проект "Полна природа чудесами"
проект (подготовительная группа)

Коротких Татьяна Яковлевна

Актуальность проблемы

Наступили теплые солнечные деньки, природа проснулась от зимней спячки, тишины. Как весело и хорошо в лесу в начале лета, сейчас он зелен, полон разными звуками. Со всех сторон слышится пение птиц в цветах, жужжат пчелы, в траве слышен звон кузнечиков, а в овражке весело тявкают лисята. Кажется, что этот многоголосый хор зверей, птиц, насекомых, звучит от радости, что после холодной зимы наступило благодатное лето, теплое, солнечное. Увы, но это не совсем так. Каждая песенка имеет смысла. Жужжание, кваканье, пересвист, чириканье, является языком между общением друг с другом. С помощью такого родного языка они сообщают что-то друг другу «говорят». И очень внимательно слушают, что «говорят» другие, что происходит вокруг. В лесу без ушей не прожить. Уши помогают спастись от врагов, найти друзей, поймать добычу. Они нужны лягушке и кузнечику, собаке и другим животным. Но все они живут по-разному и уши у них разные, прислушиваться они к разным звукам по-разному. А вот о том, как объясняются друг с другом животные, и о том, какие у кого уши. Мы познакомим детей, ответим на все интересующие их вопросы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_polna_priroda_chudesami_korotkih.docx224.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

“Центр развития ребенка - детский сад № 51”

Проект

«Полна природа чудесами»

Выполнила:

Коротких Татьяна Яковлевна, воспитатель.

Ленинск – Кузнецкий муниципальный округ

2024 год

Содержание

  1. Актуальность проекта
  2. Цели и задачи
  3. Ожидаемый результат
  4. Основные формы проведения работы с детьми
  5. Методы и приемы
  6. 1 этап: подготовительный

2 этап: основной

Тематическое планирование по теме:

«Полна природа чудесами»

           3. Заключительный этап

  1. Литература
  2. Приложение

Рисунки для выставки работ родителей совместно с детьми.

Актуальность проблемы

Наступили теплые солнечные деньки, природа проснулась от зимней спячки, тишины. Как весело и хорошо в лесу в начале лета, сейчас он зелен, полон разными звуками. Со всех сторон слышится пение птиц в цветах, жужжат пчелы, в траве слышен звон кузнечиков, а в овражке весело тявкают лисята. Кажется, что этот многоголосый хор зверей, птиц, насекомых, звучит от радости, что после холодной зимы наступило благодатное лето, теплое, солнечное. Увы, но это не совсем так. Каждая песенка имеет смысла. Жужжание, кваканье, пересвист, чириканье, является языком между общением друг с другом. С помощью такого родного языка они сообщают что-то друг другу «говорят». И очень внимательно слушают, что «говорят» другие, что происходит вокруг. В лесу без ушей не прожить. Уши помогают спастись от врагов, найти друзей, поймать добычу. Они нужны лягушке и кузнечику, собаке и другим животным. Но все они живут по-разному и уши у них разные, прислушиваться они к разным звукам по-разному. А вот о том, как объясняются друг с другом животные, и о том, какие у кого уши. Мы познакомим детей, ответим на все интересующие их вопросы.

Цель проекта: Ознакомление детей с миром общения в природе.

Задачи проекта: 

  • Формировать познавательный интерес в природе к насекомым, животным, птицам.
  • Активировать словарный запас, развивать речь детей.
  • Развивать умение наблюдать за насекомыми, птицами, животными.
  • Воспитывать бережное, чуткое отношение к природе.

Интеграция образовательных областей

Социально-коммуникативное развитие, познавательное, речевое, художественно-эстетическое.

Игровая деятельность: приобретение ребенком навыков на развитие игрового поведения, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.

Речевое развитие: пополнение словарного запаса, составление предложений, умение строить диалог с партнером на заданную  тему, владеть правильной артикуляцией, дикцией.

