Исследовательская деятельность дошкольника как средство формирования познавательной активности
статья (средняя группа)

Данная исследовательская работа посвящена изучению роли исследовательской деятельности в формировании познавательной активности детей дошкольного возраста. В работе рассматриваются теоретические основы формирования познавательной активности, анализируются особенности исследовательской деятельности дошкольников, выявляются эффективные методы и приемы ее организации в условиях ДОУ

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.89 КБ

Предварительный просмотр:

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

Галицына И.А.

Исследовательскую деятельность детей дошкольного возраста можно рассматривать как средство развития познавательной активности ребенка. Поисково-исследовательская деятельность ребенка направлена на постижение связей между явлениями окружающего мира. Ребенок по сути своей природы уже любознателен, наблюдателен, для него характерно стремление к новым открытиям и впечатлениям, к экспериментированию, поиску интересных сведений об окружающем его мире. А вот уже задача взрослых – помочь ребенку сохранить исследовательскую активность, которая станет основой для таких процессов как самообучение, самовоспитание и саморазвитие.
Организованные взрослым «малые» исследования дают ребенку возможность найти ответы на его вопросы, а знания, полученные во время проведения опытов и экспериментов, хорошо запоминаются. При организации исследовательской деятельности необходимо, чтобы ребенок проводил собственные опыты, минимизировать роль наблюдателя. Когда ребенок делает сам, то усвоение происходит крепко и надолго.

Активное внедрение исследовательской деятельности в практику работы воспитателя в детском саду соответствует требованиям ФГОС дошкольного образования. ГБДОУ «Детский сад № 30» является Центром экологического образования, поэтому исследованиям детей в области экологического образования был отдан приоритет.

В данной статье представляем детское эколого-краеведческое исследование по теме «Кедры в детском саду». В исследовании участвовали воспитанники средней групп. Тема была определена исходя из актуальности данного вопроса для Томской области. Кедровые и лиственные леса с участием кедра сибирского на территории Томской области распространены небольшими массивами. В настоящее время площади кедровых лесов и лесов с участием кедра значительно сокращаются в результате пожаров и антропогенных факторов. В связи с этим все более остро встает проблема поиска путей для сохранения и дальнейшего воспроизводства кедровых лесов.

Кедрачи Томской области можно назвать «погибающей красотой». Да, кедр сибирский - красивое, могучее дерево, навевающее своим видом грусть, настраивающее человека на торжественный лад. А еще наука установила, что мало продуктов может потягаться с кедровым орехом по калорийности и вкусу. «Кедровые сливки», например, которые делают в домашних условиях сибиряки, чуть ли не в три раза питательнее сливок из коровьего молока! Поклоняясь экзотическим бобам какао, давайте не будем прибедняться: у нас есть свой, северный, русский заменитель.

Ученые определили, что кедровый орех содержит различные вещества в комплексе, способствующем росту человеческого организма, предупреждающем и лечащем туберкулез, почечные заболевания. О целебных свойствах сибирской ореховой сосны народ знает давно, и недаром ее смолистый сок назван «живицей». Сырая кедровая живица хорошо лечит ожоги, порезы, гнойные раны, а хвоя - ревматизм и цингу. Кедровая живица, кроме того, ценнейшее техническое сырье. Из нее получают «кедровый бальзам» - полноценный заменитель импортного канадского и оптические масла, незаменимые при научных исследованиях: капелька такого масла просветляет микрообъекты, увеличивает разрешающую силу приборов. Оно прозрачно, не преломляет лучей и используется также при склеивании телескопических стекол.

Кедр полон тайн. Никто не знает, почему в кедровой посуде долго не скисает молоко, почему в шкафу из кедра не заводится моль, почему клещ и комар боятся эфирных запахов, источаемых кедром, а пчелы, наоборот, лучше всего себя чувствуют именно в кедровом улье.

Кстати, единственное у нас карандашное дерево - кедр. Мягкая, красивая по текстуре, розоватая древесина кедра идет также на музыкальные инструменты, мебель, тару под мед и масло на аккумуляторный шпон. Все же главная, наиболее очевидная ценность этого дерева - орехи. Они используются пока только в кондитерской промышленности. И нам непростительно сбрасывать со счетов наши неисчерпаемые резервы замечательного дикоросного жира. Нет, видно, толковые это были мужики - сибирские старожилы, которые возле своих деревень веками холили кедровые рощи, нигде больше в мире не встречающегося хвойного садоводства. Припоселковые кедрачи состояли в общественной собственности, и старики соблюдали в них строжайшие законы: не разрешали пасти скот и разводить костры, строго наказывали за преждевременный шишкобой.

Мы обязаны также бороться за посадку новых кедровых рощ, хотя, возможно, и не дождемся обильных урожаев. Тут возникает один важный этический вопрос. Если мы живем лишь для себя и только сегодняшним днем, то вообще все на свете, не говоря уже о нашем кедре, - трын-трава. Но если мы хотим серьезно думать о нашем времени, которое неразрывно связывает прошлое с будущим, если мы будем помнить, что наши дети должны жить счастливее, лучше нас, то поневоле в половодье наших больших забот маленьким ручейком втечет мысль о кедре. И вот почему.

Без леса русский народ не жил и не будет жить никогда. Культурные ландшафты даже очень отдаленного будущего непременно включат в себя лесные площади. Это будут надежные стражи вод, почв и здоровья людей - парковые зоны вокруг городов и сел, защитные полосы по озерам, рекам и дорогам, живые заслоны на пути оврагов и суховеев, мощные зеленые массивы на водоразделах. И кедр - самое наше высокое и долговечное хвойное дерево - обязательно станет основной, главной породой в таких лесах.

