Конспект экскурсии в музей казачества для старшей группы «Знакомство с жилищем донских казаков»
план-конспект занятия (старшая группа)

Цель: знакомить детей с укладом жизни казаков, расширять представления о казачестве, самобытности, культуре, традициях этого народа.

Расширять кругозор детей и обогащать словарный запас, формировать у детей чувство любви к Родине, интерес и уважение к людям, которые живут рядом.

Задачи: 1. Познакомить детей историей жилища людей на Дону.

2. Познакомить с внутренним убранством куреня,

3. Учить знать и загадывать загадки (чем славится плодородная земля Дона)

Словарная работа: Курень, хата, саман, кувшин, чугунки, скалка, макитра, утварь, предки, потомки.

Наглядность: Иллюстрации и макет куреня внешнего и внутреннего убранства куреня; иллюстрации, сундук с предметами казачьего быта (кувшин, скалка, утюг, рубаха, тарелка, плошка); поднос с муляжами (виноград, подсолнух, колос пшеницы).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида второй категории № 56 “Улыбка”

Конспект экскурсии в музей казачества для старшей группы «Знакомство с жилищем донских казаков»

Как устроен традиционный казачий дом — курень | Пикабу

Воспитатели : Данчук Е. Ю

Елисеева О. Г

Белая Калитва

2025

Конспект экскурсии в музей казачества для старшей группы «Знакомство с жилищем донских казаков»

Цель: знакомить детей с укладом жизни казаков, расширять представления о казачестве, самобытности, культуре, традициях этого народа.

Расширять кругозор детей и обогащать словарный запас, формировать у детей чувство любви к Родине, интерес и уважение к людям, которые живут рядом.

Задачи: 1. Познакомить детей историей жилища людей на Дону.

2. Познакомить с внутренним убранством куреня,

3. Учить знать и загадывать загадки (чем славится плодородная земля Дона)

Словарная работа: Курень, хата, саман, кувшин, чугунки, скалка, макитра, утварь, предки, потомки.

Наглядность: Иллюстрации и макет куреня внешнего и внутреннего убранства куреня; иллюстрации, сундук с предметами казачьего быта (кувшин, скалка, утюг, рубаха, тарелка, плошка); поднос с муляжами (виноград, подсолнух, колос пшеницы).

Ход экскурсии:

Воспитатель:

Очень часто с событиями

И с суетою дней,

Старины своей не помним мы,

Забываем мы о ней.

Хоть и более привычны

Нам полеты на Луну,

Вспомним старые обычаи,

Вспомним нашу старину

  1. Рассказ и рассматривание иллюстраций жилищ древних людей Дона. -Это было давным-давно. Много лет назад на Дону жили древние люди. Сначала они жили в пещерах. Затем они научились строить жилище из костей и шкур животных. Позже люди стали утеплять свое жилье. Они стали строить жилища, обмазанные глиной с крышей из соломы и камыша. Шло время, так и жили люди в таких своих жилищах. Земля была покрыта степями, заросшими густой травой. Над степями царили белоголовые орлы. В реке водилось много рыбы. И построили люди много станиц по всей земле Донской и стали звать себя казаками донскими.

Ребята, знаете ли вы, как назывались жилища казаков? (ответы детей) Первые жилища казаков, землянки, строились на скорую руку, их обносили плетнём, вдоль сажали кусты терновника и насыпали земляной вал. Казаки не заботились о красоте имущества и жизненном удобстве своих жилищ. При нашествии сильного врага казаки без сожаления оставляли свои жилища, а потом за неделю выстраивали новые. Шли годы, казаки больше общались с русскими, украинцами. Каждый год 2 раза ездили они в Москву. Проезжая по русской земле, казаки знакомились с бытом и жизнью русских людей, да и многие были родом из России. Казаки заимствовали элементы быта. Да и спокойнее стало на Дону, прекратились нападения со стороны кочевых народов, у них образовались государства. Казаки могли теперь устраивать свой быт. А потом стали строить деревянные дома, называвшиеся куренями. Этот термин, как считают некоторые историки, происходит от монгольского «куря» - стойбище, круг; да и расположение в таком доме шло по кругу, вокруг печки. Курень — исключительно удобное жилище в условиях Дона с его жарким летом и недлинной зимой. Курени строились по берегам Дона, который иногда разливался. Поэтому курень имел высокий фундамент (каменный). Его называли «подклеть» или «низы». Второй этаж — из деревянных брёвен, которые затем обшивались досками и окрашивались в зелёный, синий, жёлтый цвета, первоначальным назначением которого было держать оборону во время внезапных набегов. Иногда вместо досок курень обмазывали глиной. В курень можно было попасть, поднимаясь по закрытому со всех сторон балкону-галерее, куда вела внешняя лестница с парадным резным крыльцом с навесом наверху. Окна закрывались ставнями, которые запирались изнутри. На окнах, украшенных резными наличниками, стояли горшки с цветами. Курень — очень удобное жилище. Летом первый этаж используется как жильё. В жару там прохладно, а зимой используется для хранения продуктов и как хозяйственное помещение, а люди живут «в верхах».

