ОТЧЁТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ по теме «РАЗВИТИЕ РЕЧИ – УРОКИ РИТОРИКИ И РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ» для детей средней группы
материал (средняя группа)

Солодовникова Ирина Николаевна

Занимаясь риторикой дети познавали красоту и силу слова, развивались нравственно, овладевали навыками общения в интеграции с музыкой, с художественной литературой, с фольклором.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchyot_po_samoobrazovaniyu2022-2023.docx746.41 КБ

Предварительный просмотр:

ОТЧЁТ

ПО

САМООБРАЗОВАНИЮ

по теме

«РАЗВИТИЕ РЕЧИ – УРОКИ РИТОРИКИ И

 РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ»

для детей средней группы

на 2022 – 2023год

                                                                                       Разработала:

                                                                            Воспитатель: Солодовникова И.Н.

Тейково

2023г.

        Занимаясь риторикой дети познавали красоту и силу слова, развивались нравственно, овладевали навыками общения в интеграции с музыкой, с художественной литературой, с фольклором.

        Работа строилась с учетом основных принципов педагогики сотрудничества (гуманизация и индивидуализация педагогического процесса)., Дети испытывали трудности в организации различных видов речевой деятельности, культуры речевого поведения, ведь культура речевого поведения- это проявление общей культуры человека. В процессе моей работы дети приблизились к осознанию важных идей - о связи языка и действительности, языка и мышления, о значении культуры речевого поведения в жизни. Дети читая, познают, познавая, рассказывают о том, что узнали, взаимодействуют со сверстниками и взрослым в процессе исследований и обсуждений, что обеспечивает формирование у ребенка целостной картины окружающего мира. Именно поэтому особую роль в моей работе играют те задачи и упражнения, которые развивают в детях критическое восприятие речи - чувство уместности высказывания (как говорят лингвисты, чувство коммуникативной целесообразности). Специальные задания воспитывают внимание к той стороне речи, которая связана с добрым, уважительным отношением к человеку.

Основу темы по самообразованию « Развитие речи - уроки риторики и речевой этикет» составляют два раздела: теория и практика.

В теоретическом разделе давала детям знания об основных речевых жанрах, о роли слова в жизни человека. Теоретические знание передавались детям в доступной форме (беседа - сообщение, показ, видеопутешествие и др.).

Практический раздел способствовал формированию коммуникации детей, развитию правильной речи, голоса и его окраски, громкости, темпа, а также речевого этикета; позитивного, нравственного и эмоционального восприятия видов общения и понимания единства содержания и способов выражения речевой деятельности.

Использовала основные приёмы обучения:

  • показ с пояснением;
  • игровые приемы;
  • организация самостоятельной поисковой деятельности;
  • ситуативные, сюжетно-ролевые, игровые задачи, вопросы к детям и др.

Использовала основные виды деятельности на занятиях:

  • игровая деятельность;
  • познавательно-исследовательская деятельность;
  • показ воспитателем особенностей речевой деятельности;
  • риторический анализ текстов различных речевых жанров;
  • рассматривание изобразительного материала;
  • риторические игры;
  • пятиминутки речевой гимнастики;
  • импровизационные игровые задачи;
  • психолого-эмоциональная разгрузка (физкультминутки)и др.

        Особенностью программы является идея обогащения знаниями и развития риторических навыков дошкольника для успешных занятий, так как это должно способствовать наиболее полному усвоению понятийных и инструментальных знаний детей, повышению их заинтересованности к овладению речевым этикетом и правильной хорошей речью.

        В практической части ребята учились своим трудом добывать знания. В этот момент происходил процесс слияния творческой деятельности педагога и детей. И как результат - сотворчество, высшая ступень развития и становления совместной творческой деятельности.

У ребят развивался уникальный человеческий дар - дар слова, который поможет детям осмысливать свою речевую практику, чтобы на этой основе дать возможность пойти им вперед в овладении умением общаться.

        Работа была направлена на развитие активной речевой деятельности ребенка (общения, культуры речевого поведения, творческого воображения и литературных способностей). В дальнейшем это позволит детям успешно освоить мир человеческих отношений.

        Основными достижениями работы являются, во-первых, успехи ребят в развитии речи, во-вторых, умения и навыки речевой деятельности, которая способна кардинально преобразить речь ребенка.

        Главным итогом проведённой работы по самообразованию была театральная постановка сказки «Дюймовочка», в которой принимали участие и дети и родители. Целью и задачей было:

  • Воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу, проявлять

терпение, умение обращаться за помощью. Закрепить правила поведения в театре.

