Проектная деятельность в детском саду
статья (младшая группа)

Проектная деятельность в детском саду

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost.docx39.6 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность в дошкольном образовательном учреждении

Проектная деятельность – сложноорганизованный процесс, предполагающий не частные изменения в методике проведения отдельных занятий, а системные преобразования всего учебного и воспитательного процесса.

Проектная деятельность – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная исследовательская, игровая, познавательная, творческая деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает новые знания в реальные продукты.

Проектная деятельность является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых.

Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие детской инициативы, свободной творческой личности ребенка.

Использование метода проекта в дошкольном образовании, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. Кроме того, делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей. Следовательно, данная проблема является актуальной не только для детского сада, но и для общества в целом.

Главная особенность проектной  деятельности заключается в том, что она осуществляется в пространстве возможностей, где нормы четко не заданы, не определены. В этом случае, в отличие от традиционного образования, и педагог, и ребенок попадают в ситуацию неопределенности, т.е. технология проектной деятельности ориентирована на исследование как можно большего количество заложенных в ситуации возможностей, а не на прохождение заранее заданного (и известного педагогу) пути. Роль педагога в проектной деятельности, в этом случае, возрастает. Он становиться не столько носителем содержания образования дошкольников, сколько собственно педагогом. Другими словами, он становиться специалистом по проектированию социальной ситуации развития детей. От педагога требуется умение видеть как всю группу детей, так и каждого ребенка. Педагог должен не только заранее продумывать возможные варианты социальной ситуации развития, но и постоянно импровизировать. Следовательно, взрослые должны не только уделять внимание формированию ЗУН дошкольника и адаптации его к социальной жизни, но и обучать через  совместный поиск решений, предоставлять ребенку возможность самостоятельно овладеть нормами культуры.

Выделяются четыре отличительные черты проектной деятельности:

- исходным пунктом обучения служат детские интересы сегодняшнего дня;

- школьные проекты как бы копируют различные стороны бытия;

- дети сами себе намечают программу занятий и интенсивно ее выполняют;

- проект есть слияние теории и практики: постановка умственных задач и их выполнение.

Проектирование представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольников. Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка-дошкольника. Прежде всего, в ходе проектной деятельности приобретаются не только необходимые социальные навыки, но и расширяются знания детей об окружающем мире, это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов, кроме того развиваются общие способности детей – познавательные, коммуникативные, изобразительные и проч.

Таким образом,  проектирование является одним из средств интеллектуально-социально-творческого саморазвития всех субъектов образования.

Основной целью проектной деятельности в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития:

1) обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

2) развитие познавательных способностей;

3) развитие творческого воображения;

4) развитие творческого мышления;

5) развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте – это:

- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

- формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты),

В старшем дошкольном возрасте – это:

- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной

инициативы;

- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с

помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов.

- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение

конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

 

Задачи проектной деятельности:

- Обучение планированию (ребенок должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы).

- Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов.

- Умение анализировать (креативность и критическое мышление);

- Формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

Принципы организации проектной деятельности:

- Проект должен быть посильным для выполнения.

- Создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов (формировать соответствующую библиотеку, медиатеку и т.д.).

- Вести подготовку детей к выполнению проектов (проведение специальной ориентации для того, чтобы у детей было время для выбора темы проекта).

- Обеспечить руководство проектом со стороны педагогов — обсуждение выбранной темы, плана работы (включая время исполнения).

- В том случае, если проект групповой каждый ребенок должен четко показать свой вклад в выполнение проекта.

- Обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме.

К важным факторам проектной деятельности относятся:

- повышение мотивации учащихся при решении задач;

- развитие творческих способностей;

- смещение акцента от инструментального подхода в решении задач к технологическому;

- формирование чувства ответственности;

- создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся.

