- подготовка к сюжетно-ролевой игре;
- ознакомление с природой;
- ознакомление с элементарными физическими явлениями;
- изобразительное искусство.
Спортивные мероприятия - развитие физических способностей.
Экспериментальная мастерская - выявление новых способностей у детей путем внедрения новых педагогических технологий.
Университет для родителей:
- психологическое и педагогическое сопровождение родителей одаренного ребенка;
- совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей;
- поддержка и поощрение родителей одаренных детей.
Кружки, секции, тематические недели (декады), праздники, конкурсы - создание условий для самореализации одаренных детей для проявления творческих и интеллектуальных способностей.
2.3.1 Методика «Оценка общей одарённости» Разработана А.И. Савенковым
Общая характеристика.
Адресована родителям (может также применяться педагогами). Еѐ задача – оценка общей одарѐнности ребѐнка его родителями. Методика должна рассматриваться как дополнительная к комплекту методик для специалистов (психологов и педагогов). Инструкция Вам предлагается оценить уровень сформированности девяти характеристик, обычно наблюдаемых у одарѐнных детей. Внимательно изучите их и дайте оценку Вашему ребѐнку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:
5 – оцениваемое свойство развито хорошо, чѐтко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведения;
4 – свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом и противоположное ему проявляется очень редко;
3 – оцениваемое и противоположное свойства выражены нечѐтко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;
2 – более ярко выражено и чаще проявляется свойство, противоположное оцениваемому;
1 – чѐтко выражено и часто проявляется свойство, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности;
0 – сведений для оценки данного качества нет (не имею).
Любознательность (познавательная потребность). Жажду интеллектуальной стимуляции и новизны обычно называют любознательностью. Чем более одарѐн ребѐнок, тем более выражено у него стремление к познанию нового, неизвестного. Проявляется в поиске новой информации, новых знаний, в стремлении задавать много вопросов, в неугасающей исследовательской активности (желание разбирать игрушки, исследовать строение предметов, растений, поведение людей, животных и др.).
Сверхчувствительность к проблемам. Познание начинается с удивления тому, что обыденно (Платон). Способность видеть проблемы там, где другие ничего необычного не замечают – важная характеристика творчески мыслящего человека. Проявляется в способности выявлять проблемы, задавать вопросы.
Способность к прогнозированию. Способность представить результат решения проблемы до того, как она будет реально решена, предсказать возможные последствия действия до его осуществления. Выявляется при решении учебных задач, распространяется на самые разнообразные проявления реальной жизни: от прогнозирования не отдалѐнных во времени последствий относительно элементарных событий до возможностей прогноза развития социальных явлений.
Словарный запас. Большой словарный запас – результат и критерий развития умственных способностей ребѐнка. Проявляется не только в большом количестве используемых в речи слов, но и в умении (стремлении) «строить» сложные синтаксические конструкции, в придумывании новых слов для обозначения новых, введѐнных детьми понятий или воображаемых событий.
Способность к оценке. Способность к оценке – прежде всего результат критического мышления. Предполагает возможность понимания как собственных мыслей и поступков, так и действий других людей. Проявляется в способности объективно характеризовать решения проблемных задач, поступки людей, события и явления.
Изобретательность. Способность находить оригинальные, неожиданные решения в поведении и различных видах деятельности. Проявляется в поведении ребѐнка, в играх и самых разных видах деятельности.
Способность рассуждать и мыслить логически. Способность к анализу, синтезу, классификации явлений, событий, процессов, умение стройно излагать свои мысли. Проявляется в умении формулировать понятия, высказывать собственные суждения.
Настойчивость (целеустремлѐнность). Способность и стремление упорно двигаться к намеченной цели. Умение концентрировать собственные усилия на предмете деятельности, несмотря на помехи. Проявляется в поведении и во всех видах деятельности ребѐнка.
Требовательность к результатам собственной деятельности (перфекционизм). Стремление доводить продукты любой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям. Проявляется в том, что ребѐнок не успокаивается до тех пор, пока не доведѐт свою работу до самого высокого уровня. Обработка результатов Отметки внесите в таблицу. Естественно, что результат будет более объективен, если эти отметки, независимо друг от друга, поставят и другие взрослые, хорошо знающие ребѐнка.
