Дошкольное образование - в ногу со временем.
занимательные факты (подготовительная группа)

Маленко ирина владимировна

Дошкольное образование в ногу со временем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 611695-9207interaktivnaya_doska.docx22.34 КБ

Предварительный просмотр:

Дошкольное образование - в ногу со временем!

В настоящее время дошкольные образовательные учреждения строят свою деятельность в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, потребностями обучающихся, учитывают актуальные тенденции, в том числе связанные с оснащением образовательного пространства техническими средствами обучения.

Приходится констатировать, что использование традиционных методов и средств обучения дошкольников с одной стороны создают прочную основу для формирования необходимых умений и навыков у детей, но в то же время не позволяет им реализовать все заложенные в них возможности. Внедрение интерактивной доски в образовательный процесс может разрешить это противоречие.

По результатам исследований экранно-звуковое представление материала повышает эффективность запоминания до 50%. Это лишний раз доказывает, что учебное содержание для детей должно быть представлено не только словом, но и обязательно деятельностью с разнообразными по форме предъявления средствами обучения.

Использование интерактивных средств обучения в воспитательно-образовательном процессе — это одно из самых новых и актуальных направлений в отечественной дошкольной педагогике.

Интерактивная доска дает педагогу возможность объединить два различных инструмента: экран для отображения информации и обычную маркерную доску. Доска позволяет показывать слайды, видео, делать пометки, рисовать, чертить различные схемы, как на обычной меловой доске, в реальном времени наносить на проецируемое изображение комментарии, любые изменения и сохранять их в виде компьютерных файлов для дальнейшего редактирования, печати на принтере, рассылки по электронной почте (1, с.136).

Работая с интерактивной доской, педагог вовлекает в процесс познания всех обучающихся и всегда находится в центре внимания, что помогает поддерживать постоянный контакт с детьми.

Использование интерактивных технологий позволяет ребенку стать активным участником образовательного процесса, удовлетворить свои индивидуальные потребности (самоутвердиться, самореализоваться), побуждает к исследованию, развивает деятельностные навыки, повышает речевую активность на занятии, мотивацию к процессу познания.

Эффективность обучения детей с использованием интерактивной доски напрямую зависит от уровня освоения педагогом технического устройства и грамотного его использования в преподавательской деятельности.

Первый уровень – демонстрация готовых презентаций. Педагогам, начинающим осваивать работу с интерактивной доской, доступен самый простой способ работы с ней — использование ее в качестве простого экрана, изображение на который подается с компьютера. Во время работы с интерактивной доской в «простом» режиме, картинка с компьютера через проектор передается на интерактивную доску, а непосредственно управление компьютером можно осуществлять с помощью специальных маркеров, поставляющихся в комплекте с интерактивной доской.

Второй уровень - самостоятельное придумывание и создание игровых презентаций в программе Power Point. Эта программа позволяет устанавливать в презентацию различные эффекты анимации. Одно из средств анимации – триггеры (средство анимации, позволяющее задать действие выделенному элементу, анимация запускается по щелчку). В созданной игре можно будет выбрать ответ из нескольких предложенных вариантов.

Третий уровень - использование интерактивных роликов, которые также создаются в программе Power Point. Интерактивные ролики (видеофильмы) – это фильм, в котором зритель на определенных этапах просмотра может выбирать продолжение сюжета. В процессе просмотра фильма ребенку предоставляется возможность управлять демонстрацией. Тема раскрывается в видеофрагменте, актуализация знаний происходит в интерактивной форме путем выбора правильного ответа на предложенные вопросы. Демонстрацию видеофрагмента можно в любой момент остановить, чтобы акцентировать внимание обучающихся на наиболее существенных и сложных для усвоения разделов учебного материала (4, с.167).

При работе с детьми дошкольного возраста существуют некоторые особенности оформления заданий для интерактивной доски:

  1. Изображения на интерактивной доске не должны быть слишком большими, иначе ребенок, стоящий рядом, не может охватить ее взглядом целиком, чтобы найти нужные для выполнения задания изображения.
  2. Картинки для перемещения или соединения линиями, поля для вписывания и места для рисунков должны располагаться в нижней части доски, так как рост дошкольника не позволяет ему использовать всю поверхность доски.
  3. Изображения, с которыми ребенок работает самостоятельно, следует располагать ближе друг к другу. В противном случае дети не смогут провести достаточно длинную линию, чтобы их соединить или перетащить на нужное место, не “роняя”.

В большинстве случаев при подготовке материалов для образовательной деятельности педагоги работают за компьютером, не имея рядом интерактивной доски. Небольшие размеры монитора создают иллюзию компактности всех объектов на странице, и часто недооценивается разница между монитором компьютера и экраном интерактивной доски. В среднем картинка на доске в пять раз больше, чем на мониторе, и “всего” десять сантиметров превращаются на доске в “целых” пятьдесят, с которыми детям уже тяжело справиться.

