Консультация для воспитателей «Формирование гендерной идентичности в современных условиях»
консультация

Белова Татьяна Владимировна

«Формирование гендерной идентичности в современных условиях»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gendernoe_vospitanie.docx19.04 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад «Аленка»

«Формирование гендерной идентичности в современных условиях»

Подготовила: старший воспитатель

Белова Т.В.

п. Тюльган

ГЕНДЕР социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и  включающий в себя психологические, социальные и культурные  отличия  между  мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками). 

Гендерное воспитание- это организация педагогического процесса с учётом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации.

Проблема воспитания и обучения ребёнка в соответствии с его полом является актуальной  задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Социальные изменения происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин. Сейчас уже не считается из ряда вон выходящим курение и сквернословие представительниц прекрасного пола, многие из них стали занимать лидирующее положение среди мужчин, стираются границы между «женскими» и «мужскими» профессиями. Некоторые мужчины, в свою очередь, утрачивают способность  играть правильную роль в браке, из «добытчиков» они постепенно превращаются в  «потребителей», а все обязанности по воспитанию детей они перекладывают на женские плечи.

Содержание игр детей также вызывает тревогу: дети демонстрируют модели поведения, не соответствующие полу ребёнка, не умеют  договариваться в игре, распределять роли. Кроме того, в процессе трудовой деятельности, дети не умеют самостоятельно распределять обязанности с  с учётом пола партнёра. Мальчики не проявляют  желания прийти на помощь девочкам, тогда, когда была нужна физическая сила, а девочки не спешат помогать мальчикам там, где нужна тщательность и аккуратность. Диагностическое обследование  по определению уровня сформированности  полоролевой социализации детей выявило низкий уровень знаний по данному вопросу. Беседы с родителями, их анкетирование и тестирование показало, что знания родителей об особенностях воспитания мальчиков и девочек минимальны, дети часто воспитываются по принципу «так, как воспитывали  меня».

Восточная мудрость гласит: «Дети – это не дети своих родителей. Это дети своего времени».

Причины:

- преобладание неполных семей;

- главенствующая роль матери в семье;

- пассивное участие мужчин в воспитании детей;

- отсутствие культуры взаимоотношений мальчиков и девочек;

- низкий процент мужчин – педагогов и т. д.

Надо сказать, что в современном обществе воспитывают только женщины. А когда-то  в России воспитание детей осуществлялось мягко и естественно. Девочек воспитывали мамы и няни. Мальчиков с трех лет воспитывали папы или гувернеры.

Физиологи, психологи и педагоги считают, что формирование гендерной устойчивости зависят от характера родительских установок семейного поведения и от воспитания в дошкольном образование. Необходимо тесное сотрудничество с родителями.

Со временем меняются восприятие и педагогическое мышление взрослых: от полного отторжения идеи полового просвещения родительской и педагогической общественностью до разработки и апробации экспериментальных методик и программ, реализующих современный гендерный подход.

Гендерное развитие детей должно быть направлено на то, чтобы гендерная идентичность формировалась у ребенка вовремя и не было подобных несоответствий:

  • Ребенок не должен предпочитать все время игрушки и игровые роли противоположного пала;
  • Активность в выраженном желании изменить свои пол и имя должны насторожить взрослых;
  • Ребенок в своих снах в норме видит себя идентичным своему полу;
  • Стремление одеваться и вести себя по типу противоположного пола тоже может свидетельствовать о проблемах с  гендерной  идентификацией.

Всё это позволяет  сделать вывод о необходимости создания в ДОУ условий для гендерной социализации  дошкольников. Мы уверены: социальное осознанное воспитание необходимо начинать с детского сада, с момента, когда ребёнок начинает различать пол.

Гендерность в ДОУ

В раннем дошкольном детстве у детей всех стран начинает формироваться гендерная идентичность. К 2 годам дети узнают, что есть на свете  два пола, и потихоньку начинают понимать, кто они – мальчик или девочка.

