Проект «Мелкая моторика, как фактор развития речи детей 3-4 лет»
проект (младшая группа)

Моисеева Мария Ивановна

Введение

Младший дошкольный возраст ребёнка уникален по своему значению для речевого развития: в этот период ребёнок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой стороне.
Сегодня все без исключения знают, что игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша, они способны улучшить произношение многих звуков. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «Мелкая моторика, как фактор развития речи детей 3-4 лет»

 

Введение

Младший дошкольный возраст ребёнка уникален по своему значению для речевого развития: в этот период ребёнок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой стороне.
Сегодня все без исключения знают, что игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша, они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.
Дело в том, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается тогда, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи.
Пальчиковые игры и упражнения — уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность.
Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются.
Осуществляя тренировку тонких движений пальцев рук, я активно использовала  пальчиковые игры, в соответствии с предлагаемым стихотворным текстом, но и различные игры и занятия с предметами: природным материалом, бумагой, пластиковыми крышками, пластилином, бусами, шнуровками, счётными палочками, спичками, мозаикой, конструктором и т. д. Также использовала различные виды театров: теневого, пальчикового, настольного, перчаточного  кукол. Такие занятия, также способствуют взаимодействию мелкой моторики пальцев рук с такими высшими психическими процессами, как память, внимание, мышление, пространственное восприятие, воображение, наблюдательность.
Для привлечения родителей к участию в реализации проекта, мной был подобран и оформлен наглядно – информационный и консультативный материал для родителей, проведено родительское собрание с участием педогога- логопеда. На родительском собрании был проведен мастер-класс по развитию мелкой моторики рук и продемонстрированы дидактические игры, на развитие моторики. Благодаря этому, родители приняли активное участие в изготовлении практического материала и в закреплении разучиваемых игр с детьми дома.
Благодаря применению наработанного материала на практике, по результатам диагностического обследования, у воспитанников наблюдается совершенствование речевых навыков, повысился уровень изобразительных навыков. А также, у многих детей заметно повысилась самооценка.
В качестве обобщения проделанной работы, на педагогическом совете была представлена презентация по теме: «Развитие речи через пальчиковые игры».

 

 

 


Актуальность:
Известно, что в последние годы уровень речевого развития детей заметно снизился. Одной из причин тому является то, что родители меньше говорят с детьми, из-за своей занятости. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят телевизор. Они реже делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т.д.)
Сегодня все знают, что игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша, они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.
Ведь именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается тогда, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи.
Развитие мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Именно поэтому работу по развитию мелкой моторики необходимо начинать с раннего возраста. Кроме того, мелкая моторика взаимодействует с вниманием, воображением, мышлением, памятью и речью ребенка
Это определило тему моей дальнейшей работы «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста».

Мелкую моторику рук развивают:                                                                             1.  Различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определённой последовательности . Игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в руку (только под присмотром взрослых.

 2.Игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать-разжимать, выливать - наливать, насыпать-высыпать, проталкивать в отверстия и т.д.;

    3. Игры с пальчиками не только  эффективно развивают мелкую моторику и речь, но и способствуют радостному общению малыша и его близких. Ведь проведение таких игр, подразумевает теплые нежные прикосновения, поглаживание маленьких пальчиков, щекотание. Такое близкое общение обязательно доставит малышу море положительных эмоций.

     Предлагаемый мной проект позволит улучшить и ускорить не только развитие мелкой моторики рук, но и речевое развитие у детей раннего дошкольного возраста; улучшить качество речи, четкость звуков и расширить словарный запас; вызовет у детей интересного и познавательного.

В данный проект входят еще два раздела по развитию речи « Пальчиковые игры» :

Цель: развитие мелкой моторики рук  детей младшего возраста в процессе пальчиковых игр.

Раздел познавательного характера « Мир насекомых».

Цель: Формировать представления о мире насекомых; упражнять в четком произношении звуки «ж» и «з»; продолжать формировать навыки и умение выделять первый  звук в слове, закреплять знания основных цветов,

Данная работа направлена на то, чтобы улучшить качество речи, четкость звуков и расширить словарный запас; вызовет у детей много интересного и познавательного.


Цель:

1.целенаправленная работа по формированию тонких движений пальцев рук с целью развития активной речи у детей младшего дошкольного возраста.