Повышение мотивации и развитие творческих способностей происходит из-за наличия в проектной деятельности ключевого признака - самостоятельного выбора. Развитие творческих способностей и смещение акцента от инструментального подхода к технологическому происходит благодаря необходимости осмысленного выбора инструментария и планирования деятельности для достижения лучшего результата. Формирование чувства ответственности происходит подсознательно: ребенок стремится доказать, в первую очередь, самому себе, что он сделал правильный выбор. Следует отметить, что стремление самоутвердиться является главным фактором эффективности проектной деятельности. При решении практических задач естественным образом возникают отношения сотрудничества с взрослым, так как для двух сторон задача представляет содержательный интерес и стимулирует стремление к эффективному решению.

Проектная деятельность требует большой самостоятельности от детей, что еще не под силу дошкольникам в силу возраста, поэтому мы будем рассматривать в неразрывной связи проектную деятельность дошкольников и метод проектов, как форму организации проектной деятельности дошкольников.

Проекты в ДОУ классифицируются по разным признакам. Евдокимова Е.С. предлагает свой вариант классификаций типов проектов, актуальных для дошкольного образования:

1. По доминирующему методу: исследовательские, информационные,

творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные.

2. По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и культуру.

3. По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.

4. По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект)

5. По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.

6. По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный.

В настоящее время проекты в ДОУ, классифицируют по следующим признакам:

По составу участников: индивидуальные, групповые и фронтальные.

По срокам реализации: краткосрочные (мини-проекты 1-4 недели); среднесрочные (от 1 месяца); долгосрочные проекты (полугодие, учебный год).

По тематике: исследовательские, творческие и нормативные проекты.

В практике современных дошкольных учреждений, в соответствии с ФГОС, выделяют три вида проектов, каждый из которых обладает своими особенностями и характерными этапами реализации:

1. Исследовательский проект: дети проводят исследование и экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, плакатов, стендов, детского дизайна, носит индивидуальный характер. В процессе работы над исследовательскими проектами обогащаются знания детей. Дошкольники начинают добывать их самостоятельно, привлекая все доступные средства. Исследовательские проекты не только обогащают дошкольников знаниями и стимулируют их познавательную активность, но и влияют на содержание сюжетно-ролевых игр. Реализация исследовательского проекта занимает около месяца и включает в себя 4 этапа:

1 этап: предполагает создание ситуации, в ходе которой ребенок самостоятельно приходит к формулировке исследовательской задачи.

2 этап: ребенок приступает к реализации проекта, то есть отвечает на поставленный вопрос (опрос членов семьи и взрослых, совместный поиск информации в энциклопедиях, интернете, ТВ-передачах и т.д.). Результаты заносятся в специальный альбом. Ребенку не обойтись без помощи взрослых, но взрослые должны помнить, что они должны выполнять вспомогательную функцию, следуя замыслу ребенка, т.к. именно он является автором проекта.

3 этап: презентация проекта – ребенок показывает и рассказывает взрослым и сверстникам о выполнении своего проекта или полученных результатах, о том, что у него получилось и что ему удалось узнать.

4 этап: организация выставки проектов и придумывание различных заданий и интеллектуальных игр для закрепления и систематизации знаний, полученных в ходе работы над проектами. По окончании выставки проекты включаются в библиотеку группы детского сада, сшиваются в книжку и находятся в свободном доступе.

2. Творческий проект: в ходе творческой проектной деятельности создается новый творческий продукт, который осуществляется коллективно или совместно с родителями. При выполнении коллективного  проекта каждый ребенок предлагает свою идею проекта, но для реализации выбирается только одна.  Отличительной чертой творческих проектов является долгосрочность и включает в себя следующие этапы:

1 этап: обсуждение возможных тем проектов, связанных со значимыми социальными ситуациями в жизни детей и взрослых, это могут быть праздники, сезонные изменения, социальные вопросы (оказание помощи пожилым людям).

2 этап: определяются мотивы участия детей в предстоящей деятельности. Дети делятся своими идеями по поводу предстоящего проекта.

3 этап: дети высказывают свои идеи реализации проекта.

