ОТЧЁТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ по теме «РАЗВИТИЕ РЕЧИ – УРОКИ РИТОРИКИ И РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ» для детей средней группы
материал (средняя группа)
Занимаясь риторикой дети познавали красоту и силу слова, развивались нравственно, овладевали навыками общения в интеграции с музыкой, с художественной литературой, с фольклором.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 746.41 КБ |
Предварительный просмотр:
ОТЧЁТ
ПО
САМООБРАЗОВАНИЮ
по теме
«РАЗВИТИЕ РЕЧИ – УРОКИ РИТОРИКИ И
РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ»
для детей средней группы
на 2022 – 2023год
Разработала:
Воспитатель: Солодовникова И.Н.
Тейково
2023г.
Занимаясь риторикой дети познавали красоту и силу слова, развивались нравственно, овладевали навыками общения в интеграции с музыкой, с художественной литературой, с фольклором.
Работа строилась с учетом основных принципов педагогики сотрудничества (гуманизация и индивидуализация педагогического процесса)., Дети испытывали трудности в организации различных видов речевой деятельности, культуры речевого поведения, ведь культура речевого поведения- это проявление общей культуры человека. В процессе моей работы дети приблизились к осознанию важных идей - о связи языка и действительности, языка и мышления, о значении культуры речевого поведения в жизни. Дети читая, познают, познавая, рассказывают о том, что узнали, взаимодействуют со сверстниками и взрослым в процессе исследований и обсуждений, что обеспечивает формирование у ребенка целостной картины окружающего мира. Именно поэтому особую роль в моей работе играют те задачи и упражнения, которые развивают в детях критическое восприятие речи - чувство уместности высказывания (как говорят лингвисты, чувство коммуникативной целесообразности). Специальные задания воспитывают внимание к той стороне речи, которая связана с добрым, уважительным отношением к человеку.
Основу темы по самообразованию « Развитие речи - уроки риторики и речевой этикет» составляют два раздела: теория и практика.
В теоретическом разделе давала детям знания об основных речевых жанрах, о роли слова в жизни человека. Теоретические знание передавались детям в доступной форме (беседа - сообщение, показ, видеопутешествие и др.).
Практический раздел способствовал формированию коммуникации детей, развитию правильной речи, голоса и его окраски, громкости, темпа, а также речевого этикета; позитивного, нравственного и эмоционального восприятия видов общения и понимания единства содержания и способов выражения речевой деятельности.
Использовала основные приёмы обучения:
- показ с пояснением;
- игровые приемы;
- организация самостоятельной поисковой деятельности;
- ситуативные, сюжетно-ролевые, игровые задачи, вопросы к детям и др.
Использовала основные виды деятельности на занятиях:
- игровая деятельность;
- познавательно-исследовательская деятельность;
- показ воспитателем особенностей речевой деятельности;
- риторический анализ текстов различных речевых жанров;
- рассматривание изобразительного материала;
- риторические игры;
- пятиминутки речевой гимнастики;
- импровизационные игровые задачи;
- психолого-эмоциональная разгрузка (физкультминутки)и др.
Особенностью программы является идея обогащения знаниями и развития риторических навыков дошкольника для успешных занятий, так как это должно способствовать наиболее полному усвоению понятийных и инструментальных знаний детей, повышению их заинтересованности к овладению речевым этикетом и правильной хорошей речью.
В практической части ребята учились своим трудом добывать знания. В этот момент происходил процесс слияния творческой деятельности педагога и детей. И как результат - сотворчество, высшая ступень развития и становления совместной творческой деятельности.
У ребят развивался уникальный человеческий дар - дар слова, который поможет детям осмысливать свою речевую практику, чтобы на этой основе дать возможность пойти им вперед в овладении умением общаться.
Работа была направлена на развитие активной речевой деятельности ребенка (общения, культуры речевого поведения, творческого воображения и литературных способностей). В дальнейшем это позволит детям успешно освоить мир человеческих отношений.
Основными достижениями работы являются, во-первых, успехи ребят в развитии речи, во-вторых, умения и навыки речевой деятельности, которая способна кардинально преобразить речь ребенка.
Главным итогом проведённой работы по самообразованию была театральная постановка сказки «Дюймовочка», в которой принимали участие и дети и родители. Целью и задачей было:
- Воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу, проявлять
терпение, умение обращаться за помощью. Закрепить правила поведения в театре.
- Развивать логическое мышление.
- Продолжать учить детей подбирать слова, определяющие состояние и качество характера героев сказки.
- Продолжать учить передавать эмоциональное состояние героев в обыгрывании эпизода из сказки.
- Активизировать словарь детей за счет различных литературных слов.
Личностно-ориентированная основа деятельности способствует осознанию дошкольником своего отличия от других, своей слабости и силы (речевой, эмоциональной, коммуникабельной, творческой), самостоятельному продвижению в дифференцированном образовании, выборе собственного смысла жизни.
В качестве существенного показателя развития, безусловно, выступает самооценка. От ее уровня зависит активность ребенка, его участие в деятельности коллектива, стремление к самовоспитанию, потому что чувства к самому себе формируются и подкрепляются у детей благодаря реакциям других.
Главным условием для работы над темой является сам педагог - воспитатель. Я выступала в разных качествах: ритор, воспитатель, актер, сказочник и др. Моё живое слово, артистизм, умение наглядно показать речевое мастерство, создать атмосферу общения является примером для детей. Это позволило выявить и развить способности и таланты у дошкольников.
Мероприятия для детей проводила по плану.
Также организовывала работу с родителями и воспитателями по изучению материала по теме.
Для воспитателей давала консультацию на тему: «Общение – как одно из условий воспитания культуры речи».
Для родителей давала консультацию на тему: « Речевая культура ребёнка рождается в семье».
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Котелевская В. В., Анисимова Т.Б. Дошкольная педагогика. Развитие речи и интеллекта в играх, тренингах, тестах. - Феникс, 2007
Метод М.Монтессори в России
Гризик Т. Познавательное развитие детей 4-5 лет. М., 2007
Скажи по-другому/ Речевые игры, упражнения, ситуации, сценарии/Под ред. О.С.Ушаковой. Самара, 2008
Ушакова О.С. Знакомим дошкольников 3-7 лет с литературой. М., 2010
Виды работ по развитию речи. - М.: Министерство просвещения, 2003
Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры. Для развития речи дошкольников. - М.: АСТ. Астрель, 2002
Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Я.: Академия развития. Академия К.,1998
Львов М.Р. Риторика: Учеб. пособие.- М.: Академия. 1995
Репкина Н.В. Что такое развивающее обучение? - Т.: Пеленг, 2003
Методика развития речи. - М.: Просвещение. 2000
Гин А. Приемы педагогической техники: Пособие для учителя.-3-е изд.-М.: Вита Пресс, 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школа для зверей" занятие по развитию речи с использованием приёмов мнемотехники для детей средней группы.
Ход занятия развивается на сюжете сказки (собственное сочинение). Герои сказки появляются в определённой последовательности, после того как дети составят рассказ по мнемо таблице....

