Конспект "Основы коммуникативной компетенции"
консультация (средняя группа)

В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития. Сензитивным периодом для развития социально – коммуникативной сферы ребенка является дошкольное детство, ведь отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovy_komunik.kompetents.docx19.28 КБ

Предварительный просмотр:

«Основа коммуникативной компетенции дошкольников в ДОУ»

воспитателя

 Парпалак Наталья Григорьевна

В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития. Сензитивным периодом для развития социально – коммуникативной сферы ребенка является дошкольное детство, ведь отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребенка в первом в его жизни коллективе, во многом зависит последующий его жизненный путь.

Компетентность – умение индивида объединять знания и навыки для решения проблемы. Развитие коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста связано с образовательными областями: речевое и социально-коммуникативное развитие.

Основные задачи развития речи – воспитание звуковой культуры речи, словарный запас (обогащение, закрепление и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, её связности при построении развернутого высказывания, воспитание интереса к художественному слову) – решаются на протяжении всего дошкольного детства, усложняясь на каждом возрастном этапе.

Главная цель речевого воспитания состоит в том, чтобы ребенок творчески освоил нормы и правила родного языка, умел гибко их применять в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными навыками и умениями.

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Термин «коммуникация» многозначен и определяется в исследованиях по-разному. В работах С. Л. Рубинштейна под коммуникацией понимается сообщение или передача при помощи языка некоторого мысленного содержания. И. А. Зимняя считает, что коммуникация — процесс двухстороннего обмена информации, ведущей к взаимному пониманию.

Коммуникативная компетентность детей дошкольного возраста — это владение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, «умение общаться и посредством общения успешно решать возникающие игровые, познавательные, бытовые и творческие задачи» (О. Н. Сомкова).

Что включает в себя коммуникативная компетентность?

- умение правильно и точно говорить, выражать свои мысли,

- умение слушать собеседника и извлекать информацию, которую пытается донести говорящий,

- владение невербальными средствами общения (понимание и умение использовать мимику, пантомимику,

- умение задавать и отвечать на вопросы, аргументировать свою точку зрения,

- знание норм и правил речевого этикета и умение использования их в зависимости от ситуации,

- владение навыками разрешения конфликтных ситуаций.

Для эффективного развития коммуникативной компетентности дошкольника необходимо соблюдать следующие условия:

- создавать ситуации коммуникативной успешности;

- стимулировать коммуникативную деятельность, использую проблемные ситуации;

- устранять коммуникативные трудности;

-ориентироваться на «зону ближайшего развития» и повышение уровня коммуникативной успешности;

-проводить коррекционную работу по совершенствованию развития начал коммуникативной компетентности с учетом индивидуальных особенностей детей, привлекая к данной работе педагога-психолога и семью;

-мотивировать ребенка к выражению своих мыслей, чувств, эмоций, характерных черт персонажей при помощи слова и мимики;

-моделировать и создавать игровые ситуации, мотивирующие дошкольника к общению со взрослыми и сверстниками;

-признать семью и социальные ситуации, в которых протекает ежедневная жизнь ребенка, факторами, оказывающими равное влияние на результат развития речи детей и начало коммуникативной компетентности.

По мнению М. И. Лисиной, развитие общения со сверстниками у дошкольников проходит ряд этапов, качественно преобразовываясь на каждом из них: первый этап — эмоционально-практическая форма общения (2–4 года жизни) ; второй — ситуативно-деловая форма общения (4–6 год жизни) ; третий — внеситуативно - деловая форма общения (6–7 лет). В основе этого преобразования лежит изменение содержания коммуникативной потребности.

Какие диагностические методы можно использовать для выявления уровня развития коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста? Для диагностики можно использовать:

- методику «Картинки», разработанную Е. О. Смирновой и Е. А. Калягиной. Данная методика предназначена для выявления уровня развития начальной коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста в общении со сверстниками;

- наблюдение за игровой деятельностью детей и их речевым общением. При наблюдении можно использовать показатели и критерии развития начальной коммуникативной компетентности дошкольников, предлагаемые С. В. Никитиной, Н. Г. Петровой, Л. В. Свирской. Этими показателями, по мнению авторов, могут быть три группы умений: умение выражать словами свои мысли, планы, чувства, желания, результаты; умение задавать вопросы; умение аргументировать свою точку зрения;

- индивидуальную беседу для выявления представлений ребенка о состояниях и переживаниях сверстника, предложенную Е. О. Смирновой и В. М. Холмогоровой.

Важно отметить, что развитие коммуникативной компетентности необходимо рассматривать одновременно с процессом становления у ребенка разных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтении). Большое значение в системе коммуникативно - деятельностного взаимодействия детей дошкольного возраста приобретает игровая деятельность.

Известно, что игра является основной деятельностью ребенка дошкольного возраста. Посредством игры ребенок познает окружающую действительность, выстраивает для себя значимую модель жизни, которой в последствии следует, ведь не секрет, что зачастую, казалось бы, неразрешимые вопросы в общении с ребенком легко решаются через игру или общение с игрушкой. Приняв во внимание сей факт, воспитатель должен активно задействовать каждого из воспитанников в процесс игры, которая сама по себе является определенной сюжетной ситуацией, формирующей коммуникативные компетенции и навыки сотрудничества.

Для развития коммуникативной компетентности можно использовать следующие игры:

1. Игра "Вежливые слова". Она помогает развить уважение в общении, привычку пользоваться вежливыми словами. Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (Здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).

2. Упражнение "Рисуем всей группой" научит детей договариваться, уважать чужую работу, познавать пространство. Дети рисуют на одном листе бумаги одновременно и каждому даётся один фломастер, но для того чтобы сделать свои рисунки разноцветными, нужно обмениваться фломастерами друг с другом (в вежливой форме). Взрослый наблюдает за процессом и в случае возникновения конфликтных ситуаций предлагает варианты их решения.

3. Игра «Разговор через стекло». Цель игры: обучение использованию мимики и жестов в общении. Дети делятся на пары. Педагог дает задание: представьте себе, что один из вас зашел в магазин, а другой остался на улице, но забыл сказать товарищу, что необходимо купить в магазине. Попробуйте с помощью жестов договориться о покупке. Голос использовать нельзя, потому что в магазине очень толстое стекло и через него ничего не слышно. Примечание. Начинать игру стоит с работы одной пары, остальные наблюдают. Затем следует обсудить, правильно ли играющие поняли друг друга и что им помогло догадаться.

4. Игра «Мы идем в поход». Цель: познакомиться, развитие сообразительности. Ход игры. Ведущий задает вопрос: «Вы идете в поход. Что вы с собой берете?» его партнер, с которым нужно договориться заранее называет свое имя и предмет, который начинается с этой же буквы. Тем игрокам, которые догадались и ответили правильно, ведущий позволяет идти в поход, а тем, кто не догадался, предлагает взять с собой другие вещи. Игра продолжается пока вся команда не «отправится в путешествие».

5. Упражнение «Доброе животное». Играющие встают в круг, берутся за руки.

Ведущий: - Ребята, давайте представим себе, что мы с вами – это одно большое, доброе животное. Как у него стучит сердечко? Тук – делаем шаг вперед, тук – делаем шаг назад. Тук – тук. Как оно дышит? Глубокий вдох, на вдохе поднять руки, на выдохе - руки опустить.

Коммуникативная компетентность развивается во времени и пространстве, обусловлена половозрастными, индивидуальными особенностями, социальными условиями и предметно-практической деятельностью, организацией педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении, спецификой пространства общения и может являться показателем овладения ребенком культурой речевой коммуникации.

Таким образом коммуникативная компетентность рассматривается как базисная характеристика личности дошкольника, как важнейшая предпосылка благополучия в социальном и интеллектуальном развитии, в освоении специфически детских видов деятельности — коллективных игр, конструирования, детского художественного творчества и прочее.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, 2013 г. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/.

2. Быстрова, Е.А. Коммуникативная методика в формировании коммуникативных навыков // Воспитание в детском саду, 1996 - № 1 – С. 3-8.

3. https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2019/06/19/sotsialno-kommunikativnoe-razvitie-detey-doshkolnogo.

4. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/03/31/igry-i-uprazhneniya-napravlennye-na-formirovanie-kommunikativnoy.

5.https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2020/03/12/kommunikativnaya-kompetentnost.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развития коммуникативной компетенции дошкольников с нарушением зрения»

Представленные мною методические разработки описывают возможности формирования коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста, имеющих зрительную патологию....

Развитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста

В дошкольном возрасте ребенок делает первые самостоятельные шаги в сложном мире взаимоотношений, и результаты полученного в этот период опыта в немалой степени зависят от педагогов детского сада. Спос...

Формирование коммуникативной компетенции дошкольников при изучении иностранного языка

Данная статья является обобщения опытом педагога дополнительного образования. В статье раскрывается понятие коммуникативная компетенция, ее роль при обучении иностранному языку....

Занятие по программе: «Коммуникативной компетенции дошкольника» с использованием инновационной технологии целостного мышления

Одно из занятий по программе: «Коммуникативной компетенции дошкольника» с использованием инновационной технологии целостного мышления Тема : «Вежливые слова». ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИН...

Развитие компетенций у дошкольников. Коммуникативная компетенция

ВведениеСовременное общество и социокультурные условия выдвигают свои требования к качествам личности людей, что не может не найти отражение в учебно-воспитательном процессе, который начинается уже в ...

Статья "Опыт организации образовательной среды, способствующей формированию коммуникативных навыков (разные роли: умение работать в команде, быть лидером). Успешный опыт формирования коммуникативных компетенций".

Статья "Опыт организации образовательной среды, способствующей формированию коммуникативных навыков (разные роли: умение работать в команде, быть лидером). Успешный опыт формирования коммуникатив...