4 этап: воспитатель предлагает детям зарисовать свои идеи, а затем подумать о том, что необходимо для их реализации.

5 этап: дети демонстрируют свои работы сверстникам, рассказывают о своих рисунках, отвечают на вопросы. Обсуждение может проходить  в течение нескольких занятий, поэтому у дошкольника появляется возможность доработать свою идею и качественно изменить содержание рисунка. В заключении выбирается идея, которая будет реализовываться в ходе творческого проекта.

6 этап: связан с информированием родителей. Для этого идея проекта (рисунок) и название вывешиваются на стенд.

7 этап: педагог вместе с детьми организует работу по реализации общего замысла.

8 этап: педагоги продумывают, как представить полученный продукт.

9 этап: презентация продукта творческого проекта.

3. Нормативный проект: нормативная проектная деятельность подразумевает проект по созданию свода правил, по которым должны жить дети в детском саду. Правила оформляются в виде книжки, которая заполняется по мере выполнения нормативных проектов. Нормативный проект предполагает создание новой нормы, регулирующей поведение детей в группе детского сада. В качестве ситуаций, в которых норма необходима, выступают типичные, повторяющиеся ситуации конфликтного взаимодействия. В нормативной проектной деятельности можно выделить следующие этапы:

1 этап: воспитатель выявляет  такие ситуации, в которых проявляются нежелательные формы поведения детей и которые достаточно часто повторяются.

2 этап: педагог инициирует обсуждение вариантов поведения в той или иной ситуации и тех нежелательных последствий, к которым они могут привести.

3 этап: педагог просит изобразить в рисунке нежелательные последствия неприемлемого поведения.

4 этап: педагог просить детей рассказать о своих рисунках и о тех последствиях, к которым может привести обсуждаемая ситуация.

5 этап: педагог предлагает детям подумать над тем, как нужно вести себя, чтобы избежать нежелательных последствий. После того как каждый ребенок  выскажет свое мнение, воспитатель просит детей выбрать одно из предложений в качестве правила.

6 этап: воспитатель просит детей зарисовать это правило так, чтобы оно было понятно всем. При этом правило ни в коем случае не должно быть запрещающим, поскольку иначе оно будет подавлять, а не побуждать инициативу детей.

7 этап: дети объясняют, что они нарисовали. В ходе обсуждения педагог предлагает создать «знак» правила. «Знак» должен содержать указание на признак ситуации и адекватный способ действия.

8 этап: связан с оформлением правила и внесением его в книгу правил. Дети изображают «знак» правила в книгу правил, а педагог подписывает под ним соответствующее правило.

Нормативный проект не снимает раз и навсегда все конфликтные ситуации в группе. Именно поэтому существует книга правил, к которой дети обращаются самостоятельно или по подсказке педагога. В детском саду таких правил не много (10-12), но их фиксация позволяет существенно снизить конфликтность между детьми.

Ценность нормативной проектной деятельности состоит в том, что она основана на разрешении реальных конфликтных ситуаций и представляет собой наглядный способ продуктивного выхода из них с сохранением детской инициативы.

Таким образом, выполнение любого проекта в ДОУ содержит следующие основные  этапы:

1. Целеполагание – выбор цели проекта: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени. На первом этапе воспитатель формулирует проблему и цели проекта, после чего определяется продукт проекта. Вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию, после чего формулирует задачи.

Задачами детей на этом этапе реализации проекта являются: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей, а также дополнение задач проекта. Последний пункт очень важен, поскольку одной из важных задач педагога является формирование у детей активной жизненной позиции; дети должны уметь самостоятельно находить и определять интересные вещи в мире вокруг.

Задача педагога – осуществить вместе с детьми выбор темы для более глубокого изучения, составить план познавательной деятельности. Один из способов введения в тему связан с использованием модели «трёх вопросов»:

1. Что знаю?

2. Чего хочу узнать?

3. Как узнать?