Социализация: развивать умение общаться с детьми в разных ситуациях, согласовывать свои действия с другими. Развивать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.

Художественно-эстетический вкус: развивать интерес и потребность в творческой деятельности.

Физическое развитие: развитие свободы и выразительности телодвижений, развитие естественных психомоторных способностей.

Участники проекта: Коротких Татьяна Яковлевна, воспитатель. Дети старшего возраста.

Тип проекта: информационно-творческий.

Вид проекта: краткосрочный.

Сроки и место реализации: май, июнь, июль, август 2024 года. МАДОУ “Центр развития ребенка - детский сад № 51”

Ожидаемый результат: у дошкольников формируется устойчивый интерес к наблюдениям в природе. Они понимают, насколько значимы насекомые, птицы, животные в природе, узнают о том, какие у кого уши, как они общаются друг с другом. Общение между собой обитателей природы может помочь друг другу в беде, вызвать желание «пообщаться», найти себе друга. У детей появляется стремление проявлять заботу и сохранение природы, желание помочь маленьким обитателям.

Продукт совместной деятельности: совместное творчество, игры, рекомендации для родителей, выставка рисунков, выполненная совместно с детьми.

Основные формы проведения работ с детьми: занятие, экскурсии, наблюдения.

Методы и приемы: словесные беседа, рассказывание, рассматривание картин, чтение художественной литературы, дидактические игры, игры на развитие двигательных способностей, рассматривание презентаций.

Развивающая среда: подбор: иллюстрационного материала, детской художественной литературы, проектов, материалов для художественной деятельности.

План реализации проекта

1 этап: подготовительный:

  • Изучение темы, мотивация выбора.
  • Постановка и определение целей и задач проекта
  • Подбор художественной литературы иллюстрационного материала, игрового материала, материала для творческой деятельности.
  • Составление тематического планирования.

2 этап: основной:

  • Педагогическая деятельность совместно с детьми в соответствие с тематическим планированием.

Важное место в данной работе является игра и игры с имитацией движений животных, насекомых, птиц со звукоподражанием им. У комаров, мух, пчел усики устроены так, что могут чувствовать звуки. Значит, эти насекомые слушают свои песни не ушами, а усами. А какой язык у животных, насекомых, птиц мы предлагаем детям познакомиться.

Тематическое планирование на тему

«Полна природа чудесами»

п/№

Тема

Содержание

1

Где уши у кузнечика?

Без названия.jpg

В зелёной траве стрекочет зелёный кузнечик, его в траве очень трудно найти, а вот по его песенке найти его не трудно. Как же он так звонко стрекочет?

Если взять расческу и провести ногтями по её зубчикам, она затрещит. У кузнечика на левом крыле полоска зубчиками, как гребешок, а на правом другая полоса, с острым краем. Кузнечик ведёт этим острым краем по гребешку, как ногти, и звучит над травой серебристый, однообразный стрекот. Это значит «Я здесь, я здесь!». И другие кузнечики отвечают «И я здесь, и я здесь!». Но где у кузнечика уши? На голове их нет, кузнечики слышат ногами, их уши – это узкие щёлочки на передних ногах. Когда кузнечик прислушивается, он не голову к звуку поворачивает, а ноги.

2

Песня крыльев

Без названия (2).jpg

Все знают, как поют комары. То слышится тоненький, пронзительный писк, то ли звон. Это летит комар, выставив ноги вперёд, как будто хочет тебя поймать. Летит и зудит: «пищит», сел сразу смолк. Почему? Да потому что, комары «поют» крыльями. Их крохотные крылышки во время полёта бьют по воздуху так быстро, что воздух начинает дрожать, возникает тоненький, пронзительный звук. А в местах, где комаров много, звон множества крыльев сливается в высокое, протяжное гудение. Мы слышим комариное пение, а вот слышат ли комары друг друга? Слышат, но люди об этом узнали совершенно случайно.

