Консультация для воспитателей «Формирование гендерной идентичности в современных условиях»
консультация
«Формирование гендерной идентичности в современных условиях»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.04 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад «Аленка»
«Формирование гендерной идентичности в современных условиях»
Подготовила: старший воспитатель
Белова Т.В.
п. Тюльган
ГЕНДЕР – социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками).
Гендерное воспитание- это организация педагогического процесса с учётом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации.
Проблема воспитания и обучения ребёнка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Социальные изменения происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин. Сейчас уже не считается из ряда вон выходящим курение и сквернословие представительниц прекрасного пола, многие из них стали занимать лидирующее положение среди мужчин, стираются границы между «женскими» и «мужскими» профессиями. Некоторые мужчины, в свою очередь, утрачивают способность играть правильную роль в браке, из «добытчиков» они постепенно превращаются в «потребителей», а все обязанности по воспитанию детей они перекладывают на женские плечи.
Содержание игр детей также вызывает тревогу: дети демонстрируют модели поведения, не соответствующие полу ребёнка, не умеют договариваться в игре, распределять роли. Кроме того, в процессе трудовой деятельности, дети не умеют самостоятельно распределять обязанности с с учётом пола партнёра. Мальчики не проявляют желания прийти на помощь девочкам, тогда, когда была нужна физическая сила, а девочки не спешат помогать мальчикам там, где нужна тщательность и аккуратность. Диагностическое обследование по определению уровня сформированности полоролевой социализации детей выявило низкий уровень знаний по данному вопросу. Беседы с родителями, их анкетирование и тестирование показало, что знания родителей об особенностях воспитания мальчиков и девочек минимальны, дети часто воспитываются по принципу «так, как воспитывали меня».
Восточная мудрость гласит: «Дети – это не дети своих родителей. Это дети своего времени».
Причины:
- преобладание неполных семей;
- главенствующая роль матери в семье;
- пассивное участие мужчин в воспитании детей;
- отсутствие культуры взаимоотношений мальчиков и девочек;
- низкий процент мужчин – педагогов и т. д.
Надо сказать, что в современном обществе воспитывают только женщины. А когда-то в России воспитание детей осуществлялось мягко и естественно. Девочек воспитывали мамы и няни. Мальчиков с трех лет воспитывали папы или гувернеры.
Физиологи, психологи и педагоги считают, что формирование гендерной устойчивости зависят от характера родительских установок семейного поведения и от воспитания в дошкольном образование. Необходимо тесное сотрудничество с родителями.
Со временем меняются восприятие и педагогическое мышление взрослых: от полного отторжения идеи полового просвещения родительской и педагогической общественностью до разработки и апробации экспериментальных методик и программ, реализующих современный гендерный подход.
Гендерное развитие детей должно быть направлено на то, чтобы гендерная идентичность формировалась у ребенка вовремя и не было подобных несоответствий:
- Ребенок не должен предпочитать все время игрушки и игровые роли противоположного пала;
- Активность в выраженном желании изменить свои пол и имя должны насторожить взрослых;
- Ребенок в своих снах в норме видит себя идентичным своему полу;
- Стремление одеваться и вести себя по типу противоположного пола тоже может свидетельствовать о проблемах с гендерной идентификацией.
Всё это позволяет сделать вывод о необходимости создания в ДОУ условий для гендерной социализации дошкольников. Мы уверены: социальное осознанное воспитание необходимо начинать с детского сада, с момента, когда ребёнок начинает различать пол.
Гендерность в ДОУ
В раннем дошкольном детстве у детей всех стран начинает формироваться гендерная идентичность. К 2 годам дети узнают, что есть на свете два пола, и потихоньку начинают понимать, кто они – мальчик или девочка.
После 4-х лет начинает формироваться гендерная устойчивость: ребенок осознает, что мальчик будет мужчиной, а девочка – женщиной. И эта принадлежность к полу сохранится, независимо от жизненной ситуации или пожеланий малыша.
Гендерность в детском саду предстоит сформировать. В 3 года дети редко могут четко определить свой пол. На утреннике им сложно выстроиться в две группы: мальчики отдельно, девочки отдельно.
Наблюдения за детьми могут нам подсказать, что дети не приемлют в своем гендерном сообществе стереотипных нарушений поведения. Дети, начиная с 3-х лет, подкрепляют типичное или возмущаются нетипичному для данного пола поведению. Интересно, что сверстники в детском саду влияют на поведение мальчика и осуждают проявление женских черт. Мальчиков, которые не умеют быть мальчишками, отвергают мальчики, но радостно принимают девочки, и наоборот.
Создание развивающей среды для гендерного развития.
Образовательную среду в детском саду создаём с учётом возрастных возможностей детей, зарождающихся половых склонностей и интересов и конструируем её таким образом, чтобы ребёнок в течение дня мог найти для себя увлекательное дело, занятие.
Среда является одним из основных средств развития личности ребёнка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно- пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и т.п), но и является основой для самостоятельной деятельности с учётом гендерных особенностей. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных элементов её с учётом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребёнка.
В дошкольном возрасте основной вид деятельности – игра. В сюжетно- ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, ребёнок принимает на себя роль и действует в соответствии с принятой ролью. В игре можно увидеть, как заметно различаются мальчики и девочки. Девочки предпочитают игры на семейно-бытовые темы, а мальчики шумные, наполненные движениями. В группах нашего детского сада созданы условия для игр «пожарных», «моряков», «Военных» и др. Для девочек – «Салон красоты», «Кукольный уголок» со всеми необходимыми аксессуарами. При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей считаем преодоление разобщённости между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки - женские.
Конструктивная деятельность одно из любимых занятий как мальчиков так и девочек. А особенно любят заниматься с конструкторами мальчишки. В каждой группе оборудуется уголок конструирования с различными видами конструкторов. Каких только конструкторов там нет: начиная от крупных напольных до мелких различных видов и назначений. В уголках конструирования имеются образцы построек, мелкие игрушки для обыгрывания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование гендерной идентичности старших дошкольников средствами народной культуры в условиях ДОУ
Компьютерная презентация на тему: "Формирование гендерной идентичности старших дошкольников средствами народной культуры в условиях ДОУ...
Консультация на тему: «Формирование гендерной идентичности детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения»
Консультация на тему:«Формирование гендерной идентичности детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения»...

Программа деятельности инновационной площадки по проблеме "Формирование гендерной идентичности у старших дошкольников в условиях введения ФГОС ДО"
Программа раскрывает цели, задачи и этапы инновационной деятельности дошкольного учреждения по формированию гендерной компетентности старших дошкольников в соответсвии с требованиями ФГОС ДО, отражает...

Формирование гендерной идентичности у дошкольников в условиях детского сада (из опыта работы)
Проблема формирования гендерной идентичности детей в дошкольных учреждениях сегодня актуальна как никогда. Всё больше педагогов и психологов стали задумываться о необходимости дифференцированного подх...

Консультация для воспитателей «Развитие личности ребенка в современных условиях, с учетом гендерного воспитания»
МАДОУ «Детский сад № 34» г.о.Химки Консультация для воспитателейТема: «Развитие личности ребенка в современных условиях, с учетом гендерного воспитания» Подгото...

Консультация для педагогов «Формирование гендерной идентичности детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения»
Консультация для педагогов...

Презентация консультации для воспитателей: "ФОП ДО: реализация в современных условиях обновления образования"
Цель консультации: совершенствование профессиональных компетенций педагогов дошкольного образования в сфере разработки и реализации образовательной программы в соответствии с современными требованиями...