2.3.2 Методика «Определение склонностей ребенка»
Подготовительная работа.
Необходимо подготовить лист вопросов и ответов по представленному ниже образцу. Их число зависит от количества участников, они готовятся из расчета два листа на ребенка. Работа проводится в два этапа. На первом этапе листы ответов заполняют воспитатели, непосредственно работающие с детьми. На втором этапе производится опрос родителей. Данные ответов сопоставляются и делаются соответствующие выводы.
Инструкция для проведения.
Для того чтобы правильно организовать работу с ребенком, необходимо знать его склонности. Вам предлагается ряд вопросов, подумайте и ответьте на каждый из них, стараясь не завышать и не занижать способности ребенка. На бланке ответов запишите имя и фамилию ребенка, а также собственную фамилию. Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе не свойственно ребенку, ставьте знак – (–), если соответствует, но выражено неярко – (+), если же это для него характерно и этим он заметно отличается от сверстников, ставьте (++). Если Вы затрудняетесь ответить, оставьте данную клетку не заполненной.
Лист вопросов
∙ Хорошо рассуждает, ясно мыслит.
∙ Учится новым знаниям очень быстро и все схватывает легко.
∙ Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные ответы и решения.
∙ Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.
∙ Проявляет большой интерес к визуальной информации, проводит много времени за лепкой и рисованием.
∙ Энергичен и производит впечатление ребенка, который нуждается в большом объеме физических движений.
∙ Хорошо улавливает связь между одним и другим событием, между причиной и следствием.
∙ Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специальных заучиваний, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить.
∙ Очень восприимчив, наблюдателен, быстро реагирует на все новое и неожиданное. ∙ Сохраняет уверенность в себе в окружении посторонних людей.
∙ Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям, четко реагирует на характер и настроение музыки.
∙ Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
∙ Умеет хорошо излагать свои мысли, легко пользуется словами, имеет большой словарный запас.
∙ Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники не знают и не догадываются.
∙ Пластичен, открыт всему новому, «не зацикливается на старом». Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов, не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.
∙ Часто руководит играми и занятиями других детей.
∙ Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красиво выполненную вещь.
∙ Лучше сверстников физически развит, имеет хорошую координацию движений.
∙ Наблюдателен, любит анализировать события и явления.
∙ Любит, когда ему читают книги, которые обычно читают не сверстникам, а детям постарше.
∙ Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).
∙ Легко общается с детьми и взрослыми.
∙ В пении и музыке выражает свое настроение и состояние.
∙ Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
∙ Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями. ∙ Часто задает вопросы о происхождении и функциях предметов, проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.
∙ Способен «с головой» уходить в интересующее его занятие.
∙ Инициативен в общении со сверстниками. ∙ Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства.
∙ Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, футбол и др.)
∙ Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.
∙ Часто применяет математические навыки и понятия на занятиях, не имеющих отношения к математике. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.
∙ Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.
∙ Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.
∙ Легко входит в роль какого-либо персонажа.
∙ Бегает быстрее всех детей в детском саду.
Лист ответов
___________________________________
(Фамилия, имя ребенка)
_____________________________ ____________________
(Ф.И.О. воспитателя, родителя, дата)
Вопросы поставлены в соответствии с делением склонностей ребенка на шесть сфер:
∙ интеллектуальная;
∙ академических достижений;
∙ творческого, продуктивного мышления;
∙ общения и лидерства;
∙ художественная;
∙ двигательная. При обработке результатов необходимо сосчитать количество плюсов и минусов по вертикали (плюс-минус взаимно сокращаются). Количество плюсов (минусов)свидетельствуют о степени выраженности склонности.