Если включить прибор (электрический трансформатор), он гудит так же, как и туча комаров, они слетались на знакомый звук.

3

Как «поют» мухи

Без названия (1).jpg

Комары пищат тоненько - а как «поют» мухи? Они жужжат – потому что крылья у них побольше, чем комариные, и взмахивают они ими реже.

4

осаimages.jpg

пчелаimages (1).jpg

шмель

7ac4f57c2518e3ff136625ceb7f77f1d.jpg

Жужжат крыльями осы, пчёлы, шмели- все по-разному.

Шмель жужжит почти басом: «Жуууу, жуууу»

А похожая на осу муха - журчалка, которая висит в воздухе, как вертолёт, жужжит звонко: «Дззззз, Дззззз».

А так же, как комары, эти насекомые по звуку крыльев отличают своих от чужих.

Но где же у них уши? У комаров, мух, пчёл  усики устроены так, что они могут чувствовать звуки. Значит, эти насекомые слушают песни не ушами, а усами.

5

Концерт в пруду.

LYAGUSHKA.jpg

К середины весны, когда цветут одуванчики, черёмуха в прудах и болотах вечером можно услышать праздничный концерт. Сначала с одной стороны слышится «Куа, куа, куа?», а с другой стороны хором отвечают «Бре-ке-ке, бре-ке-ке, бре-ке-ке. А потом пруд как будто взрывается, каждая квакуша старается петь погромче да покрасивее. Сами певцы лежат  на поверхности воды, раскинув лапы, а в углах рта у них разрываются большущие белые пузыри, которые усиливают звук. Для кого они поют?  Да для других лягушек. Лягушки все вместе собираются только там, где тёплая вода, солнце погрело. В тёплой воде они откладывают икру. Вот и кричат лягушки об этом, но стоит только рядом нарушит тишину – кашлянуть, заговорить сразу наступает тишина, это означает для них, что рядом враг. Слышат лягушки очень хорошо. Где же у них уши?  Уши находятся на голове – это круглые отверстия, затянутые тонкой кожицей, барабанной перепонкой. От звука она дрожит, и эту дрожь чувствуют специальные слуховые нервы.

6

Что «говорит» змея?

Змея - Эфа

Без названия (1).jpg 

Змея – Гюрза

Без названия (2).jpg

Гремучие змеи

Без названия (3).jpg

Ящерица

Без названия (4).jpg

Змея - Эфа

Змея, Эфа «говорят» с врагами. Как говорят? Да по- разному. Чаще всего шипят, предупреждают – не трогай меня, иначе тебе будет хуже. Шипит, она как вода на раскаленную сковороду льётся.

Змея – Гюрза

Змея, Гюрза встречается на горных тропинках. Она дремлет, пригревшись на солнце, огромная, толстая и очень ядовитая, проснётся от шагов, поглядит на тебя, пошипит для страху и неторопливо отползёт в сторону.

Гремучие змеи

На хвосте у них роговые щетки-погремушки. Если к шее подойти, она поднимает конец хвоста и трясёт им, тарахтит погремушный «Ближе не подходи, а то укушу». Змеи очень чуткие, и почти всегда замечают подходящего к ним человека. Удивительно то, что у змей нет ушей, они глухие, зато они всем телом чувствуют сотрясение земли по ногами идущего человека- потому и кажется, что они его слышат.

Ящерица

Змеи и ящерицы друг с другом родня, но змеи глухие, а у ящерицы есть уши, и слышат они очень не плохо. Уши ящериц похожи на лягушачьи, с такими же барабанными перепонками.

