ПАСПОРТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ
методическая разработка

Куликова Наталья Николаевна

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_po_proektu.docx39.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 10 с приоритетным осуществлением деятельности по познавательному и речевому направлениям развития воспитанников»

ПАСПОРТ

ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ

ТРОПЫ

Разработчик:

Куликова Н.Н

Красноуфимск, 2023 г.

ПАСПОРТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ    ТРОПЫ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В целях экологического образования на территории детского сада создана экологическая тропа, которая выполняет познавательную, развивающую и оздоровительную функцию.

Экологическая тропа МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 10» – специально оборудованная в образовательных и воспитательных целях природная территория; маршрут, проходящий через различные природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную ценность, на котором дошкольники получают информацию о них.

Экологическая тропа включает в себя ряд самых разнообразных объектов    растительного и животного мира.

В дальнейшем можно дополнять ее новыми объектами, наиболее привлекательными и интересными с познавательной точки зрения.

При выборе объектов стремились к тому, чтобы они были типичными для местной природы и информационно содержательными.

Экологическая тропа рассчитана преимущественно на организованное прохождение. При выборе маршрута учитывались доступность, эмоциональная насыщенность и информационная емкость.  

Тематика экскурсий, проводимых на экологической тропе различна, и зависит от целей работы и возрастного состава детей.

Во время прогулок, экскурсий по экологической тропе дети играют, экспериментируют, наблюдают, беседуют со взрослыми, отгадывают загадки, делают выводы, выполняют задания. Свои впечатления об увиденном, дети выражают в изобразительной деятельности. Объекты экологической тропинки можно использовать для познавательного и эмоционального развития детей. В результате у детей развиваются память, речь, мышление. А самое главное – появляется чувство прекрасного, воспитывается любовь к природе, желание ее беречь и сохранять.

На данный момент активно используется экологическая тропа, состоящая из таких видовых точек, как «Метеостанция», «Природная лаболатория», «Огород», «Дендрарий, «Клумба», «Птичий двор», «Пасека», «Поляна насекомых».

Основные характеристики экологической тропы

Вид тропы: экологическая

Местонахождения г. Красноуфимск, ул. Писцова, 44, территория МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №10»

Год закладки: 2023 г

Режим пользования: познавательные экскурсии, наблюдения, исследования, игры в разные времена года, трудовой десант, акции.

ЦЕЛИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ:

  • Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения, расширения кругозора и оздоровления детей на свежем воздухе
  • Познакомить с разными объектами живой и неживой природы и показать взаимосвязь природы с окружающим миром
  • Способствовать развитию экологической воспитанности дошкольников: вызывать чувство близости к природе, сопереживание ко всему живому, заботу и бережное отношение к природе.
  • Использовать прогулки по экологической тропе для развития наблюдательности, познавательной и творческой активности дошкольников посредством проведения игр, исследований, наблюдений, театрализованных занятий и других видов деятельности

ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТОВ НА МАРШРУТЕ

  1. «Полянка Доброго Гнома»

Педагог обращает внимание детей на полянку с фигурой гнома. Зачитывает письмо гнома детям.

Вместе с педагогом дети рассматривают схему тропы, для определения последовательности маршрута.

  1. Правила поведения в природе.

Дети знакомятся с правилами поведения в природе при помощи плакатов, рассматривают иллюстрации, делятся своим жизненным опытом. Педагог обращает внимание детей на то, что во время путешествия по тропе тоже необходимо соблюдать правила:

Не мешать жить обитателям тропы – проходить без лишнего шума.

Запрещается срывать растения, вытаптывать траву, ломать ветки, ловить насекомых, бросать мусор.

С тропы нельзя выносить сувениры природы: красивые камни, интересные коряги и т.п.

С тропы можно «выносить» только знания, впечатления и хорошее настроение!

  1. «Поляна насекомых»

Формы работы

  1. Беседа:

- «Путешествие в страну насекомых»

- «Мои друзья - насекомые»

- «Мы дружим с муравьем»

- «Знакомство с бабочкой»

- «Знакомство с мухой»

- «Знакомство с комаром»

- «Знакомство с божьей коровкой»

- «Дружок кузнечик»

- «Нет «вредных» насекомых»

2.  Создание ландшафтного макета «Муравейник»

3. Рассматривание иллюстраций, энциклопедий.

4. Чтение художественной литературы, заучивание стихов, отгадывание загадок.

5. Раскрашивание раскрасок.