  • Развивать логическое мышление.
  • Продолжать учить детей подбирать слова, определяющие состояние и качество характера героев сказки.
  • Продолжать учить передавать эмоциональное состояние героев в обыгрывании эпизода из сказки.
  • Активизировать словарь детей за счет различных литературных слов.

        Личностно-ориентированная основа деятельности способствует осознанию дошкольником своего отличия от других, своей слабости и силы (речевой, эмоциональной, коммуникабельной, творческой), самостоятельному продвижению в дифференцированном образовании, выборе собственного смысла жизни.

        В качестве существенного показателя развития, безусловно, выступает самооценка. От ее уровня зависит активность ребенка, его участие в деятельности коллектива, стремление к самовоспитанию, потому что чувства к самому себе формируются и подкрепляются у детей благодаря реакциям других.

        Главным условием для работы над темой является сам педагог - воспитатель. Я выступала в разных качествах: ритор, воспитатель, актер, сказочник и др. Моё живое слово, артистизм, умение наглядно показать речевое мастерство, создать атмосферу общения является примером для детей. Это позволило выявить и развить способности и таланты у дошкольников.

        Мероприятия для детей проводила по плану.

        Также организовывала работу с родителями и воспитателями по изучению материала по теме.

        Для воспитателей давала консультацию на тему: «Общение – как одно из условий воспитания культуры речи».

        Для родителей давала консультацию на тему: « Речевая культура ребёнка рождается в семье».

                        СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Котелевская В. В., Анисимова Т.Б. Дошкольная педагогика. Развитие речи и интеллекта в играх, тренингах, тестах. - Феникс, 2007

Метод М.Монтессори в России

Гризик Т. Познавательное развитие детей 4-5 лет. М., 2007

Скажи по-другому/ Речевые игры, упражнения, ситуации, сценарии/Под ред. О.С.Ушаковой. Самара, 2008

Ушакова О.С. Знакомим дошкольников 3-7 лет с литературой. М., 2010

Виды работ по развитию речи. - М.: Министерство просвещения, 2003

Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры. Для развития речи дошкольников. - М.: АСТ. Астрель, 2002

Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Я.: Академия развития. Академия К.,1998

Львов М.Р. Риторика: Учеб. пособие.- М.: Академия. 1995

Репкина Н.В. Что такое развивающее обучение? - Т.: Пеленг, 2003

Методика развития речи. - М.: Просвещение. 2000

Гин А. Приемы педагогической техники: Пособие для учителя.-3-е изд.-М.: Вита Пресс, 2007

1687505420665.jpg G:\фото\IMG_20230414_164926.jpgC:\Users\User\Desktop\чеки\1687505420665.jpgG:\фото\IMG_20230414_165202.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школа для зверей" занятие по развитию речи с использованием приёмов мнемотехники для детей средней группы.

Ход занятия развивается на сюжете сказки (собственное сочинение). Герои сказки появляются в определённой последовательности, после того как дети составят рассказ по мнемо таблице....

Конспект образовательной деятельности по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ Для детей средней группы «Заюшкина избушка» Воспитатель Быченко Н.В. МАДОУ ЦРР детский сад №14 город Кропоткин

Конспект образовательной деятельности по развитию речис использованием технологии ТРИЗДля детей средней группы«Заюшкина избушка» Воспитатель  Быченко Н.В.МАДОУ ЦРР детский сад №14...

Занятие по развитию речи "Комочек пуха - длинное ухо" для детей средней группы

В занятии решаются задачи по формированию устной речи  и навыков речевого общения у детей среднего возраста с окружающими....

Протокол№2 Родительского онлайн собрания На тему ««Развитие речи в условиях семьи и детского сада».» Средней группы МДОУ «Детского сада «Улыбка» г. Надым

1. Развитие речи в условиях семьи и детского сада. Выступила воспитатель 2. О соблюдении родителями, детьми ПДД. Выступила воспитатель 3. О мерах безопасности на льду в осенне-зимний период ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи с использованием удмуртского фольклора для детей средней группы «Уроки вежливости»

Данный конспект занятия предназначен для воспитателя средней группы. Занятие по развитию речи с использованием Удмуртского фольклора....

Доклад с презентацией на тему "Развитие речи и подготовка к обучению грамоте в средней группе"

Доклад с презентацией на тему "Развитие речи и подготовка к обучению грамоте в средней группе"...