На данном этапе диалог с детьми, организованный педагогом, способствует не только развитию саморефлексии ребёнка в области познания собственных интересов, оценки имеющихся и приобретению новых тематических знаний в свободной раскованной атмосфере, а и развитию речи и собственно речевого аппарата.

Последовательность работы педагога на данном этапе следующая:

- педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов ребёнка;

- вовлекает дошкольников в решение проблемы;

- намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей);

- обсуждает план с семьями на родительском собрании;

- обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ;

- вместе с детьми и родителями составляет план – схему проведения проекта;

- собирает информацию, материал.

2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:

- к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу);

- в каких источниках можно найти информацию;

- какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);

- с какими предметами научиться работать для достижения цели.

На этом этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям грамотно планировать собственную деятельность в достижении поставленной цели.

Дети объединяются в рабочие группы, и происходит распределение ролей.

3. Выполнение проекта – практическая часть. Воспитатель по необходимости оказывает ребятам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта. У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.

Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную). Задача воспитателя на данном этапе – создать в группе условия для осуществления детских замыслов.

Уникальность применения проектного метода в данном случае заключается в том, что второй этап способствует разностороннему развитию, как психических функций, так и личностных качеств ребёнка.

Исследовательская активность на данном этапе активизируется за счет:

- проблемного обсуждения, которое помогает обнаруживать всё новые проблемы,

-использования операций сравнения и сопоставления,

- проблемного изложения информации педагогом,

- организации опытов и экспериментов.

Последовательность работы педагога на данном этапе:

- проводит занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части проекта),

- даёт домашние задания родителям и детям;

- поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.);

4. Подведение итогов (презентация проекта) – педагог готовит презентацию по деятельности конкретного проекта и проводит её. Дети активно помогают в подготовке презентации, после чего они представляют зрителям (родителям и педагогам) продукт собственной деятельности.

Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта.

Задача воспитателя создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности. В процессе своего выступления перед сверстниками, ребёнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика и т.д.). Последовательность работы педагога над проектом на данном этапе:

- организует презентацию проекта (праздник, занятие, досуг), составляет книгу, альбом совместно с детьми;

- подводит итоги (выступает на педсовете, родительском собрании, обобщает опыт работы).

Взаимодействие педагога и ребёнка в проектной деятельности может изменяться по мере нарастания детской активности. Позиция педагога выстраивается поэтапно по мере развития исследовательских умений и нарастания самостоятельной деятельности от организующей на первых этапах к направляющей и координирующей к окончанию проекта.

Условием освоения каждого этапа является коллективная деятельность педагогов, что позволяет:

- ориентироваться на творческое развитие ребенка в образовательном пространстве детского сада;

- освоить алгоритм создания проекта, отталкиваясь от запросов детей;

- уметь без амбиций подключаться к целям и задачам детей;

- объединять усилия всех субъектов педагогического процесса.

Этапы работы над проектом кратко представим в виде таблицы 1.

 

Таблица 1.

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей

1 этап

1. Формулирует проблему (цель). Определяется продукт проекта.

2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.

3. Формулирует задачу.

1. Вхождение в проблему.

2. Вживание в игровую ситуацию.

3. Принятие задачи.

4. Дополнение задач проекта.

2 этап

4. Помогает в решении задачи.

5. Помогает спланировать деятельность

6. Организует деятельность.

5. Объединение детей в рабочие группы.

6. Распределение амплуа.

3 этап

7. Практическая помощь (по необходимости).8. Направляет и контролирует осуществление проекта.

7. Формирование специфических знаний, умений навыков.

4 этап

9. Подготовка к презентации.

10.Презентация.

8. Продукт деятельности готовят к презентации.

9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

 

Задачи педагога при проведении проектной деятельности:

1. Глубоко изучить тематику проекта.

2. При составлении совместного плана с детьми по реализации проекта поддерживать детскую инициативу.

3. Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта.

4. Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей.

5. Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания, с опорой на детский личный опыт.

6. Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право

на ошибку и не бояться высказываться.

