Психолого – педагогического сопровождения по разделу программы «речевое развитие» воспитанника подготовительной группы
материал (подготовительная группа)

Психолого – педагогического сопровождения по разделу программы «речевое развитие» воспитанника подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnyy_marshrut_2024.docx32.24 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный маршрут

Психолого – педагогического сопровождения по разделу программы «речевое развитие» воспитанника старшей группы.

Индивидуальный образовательный маршрут           Шаталов Александр , воспитанника средней группы.                                     

Возраст ребенка на момент составления ИМО: 6 лет 6  месяца

Срок реализации ИОМ: 1 год

Целевой компонент индивидуального образовательного маршрута (диагностический паспорт).

Итоговые данные на ребенка:

Проблемные зоны

Достижения и успехи

Трудности в освоении образовательной области «Речевое развитие»

Затруднения:

в умении правильно произносить звуки, слова.

в опознании звука в слове;

в отборе предметов на заданный звук.

Недостаточно развит:

словарь признаков предметов, предметов,  глагольный словарь,

Затруднения:

в составлении описательного рассказа

в изменении слов по родам, числам, падежам.

в словообразовании

Ребенок проявляет интерес и доброжелательность в общении со сверстниками.

 

Не проявляет  интерес к изобразительной деятельности

В активном словаре преобладают существительные и глаголы, но в минимальном количестве.

Ребёнок очень эмоционален, жесты выразительные.

 Направления взаимодействия с ребенком по развитию звуковой и интонационной культуры речи, формированию грамматического строя речи; развитию связной речи

Цель: формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

Содержательный компонент индивидуального образовательного маршрута

Таблица 1. Содержание и технология реализации ИОМ

Задачи

Условия сопровождения ребенка в деятельности (методы и приемы)

Содержание работы

специалистов (формы)

Периодичность проведения

Активизировать словарь:

- расширять и активизировать словарный запас ребенка на основе углубления представлений о предметах, явлениях и событиях окружающей действительности;

- знакомить со словами, обозначающими качество, признаки и свойства предметов;

- учить осуществлять подбор действий к предмету, объекту;

- учить понимать обобщенное значение слов и пользоваться простейшими обобщениями в самостоятельной речи;

- знакомить с простейшими антонимами;

- начинать знакомить с доступными ребенку многозначными словами разных частей речи (ручка¸ ножки, гладить, ходить,  новый, сильный).

Формировать грамматический строй речи:

- упражнять ребенка в употреблении имен существительных во множественном числе (по принципу «один - много») и образовании формы родительного падежа множественного числа существительных (чего нет?) с предлогом без;

- учить употреблять название животных и их детенышей в ед.ч. и мн.ч. (не используя трудные формы слов), в род.п.  мн.ч.;

- упражнять в умении согласовывать числительные с существительными (на математическом содержании);

- учить пользоваться глаголами в повелительном наклонении; обучать спряжению глагола хотеть;

- упражнять в употреблении глаголов в неопределенной форме (сидеть, лежать, плавать и т.п.);

- упражнять в употреблении притяжательного местоимения мой;

- упражнять в употреблении предлогов, выражающих пространственные отношения (на, в, за, из, под, к, над, между, перед и др.);

- учить образовывать глаголы с помощью приставок;

- упражнять в образовании прилагательных от существительных (малина – малиновый и др.);

- знакомить с приемами словообразования существительных (слон – слоненок и др.);

- обучать составлению простых предложений за счет однородных членов; Начать знакомить с видами простых предложений (повествовательные, вопросительные, побудительные).

Совершенствовать звуковую культуру речи:

- развивать фонематический слух, определять звук в слове, когда он выделяется голосом (с-с-санки) и не выделяется голосом;

- учить отбирать предметы с заданным звуком, длительно произнося звук, подбирать слово с заданным звуком;

- уточнять и закреплять произношение звуков родного языка;

- вырабатывать четкое произнесение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи;

- развивать интонационную выразительность в специальных игровых упражнениях средствами театрализованной деятельности;  

- способствовать развитию речевого дыхания, речевого внимания.

Развивать связную речь:

- продолжать развивать диалогическую речь детей;

- готовить детей к обучению монологическим типам речи (описанию и повествованию).

метод реагирования - предоставление  права участвовать в планировании, обеспечение реальной возможности выбора

метод строительных лесов

 Метод спонтанной индивидуализация

Метод тщательного отбора материалов и средств, через использование разнообразного разноуровнего материала и пособий по степени сложности

применение дифференцированных заданий

применение наглядности

применение занимательных заданий

индивидуальные занятия

работа с семьёй

Д/и «Найди и назови»

д/и «Из чего сделано?» по типу игры «Чудесный мешочек

Д/и «Скажи какой»

«Кто больше слов скажет»

«Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем

«

Закончи предложение»

«Кто назовет больше действий»

 «Назови одним словом»

«Скажи наоборот»

игра «Один-много»

д/и «Чего не стало?"

