На пороге речи: игры, стимулирующие и развивающие звуковую активность и предпосылки понимания и развития речи.
методическая разработка (младшая группа)

В последнее время все больше детей с задержкой речевого развития. Необходима четкая работа педагогов по запуску речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_po_zapusku_rechi5.docx29.37 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                  Представлен на МО  

                                                                                  воспитателей                      

                                                                                  25.03.2025 года

Мастер-класс для воспитателей на тему:

 «На пороге речи: игры, стимулирующие и развивающие звуковую активность и предпосылки понимания и развития речи.»

                                                                            учитель – логопед высшей

                                                                            квалификационной категории

                                                                            МДОУ «ДС №16»

                                                                            Борздова А.В.

с.Сотниковское

Логопедическая практика моей работы показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с различными речевыми нарушениями.

Сегодня мой мастер-класс будет проходить под девизом: «Речь-венец развития человека. Без овладения словом - нет развития мышления и личности в целом. Нам очень важно помочь каждому ребенку подружиться с ее Величеством Речью».

Развитие слухового восприятия идет в двух направлениях: с одной стороны, развивается восприятие обычных звуков (звуков окружающего мира, с другой – восприятие речевых звуков, т. е. формируется фонематический слух. Оба направления имеют для человека жизненно важное значение и начинают развиваться уже в младенческом возрасте.

Неречевой слух – это улавливание и дифференциация различных звуков окружающего мира (кроме звуков человеческой речи, различение звуков по громкости, а также определение источника и направления звука.

С самого рождения ребенка окружают разнообразные звуки: шум дождя, мяуканье кошки, гудки машин, шум пылесоса, стиральной машины, музыка и т. д. Маленький ребенок слышит только громкие звуки, но острота слуха быстро усиливается. Слуховые впечатления, которые переживает малыш, воспринимаются им неосознанно. Ребенок пока еще не умеет управлять своим слухом, порой просто не замечает звуков.

Тем не менее неречевые звуки играют большую роль в ориентировке человека в окружающем мире. Умение сосредоточиться на звуке (слуховое внимание) – важная способность человека, которую необходимо развивать. Она не возникает сама собой, даже если у ребенка острый слух от природы. Ее нужно развивать с первых лет жизни. Именно поэтому мы предлагаем игры для развития слухового внимания и восприятия, которые научат детей сосредотачиваться, улавливать и различать разнообразные звуки.

Справедливо считается, что узнавание неречевых звуков является базой для развития фонематического слуха. Поэтому игры и упражнения на их узнавание широко используются в логопедической работе.

Кроме того, важно отметить, что уровень развития речевого слуха напрямую зависит от развития неречевого слуха детей, т. к. все характеристики неречевых звуков свойственны и для речевых.

При обучении важно научить ребёнка различению на слух следующих неречевых звуков:

- звуки природы: шум ветра и дождя, шелест листьев, журчание воды и др. ;

- звуки, которые издают животные и птицы: лай собаки, мяуканье кошки, карканье вороны, чириканье воробьев, ржание лошади, мычание коровы, пение петуха, жужжание мухи или жука и т. д. ;

- звуки, которые издают предметы и материалы: стук молотка, звон бокалов, скрип двери, тиканье часов, шуршание пакета, шорох пересыпаемой крупы, гороха, макарон и т. п. ;

- транспортные шумы: сигналы автомобилей, стук колес поезда, скрип тормозов, гудение самолета и т. п. ;

- звуки, которые издают различные звучащие игрушки: погремушки, свистульки, трещотки, пищалки;

- звуки детских музыкальных игрушек: колокольчик, барабан, бубен, дудочка, металлофон, гармошка, пианино и др.

Для игры понадобятся одинаковые пластмассовые или металлические баночки или коробочки. Подойдут яйца от киндер-сюрпризов. В них помещаются разные сыпучие продукты или мелкие предметы (фасоль, горох, гречневая, манная, овсяная крупы, скрепки, мелкие камешки и др.). Ребёнку предлагается послушать звучание коробочек при их встряхивании. Затем, встряхивая коробочки, взрослый просит угадать, что в ней. Звуковые отличия могут быть незначительными для детей, поэтому количество баночек вначале ограничивается тремя, после чего постепенно увеличивается.

Предлагаю поиграть в игру «Угадай, что звучит».

Я попрошу коллег помочь мне.

Чтобы снять эмоциональное напряжение, создать благоприятный климат в группе, желание сотрудничать со взрослым и сверстниками можно проводить с детьми в ходе приема в группу (особенно в период адаптации) игру с солнышком.

Воспитатель с солнышком в руках встречает детей

«Я Солнышко – лучистое,

  Давай с тобой играть!

