Сказкотерапия в детском саду: как использовать сказки в воспитании.
материал (средняя группа)
В современной дошкольной педагогике особое внимание уделяется разработке новых подходов, методов и форм организации образовательного процесса для эффективного развития и воспитания детей.
Исследования специалистов в области дошкольной педагогики доказали,что сказкотерапия является эффективным методом решения воспитательных задач у детей дошкольного возраста. Это объясняется тем, что данный возрастной период является сензитивным для формирования нравственных качеств, эмоционального интеллекта и социальных навыков, а сказка ,как образная и доступная форма, позволяет мягко и естественно воздействовать на личность ребёнка.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Сказкотерапия в детском саду: как использовать сказки в воспитании.
Д. Родари писал: «Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может
помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение».
Я как воспитатель, полностью согласна с данным высказыванием.
Сказка - это не просто волшебный мир ,где оживают чудеса и добро всегда побеждает зло . Это мощный инструмент психологической поддержки, воспитания и развития ребёнка, который активно применяется в современной педагогике и психологии и носит название- сказкотерапия. Суть данного метода- использование сказки как рабочего инструмента.
Сказкотерапия особенно востребована в детском саду, так как соответствует ключевым потребностям ребёнка 3-5 лет. В этом возрасте первостепенную роль играет социализация ребёнка и приобретение положительного опыта в коммуникации со сверстниками.
В возрасте 4-5 лет ребёнок с увлечением погружается в сказочные сюжеты, стремится активно участвовать в них, помогать героям и видеть реальный результат своих действий. Поскольку не всегда можно включать действия ребёнка в готовые сказочные сюжеты, можно использовать альтернативный метод- помочь детям визуализировать сказочных персонажей в реальной жизни.
Единая целостность создания иллюстрации к сказкам с обсуждением сказочных моментов в сфере дошкольного образования в полной мере отражает задачи федерального государственного образовательного стандарта:
Создание условий для усвоения детьми дошкольного возраста норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные устои.
Сказкотерапия может быть использована по отношению к любому нормально развивающемуся ребёнку дошкольного возраста. При этом данный вид терапии также создаёт условия для работы с детьми, имеющими поведенческие нарушения, особенности в психофизическом и эмоционально- волевом развитии. Это дети с нарушением слуха, зрения, речи и др.
Функции сказкотерапии:
− сказкотерапия может вернуть ребёнка в состояние целостного восприятия мира. Позволяет мечтать, активизировать творческие возможности, сообщает важные сведения о мире, о человеческих взаимоотношениях;
− сказкотерапия формирует различные образцы поведения героя;
− формирует представления о жизненных явлениях и социальных нормах, принятых в обществе.
Сказка играет ключевую роль в жизни ребёнка. Её влияние на эмоциональное, познавательное и социальное развитие дошкольника велико.
Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева выделяет следующие типы сказок:
- Художественные (народные и авторские).
- Дидактические (для подачи учебного материала).
- Психокорррекционные (для мягкого влияния на поведение ).
- Психотерапевтические (ракрывающие глубинный смысл).
Используя данный метод в детском саду мы реализуем следующие задачи:
- развиваем фантазию и воображение;
- совершенствуем умение выражать свои мысли;
- развиваем эмпатию и т.д.
К каждой задаче мы подбираем соответствуют конкретные методы сказкотерапии, с учётом возраста дошкольника.
Рассмотрим наиболее встречающиеся :
- Рассказывание и обсуждение сказок,рисование сказочных сюжетов.
- Сочинение собственных сказок.
- Изготовление кукол и декораций.
- Драматизация и театрализация.
Для успешного проведения сказкотерапии самостоятельно необходимо соблюдать ряд правил, иначе эффективность может значительно снизиться.
Знакомство ребёнка со сказкой должно быть дозированным. Сначала это может быть просто рассматривание иллюстраций к сказке и знакомство с её героями. Затем описание и анализ поступков героев. После чего выражение своего отношения к героям сказки и их поступкам, а также определение правильной модели поведения.
Огромное значение имеет непосредственное общение между ребёнком и взрослым, поэтому крайне важно, чтобы у взрослого было определённое эмоциональное отношение к содержимому своего рассказа. Взрослый должен передавать настоящие чувства, подлинные эмоции.
Во время рассказа необходимо, чтобы ребёнок имел возможность наблюдать мимику и жесты рассказчика, выражение глаз, иметь визуальный контакт со взрослым. Нельзя, чтобы во время рассказа возникали длительные паузы. Также стоит обратить внимание на создание сказочной ситуации.
Главное- создать атмосферу доверия, чтобы ребёнок не чувствовал, что вы пытаетесь у него что-то выведать. Нужно выбрать удобный момент. Если в семье ребёнка принято рассказывать сказки, ребёнок сам может попросить вас об этом.
Старайтесь не комментировать ответы ребёнка- просто внимательно слушайте. Запомните или запишите их,чтобы потом проанализировать.
Взрослый должен построить сказку вокруг ситуации,отражающей актуальную проблему ребёнка, но передать её через сказочные образы и метаморфозы. Сюжет не должен быть прямым отражением реальности- лучше, если он будет лишь отдалённо перекликаться с ней.
Внимательно наблюдайте за реакцией ребёнка во время сказки. Если вы замечаете что,он проявляет беспокойство, прерывает рассказ, неожиданно бледнеет или краснеет, или отказывается отвечать на вопрос - всё это может указывать на то, что сказка затронула для него особенно острую или болезненную тему.
В течение каждого занятия наблюдайте за динамикой эмоционального состояния ребёнка. В конце каждого занятия можно провести тест "Раскрась свои чувства". Постоянно поддерживайте контакт с родителями.
Дети, как и взрослые, все разные. К каждому нужно подобрать свой ключик. Способность ребёнка удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях – это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта (Э. Фромм).
Используя комбинацию различных методов сказкотерапии можно помочь ребёнку проработать множество ситуаций, с которыми он столкнётся в будущем. Это не только расширяет его восприятие мира., но и развивает гибкость в общении с другими.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сказкотерапия в детском саду
Доклад. Теория сказкотерапии, особенности применения в детском саду, значение....

Статья "Занятия сказкотерапией в детском саду "
педагогические размышления на тему " занятия в детском саду сказкотерапией"...

Этапы педагогического взаимодействия детского сада и семьи в физическом воспитании дошкольников на базе МАДОУ ДСКВ «Сказка» (в рамках эксперимента)
Этапы педагогического взаимодействия детского сада и семьи в физическом воспитании дошкольников на базе МАДОУ ДСКВ «Сказка» (в рамках эксперимента)...

Сказкотерапия в детском саду
Сказкотерапия в детском дошкольном учреждении занимает особенное место, ведь у детей преобладает абстрактное мышление. А это значит, что информация, переданная посредством ярких образов, наиболее восп...

Презентация "Сказкотерапия в детском саду"
Сказкотерапия в буквальном смысле означает лечение сказкой. Для ребенка вовремя рассказанная сказка значит столько же, сколько и для взрослого психологическая консультация.Основной принцип сказкотерап...

Сказкотерапия в детском саду
Сказкотерапия представляет собой психотерапевтическое направление, где при анализе и использовании образов героев человек может побороть свои страхи, негативные черты личности....