д/и «Кто у кого?»

д/и «Мячик мы ладошкой «стук»,

д/и «Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем»

д/и «Угадай, чего не стало?»

д/и «Доскажи слово»

«

Д/и «Как говорит Таня?»

д/и «Тихо – громко»

д/и «К кому пришел, от кого ушел волк»

д/и «Узнай по описанию»

д/и «Головные уборы»

д/и «Опиши, я отгадаю

д/ «Оденем куклу»

Ежедневно в утренний/вечерний отрезок времени

2 раза в неделю в рамках индивидуальной работы/

Предполагаемый результат

Степень достижения результата

Большинство звуков произносит правильно.

Понимает термины «слово», «звук», использует их в речи. Имеет представления о том, что слова состоят из звуков, могут быть длинными и короткими.

 Сравнивает слова по протяженности. Произносит слова, интонационно выделяя нужный звук.

Использует в речи полные, распространенные предложения. Для оформления речевого высказывания правильно использует существительные, глаголы, согласовывает их окончания.

Составляет описательные рассказы из 3 предложений. Пользуется средствами эмоциональной выразительности

Индивидуальный образовательный маршрут           Сивашова Яна   , воспитанница старшей группы.                                               

Возраст ребенка на момент составления ИМО: 5 года 8  месяца

Срок реализации ИОМ: 1 год

Целевой компонент индивидуального образовательного маршрута (диагностический паспорт).

Итоговые данные на ребенка:

Проблемные зоны

Достижения и успехи

Трудности в освоении образовательной области «Речевое развитие»

Затруднения:

в умении правильно произносить звуки, слова.

в опознании звука в слове; нарушение произношения звука Р;

в отборе предметов на заданный звук.

Недостаточно развит:

словарь признаков предметов, предметов,  глагольный словарь,

Затруднения:

в составлении описательного рассказа

в изменении слов по родам, числам, падежам.

в словообразовании

Ребенок проявляет интерес и доброжелательность в общении со сверстниками.

 

 Проявляет  интерес к изобразительной деятельности

В активном словаре преобладают существительные и глаголы, но в минимальном количестве.

Ребёнок очень эмоционален, жесты выразительные.

Ребенок очень активный

 Направления взаимодействия с ребенком по развитию звуковой и интонационной культуры речи, формированию грамматического строя речи; развитию связной речи

Цель: формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Постановка звука Р

Содержательный компонент индивидуального образовательного маршрута

Таблица 1. Содержание и технология реализации ИОМ

Задачи

Условия сопровождения ребенка в деятельности (методы и приемы)

Содержание работы

специалистов (формы)

Периодичность проведения

Активизировать словарь:

- расширять и активизировать словарный запас ребенка на основе углубления представлений о предметах, явлениях и событиях окружающей действительности;

- знакомить со словами, обозначающими качество, признаки и свойства предметов;

- учить осуществлять подбор действий к предмету, объекту;

- учить понимать обобщенное значение слов и пользоваться простейшими обобщениями в самостоятельной речи;

- знакомить с простейшими антонимами;

- начинать знакомить с доступными ребенку многозначными словами разных частей речи (ручка¸ ножки, гладить, ходить,  новый, сильный).

Формировать грамматический строй речи:

- упражнять ребенка в употреблении имен существительных во множественном числе (по принципу «один - много») и образовании формы родительного падежа множественного числа существительных (чего нет?) с предлогом без;

- учить употреблять название животных и их детенышей в ед.ч. и мн.ч. (не используя трудные формы слов), в род.п.  мн.ч.;

- упражнять в умении согласовывать числительные с существительными (на математическом содержании);

- учить пользоваться глаголами в повелительном наклонении; обучать спряжению глагола хотеть;

- упражнять в употреблении глаголов в неопределенной форме (сидеть, лежать, плавать и т.п.);

- упражнять в употреблении притяжательного местоимения мой;

- упражнять в употреблении предлогов, выражающих пространственные отношения (на, в, за, из, под, к, над, между, перед и др.);

- учить образовывать глаголы с помощью приставок;

- упражнять в образовании прилагательных от существительных (малина – малиновый и др.);

- знакомить с приемами словообразования существительных (слон – слоненок и др.);

- обучать составлению простых предложений за счет однородных членов; Начать знакомить с видами простых предложений (повествовательные, вопросительные, побудительные).