На Дону до сих пор сохранился и более простой тип жилья — хата. Хата имела сени, кладовую; первая комната служила кухней, вторая большая — горницей. Такие хаты строили двумя разными способами. На нижнем Дону — из самана, точнее из самодельных саманных больших кирпичей — блоков. Для их изготовления смешивали солому и глину, формировали по стандарту блоки и из них складывали хату. Затем хата обмазывалась вручную снаружи и изнутри глиной и белилась. Крышу делали из камыша или чакана (рогоз широколистный). В хате было прохладно летом и тепло зимой. Саманные хаты стоят достаточно долго (лет по 100).

На Верхнем Дону такие дома делали набивом, для чего делали каркас из дерева — «козлы», между которыми набивали землю, перемешанную с соломой (как в самане). Чтобы курени были еще красивей, казаки возле них сажали сады, яркие цветы. Так и жили казаки: сеяли хлеб, растили детей, а самое главное – охраняли границы от врагов. Донские курени отличались чистотой и на-рядностью и утопали в цветах, которые выращивали казачки. В чистоте содержались и усадьбы казаков: дворы с амбарами и сараями, скотные дворы-базы. Во дворе обязательно была летняя печь или летняя кухня, на заднем дворе устраивали, как правило, три отдельных загона — для коров, быков, овец. Для лошадей строили отдельную саманную или деревянную конюшню, для свиней — «свинник». За задним двором находились огород и сад. Рядом с домом или во дворе рыли колодцы. Дворы огораживали заборами из плетня или дикого камня. Строительство в станицах казачьих велось по плану. В центре станицы площадь, церковь, школа.

2. Рассказ и рассматривание иллюстраций «Внутреннее убранство казачьего куреня».

А теперь посмотрим внутреннее убранство куреня. (Дети рассматривают иллюстрации с внутренним убранством куреня). Вот кровать, стол, лавка, печка, одежда казака, сундук.

Полы часто были земляные, и их приходилось регулярно обмазывать жидкой глиной (раз в неделю, выравнивая выбоины и связывая образующуюся пыль. Полы застилали половиками ручной работы. В доме в первой комнате (кухне) сбивали русскую печь, в которой готовили еду. На припечке же спали дети или старики. Стены зала украшались персидскими коврами и были увешаны оружием и сбруей: ружья, сабли (шашки, кинжалы, пояса с серебряными пряжками. Богатство парадной сбруи зависело от состоятельности хозяина дома. В первой комнате, прихожей, стояли топчан и табурет с ведром воды, а над топчаном висела жердочка для полотенца. В следующей комнате, стряпной, была печь-грубка, вдоль стен стояли лавки, в углах – полочки, заполненные различной кухонной утварью. В третьей комнате, горнице или зале, которая, несмотря на скромную обстановку, всегда имела нарядный вид, принимали и потчевали гостей, служили молебны, панихиды. В горнице, в красном углу, находились иконы, в простенке, между окнами, стоял стол, накрытый скатертью. В одном углу – горка с красиво расставленной посудой, на полу стоял сундук, окованный железом – «скрыня». На стенах развешивали сбрую, оружие – шашки, сабли, ружья, пистолеты, иногда старинные, переходившие от дедов и прадедов. Интерьер также украшался предметами персидского и турецкого производства: шёлк, ковры, шкуры, инкрустированная посуда, оружие, зеркала в нарядных рамках, а также традиционными изделиями донских промыслов: гончарно-керамическими, кожевенными, медными. Внутри всех типов жилищ вдоль стен располагались лавки. В домах состоятельных казаков ставилось несколько стульев у одной из стен (или из обычного дерева, или резные с высокими спинками из ценных пород деревьев). Возле двери стоял подставчик (постав) — шкаф для размещения посуды со стеклянными дверцами, через которые хорошо видна расставленная в порядке «гостевая» посуда. Из залы дверь вела в спальни: общую и спальню хозяев, где стояла большая кровать с горой перин и подушек из приданого хозяйки. В переднем, красном углу находились иконы.

3. Рассказ и показ предметов домашней утвари, одежды казака, казачки.

Как вы думаете, что может храниться в сундуке? (ответы детей).

- Что нам думать и гадать, у меня есть похожий сундук, давайте мы его откроем.

- Ой, чего здесь только нет! (воспитатель достает кувшин). - Дети, что это? (кувшин) - определите, из чего сделан кувшин? (дать потрогать) - Правильно, он сделан из глины. А если немного пофантазировать, то можно ощутить тепло рук мастера, сделавшего этот кувшин. Глину брали у реки. Сначала глину долго месили босыми ногами, потом мяли руками. Готовую форму кувшина обжигали в жарко натопленной камышом печи. Этот кувшин служил очень долго. В нем хранили молоко, мед, воду. Летом в жару в кувшины наливали квас, молоко, узвар, так называли казаки компот из фруктов, и опускали в прохладный погреб.