Знание основных принципов компоновки интерактивных ресурсов позволит на начальных этапах работы избежать многих ошибок, затрудняющих использование интерактивной доски (2).

Навыки необходимые для использования интерактивной доски:

- начальные знания работы с компьютером;

- умение работать в программах: Word, Power Point, SMART Board;

- практика работы в сети Интернет (для поиска изображений, готовых презентаций и обучающих программ).

Наличие и умение использовать интерактивную доску существенно повышает уровень компьютерной компетенции педагога, который получает статус современного воспитателя, идущего в ногу с развитием информационных технологий. Это средство обучения может быть применимо для работы с детьми любого возраста и позволяет педагогу:

  • обеспечить развитие личности, мотивации и способностей детей в коммуникативной деятельности;
  • активизировать познавательные интересы и познавательные действия детей;
  • повысить качество преподавания за счет сочетания традиционных и компьютерных методов организации учебной деятельности;
  • представлять информацию в различной форме (текст, графика, аудио, видео, анимация и т.д.), что обеспечивает максимальную наглядность изучаемого материала;
  • выдавать большой объем информации дозированно;
  • поддержать инициативу и самостоятельность детей в коммуникативной и познавательной деятельности;
  • раскрыть широкие возможности для творческой реализации в профессиональной деятельности;
  • проводить занятия на высоком методическом уровне.

В то же время при работе с компьютерной техникой в детском саду следует соблюдать требования СанПиН , которые предполагают:

  • обеспечение равномерного освещения и отсутствия световых пятен повышенной яркости (указаны нормативы к правильности использования проекционного экрана);
  • необходимость гимнастики для глаз;
  • однотонный, не отвлекающий внимания от содержания слайда, спокойных, не раздражающих зрение цветов фон презентаций;
  • крупные и реалистичные, не перегруженные лишними деталями иллюстрации;
  • ограниченное применение спецэффектов (3, с.45).

Объяснение материала с грамотным использованием возможностей интерактивной доски позволяет сделать образовательную деятельность красочнее, информативнее и увлекательнее. Действия на доске завораживают детей, даже дошкольники с низким уровнем познавательного и речевого развития не отвлекаются на таких занятиях. Интерактивная доска позволяет ускорить темп занятия и вовлечь в него всех детей группы, помогает преодолеть страх и стеснение, легко вовлекает их в процесс усвоения знаний.

Таким образом, эффективность компьютеризации обучения в ДОУ зависит как от качества применяемых педагогических программных средств, так и от умения рационально и умело их использовать в образовательном процессе.

Библиографический список

  1. Беспалько В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) / В.П. Беспалько. Москва - Воронеж, Изд-во Моск. псих.-пед. ин-та; Изд-во: НПО «Модэк», 2002. – 136с.
  2. Романько Е.Н. Навигация веб-сайта: использование интерактивной доски в ДОУ при работе с дошкольниками [Электронный ресурс] / Е.Н. Романько. – URL:
  3. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях" № 26 от г. - С. 45
  4. Суворова Н. «Интерактивное обучение: Новые подходы» М., 2005. – С.167


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Про Олимпиаду много надо знать, чтобы в ногу со временем шагать"

Проект разработан Дементьевой Валентиной Михайловной инструктором по физическому воспитанию и воспитателем Ермаковой Ларисой Асхатовной.  Представлен материал бинарных занятий  для детей под...

Консультация для родителей "В ногу со временем:изучаем ФГОС ДО!"

С 2014г. будет проходить постепенный переход всех ДОУ на новыйфедеральный государственный стандарт - ФГОС ДО....

"В ногу со временем: изучаем ФГОС ДО"

Требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной  образовательной  программы  дошкольного  образования...

«В ногу со временем». ИКТ в социально-коммуникативном развитии дошкольника.

Жизнь во все времена была и есть динамична, изменчива, с определенными взлетами и падениями. Время опережает события. Никто и не мог предположить, что каких-то 20 лет назад компьютеризированный поток ...

Памятка ФГОС ДО. В ногу со временем.

ФГОС ДО отражает согласованные социально-культурные, общественно-государственные ожидания относительно уровня ДО, которые являются ориентирами для учредителей дошкольных Организаций, специалистов сист...

Семинар «В ногу со временем: изучаем ФГОС ДО»

Цель: подготовить педагогов ДОУ к применению Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в своей практической деятельности....

Требования к педагогу дошкольного образования в условиях современного времени

Образовательная деятельность в условиях реализации ФГОС дошкольного образования ориентирована на развитие педагогических умений педагога, которые находят отражение в профессиональном стан...