  Потрогай меня ручками,

  Ладошками погладь!

  Я – солнышко!  А как тебя зовут?  (имена назовут)

  Посмотри, какое я желтое, мягкое, теплое, лучистое.

  Возьми меня за руку и давай с тобой играть!

Светит солнышко в окошко,

Смотрит в нашу комнату.

Улыбнемся мы друг другу

Очень рады солнышку!

 

А давай пойдем мы в лес,

Там полным-полно чудес:

Топ-топ, топ-топ,

Топ-топ, топ-топ, Стоп.

У детей с нарушениями речи , как правило, нарушена моторика мыщц артикуляционного аппарата. Преодолеть такие нарушения поможет артикуляционная гимнастика для языка, а чтобы не пропал интерес придумываем сказки-приключения язычка.

Давайте поиграем с язычком.

Твой язычок дома? Давай проверим Тук-тук-тук по щеке.

Вот он язычок дома (достаем язычок)

Язычок выглянул в окошко и посмотрел по сторонам , потом вверх и вниз. покушал вкусное варенье и запил чаем.

Упражнение на дыхание «Подуй на чашку с чаем»

Посмотрите, какая полянка в лесу.

На полянке дом стоит,

Ну а к дому путь закрыт.

Что же делать, как нам быть?

Как замочек нам открыть?

ПОТЯНУ-У-УЛИ! ( тянем)

ПОКРУТИ-И-ИЛИ! (вращаем руками)

ПОСТУЧА-А-АЛИ!(стучим ладонями)

И ОТКРЫЛИ! (руки разжимаются)

 Не открылся замок, наверное, мы не старались, давайте еще раз.

Открыли.

В ЛЕСУ
    Есть в лесу из брёвен дом

 Есть окошко в доме том

Посмотрите в то окно
  В доме тихо и темно.

(Пальцы в замок, большие пальцы соединены - заглядываем в получившееся "окошко")
Мы тихонько кулачком
Постучимся в этот дом

(Стучим кулачком одной руки по ладони другой)
Выглянул какой-то зверь
"ГАВ-ГАВ", сказал и запер дверь.

(Рукой, по которой стучали изображаем собачку, потом

рука опять превращается в дверь)
Мы погромче кулачком
Постучимся в этот дом

(Стучим кулачком одной руки по ладони другой)
Выглянул какой-то зверь
"МЕ-МЕ", сказал и запер дверь.

 (делаем рукой "козу")
Громко, громко кулачком
Постучимся в этот дом

(Стучим кулачком одной руки по ладони другой)
Выглянул какой-то зверь
"МУ-МУ", сказал и запер дверь.

(делаем рукой "корову")
Киска из окна глядит
"МЯУ-МЯУ", говорит.
Хватит в домик наш стучать
Дайте хоть чуть-чуть поспать.

Посмотрите, кто пришел к нам на полянку, кто это?    КО-РО-ВА

Как говорит корова? Му-Му

У коровы есть глаза(вот)

И у меня есть глаза (вот)

А у тебя есть глаза? (да)

У коровы есть уши(вот)

И у меня есть уши (вот)

А у тебя есть уши? (да)

У коровы есть рога(вот)

А у тебя есть рога? (нет)

И у меня нет

У коровы есть хвост(вот)

А у тебя есть хвост? (нет)

И у меня нет

У коровы есть ноги (вот)

А у тебя есть ноги? (да)

И у меня есть ноги.

У коровы есть копыта(вот)

А у тебя есть копыта? (нет)

У коровы есть рога

 И копыта на ногах.

Травушку она жует
Детям молочко дает.

Ой, посмотрите на полянку прилетели бабочки. Подуйте на бабочку

Бабочка летит, порхает,

Словно устали не знает,

Вот присела на цветок,

Отыщи ее дружок.

Бабочка села на красный цветок, на синий, на желтый.

потом полетела вверх, вниз, вверх, вниз и улетела.

Посмотрите, к нам прибежали ежики:

 Гладь мои ладошки, ежик!

Ты колючий, ну и что же?

Я хочу тебя погладить! Я

хочу с тобой поладить!

В работе с детьми я использую многие виды театра. Но самым интересным для детей оказалась тантамареска. Что такое тантамареска? Тантемареска – это большая яркая картинка, забавный сюжет на фоне с прорезями для рук и лица.

Тантамареска- это уникальный инструмент, который в творческих руках превращается настоящий театр.

 Тантамарески - это фигурки людей или животных из картона или какого-либо другого материала, с вырезанными в них прорезями для пальчиков. Задача ребенка в этой игре, просунуть свои пальчики в специальные прорези и попробовать прошагать своими пальчиками, которые превратились в ножки мишки, зайки или какой-либо другого персонажа.