2.3.3 Методика «Экспертных оценок по определению одаренных детей» (Лосева А.А)
Ниже перечислены X сфер, в которых ребенок может проявлять свои таланты, и приведены их характеристики. Дайте оценку в баллах (по пятибалльной системе) каждой из указанных характеристик. Если какая-то характеристика присуща ребенку в наивысшей степени, ставьте 5 баллов, если они выше средней — 4 и так далее. Оценка 2 балла — самая низкая. Суммируйте баллы по всем характеристикам внутри каждой «области» таланта. Общее количество набранных баллов внутри одной области (например, «интеллектуальная способность») разделите на количество вопросов (в этой области их 12) и полученное число запишите в тетрадь. Усредненные результаты по всем областям сравните между собой. Выделите 3-4 наивысших показателя, и, ориентируясь на них, стремитесь создавать условия для развития способностей. Эта методика проводится на основе наблюдений за ребенком. Предлагаемые характеристики интересов помогут Вам в анализе его поведения, умственного и физического развития. Известны случай, когда у одаренного ребенка наблюдается «западение» какой-либо одной способности (например, литературно одаренный ребенок совершенно не хочет иметь дело с техникой). Бывает и обратная картина, когда значительно выше среднего результаты по всем пунктам. Одного ребенка должны оценивать несколько экспертов: родители, воспитатели, музыкальный работник, физрук — если это детский сад, если школа — родители, классный руководитель и несколько учителей по разным предметам. I. Интеллектуальная сфера
1. Высокая познавательная активность, мобильность.
2. Быстрота и точность выполнения умственных операций.
3. Устойчивость внимания.
4. Оперативная память — быстро запоминает услышанное или прочитанное без специальных заучиваний, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить.
5. Навыки логического мышления, хорошо рассуждает, ясно мыслит, не путается в мыслях.
6. Богатство активного словаря.
7. Быстрота и оригинальность вербальных (словесных) ассоциаций. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием. Хорошо понимает недосказанное, догадывается о том, что часто прямо не высказывается взрослыми, но имеется в виду. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения.
8. Выраженная установка на творческое выполнение заданий.
9. Развитость творческого мышления и воображения.
10. Владение основными компонентами умения учиться.
11.Способность контролировать собственную творческую деятельность, повышенный темп умственного развития.
12. Возможность предвосхищения результата деятельности.
II. Сфера академических достижении
1. Богатый словарный запас, использование сложных синтаксических структур.
2. Повышенный интерес к вычеслениям, математическим отношениям.
3. Повышенное внимание к явлениям природы, проведению опытов.
4. Демонстрация понимания причинно-следственных отношений.
5. Выражает мысли ясно и точно (устно или письменно).
6. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год - два.
7. Хорошая «моторная» координация, особенно между зрительным восприятием и рукой (хорошо фиксирует то, что видит, и четко записывает то, что слышит).
8. Чтение научно-популярной литературы доставляет большее удовольствие, чем чтение художественной.
9. Не унывает, если его проект не поддержан или если его «эксперимент» не получился.
10. Пытается выяснить причины и смысл событий.
11. Уделяет много времени созданию собственных «проектов».
12. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.
Ш. Творчество
1. Высокая продуктивность по множеству разных вещей.
2. Изобретательность в использовании материалов и идей.
3. Склонность к завершенности и точности в занятиях.
4. Задает много вопросов по интересующему его предмету.
5. Любит рисовать.
6. Проявляет тонкое чувство юмора.
7. Не боится быть таким, как все.
8. Склонен к фантазиям, к игре.
IV. Литературные сферы
1. Может легко «построить» рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.
2. Придумывает что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.
3. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
4. Умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
5. Умеет передать эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства.
6. Умеет ввести в рассказы такие детали, которые важны для понимания события, о котором идет речь, и в то же время не упускает основной сюжетной линии.
7. Любит писать рассказы или статьи.
8. Изображает в своих рассказах героев живыми, передает их чувства и настроения.
V. Артистическая сфера
1. Легко входит в роль другого персонажа, человека.
2. Интересуется актерской игрой.
3. Меняет тональность и выражения голоса, когда изображает другого человека.
4. Понимает и изображает конфликтную ситуацию, когда имеет возможность разыграть какую-либо драматическую сцену.
5. Передает чувства через мимику, жесты, движения.
6. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-либо с увлечением рассказывают.
7. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.
8. Пластичен и открыт для всего нового, «не зацикливается» на старом. Не любит уже испытанных вариантов, всегда проверяет возникшую идею и только после «экспериментальной» проверки может от нее отказаться.
VI. Музыкальная сфера
1. Отзывается очень быстро и легко на ритм и мелодии.