7

Рыбьи разговоры

Без названия (5).jpg

Рыбы умеют  друг с другом разговаривать, но как это происходит? Дело в том, что из воды воздух проходит очень плохо - вот люди и не слышат, что творится в воде. А когда научились делать подводные микрофоны и подслушивать рыб, то казалось , что под водой такой галдёж стоит хоть уши затыкай. Звуки которые издают разные рыбы, бывают похожи на барабанный бой и на карканы, на хрюканье, на гудок парохода. Селёдки чирикают, как птицы, а морские петухи молчат. И все эти звуки что-то означают. Рыба зеленушка, когда едят ракушки-мидий, то пощелкивают, но чем же рыбы слушают, ведь ушей у них нет. В голове у рыб есть внутреннее ухо, оно тоненькими косточками соединено с плавательным пузырём, через воду и тело рыбы звук доходит до этого пузыря. Он дрожит совсем как барабанная перепонка, а косточки передают эту дрожь во внутренне ухо. Так рыба слышит –плавательным пузырём.

8

Для кого поют птицы

Без названия.jpg

Весной в лесу звучит многоголосый птичий хор. Песней птицы подзывают друг друга, отгоняют соперников, предупреждают от опасности. Они даже ругаться могут -послушать можно, как воробьи отбирают у друг  друга  хлебную корку  а  самые красивые песни птицы поют для своих невест, жен. Так поёт соловей, «Я пою лучше всех, а моя жена самая красивая во всем лесу». Мы здесь совьем гнездо и прогоним любого чужака. В конце мая соловьи начинают высиживать яйца, соловьи молчат, чтобы не привлечь чужака или врага. Можно услышать  только тревожный, короткий свист «Рядом враг». Когда вылупятся птенцы- не до песен, надо кормить. У чаек, журавлей и некоторых других птиц даже яйца умеют разговаривать с матерью. За день или два до вылупления птенца, стоит птице сойти с гнезда, как птенец в яйце начинает пищать. Мать понимает «Мне страшно», «Мне холодно», сядет яйцо замолкает. Если птицы в лесу трещат одновременно на птичьих языках, то птицы понимают, что появился враг, нужно предупреждать друг друга.

9

О чём кричат обезьяны

Без названия (3).jpg

Учёные изучили жизнь мартышек. Эти обезьяны боятся орлов, леопардов и огромных змее. Учёные записали их вопли на магнитофон, а потом, решили дать послушать мартышкам. Включили первую песенку, (питон)-обезьянки попрыгали на деревья и смотрели сверху –вниз. Включили вторую запись (орла) все забились в густой кустарник, где орлу их не достать, и посматривали наверх. Третью запись включили (леопарда)-мартышки полезли на самый вверх, где леопарды их не достанут. Так люди узнали несколько слов языка мартышек «Берегись питона», «Берегись орла», «Берегись леопарда». У обезьян макак учёные насчитали тридцать шесть звуковых сигналов-«Слов» обезьяньего языка.

У всех зверей есть звуки, которыми они выражают испуг, ласку, голод.

Ежи: -при опасности фыркают, довольные пыхтят, а во время драки кричат.

Волки: - в языке волков десятки звуковых сигналов. Они умеют не только выть, но и лаять, визжать, скулить, рычать, шипеть, фыркать, тявкать – и все на разных голосах и с разным смыслом. Своим волки они могут рассказать , где находятся люди, где бродят другие стаи, где можно встретить добычу.

Собаки: - есть свой язык. Если пёс скулит -это значит «Я боюсь или больно», когда весело лают «Я радуюсь или поиграй со мной», А уж сердитый лай и рычание собаки все хорошо понимают.

Язык зверей не похож на наш, но разобраться в нём нелегко.

10

Ушки на макушки

Звери очень неплохо могут объясняться  друг с другом. Но как они слышат? У собаки и человека есть ушные раковины, те самые, которые называются ушами. Они собирают звуки, усиливают их и направляют внутрь головы, в узкий ушной канал, где спрятаны барабанные перепонки, Ушные раковины есть только у млекопитающих животных- тех, которые кормят детей молоком. А у насекомых, лягушек, ящериц их нет. Нет ушных раковин и у птиц, хотя слух у них, особенно сов, очень хороший, лучше слышат те звери, у кого уши большие, особенно у ночных животных.