7. Соблюдать принципы последовательности и регулярности в работе над проектом.

8. В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.

9. Творчески подходить к реализации проекта, ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.

10. Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества

11. Заключительный этап проекта следует тщательно готовить и проводить в виде праздника, шоу, театрализованного действа и т. п.

Примерный план работы педагога по подготовке проекта

1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.

2. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).

3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.

4. Составление плана-схемы проекта.

5. Сбор, накопление материала.

6. Включение в план-схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.

7. Домашние задания для сам. выполнения.

8. Презентация проекта, открытое занятие.

Для составления проекта, нужно придерживаться следующей структуры:

- Тема.

- Цель (и).

- Задачи.

- Вид проекта (по содержанию, по продолжительности, по доминирующему виду, по количеству участников).

- Участники проекта, возраст дошкольников.

- Предварительная работа.

- Работа с дошкольниками.

- Работа с родителями.

- Оснащение предметно-развивающей среды.

- Систематизация материалов, подведение итогов.

- Ожидаемый результат.

В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки  - они становятся внимательнее  друг к другу, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько  установленными нормами, а также положительно развиваются детско-родительские отношения.

В проектировании очень важно соблюдать необходимый баланс между развитием стимулируемым действиями взрослого, и саморазвитием, обусловленным собственной активностью ребенка. Этот баланс строится на оптимальном соотношении «ребенок - взрослый» или на соучастии в деятельности на партнерских правах. Следуя принципам отечественных ученых и педагогов практиков, следует отметить, что детское проектирование может быть успешным если соблюдаются следующие условия: учет интересов ребенка, деятельность без принуждения «от всего сердца»; тематика (проблема) из близкого окружения и адекватна возрасту; предоставление  самостоятельности и поддержка детской инициативы; совместное со взрослым поэтапное достижение цели.

При взаимодействии взрослых и детей в проектной деятельности, необходимо, чтобы этот процесс соответствовал некоторым признакам:

Во-первых, он должен отражать сотворческую позицию субъектов, взаимодействующих в проектировочном процессе. Этот признак выражается в критичности относительно своего и чужого опыта; в том, что цель каждого участника, взрослого и ребенка – процесс совместного поиска, где каждый занимающий сотворческую позицию выступает для другого гарантом развития.

Второй признак проявляется в том, что взаимодействие субъектов  сотворчества связано не столько с взаимообменом опытом (у детей он часто вообще невелик), сколько с взаимным преобразованием и достраиванием друг друга как целостных личностей. Каждый участник становится катализатором для развития другого.

Третий признак заключается в том, что для субъектов развития в проектировочной деятельности каждая находка, каждый случай открытия нового становится лишь поводом, выходом в другое (иное) знание, но не правилом, не окончательной истиной.

Преимущества метода проектной деятельности:

- повышение качества образовательного процесса;

- является одним из методов развивающего обучения, т. к. в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве;

- развитие критического и творческого мышления;

- способствует повышению компетентности педагогов.

Проектная деятельность дошкольника развивается поэтапно:

1.                 До 5 лет ребенок развивается на подражательно-исполнительском уровне. Отсутствие необходимого жизненного опыта не позволяет ему в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и способов ее решения. Поэтому активная роль принадлежит взрослому. Внимательное отношение к потребностям детей, к их интересам помогает достаточно легко определить проблему «заказываемую» детьми. Таким образом, ребенок среднего возраста выступает в качестве заказчика проекта, а его осуществление происходит на подражательно исполнительском уровне.

2. К концу пятого года жизни дети накапливают определенный социальный опят, позволяющий им перейти на новый, развивающий уровень проектирования.  В этом возрасте продолжает развиваться самостоятельность. Ребенок способен сдерживать свои импульсивные побуждения, терпеливо выслушивать педагога и сверстников. Перестраиваются отношения с взрослыми: дошкольники реже обращаются к ним с просьбами, активнее организуют совместную деятельность со сверстниками, у них развивается самоконтроль, самооценка. Они принимают проблемы, ставят цель, способы выбрать необходимые средства для достижения намеченного результата.