2. Хорошо поет.
3. В игру на инструменте, в пение или танец вкладывает много энергии и чувств.
4. Любит музыкальные занятия. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.
5. Может петь вместе с другими так, чтобы получалось слаженно и хорошо.
6. В пении или музыке выражает свои чувства, состояние.
7. Сочиняет оригинальные, свои собственные мелодии.
8. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.
VII. Техническая сфера
1. Хорошо выполняет всякие задания по ручному труду.
2. Интересуется механизмами и машинами.
3. В мир его увлечений входит конструирование машин, приборов, моделей поездов, радиоприемников.
4. Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек.
5. Понимает причины «капризов» механизмов, любит загадочные поломки.
6. Любит рисовать чертежи механизмов.
7. Читает журналы и статьи о создании новых приборов и машин.
VIII. Двигательная сфера
1. Тонкость и точность моторики.
2. Развитая двигательно-моторная координация.
3. Стремится к двигательным занятиям (физкультура).
4. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
5. Постоянно преуспевает в каком-нибудь виде спортивной игры.
6. В свободное время любит ходить в походы, играть в подвижные игры (хоккей, футбол, баскетбол и т.д.).
IX. Сфера художественных достижений
1. Проявляет большой интерес к визуальной информации.
2. Проявляет большой интерес к серьезным занятиям в художественной сфере.
3. Рисунки и картины отличаются разнообразием сюжетов.
4. Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красиво и художественно выполненную вещь.
5. Оригинален в выборе сюжета (в рисунке, сочинении, описании какого-либо события), составляет оригинальные композиции (из цветов, рисунка, камней, марок, открыток и т. д.).
6. Всегда готов использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушки, картины, рисунка, композиции, в строительстве детских домиков на игровой площадке, в работе с ножницами, клеем.
7. Когда имеет свободное время, охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды и т. д.). Прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение,
9. Любит работать с клеем, пластилином, глиной, для того чтобы изображать события или вещи в трех измерениях в пространстве.
10.Интересуется произведениями искусства, созданными другими людьми. Может дать свою собственную оценку и попытается воспроизвести увиденное в своих работах.
X. Общение и лидерство
1. Легко приспосабливается к новой ситуации.
2. Всегда выполняет свои обещания, ответственен.
3. Высокая общительность с окружающими.
4. Стремится к доминированию среди сверстников. 5. Сверстники обращаются за советом.
2.3.4 Диагностическая проективная методика «Древо желаний» (В.С. Юркевич)
Цель: изучение познавательной активности детей. (используются картинки и словесные ситуации)
1. Волшебник может исполнить 5 твоих желаний. Чтобы ты у него попросил? (6 мин.)
2. Мудрец может ответить на любые твои вопросы. О чем бы ты спросил у него? (регистрируются первые 5 ответов) – 6 мин.
3. Ковер-самолет в мгновение ока доставит тебя куда ты захочешь. Куда бы ты хоте слетать? (регистрируются первые 5 ответов) – 6 мин.
4. Чудо-машина умеет все на свете: шить, печь пироги, мыть посуду, делать любые игрушки. Что должна сделать чудо-машина по твоему приказанию? – 5 мин.
5. Главная книга страны Вообразилии. В ней любые истории обо всем на свете. О чем бы ты хотел узнать из этой книги? – 5 мин.
6. Ты очутился вместе с мамой в таком месте, где все разрешается. Ты можешь делать все, что твоей душе угодно. Придумай, что бы ты в таком случае делал? - (регистрируются первые 5 ответов) – 4 мин.
Из ответов выбираются ответы познавательного характера.
¬ Высокий уровень познавательной потребности – 9 ответов и выше.
¬ Средний уровень познавательной потребности – от 3 до 8 ответов. ¬ Низкий уровень познавательной потребности –2 и меньше ответов.
Качественный анализ:
¬ Высокий уровень – стремление проникнуть в причинно-следственные связи явлений, отчетливо проявляется исследовательский интерес к миру.
¬ Средний уровень – потребность в знаниях имеется, но привлекает только конкретная информация, причем достаточно поверхностная.