Лисичка фенека: уши больше всей головы. Днем отсыпаются у себя в норе, а ночью выходят на промысел. Услышит в темноте шорох ящерицы на песне - бросится и поймает.

А тушканчик:- у него уши большие и чуткие чтобы услышать врага вовремя.

11

Летучая мышь

Без названия (2).jpg

Ночью летают в воздухе крылатые тени. Летают они беззвучно, кружат, как будто танцуют. Это летучая мышь-маленькая мордочка и огромные уши. Ночью они охотятся- ловят насекомых, а днем спят в пещерах или дуплах, вися вниз головой и вверх ногами. Летучие мыши умудряются видеть ушами. Глаза у них очень маленькие, видят плохо как днем, так и ночью. Как же они летают в этой кромешной темноте и не разбиваются. Был создан учеными прибор, который мог слушать ультразвуки. Это такие звуки, которые человеческое ухо не улавливает, Когда в темноте включили прибор, тут выяснилось, что мыши полёте молчат, и постоянно пощелкивают, попискивают- и слушают эхо от этих звуков. Эхо отражается от стен, всяких других предметов. Если эхо близко - опасность, надо сворачивать. Слушая эхо от своего писка, летучие мыши замечают даже самые легкие предметы. Они замечают добычу по эху!

3 этап: заключительный

Проект по ознакомлению детей «Полна природа чудесами» включает в себя разные виды деятельности.

Детей познакомили с многими интересными открытиями учёных, которые изучают язык и слух животных. Но эта наука ещё молода, ещё много секретов и тайн природы остаются неразгаданными. Может быть, когда наши дети вырастут, заинтересуются и будут исследовать и рассказывать о них. А пока, детям предложено, когда они посещают лес, внимательно прислушиваться к лесным звукам, запоминать язык птиц, зверей, насекомых.

Совместно с родителями дети выполнили творческую деятельность, была оформлена выставка рисунков «В мире природы».

Родителям была предложена консультация на тему «Учите детей любить природу», «Загадочные тайны природы».  Сюжетно ролевая игра «Спрашивайте-отвечайте» проводилась на «Телестудии» дети задавали вопросы и отвечали на них, опираясь на полученные знания. Подбор подвижных игр и физических упражнений по данной теме способствует активному участию детей в этом виде деятельности.

Литература

  1. Скородумова О.А. Весна. Насекомые, перелётные птицы. М 2010
  2. Блинова Г.М. Позновательное развитие детей 6-7 лет. М 2010
  3. Гамасийчук В.Н. Кто видит ушами? Малыш 1987 год
  4. Шорыгина Г.А. Насекомые. Какие они. М 2004
  5. Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания дошкольников М. Мозайка-Синтез 2005 год

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в логопедической подготовительной группе. "Природа дарит чудеса"

Конспект  занятия по ознакомлению с окружающим в логопедической подготовительной к школе группе .Тема:  "Природа дарит чудеса"...

"Чудеса природы"

Дать детям элементарные представления о круговороте воды в природе; закрепить и уточнить знания о свойствах воды; о значении воды....

Конспект проведения ОД по образовательной области «Познавательное развитие» (Ознакомление с миром природы) с детьми подготовительной группы. Тема: «Природа дарит чудеса»

Конспект проведения ОД по образовательной области «Познавательное развитие» (Ознакомление с миром природы) с детьми подготовительной группы.Тема: «Природа дарит чудеса»...

Конспект занятия по образовательной области «Ребенок и природа» «Чудеса воды».

Конспект занятия по образовательной области «Ребенок и природа» «Чудеса воды»   Конспект занятия по образовательной области «Ребенок и природа» &laqu...

Конспект занятия по образовательной области «Ребенок и природа» «Чудеса воды»

Конспект занятия по образовательной области «Ребенок и природа» «Чудеса воды»Программное содержание:Продолжать формировать представления об отличительных свойствах воды (а...