Где же использовать такую игрушку, как тантамарески? Конечно же на пальчиковых дорожках.

 Пальчиковые дорожки, еще их называют сенсорными, представляют собой ряд упражнений, с помощью которых у деток развиваются и совершенствуются движения кистей и пальцев рук. Пальчиковые дорожки хорошо использовать для гимнастики или пальчиковых игр для укрепления мышц и развития координации. 

"Пальчиковые тантамарески" - это увлекательные задания, которые не только готовят руку ребенка к письму, но также развивают его память, внимание, зрительно-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, что, в свою очередь, способствует развитию речи. Эти упражнения, предлагаемые детям в игровой форме, важны еще и потому, что в процессе работы малыш имеет возможность эмоционального общения со взрослым. 

 

При помощи этой технологии можно инсценировать стихи, потешки и прибаутки.

Подставляй свою ладошку,

Расскажу тебе про кошку,

Вот кулак, а вот-ладошка,

На ладошку села кошка

И крадется потихоньку,

И крадется потихоньку,

Видно, мышка там живет.

Серенькая кошечка

Села на окошечко, Хвостиком махала,

 Деток поджидала.

-Где ж мои ребятки,

Серые котятки,

Спать пора ребяткам,

Сереньким котяткам.

     У нашей кошки 10 котят.

Сейчас все котята по парам стоят.

Два – толстых,

Два – тонких,

Два – длинных,

Два – хитрых,

И два маленьких самых и самых красивых.

Хочу предложить вашему вниманию пособие «Я начинаю говорить», обучение детей фразовой речи.

Педагоги составляют предложения «Утя дома», «Зайка пока» и т.д.

Детей необходимо заинтересовать, помочь заговорить. Нельзя детям в раннем возрасте говорить: «Скажи, повтори». Это вызывает у ребенка речевой негативизм. Не заставляйте ребенка заниматься. Наша задача заинтересовать малыша.

По пути в детский сад нам встретилось озеро, распускаются кувшинки, а в них картинки (лягушка, рыбка, комар, утка, гусь)

 На дереве расцвели цветы, пошел дождь и картинки ( кукушка, дятел, воробей, сорока, белка)

А теперь нам пора прощаться,

До свиданья, чудный лес,

Полный сказочных чудес!

Подружились мы с тобой,

Нам теперь пора домой!

При подборе речевого материала к играм, ориентируйтесь на возраст ребенка и его актуальный уровень развития. Необходим индивидуальный подход к каждому ребенку.

Я желаю вам творческих успехов, удовлетворения от полученных результатов работы. здоровья вам и детям.  Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения, развивающие речевую активность.

Период жизни ребёнка от 1,5-3 лет наиболее благоприятен для воспитания звуковой культуры речи. ...

«Синквейн, как один из приемов активизации мышления, активности дошкольников в работе по развитию речи».

Что такое синквейн, как его правильно составлять вы узнаете из этой статьи. С помощью синквейнов можно решить много задач: познавательных, речевых, воспитательных, творческих, а главное – помогае...

На пороге речи: игры, стимулирующие и развивающие звуковую активность и предпосылки понимания речи.

Консультация для родителей детей ранного возраста с особыми возможностями здоровья.В консультации вы познакомитесь с тем, как должна развиваться речь вашего малыша на определённых этапах его жизни, ка...

Консультация для педагогов ДОУ по теме: «Организация двигательной активности детей на занятиях по развитию речи с использованием подвижных игр»

Работа по развитию речи детей дошкольного возраста нуждается в использовании игровых приемов в еще большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях. В игровой форме мышление протек...

Активная консультация для педагогов ДОУ "Развитие речи и коммуникативных навыков в театрально-игровой деятельности дошкольников"

Консультация для педагогов ДОУ с целью активизировать знания педагогов о методах, приемах и средствах развития речи дошкольников с помощью театрально-игровой деятельности, а также овысить у педагогов ...

Использование активных методов на занятиях по развитию речи"

Выступление с презентацией на городском практическом семинаре "Активные методы обучения - инновационный тип воспитательно-образовательной работы в ДОУ"...

ЗАНЯТИЯ, СТИМУЛИРУЮЩИЕ И РАЗВИВАЮЩИЕ ЗВУКОВУЮ АКТИВНОСТЬ И ПРЕДПОСЫЛКИ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ

В раннем возрасте происходит закладка личности ребенка. В этот период активно развивается восприятие, мышление, память и другие познавательные способости, выражающиеся  в постоянном исследо...