¬ Низкий уровень – дети удовлетворяются односложной информацией, например их интересует реальность услышанной когда-то сказки, легенды и т.д.
Все эти суждения носят познавательный характер, но различаются разным уровнем сложности. Ответы «потребительского» содержания - иметь игрушки, проводить досуг без познавательных целей.
2.3.5 Диагностика творческого потенциала. Тест Торренса «Дорисовывание фигур»
Даная методика является модифицированным вариантом методика Е.П. Торренса.
Цель: определить уровень творческого потенциала ребенка. Подготовка и проведение исследования.
Детям дается 10 фигур и предлагается поразмыслив, дорисовать эти фигуры, так чтобы получилась картинка. Рисунки оцениваются по десяти бальной шкале.
Обработка данных:
0-2 балла - ребенок ничего не придумал, нарисовал рядом что-то свое; неопределенные штрихи и линии
3-4 балла - нарисовал нечто простое, неоригинальное, лишенное деталей; фантазия не угадывается.
5-7 баллов - изобразил отдельный объект, но с разнообразными дополнениями.
8-9 баллов - нарисовал несколько объектов, объединенных сюжетом.
10 баллов - создал единую композицию, включив в нее все предлагаемые элементы, превращенные в образы.
Низкий уровень- от 0 до 2 баллов
Средний – от 3 до 7 баллов
Высокий от 8 до 10 баллов
2.4 Тематическое планирование с талантливыми и одаренными детьми
Месяц | Мероприятия | Ответственный |
Сентябрь | Анкетирование родителей с целью выявления талантливости и одарённости детей. Защита проектов по изодеятельности. Конкурс рисунков на тему «Дорога и дети» | Воспитатели |
Октябрь | Консультация для родителей: «Что нужно знать родителям о творческих и одарённых детях». Театрализованное представление «Играем в театр» Тематический праздник «Вот и осень пришла» Рисование на ткани «Ковёр из осенних листьев» | Воспитатели |
Ноябрь | Деловая игра для педагогов «Детская одарённость» Детско-родительский проект «Мы здоровью скажем «Да!» Праздник «День Матери» Турнир по спортивным играм «Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас» | Воспитатели |
Декабрь | Рекомендации для родителей «Лучшие развивающие Воспитатели 22 игры для творческих и одарённых детей» Конкурс рисунков на тему «Первые шаги зимы» Выставка семейных поделок на тему «Мастерская Деда Мороза» | Воспитатели |
Январь | Консультация для педагогов «Проблема одарённости в современной педагогике» Театрализованное представление «Ах, что за прелесть эти сказки!» Спортивный праздник «Весёлые старты» Памятка для родителей «Как создать уголок творчества дома» | Воспитатели |
Февраль | Родительское собрание онлайн: «Творческое и физическое развитие вашего ребёнка» Выставка поделок из бросового материала «Столовая для птиц» | Воспитатели |
Март | Круглый стол для педагогов «Организация досуга для творческих и одаренных детей» Выставка «Букет для мамы» Буклет для родителей «Как работать с талантливыми и одарёнными детьми» | Воспитатели |
Апрель | Коллективно-творческая игра для воспитателей «Модель творческого и одаренного ребенка» «День здоровья» Конкурс рисунков на тему «Весна пришла» Папка - передвижка «Одарённый ребёнок и как его воспитывать» | Воспитатели |
Май | Презентация опыта работы с талантливыми и одарёнными детьми Акция «Открытка к 9 мая» Спортивный праздник «Дружба крепкая» | Воспитатели |
ΙΙΙ. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Примерные мероприятия, проводимые в рамках реализации программы
1. Анализ и создание условий, необходимых для реализации программы.
2. Организация и осуществление комплексного мониторинга по выявлению одаренных детей и детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественные скачки в развитии способностей.
3. Создание базы данных об одарённых воспитанниках на основе комплексной оценки.
4. Повышение квалификации воспитателей, проявляющих интерес к проблеме работы с одаренными детьми.
5. Разработка нормативных документов, необходимых для осуществления работы с одарёнными детьми: - положений о деятельности с одарёнными детьми; - о проведении недель по разным направлениям обучения и воспитания.
