Консультация для педагогов на тему: «Современные формы наставничества в ДОУ»
консультация

Афонина Л.Н.

     Форма наставничества – это способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в определенной ролевой ситуации, определяемой их основной деятельностью и позицией.В данном материале мы предлагаем рассмотреть, как традиционные, так и современные формы наставничества.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_nastavnichestvo.docx29.78 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД №58 ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА Г. БЕЛГОРОДА

308023, г. Белгород, ул. Железнякова 2а, тел. 34-40-48

e-mail: mdouHYPERLINK "mailto:mdou58@beluo31.ru"58@HYPERLINK "mailto:mdou58@beluo31.ru"beluoHYPERLINK "mailto:mdou58@beluo31.ru"31.HYPERLINK "mailto:mdou58@beluo31.ru"ru

Консультация для педагогов на тему: «Современные формы наставничества в ДОУ»

Подготовила воспитатель: Афонина Л.Н.

Белгород, 2025

     Форма наставничества – это способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в определенной ролевой ситуации, определяемой их основной деятельностью и позицией.

Исходя из этого, встречаются различные классификации форм наставничества. Наиболее часто встречающиеся формы:

Индивидуальная – предполагает персонализованное сопровождение наставником молодого специалиста, с учетом индивидуальных образовательных дефицитов и других индивидуальных особенностей последнего.

Групповая — сопровождение одним наставником (или командой наставников) группы молодых специалистов, обладающих общим или сходным образовательным дефицитом.

Коллективная — организация наставничества в работе с коллективом (большой группой, обладающих различными типами образовательных дефицитов.

Взаимная — организация взаимной поддержки подопечных, обладающих разными типами образовательных дефицитов.

Онлайн — поддержка подопечных, находящихся в удаленном доступе, с использованием интернет-технологий (социальные сети, скайп и т. д.).

Каждая из указанных форм предполагает решение определенного круга задач и проблем с использованием единой методологии наставничества, частично видоизмененной с учетом ступени обучения, профессиональной деятельности и первоначальных ключевых запросов участников программы.

Проблема нового поколения — другое восприятие мира, ориентация на другие ценности, увлеченность другими идеалами, что диктует новые подходы, взгляды и действия.

В данном материале мы предлагаем рассмотреть, как традиционные, так и современные формы наставничества.

Традиционная форма наставничества «педагог – педагог» (или наставничество «один на один») — это взаимодействие между более опытным специалистом и начинающим сотрудником в течение определенного периода времени.

Традиционными формами работы наставника являются совместное планирование педагогической деятельности (от составления календарно- тематического плана на год до плана конкретного занятия, мероприятия, взаимопосещение занятий с их последующим анализом (вычленение сильных и слабых сторон деятельности молодого специалиста, работа по самообразованию, отработка конкретных профессиональных приёмов на модельных занятиях.

Целью такой формы наставничества является успешное закрепление на месте работы или в должности педагога молодого специалиста, повышение его профессионального потенциала и уровня, а также создание внутри образовательной организации комфортной профессиональной среды, позволяющей реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком уровне.

К современным формам наставничества можно отнести:

Наставничество – напарничество.

Цель данной формы – создание благоприятного эмоционального микроклимата, легкая адаптация.

От классического наставничества данная форма отличается тем, что в ней участники равноправны, нет «старшего» и «младшего», «ученика» и «инструктора»; совет, информация или обратная связь дается в обе стороны. Наставник-напарник помогает войти в рабочую ситуацию, сориентироваться в конкретных требованиях, познакомить с коллегами, предупредить о незаметных тонкостях, нюансах рабочих ситуаций.

Теневое наставничество – форма наставничества, в котором сотрудник временно прикрепляется к наставнику для включенного наблюдения за процессом работы, профессиональными особенностями. Цель: быстрое практическое знакомство с рабочим местом и организацией. Особый развивающий эффект для обоих участников дает специальное обсуждение наблюдений новичка, а также его обратная связь своему наставнику.

Еще одна форма наставничества- «Секондмент» (развивающая командировка). Это «прикомандирование» сотрудника на ограниченное время на другое место работы для приобретения нового профессионального опыта, после которой он возвращается на свое рабочее место. Отличие секондмента от обычной командировки — заведомо развивающая направленность.

Это позволяет поддерживать разработку и внедрение нововведений в образовательный процесс, улучшать взаимодействие между сотрудниками.

 Одной из форм, которую мы с удовольствием используем в работе с наставляемыми – ситуационное наставничество. Цель: немедленное реагирование на ту или иную ситуацию. Например, при посещении того или иного режимного момента, наблюдая затруднение педагога или неправильные его действия, тут же включаюсь в совместную деятельность, обеспечивая значимую для своего подопечного помощь.

Нельзя исключать того, что молодой педагог может в свою очередь внести «свежую струю знаний». Поэтому, очень актуальной формой является– реверсивное наставничество.

Цель: наставничество молодого специалиста для опытного сотрудника по вопросам новых тенденций, технологий и т. д.

Помимо общих преимуществ, реверсивное наставничество помогает установить взаимопонимание между разными поколениями сотрудников. Обе стороны этой формы наставничества вынуждены выйти из зоны комфорта и научиться думать, работать и обучаться по-новому, толерантно воспринимая социальные, возрастные и коммуникативные особенности друг друга.

Также, в своей практике мы широко используем Флэш- наставничество. Предполагает наставничество через одноразовые встречи или обсуждения. Цель: предоставление ценных знаний и опыта работы в очень ограниченном временном интервале.

Применение вышеперечисленных новых форм наставничества способствует развитию профессиональной компетентности педагогов, повышению их мастерства и педагогической культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов и родителей "Современные формы взаимодействия с родителями в условиях инклюзивного образования дошкольников в ДОУ"

Разнообразные формы работы с семьей. Использование практических методов при проведении родительских собраний, мастер-классов....

Консультация для педагогов по теме: «Современные методы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников»

Взрослые слишком часто живут рядом с миром детей, не пытаясь понять его. А ребенок между тем пристально наблюдает за миром своих родителей и  создает определенную картину мира, которая надо...

Консультация для педагогов на тему: "Современные технологии речевого развития дошкольников"

Консультация для педагогов на тему: "Современные технологии речевого развития дошкольников"...

Консультация для педагогов на тему: "Современные технологии социально-коммуникативного развития дошкольников".

Консультация для педагогов на тему : "Современные технологии социально-коммуникативного развития дошкольников"....