2.формирование речевой деятельности детей младшего возраста через развитие мелкой моторики.
Задачи:

1. Развивать игровые, познавательные, сенсорные, речевые способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка
2.формирование практических умений и навыков продуктивной и речевой деятельности
3. укрепление физического и психического здоровья детей;
4. развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, память;
5. повышение уровня речевого развития детей;
6. воспитание нравственных качеств по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.);
7. воспитание и развитие художественного вкуса;
8. привлечь родителей к участию в реализации проекта.

 

Задачи для родителей:
    Создавать в семье благоприятные условия для развития речи ребенка, учитывая опыт детей, приобретенный в детском саду.

Задачи для педагога:

1.     Анализ и сбор информации из различных источников.

2.     Разработка перспективного и тематического планирования по проекту.

3.     Создание предметно-развивающей среды.

4.     Мониторинг результатов.

Ожидаемый результат:

1.     Пополнение предметно-развивающей среды группы.

2.     Развитие мелкой моторики детей младшего возраста.

3.     Формирование речевых навыков у детей младшего  возраста.

4.     Интеллектуальное развитие детей.

5.     Обогащение родительского опыта в воспитании детей.

Объект исследования: процесс формирования речи у детей через развитие мелкой моторики

Предмет исследования: развитие мелкой моторики как средство формирования речи у детей младшего  возраста.

Гипотеза: процесс формирования речи у детей младшего возраста будет более эффективен при целенаправленном развитии мелкой моторики.

Вид проекта: Творческий. Познавательный.

Продолжительность проекта: 1 год.

Участники проекта.

1.     Воспитатели  младшей группы.

2.     Дети младшей группы.

3.     Родители.



I этап – подготовительный
1. Составление перспективного плана мероприятий проекта.
2. Подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических, пальчиковых, подвижных игр и т. д.
3. Выявление уровня развития мелкой моторики у детей.
4. Консультация для родителей “Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста”.
5. Пополнение предметно-развивающей среды группы младшего возраста.

6. Пополнение предметно-развивающей среды играми выполненными своими руками.

II этап - практический
1. Реализация разработанной системы работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.
2. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах развития мелкой моторики детей второй младшей группы:
- Мастер – класс для родителей «Развитие мелкой моторики детей
в домашних условиях»
- Оформление наглядно- информационного и консультативного материала для родителей
- Памятка для родителей: «Пальчиками играем – стихи повторяем! »
3. Открытое занятие, с демонстрацией внедрения пальчиковых игр в ход занятия
4.Мониторинг уровня развития речи у детей второй младшей группы.
III этап – заключительный
1. Обобщение итогов работы с детьми и родителями.
2. Анализ  эффективности системы работы по развитию мелкой моторики рук  и развитию речи у детей младшего дошкольного возраста
Ожидаемые результаты:
- увеличится словарный запас детей, речь детей станет более эмоциональной и выразительной;
- возрастет речевая активность детей в различных видах деятельности;
- родители станут единомышленниками с педагогами , по развитию речи, посредством развития мелкой моторики в работе с детьми;
- родители получат необходимые знания по данной теме;
- предложенные игры,  выполненные своими руками  и упражнения, помогут развить  речь детей;
- формирование навыков самообслуживания в соответствии с возрастными особенностями
- кисти рук приобретут подвижность, гибкость, исчезнет скованность движений.
Итог проекта:
Прослеживается положительная динамика в развитии мелкой моторики , а следовательно и речи детей. Целенаправленная, систематическая работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста способствует:
- увеличению словарного запаса детей, речь детей становится более эмоциональной и выразительной;
- кисти рук приобретают подвижность, гибкость, исчезает скованность движений;
- сохранению физического и психического здоровья ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики как фактор развития речи детей

О том, что «ум ребенка находится на кончиках пальцев», сказал когда-то известный педагог В. А. Сухомлинский. И это не просто красивые слова. Все дело в том, что в головном мозге человека центры, отвеч...

Методическая разработка. Мелкая моторика рук детей дошкольного возраста. Как развитие мелкой моторики влияет на развитие речи детей

Как известно, стимулятором речевого развития и развития мозговой деятельности выступает воздействие на мелкие мышцы рук. Учеными отечественной и зарубежной психологии доказано, что мелкая моторика и р...

План работы по самообразованию "Проворные пальчики- бойкая речь" (развитие мелкой моторики как средство развития речи детей раннего возраста)

Цель: развитие мелкой моторики у детей раннего возрастаЗадачи:Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детейСовершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игрыРазв...

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики как фактор развития речи детей".

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики как фактор развития речи детей"....