Совершенствовать звуковую культуру речи:

- развивать интонационную выразительность речи, речевое дыхание, мимическую мускулатуру; 

- развивать артикуляционную и пальчиковую моторику;

- уточнять и закреплять произношение звуков родного языка;

- вырабатывать четкое произнесение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи;

- способствовать развитию речевого дыхания, речевого внимания.

Развивать связную речь:

- продолжать развивать диалогическую речь детей;

- готовить детей к обучению монологическим типам речи (описанию и повествованию).

-  освоение связной речи при повторении текста.

- развитие наблюдательности, правильной связной речи

метод реагирования - предоставление  права участвовать в планировании, обеспечение реальной возможности выбора

метод строительных лесов

 Метод спонтанной индивидуализация

Метод тщательного отбора материалов и средств, через использование разнообразного разноуровнего материала и пособий по степени сложности

применение дифференцированных заданий

применение наглядности

применение занимательных заданий

индивидуальные занятия

работа с семьёй

Д/и «Найди и назови»

д/и «Из чего сделано?» по типу игры «Чудесный мешочек

Д/и «Скажи какой»

«Кто больше слов скажет»

«Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем

«

Закончи предложение»

«Кто назовет больше действий»

 «Назови одним словом»

«Скажи наоборот»

игра «Один-много»

д/и «Чего не стало?"

д/и «Кто у кого?»

Лексическая тема: «Играем с Тигрушей»

Пальчиковая гимнастика

В: Давай вспомним пальчиковую игру про ТИГРА

Раз, два, три, четыре, пять,

(загибаем пальчики на левой руке)

Вышел тигр погулять.

(указательным и средним пальцем левой руки идем по столу)

Запереть его забыли.

(«замок» из пальцев)

Раз, два, три, четыре, пять.

(загибаем пальчики на правой руке).

В:Малыш, давай вместе с Тигрушей будем соревноваться. Кто дальше укатит карандаш, если подует на него.

Выработка сильной воздушной струи:

Катать по столу катушку, пузырек, карандаши, игра «Футбол» - загони мяч в ворота (губы вытягиваем вперед трубочкой)

В: Тигруша, для того чтобы тебе научиться произносить звук Р (рычать), нужно делать гимнастику для язычка.

Подготовительные упражнения для правильного удержания языка (при произнесении звука Р)

  1. Познакомить ребенка с частями языка, показав их на его ладони: Кончик языка, его спинка, края языка (ребра ладони) и «животик», под спинкой, у «животика» есть связка-ниточка.
  2. Перед зеркалом научите ребенка щёлкать языком (рот раскрыт «до ушей») и присасывать спинку языка к нёбу. Обратите внимание на подъязычную связку: получился «грибок». Щелкать быстро и медленно, громко и тихо.
  3. Уметь удерживать язык в состоянии присоса (под счет) с хорошо видимой натянутой подъязычной связкой.
  4. Уметь из состояния присоса производить по команде логопеда громкий щелчок языком – «шпок».

Просунуть язык между губами, сделать «болтушку».

Д/и «Как говорит Таня?»

д/и «Тихо – громко»

д/и «К кому пришел, от кого ушел волк»

д/и «Узнай по описанию»

д/и «Головные уборы»

д/и «Опиши, я отгадаю

д/ «Оденем куклу»

Стих А. Барто « Зайку бросила хозяйка». 

Занятие на прогулке:« Что изменилось на участке?»

Ежедневно в утренний/вечерний отрезок времени

2 раза в неделю в рамках индивидуальной работы/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа психолого-педагогического сопровождения родителей детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной к школе группе "Готовимся к школе вместе"

Авторы-составители: учитель-логопед, педагог-психолог.Авторская программа психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной к школе группе "Готовимся к школе в...

Программа психолого-педагогического сопровождения процесса формирования социально-личностной готовности воспитанников подготовительных к школе групп к началу регулярного школьного обучения «На пороге школы»

Акцентируя свое внимание на интеллектуальной подготовке ребенка к школе, педагоги и родители иногда упускают из виду социально-личностную готовность, включающую в себя такие учебные навыки, от которых...

Программа психолого-педагогического сопровождения процесса формирования социально-личностной готовности воспитанников подготовительных к школе групп к началу регулярного обучения в школе «На пороге школы»

На современном этапе развития отечественной науки и практики проблема готовности детей к обучению в школе приобретает особую значимость.Социально-личностная готовность к школе – один из важнейших комп...

Индивидуальный маршрут Психолого – педагогического сопровождения по разделу программы «речевое развитие» воспитанника средней группы.

Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющ...