Отчет по самообразованию «Мультипликация как средство развития творческих и технических способностей детей дошкольного возраста»
материал (старшая группа)

Алышева Наталья Александровна

Дошкольный возраст важнейший этап развития и воспитания личности.

Этот период приобщения ребёнка к познанию окружающего мира, период его  начальной  социализации.  Именно  в  этом  возрасте  активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность. В  связи  с  этим  особую  актуальность  приобретает  воспитание  у дошкольников  художественного  вкуса,  формирования  у  них  творческих умений, осознание ими чувства прекрасного. Все виды искусства (живопись, музыка и т.д.) благотворно влияют на становление личности дошкольников, но именно в детстве одним из самых востребованных видов современного искусства является мультипликация. Мультипликация сложный и многоструктурный процесс, построенный на объединении областей различных видов искусств. Являясь одним из видов современного  искусства,  мультипликация  обладает  чрезвычайно  высоким потенциалом  художественно-эстетического,  нравственно-эмоционального воздействия  на  детей  дошкольного  возраста,  а  также  широкими воспитательно-образовательными возможностями. Главная педагогическая ценность мультипликации заключается, прежде всего, в возможности комплексного развивающего обучения детей. Этому способствует интеграция разных видов изобразительного искусства, которые сосуществуют  в  мультипликации  на  равных:  рисунок,  живопись,  лепка, , фотография, литература, музыка, декоративно-прикладное творчество, театр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_multiplikatsii22-23.docx31.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №21

Отчет по самообразованию

«Мультипликация как средство развития творческих и технических способностей детей дошкольного возраста»

на 2022 – 2023 учебный год

Воспитатель: Алышева Н.А.


г. Урай
2023г.

   

         Дошкольный возраст важнейший этап развития и воспитания личности.

Этот период приобщения ребёнка к познанию окружающего мира, период его  начальной  социализации.  Именно  в  этом  возрасте  активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность. В  связи  с  этим  особую  актуальность  приобретает  воспитание  у дошкольников  художественного  вкуса,  формирования  у  них  творческих умений, осознание ими чувства прекрасного. Все виды искусства (живопись, музыка и т.д.) благотворно влияют на становление личности дошкольников, но именно в детстве одним из самых востребованных видов современного искусства является мультипликация. Мультипликация сложный и многоструктурный процесс, построенный на объединении областей различных видов искусств. Являясь одним из видов современного  искусства,  мультипликация  обладает  чрезвычайно  высоким потенциалом  художественно-эстетического,  нравственно-эмоционального воздействия  на  детей  дошкольного  возраста,  а  также  широкими воспитательно-образовательными возможностями. Главная педагогическая ценность мультипликации заключается, прежде всего, в возможности комплексного развивающего обучения детей. Этому способствует интеграция разных видов изобразительного искусства, которые сосуществуют  в  мультипликации  на  равных:  рисунок,  живопись,  лепка, , фотография, литература, музыка, декоративно-прикладное творчество, театр.   Искусство  мультипликации  в  первую  очередь  воздействует  на воображение и фантазию детей. В мультипликации все рисунки, предметы, вещи, персонажи «оживают» и могут передвигаться, перемещаться из одного места в другое. И не только перемещаться, но и полноценно жить на экране, совершать  те  или  иные  поступки,  самостоятельно  разрешать  конфликты входить в тесные взаимоотношения друг с другом, рассуждать, говорить и даже, если это нужно, петь, танцевать и играть на различных музыкальных инструментах.

    В процессе создания мультипликационного фильма у детей развиваются сенсомоторные  качества,  связанные  с  действиями  руки ребенка, обеспечивающие  быстрое  и  точное усвоение технических  приемов  в различных  видах  деятельности,  восприятие  пропорций,  особенностей объемной и плоской формы, характера линий, пространственных отношений; цвета, ритма, движения.

    Работа  над  созданием  фильма  создает  условия  для  формирования  у ребенка  личностных  качеств,  таких  как  инициатива,  настойчивость, трудолюбие, ответственность, коммуникабельность и т.д. А это те целевые ориентиры, которые определены ФГОС дошкольного образования.      

    Мультипликация  как  вид детского  творчества существует  уже достаточно  давно,  как  в  нашей  стране,  так  и  во  многих  странах  мира. Отличаясь  доступностью  и  неповторимостью  жанра,  мультипликация помогает максимально сближать интересы взрослого и ребенка.

    Педагоги проявляют немалый интерес к педагогическому потенциалу мультипликации, они заинтересованы не только в конечном результате детского творчества –фильмах, но  в  первую  очередь,  в  проявлении  и  выражении  творческих способностей детей.

      В 2022 году в нашем МБДОУ Детский сад № 21 «Лукоморье» была  организована  работа  мультипликационной  студии «Лукоморик».

Цель работы мультипликационной студии:  развитие  творческого потенциала ребёнка в процессе создания собственного мультфильма.

Задачи: создать условия для  развития  творческого  воображения  и творческих  способностей;  способствовать  развитию  мелкой  моторики, координации движения рук, глазомера, развитию восприятия (зрительного, тактильного,  слухового),  развитию  речевых  навыков;  обучение  навыкам создания  мультипликационных  фильмов;  вовлечение  дошкольников  в коллективную  творческую  деятельность;  формирование  навыков сотрудничества. Существует   большое   количество   способов   изготовления мультипликационных  фильмов.  Это  и  рисованная  мультипликация,  и

и  различные  виды  анимации –пластилиновая, кукольная, предметная и т.д.

Учитывая,  современную проблему  увеличения  количества  детей  с  общим  недоразвитием  речи,  у которых есть проблемы не только в развитии речи, но и проблемы с мелкой и общей моторикой, вниманием, восприятием, памятью и т.д., данный способ изготовления  мультфильмов  будет  являться  наиболее  эффективным  в решении поставленных задач.

Условия:

●Занятия проходили в средней группе  ДОУ.

●Для  работы  студии  предоставлен  компьютер  с  необходимой программой  для  обработки  фото-,видео-и  монтирования ,диктофон, фотоаппарат, штатив; проектор и проекционный экран для просмотра; необходимые  материалы  для изготовления пластилиновых  героев и работы в технике «пластилинография».

●занятия были построены  таким  образом,  чтобы  дети  побывали  в  разных ролях  (сценаристов,  мультипликаторов,  декораторов,  режиссёра, оператора, звукорежиссѐра).  

Занятия в студии подразделяются на 2 вида: вводные и тематические.

В рамках вводных занятий дети знакомятся с историей и процессом создания мультипликационного фильма, с разными видами и особенностями мультипликационных фильмов, с профессиями тех людей, которые работают над созданием мультфильма, кто озвучивает героев любимых мультиков, как проходит процесс озвучивания.

Тематические  занятия  разбиты    по  темам,  в  рамках каждой из них создаются мини-мультфильмы, которые дети придумывают и создают совместно с педагогом. Создание  анимационного  пластилинового  фильма  предполагает наличие следующих этапов:

1. Определение  общей  идеи  мультфильма. В  начале  каждой  темы проводится  вводное  занятие,  на  котором  дети  обсуждают  сценарий будущего фильма. Тема, сюжет могут быть предложены как педагогом, так и детьми. Для создания сюжетов ребенку необходимо приобретать знания о  входящих  в  них предметах  и  явлениях –это  способствует развитию познавательных компетенций.

 2. Разработка  сценария  мультфильма. Обсуждение  сюжета  будущего мультфильма,  раскадровка.  Придумывание  сценария –это  развитие речевого  творчества,  связной  речи,  воплощение  задуманного –это развитие планирующей деятельности дошкольников. В ходе совместной работы  над  мультфильмом  дети  рассуждают  о  последовательности действий, характере каждого героя, его образе, придумывают диалоги между  персонажами.  В  процессе  выстраивания  последовательности событий и необходимых действий развивается логика, целеполагание, планирование.  Создавая  персонаж,  ребенок  наделяет  его  особым характером, присваивает ему собственные ценности, или, наоборот, дает

герою  отрицательные  качества.  Действуя  согласно  придуманному сюжету, ребенок учится анализировать поступки и последствия, учится точно выражать мысли и чувства.

3. Изготовление героев и декораций для всех сцен фильма. Данному этапу отводится много времени. Дети распределяют, каких персонажей будет каждый  лепить.  При  изготовлении  героев  дети  осваивают  или закрепляют  различные  способы  (скульптурный,  конструктивный  или комбинированный)  и  приемы  лепки  (раскатывание,  скатывание, сплющивание,  прищипывание,  скручивание  и  т.д.).  В процессе совместной продуктивной деятельности мы  проговариваем  с  детьми  сценарий,  разучиваем  этюды,  учимся  с помощью голоса показывать настроение и характер героев.

4. Покадровая съёмка мультфильма. Очень кропотливый этап работы. При всей кажущейся простоте этой техники детям необходимо постоянно контролировать  свои  действия:  переставлять  фигурки  персонажей  на минимальное  расстояние,  убирать  руки  из  кадра,  делать  множество кадров, не смещая фотоаппарат с установленной точки.

5. Монтаж. Соединение  кадров  в  фильм  при  помощи  компьютерной программы. Все части мультфильма монтирую я сама с использованием специальных программ. Данный этап проводится без участия детей. Но в дальнейшем, я планирую, что дети будут участвовать в монтаже.

6. Озвучивание  фильма. Вместе  с  детьми  подбираем  музыку,  шумовые эффекты, распределяем роли и озвучиваем мультфильм. При работе над музыкальным  решением  появляется  представление  о  музыкальной композиции,  природе  звука,  музыкальных  инструментах.  На  данном этапе в индивидуальной работе отрабатывается выразительность речи, темп и тембр голоса. Ребёнок приобретает актерские навыки, учится передавать голосом характер настроение героев.

7. Окончательная обработка мультфильма.

8. Совместный просмотр и презентация родителям и другим детям.   Опыт работы студии по решению задач творческого  развития  ребенка  средствами  мультипликации,  может  быть использован педагогами и в условиях массовых групп ДОУ.

Для решения поставленных целей и задач  по теме самообразования, я изучила следующую литературу:

Иткин В. Что делает мультипликационный фильм интересным / Искусство в школе 2006. - № 1. Камаева А.А. Учебно- методическое пособие для педагогов детского сада по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста по средствам мультипликации./ Венгерово 2018.

Прошла курсы повышения квалификации, прослушала вебинары:

  1. «Технариум»  Все грани технического образования «Хрустальная мультлаборатория.»

  1. Международный образовательный портал «Солнечный свет» Детская мультипликация как средство познавательного и речевого развития дошкольников.

  1. Посетила мастер-класс по созданию мультипликации в ЦДОД.

Сведения о мероприятиях проведенных по теме самообразования

Раздел

Сроки реализации

Содержание работы

Практические выходы (рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т.д.) 

Работа с интернет-ресурсами.

Сентябрь-май

1.Иткин В. Что делает мультипликационный фильм интересным / Искусство в школе 2006. - № 1

2.Камаева А.А. Учебно- методическое пособие для педагогов детского сада по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста по средствам мультипликации./ Венгерово 2018

Анализ  изученной  литературы.

Обогащение  предметно-развивающей  среды  для реализации  проекта.

Создание условий, стимулирующих детскую инициативу, творчество для совместной деятельности взрослых и детей.

Работа с детьми

Сентябрь-

май

Определение  уровня компетенций детей по основам безопасности;

- Актуализация знаний детей о том, как создаются мультфильмы.

Знакомство с мультстудией.  

Проектная деятельность:

как вести себя в группе;

-осторожно тонкий лёд;

-полезный и опасный огонь;

-правила дорожного движения;

 -животные –наши соседи;

-осторожно сосульки.

Мультфильмы:

  • «Как огонь подружился с человеком»
  • «Встреча на радуге»;
  • «Осторожно сосульки»;
  • «Осторожно тонкий лёд»;

Демонстрация на сайте детского сада.

Участие в городских конкурсах.

Работа с родителями

Сентябрь-

май

Анкета для родителей.

Придумывание сценария   мультфильма.

Консультация «Дети и мультипликация» + буклет по данной теме.

Буклет для родителей «Плюсы и минусы в мультфильмах».

Участие совместно с детьми в выставке работ рисунков: «Любимые сказочные герои и персонажи мультфильмов».

Участие совместно с детьми в создании мини музея «Сказочные герои и персонажи мультфильмов».

Самореализация

Сентябрь-

май

Создание методической разработки и изготовление буклетов, консультаций для родителей и педагогов, картотек опытов. Накопление и систематизация материалов для реализации проекта.

Консультации для родителей «Добрые мультики, которые помогают воспитывать»

Участие в вебинарах, конкурсах.

Обмен опытом по теме.

В процессе создания мультфильма, мы с ребятами учились работать в команде, развивали свои творческие способности, учились анализировать, сравнивать. У детей в процессе создания мультфильма повысился еще больше интерес к мультфильмам. В будущем мы планируем продолжить с ребятами заниматься мультипликацией и расширить знания по другим видам создания мультфильмов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические и логические игры как средство развития творческих и умственных способностей детей дошкольного возраста.

тема " Дидактические и логические игры как средство развития творческих и умственных способностей детей дошкольного возраста"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА . Развитие творческих и математических способностей детей дошкольного возраста (5-7 лет). Подготовка детей к школе по методикам Воскобовича

Основные принципы, заложенные в основу игр Воскобовича  - интерес - познание - творчество - становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытн...

Презентация опыта работы «Проектная деятельность как средство развития творческих и познавательных способностей детей дошкольного возраста

Общество на современном этапе своего развития предъявляет особые требование к ребенку дошкольного возраста – сформированность целостной картины мира; развитие познавательной мотивации и формиров...

«Лэпбук» как средство развития коммуникативных и познавательных способностей детей дошкольного возраста, а также развития их творческих способностей в условиях ФГОС

Данная статья рассказывает о создании и значении «лэпбука» в работе с детьми старшего дошкольного возраста, направленной на развитие познавательных и коммуникативных способностей детей, ра...

Проект «Мультипликация, как средство развития творческих и технических способностей детей старшего дошкольного возраста»

Мультипликация в образовательном процессе, как универсальный многогранный способ развития ребенка в современном визуальном и информационно насыщенном мире.- Ознакомление детей с правилами  работы...

«Круги Луллия – как средство развития творческих и интеллектуальных способностей детей раннего возраста»

    В современном образовательном процессе широкое применение имеет дидактическое пособие Круги Луллия - круги с картинками, подобранными по изучаемым темам. Круги вращаются относител...