- А это посуда (достаю старинную тарелку). Мастера вручную расписывали ее яркими богатыми узорами. Часть посуды молодая хозяйка приносила в дом мужа вместе с приданым. Всегда под рукой у хозяйки – плошки разных размеров, чугунки, сковороды, глиняные макитры (показываю рисунок макитры). Макитры использовали для хранения крупы, в них замешивали тесто, укладывали пирожки и хлеб. Казачки бережно относились к домашней утвари, после приготовления начищали чугунки. Мыли глиняную посуду и расставляли ее на полках.

- Казачки очень любили наряжаться на праздники. Рубашка сшита из тонкой ткани, украшена вышивкой. Казачки надевали рубашку, платок, юбку, бусы и были очень красивыми (рассматривают иллюстрацию казачки и казака).

Одевались казаки нарядно и красиво: их повседневной одеждой были штаны-шаровары, рубахи и кафтаны из толстого сукна. Праздничная одежда шилась из шелка и бархата.

Казачки сами расшивали свою одежду вечерами. Электричества раньше не было, а горела вот такая лампа (достаю из сундука, даю детям для рассмотрения).

Лампа сделана из металла. В нее наливают керосин. Зажигают фитиль и надевают стеклянную колбу.

- Что же еще в сундуке? (достаю скалку).

Казачки были хозяйками, они догадались, что деревянной скалкой можно не только тесто раскатывать, но и гладить свежевыстиранное белье. Позже появился утюг.

- Посмотрите какой! (ставлю на стол утюг)

- Из чего он сделан? Дети: Он сделан из железа. Его сделал кузнец. В утюг клали угли, ими раскаляли его на печи и гладили белье.

Воспитатель: Вот какая история у этих вещей. Мы будем их хранить как память о предметах быта наших предков.

- Наша донская земля очень богата и плодородна, казаки издавна научились возделывать землю и земля дарила богатые урожаи зерна, овощей и фруктов. Отгадывание загадок

Дети, давайте отгадаем загадки о том, чем славится плодородная донская земля. (Дети отгадывают загадки и находят на подносе виноград, колос пшеницы, подсолнух).

1. Гроздья белые висят –

Это спелый (виноград)

2. Вырос в поле дом, Полон зерном, Стены позолочены, Ставни заколочены, Ходит дом ходуном На столе золотом. (колос пшеницы)

3. Желтый Антошка Вертится на ножке, Где солнце стоит, Туда он и глядит (подсолнух).

Итог : Сегодня наше путешествие в прошлое заканчивается. А завтра… Завтра вы отправитесь в гости к своим прабабушкам. У них дома вы непременно найдете какой-нибудь предмет старины, и не важно, что это – вышитое рубаха или глиняный горшок, старинная семейная фотография или книга. Главное – это ваша история, история вашей семьи. Это ваше прошлое, пуская любая мелочь будет драгоценностью. И одна старая бусинка, один листок из пожелтевшей от времени книги раскроют перед вами свои сокровища. И будем помнить: МНОГИЕ ИЗ НАС - ПОТОМКИ ТЕХ САМЫХ СИЛЬНЫХ И ТАЛАНТЛИВЫХ КАЗАКОВ, СОЗДАВШИХ СВОИМ УПОРНЫМ ТРУДОМ СЛАВНУЮ ДОНСКУЮ ЗЕМЛЮ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ занятия по развитию речи в старшей группе. ТЕМА: «Национальная одежда донского казака и казачки»

Целью занятия является: формирование знаний детей об одежде донских казаков, её назначении, названии, разных её частях; развитие интереса у детей к национальным костюмам, орнаменту на одежде. ...

Конспект экскурсии в природу для детей старшей группы.

                Конспект экскурсии в природу  для детей старшей группы.Тема: Экологическая тропа.Цель:  В игровой форме продолжить наблюдение з...

Конспект экскурсии на пруд с детьми старшей группы

Конспект экскурсии на пруд с детьми старшей группы«Что мы увидели на пруду ...»Задачи.1.     Продолжать учить детей замечать те изменения, которые происходят на водоеме.2....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме: Ознакомление с портретом «Экскурсия в музей русского портрета» (старшая группа)

Данный конспект рассчитан на воспитание в детях чувства прекрасного, любви  к  искусству через изобразительное искусство, музыку, поэзию, закрепление представления детей о жанрах живописи (п...

Конспект экскурсии в музей казачества

Конспект экскурсии в музей казачества в ДОУ...

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе "Знакомство с историей и культурой казаков"

Конспект НОД  по познавательному развитию в старшей группе "Знакомство с историей и культурой казаков"...