Посудите сами. Живет кедр в три - четыре раза живет дольше сосны, ели, пихты, не говоря уже об осине или березе. Будет просто экономичнее, выгоднее иметь в основе лесов будущего самое долгоживущее дерево тайги, обладающее к тому же декоративными и другими качествами.

Кедр теневынослив, но с младенческих лет не боится открытого солнца. Он хорошо растет на суглинке и супеси, на сырых дренированных почвах, легко переносит временные затопления. Морозы в полсотню градусов ему нипочем. Иногда одиночное дерево, посаженное в незапамятные времена безвестным любителем, иногда старинные помещичьи и монастырские рощи, иногда - и это очень радует!

Тут возникает одна любопытная проблема: исчезает кедровый лес или распространяется?

Цель проекта нужно ли оказание посильной детской помощи в сохранении и приумножении припоселковых кедровников?

Задачи проекта:

  • сбор доступной информации о состоянии припоселковых кедровников, о значении кедра для человека;
  • обработка полученной информации.

Методы исследования, применяемые в работе - личные наблюдения во время экологических экскурсий, личное участие в посадке молодых кедров на территории детского сада; наблюдения за приживаемостью кедров, посаженных ребятами; чтение дополнительной литературы; поиск материала в Интернет; вопросы взрослым; самостоятельное обдумывание полученной информации.

Новизна исследования для детей заключается в ознакомлении с особенностями роста кедра на первых этапах жизни. Практическая ценность: привлечь внимание к проблеме сохранения кедровых лесов в Томской области.

Богат и красив Томский край. Что только не подарила людям сибирская тайга. Бесценные сокровища хранят томские кедрачи. Это не только свежий и наполненный бактерицидами воздух, но и кедровые орехи, лакомство сибиряков. Дети узнали, что лесники Томского района бьют тревогу. Кедрачи заполонило опасное насекомое - рыжий сосновый пилильщик. Вредитель может погубить не только хвою, но и будущий урожай орехов.

Дети узнали, что в настоящее время кедровники гибнут быстрее, чем успевают восстановиться самостоятельно. Поэтому мы решили принять участие в акции восстановления кедровых лесов г. Томска и Томского района. Первым делом познакомилисьс правилам посадки кедра, посвятили детей в довольно сложное дело – посадку саженцев кедра. Помогали старшие ребята из школы. А от значимости своего дела так приятно на душе.

Полезной была работа над этим исследованием. Мы узнали, почему погибают кедры. Причиной гибели этих деревьев является не только деятельность человека, но и стволовые вредители, которые проникают в древесину через поврежденную кору. А еще есть шелкопряд, который поедает хвою кедров. Если они появились на кедре, то такое дерево является «заразным» и заражает соседние деревья! Кедры у наших ребят обязательно вырастут крепкими и здоровыми!

Мы узнали маленький секрет – чтобы не повредить кедр и собрать хороший урожай шишек надо дождаться сильного ветра с дождем, шишка намокнет и упадет сама!

Есть слова замечательного русского лесовода Д.Н. Кайгородова:

«Я страстно полюбил лес с тех пор, как узнал его поближе, и чем больше узнаю, тем больше люблю. И это всегда так бывает: чтобы полюбить, надо узнать, – не зная, нельзя любить. Мы охотно бережем и охраняем только то, что любим, а лес очень нуждается в друзьях-охранителях». Эти строки написаны более ста лет назад, а как они современны! Пусть же деревья, о которых дети узнали чуть больше, чем знали раньше, неизменно напоминают нам простую вещь: лес – твой друг, будь же и ты ему другом. Другом-охранителем. Другом на всю жизнь.

К сожалению, кедр исчезает, потому что старые деревья погибают. Кедру трудно дать потомство, семя его тяжелое и не имеет крылышек. Так что кедру, пока он не укоренился у нас как следует, не выжить без человеческой заботы.

Как было бы интересно заложить кедровую рощицу на участке детского сада! Если ребенок своими ручонками посадит кедренок-двухлетку, то к окончанию школы он увидит плоды своего труда. Только тогда он научится любить лес и дерево, уважать все живое, станет духовно богаче, сильнее привяжется к родной земле. Можно мысленно перенестись на десятки лет вперед и увидеть свой прекрасный кедро-сад! Своей неповторимой красотой они будут пополнять духовный рацион наших детей, благоухать по веснам стойкими смоляными ароматами, а каждую осень покрываться золотыми гроздьями плодов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Попов Л. В. Деревья и кустарники // Леса и лесное хозяйство Иркутской области.- Иркутск: Иркутское управление лесами, 1997. - С. 79-106.

Авров Ф.Д. Восстановление устойчивых лесных насаждений // Лесное хозяйство. - 2000. - № 2. - С.48-52.

Воробьев В.Н. Биологические основы комплексного использования кедровых лесов. - Новосибирск: Наука, 1983. - 253 с.

Парфенов В.Ф. Комплекс в кедровом лесу. - М.: Лесная пром-ть, 1979. - 40 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Исследовательская деятельность как средство формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста"

Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые све...

Коллекционирование - одна из эффективных технологий исследовательской деятельности дошкольников и средств для развития познавательной активности дошкольников.

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, которая  понимается не только как процесс...

Исследовательская деятельность малышей как средство формирования познавательной активности, опыт работы.

Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование. Формирование у детей навыков практического экспериментривания как во время НОД или игры, так и в свободной дея...

Рабочая программа «Организация проектно-исследовательской деятельности дошкольников как средство формирования познавательного интереса»

В данной рабочей программе описана работа по организации и проведению кружковой работы в старшей группе детского сада по теме "Школа магов и волшебников"...

Исследовательская деятельность, как средство формирования познавательной активности ребёнка

Презентация опыта работы на тему: "Исследовательская деятельность, как средство формирования познавательной активности ребёнка"...