6. Проведение родительских онлайн-собраний по темам «Детская одарённость: что я знаю о своём ребёнке?», «Детская одарённость: пути развития способностей ребёнка, «Способности и интересы моего ребенка»
7. Привлечение к сотрудничеству в рамках социального партнерства преподавателей школы в качестве консультантов по вопросам исследований детей.
3.3 Методическое обеспечение программы.
Направление деятельности | Содержание |
Информационное обеспечение | 1. Нормативно-правовое обеспечение: Положение: «О проведении предметных недель», «О конкурсах, викторинах» и т.п. 2. Программное обеспечение. 3. Наличие комплекта информационно-методических материалов (рекомендации, публикации, списки литературы по направлениям). 4. Издание материалов, оформление сайта, иллюстрированных отчетов |
Организационно - методическое обеспечение | 1. Создание целевого методического совета по проблеме работы с одаренными детьми. 2. Повышение квалификации воспитателей через систему тематических семинаров. 3. Разработка программ и проектов развития сферы дополнительного образования в детском саду. 4. Изучение обобщения опыта работы воспитателей. 5. Мониторинг системы работы |
3.3 Специальная и методическая литература
Список литературы
1. Баландина Л.А., Гаврилова В.Г., Горбачева И.А., Захаревич Г.А., Марченко Г.Н., Ничипорюк Е.А., Скрипкина Н.М., Тарасова Н.Е., Чернецкая Л.В., Шабельная Е. А. Диагностика в детском саду. Методическое пособие г. Ростов-на-Дону, 2004
2. Богоявленская М. “Проблемы одаренного ребенка” ж/л “Обруч” 2005
3. Бурменская Г.В., Слуцкий В.М.. Одаренные дети 1991. М.
4. Клименко В.В. “Психологические тесты таланта” С-Петербург 1996
5. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. М., 1998.
6. Психология одаренности детей и подростков под редакцией Н.С.Лейтеса. 2000. М. 25
7. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и в школе 2000. Москва.
8. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей 1996. Ярославль.
9. Босякова, С.Н. Работаем с талантливыми детьми [Текст] / С. Н. Босякова, Л. В. Болотная // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2010. №2. - С. 68-74.
10. Матюшкин, А.М. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей. – Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2014.
11. Юркевич В.С. Одаренный ребенок: Иллюзии и реальность. М.: Просвещение, 2012.
Приложения
Приложение 1 «Карта одаренного ребенка»
Приложение 2 «Примерный индивидуальный образовательный маршрут сопровождения одаренного ребенка»
Приложение 3 «Примерный перспективный план мероприятий психологопедагогического сопровождения талантливых детей»
Приложение 4 Экспресс-анкета «Одаренный ребенок» (для воспитателя)
Приложение 1
Карта одаренного ребенка
Карта одаренного ребенка
(находится в кабинете старшего воспитателя)
- ФИО ребенка.
- Возраст ребенка (год, месяц).
- Медицинское заключение (последний профосмотр).
- Сведения о родителях.
- Состав семьи.
- Статус семьи.
- Результаты психологической диагностики
- Результаты педагогической диагностики
- Результаты социометрического исследования
- Область одаренности
- Признаки одаренности
- Диагностика одаренности
- Выводы и рекомендации
- Развивающая программа (разрабатывается и внедряется всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса).
- Структура программы сопровождения (индивидуального маршрута)
- Определение целей и задач программы сопровождения.
- Определение субъектов воспитательно-образовательного процесса, задействованных в программе.
- Определение функций и содержания работы каждого субъекта программы сопровождения.
- Мониторинг программы сопровождения.