3. На третьем творческом этапе развития проектной деятельности у детей наблюдается высокий уровень интереса, обусловленного познавательным и личностным развитием. К концу 6-го и 7-го года жизни формируются все стороны личности ребенка: нравственная, интеллектуальная, эмоционально-волевая, действенно-практическая. Роль взрослого на этом этапе – развитие и поддержка творческой активности детей, создание условий, позволяющих им самостоятельно определить цели и содержание предстоящей деятельности, выбрать способы работы над проектом и организовать ее.

Для проектирования необходима соответствующая организация предметно-познавательного пространства группы. В пространстве групповой комнаты воспитатель сосредотачивает документы на различных носителях: книги для чтения, справочники, энциклопедии,  видеофильмы, аудиокассеты, позволяющие детям активно осваивать разные способы познания окружающего мира. Здесь детям понадобится помощь взрослых (педагоги, родители).

Конкретным результатом работы для дошкольников могут быть рисунки, поделки, аппликации, альбом, книга, сочиненная сказка, подготовленный концерт, спектакль. В ходе совместной работы над проектом улучшается микроклимат в детском саду, повышается творчество.

Участие родителей в создании и реализации проектов побуждает интерес к познанию самих себя и детей, повышает их культурную компетентность в области воспитания дошкольника.

Научить ребенка проектировать может воспитатель, владеющий методом проектов как технологией и как деятельностью по самоорганизации профессионального пространства. Основная функция проектирования – наметить программу, подобрать средства дальнейших целевых действий.

Реализация проектирования в практике работы ДОУ начинается с ориентации на актуальную проблему культурного саморазвития дошкольника, знакомство с циклами проектирования. В разработке и процессе проектирования участвуют творческие группы ДОУ.

Условием освоения каждого этапа является коллективная мысль деятельности воспитателей, что позволяет:

- ориентироваться на творческое развитие ребенка в образовательном пространстве детского сада;

- освоить алгоритм создания проекта, отталкиваясь от запросов детей;

- уметь без амбиций подключаться к целям и задачам детей;

- объединять усилия всех субъектов педагогического процесса, в том числе родителей.

Коллективно проектировать можно: утренники, вечера развлечений, дни творчества разной тематики и образовательной направленности, творческие недели.

Проектирование изменяет роль воспитателей в управлении педагогическим процессом ДОУ, они выступают активными участниками, а не исполнителями воли определенных специалистов. Деятельность в творческих группах помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный аналитический взгляд на практику воспитания и обучения детей. Воспитатели свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели, им никто не навязывает свою точку зрения.

Таким образом, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования. Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей. Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, в конечном итоге, она должна способствовать развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствовать личностному развитию воспитанников, обеспечить качественные результаты педагогической деятельности.

Перспективность метода проектов в системе ДОУ заключается в том, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.

Список использованной литературы:

1.                Веракса Н.Е., Веракса А.Н.. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2014. – 64 с.

2.                Гвинейская С.Л. Проектная деятельность в дошкольном образовательном учреждении. Консультации для педагогов. – Белово, 2010. – 24 с.

3.                Киселева Л.С., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практически работников ДОУ. – М.: АРКТИ, 2012. – 96 с.

4.                Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду / Л.Л. Тимофеева. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. – 80 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»

В статье представлен опыт работы  по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....

Проектная деятельность в детском саду "В детский сад без слез"

В материале описана работа педагога - психолога по сопроводждению семьи и ребенка в период адаптации к ДОУ...

Проектная деятельность в детском саду "В детский сад без слез"

В материале описана работа педагога - психолога по сопроводждению семьи и ребенка в период адаптации к ДОУ...

Проектная деятельность в детском саду. «Развитие выразительности речи средствами театрализованной деятельности у детей четвертого года жизни»

«Развитие выразительности речи средствами театрализованной деятельности у детей четвертого года жизни»...

Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...

Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...