После 4-х лет начинает формироваться гендерная устойчивость: ребенок осознает, что мальчик будет мужчиной, а девочка – женщиной. И эта принадлежность к полу сохранится, независимо от жизненной ситуации или пожеланий малыша.

Гендерность в детском саду предстоит сформировать. В 3 года дети редко могут четко определить свой пол. На утреннике им сложно выстроиться в две группы: мальчики отдельно, девочки отдельно.

Наблюдения за детьми могут нам подсказать, что дети не приемлют в своем гендерном сообществе стереотипных нарушений поведения. Дети, начиная с 3-х лет, подкрепляют типичное или возмущаются нетипичному для данного пола поведению.  Интересно, что сверстники в детском саду влияют на поведение мальчика и осуждают проявление женских черт. Мальчиков, которые не умеют быть мальчишками, отвергают мальчики, но радостно принимают девочки, и наоборот.

Создание развивающей среды для гендерного развития.

Образовательную среду в детском саду создаём с учётом  возрастных возможностей детей, зарождающихся половых склонностей и интересов и конструируем её таким образом, чтобы  ребёнок в  течение дня мог найти для себя увлекательное дело, занятие.

Среда является одним из основных средств развития личности ребёнка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно- пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и т.п), но и является основой для самостоятельной деятельности с учётом гендерных  особенностей. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование  отдельных элементов её с учётом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребёнка.

В дошкольном возрасте основной вид деятельности – игра. В сюжетно- ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, ребёнок принимает на себя роль и действует в соответствии с принятой ролью. В игре можно увидеть,  как заметно различаются мальчики и девочки. Девочки предпочитают  игры на семейно-бытовые темы, а мальчики шумные, наполненные движениями. В группах нашего детского сада созданы условия для игр «пожарных», «моряков», «Военных» и др. Для девочек – «Салон красоты», «Кукольный уголок» со всеми необходимыми аксессуарами. При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей считаем преодоление разобщённости между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки - женские.

   Конструктивная деятельность  одно из любимых занятий как мальчиков так и девочек. А особенно любят заниматься с конструкторами мальчишки.  В каждой группе оборудуется уголок конструирования с различными видами конструкторов. Каких только конструкторов там нет: начиная от крупных напольных до мелких различных видов и назначений. В уголках конструирования  имеются  образцы построек, мелкие игрушки для обыгрывания.

 

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование гендерной идентичности старших дошкольников средствами народной культуры в условиях ДОУ

Компьютерная презентация на тему: "Формирование гендерной идентичности старших дошкольников средствами народной культуры в условиях ДОУ...

Консультация на тему: «Формирование гендерной идентичности детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения»

Консультация на тему:«Формирование гендерной идентичности детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения»...

Программа деятельности инновационной площадки по проблеме "Формирование гендерной идентичности у старших дошкольников в условиях введения ФГОС ДО"

Программа раскрывает цели, задачи и этапы инновационной деятельности дошкольного учреждения по формированию гендерной компетентности старших дошкольников в соответсвии с требованиями ФГОС ДО, отражает...

Формирование гендерной идентичности у дошкольников в условиях детского сада (из опыта работы)

Проблема формирования гендерной идентичности детей в дошкольных учреждениях сегодня актуальна как никогда. Всё больше педагогов и психологов стали задумываться о необходимости дифференцированного подх...

Консультация для воспитателей «Развитие личности ребенка в современных условиях, с учетом гендерного воспитания»

МАДОУ «Детский сад № 34» г.о.Химки Консультация для воспитателейТема: «Развитие личности ребенка в современных условиях, с учетом гендерного воспитания»  Подгото...

Презентация консультации для воспитателей: "ФОП ДО: реализация в современных условиях обновления образования"

Цель консультации: совершенствование профессиональных компетенций педагогов дошкольного образования в сфере разработки и реализации образовательной программы в соответствии с современными требованиями...