Приложение 2
Индивидуальный маршрут сопровождения одаренного ребенка
Этапы | Задачи | Методы | Сроки | Участ-ники | Результат |
Мониторинг развития | Выявление признаков одаренности. Анализ продуктов деятельности, широты кругозоров | -Диагностика -Наблюдение -Анкетирование -Собеседование | сентябрь | Воспитатели Специалисты | Составление психологичес-кой характе-ристики и ин-дивидуального маршрута раз-вития ребенка |
Развитие способностей ребенка, социальная помощь, развитие коммуникативных способ-ностей. | Формирование у ребенка адекватного самовосприятия. Развитие форм конструктивного общения со сверстниками. Оказание помощи в адаптации в окружающем мире. Расширение кругозора ребенка в определенной сфере интересов. | -Творческие задания -Развивающие упражнения и игры -Практикум коммуникативного общения. -Собеседование -Мозговой штурм -Просвещение родителей и педагогов по взаимодействию с ребенком: беседы, семинары, деловые игры, тренинги, индивидуальные консультации | октябрь-апрель | Воспитатели Специалисты | -Повышение общих интеллектуальных умений -Активизация творческого мышления -Овладение коммуникативными навыками обще-ния со сверстни-ками -Повышение педагогическо, социальной и пси-хологической ком-петенции у роди-телей и педагогов |
Мониторинг одаренности | Отслеживание динамики развития одаренности ребенка | Метод оценки общей одаренности: интеллектуальной, коммуникативной сфер. | май | Воспитатели Специалисты | -Составление психолого-педагогического портрета ребенка. -Выработка рекомендаций по дальнейшему сопровождению ребенка. |
Приложение 3
ЭКСПРЕСС-АНКЕТА «ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК»
(для воспитателя)
Анкету заполнил: ______________________________________________
Группа: __________________
Вопросы | Ответы | |
Кого из детей в группе Вы считаете одаренными? | ||
В чем проявляется одаренность ребенка? | Ф.И. ребенка | Проявления одаренности |
Какое поведение у этих детей | Ф.И.ребенка | В нескольких словах о поведении каждого ребенка |
Взаимоотношения детей со сверстниками | Ф.И. ребенка | Как сложились отношения с остальными детьми |
Есть ли трудности в работе с этими детьми? | ||
Кто из родителей в группе считает своего ребенка одаренным? | ||
Диагностика творческого потенциала. Тест Торренса
«Дорисовывание фигур»
Даная методика является модифицированным вариантом методика Е.П.Торренса.
Цель: определить уровень творческого потенциала ребенка.
Подготовка и проведение исследования.
Детям дается 10 фигур и предлагает поразмыслив, дорисовать эти фигуры, так чтобы получилась картинка. Рисунки оцениваются по десяти бальной шкале. ( см приложение)
Обработка данных:
0-2 балла - ребенок ничего не придумал, нарисовал рядом что-то свое; неопределенные штрихи и линии
3-4 балла - нарисовал нечто простое, неоригинальное, лишенное деталей; фантазия не угадывается.
5-7 баллов - изобразил отдельный объект, но с разнообразными дополнениями.
8-9 баллов - нарисовал несколько объектов, объединенных сюжетом.
10 баллов -создал единую композицию, включив в нее все предлагаемые элементы, превращенные в образы.
Низкий уровень- от 0 до 2 баллов
Средний – от 3 до 7 баллов
Высокий от 8 до 10 баллов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА Физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста "ЧУДО МЯЧ"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАНаправленность программы:«Чудо мяч» является авторизированной программой физкультурно–оздоровительной направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практи...

ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Возраст 7 лет по своей психологической характеристике является первым сензитивным периодом для восприятия этических норм в силу появления самосознания и эмоциональной восприимчивости. Построенные таки...

Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий с гиперактивными детьми старшего дошкольного возраста.
Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий с гиперактивными детьми состоит из 20 занятий. Продолжительность занятий 25-30 мин, 1-2 раза в неделю....

План-конспект коррекционно-развивающего комбинированного занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в Морскую сказку»
План-конспект коррекционно-развивающего комбинированного занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в Морскую сказку»Цель: Способствовать гармоничному развитию и пси...

программа "Совенок" по работе с детьми старшего дошкольного возраста с признаками одаренности
Программа по работе с с детьми старшего дошкольного возраста с признаками одаренности...

Коррекционно-развивающее занятие с тревожными детьми старшего дошкольного возраста. Тема: «Я владею собой»
Занятие с тревожными детьми старшего дошкольного возраста...

ЛОГОРИТМИКА КАК ОДНА ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПЕДАГОГОВ ДОО С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ
Аннотация: в данной статье рассматривается вопрос коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ, раскрывается потенциал логопедической ритмики во взаимодействии со ...