Конспект образовательной деятельности по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ Для детей средней группы «Заюшкина избушка» Воспитатель Быченко Н.В. МАДОУ ЦРР детский сад №14 город Кропоткин
Конспект образовательной деятельности по развитию речис использованием технологии ТРИЗДля детей средней группы«Заюшкина избушка» Воспитатель Быченко Н.В.МАДОУ ЦРР детский сад №14...

Занятие по развитию речи "Комочек пуха - длинное ухо" для детей средней группы
В занятии решаются задачи по формированию устной речи и навыков речевого общения у детей среднего возраста с окружающими....

Протокол№2 Родительского онлайн собрания На тему ««Развитие речи в условиях семьи и детского сада».» Средней группы МДОУ «Детского сада «Улыбка» г. Надым
1. Развитие речи в условиях семьи и детского сада. Выступила воспитатель 2. О соблюдении родителями, детьми ПДД. Выступила воспитатель 3. О мерах безопасности на льду в осенне-зимний период ...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи с использованием удмуртского фольклора для детей средней группы «Уроки вежливости»
Данный конспект занятия предназначен для воспитателя средней группы. Занятие по развитию речи с использованием Удмуртского фольклора....

Конспект занятия «Развитие речи и культура речевого общения» для детей средней группы 4-5 лет тема «Птицы»
Конспект занятия....

Доклад с презентацией на тему "Развитие речи и подготовка к обучению грамоте в средней группе"
Доклад с презентацией на тему "Развитие речи и подготовка к обучению грамоте в средней группе"...