6. Д/и игры

- лото «Насекомые»

- «Разрезные картинки»

- «На лугу»

- «Кто как передвигается»

- «Большой – маленький»

- «Кто лишний»

- «Угадай, чей домик»

- «Где чья тень»

7. Трудовой десант

- «Трудолюбивые муравьи» (собрать мусор, ветки)

8. П/игры

- «Муравьи и дождик»

- «Принеси палочки»

9. Д/игры

- «Загадай, мы отгадаем»

10. Пальчиковые игры

- «Муравейник на поляне»

- «Насекомые»

11. Развлечение

- «На веселой полянке»

- «Чудо-горка»

12. Акции

- «Защитим санитаров леса»

- «Берегите насекомых»

13. Исследование

- «Сравнение муравейников»

- «Почему у муравьев окрас разный»

14. Опыты

- «Чем бабочка похожа на слона?»

- «Строение насекомых»

- «Цикл насекомых»

- «Любимый цвет насекомых»

- «Муравьиная дорожка»

- «Изучение паутины»

15. Экскурсия

- в краеведческий музей «Путешествие муравья»

- в ближайший парк

16. Проект

- «Мир насекомых»

16. Прослушивание аудиозаписи «Полет шмеля» Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля»

17. Просмотр мультфильма «Под грибом»

18. Выставка детских работ «Милые букашки»

4. «Природная лаборатория»

Объект включает столы и скамейки для детей, различные материалы для проведения опытов и экспериментов (песок, вода, глина, почва, камешки, шишки и другой природный и бросовый материал), необходимое оборудование (лупы, различные емкости, мерные стаканы, ложки, весы, игрушки для игр с водой и песком, бумага, карандаши для зарисовок, папки с картотекой опытов и экспериментов с детьми разного возраста для педагогов, информационные материалы для родителей.

Формы работы

  1. Рассматривание коллекций:

- «Летающих семян»

- «Других семян и плодов»

- «Соцветий»

- «Камней»

- «Песка, глины, почвы»

- «Ракушек»

- «Бросового материала»

2. Проведение исследований

3. Экспериментирования;

- «Горячо – холодно» (определение на ощупь температуры воды на солнце и в тени)

- «Чудесный мешочек» (определение температуры твердых предметов)

- «На свету и в темноте» (знакомство с источником света – фонарик)

4. Наблюдения

5. Беседы:

- «Орехи, зерна, семена»

- «Свойства некоторых вещей»

- «Свойства песка»

- «Свойства глины»

- «Свойства почвы»

- «Свойства воды»

- «Удивительные камни»

- «Свойства снега и льда»

5. Игры:

- «С листочком», «С воздушным шариком» (знакомство с тем, что внутри человека есть воздух)

- «Солнечный зайчик»

- «Водопад»

- «Тяжелый – легкий»

- игры с магнитом «Достань скрепку магнитом»

6. Проекты:

- «Живая неживая природа»

- «День Земли»

- «Спасти и сохранить»

7. Развлечение

- «Сохраним Землю голубой и зеленой»

8. Стенгазета

- «Сохраним планету вместе»

- «Берегите природу»

- «Зеленая планета»

  1. «Метеостанция»

Формы работы

  1. Беседы

- «Интересная наука – метеорология»

- «Профессия метеоролога»

- «Загадки неба»

- «Как работает термометр?»

- «Календарь природы»

- «Дождь и гроза»

- «Что такое дождемер»

- «Что обозначают положения ветрового рукава»

-  «Откуда дует ветер?»

2.  Изготовление приборов:

ТЕРМОМЕТР – прибор для измерения температуры воздуха

ОСАДКОМЕТР - метеорологический прибор для измерения количества осадков 

ТЕРМОМЕТР – прибор для измерения температуры почвы

СНЕГОМЕРНАЯ РЕЙКА – предназначена для измерения высоты и плотности снежного покрова

ВЕТРЯНОЙ РУКАВ – это метеорологический прибор для  определения силы ветра. Длина рукава 70 см и устанавливается на вращающейся опорной оси

ФЛЮГЕР - метеорологический прибор для измерения направления ветра

ВЛАГОМЕР

Основанием влагомера служит небольшая дощечка, к которой прикреплена шишка. К одной из чешуек шишки приклеена стрелка из отрезка тонкой проволоки или тростинки. Напротив стрелки к дощечке прикреплена фанерная стойка со шкалой. Если погода сухая, стрелка будет отклоняться влево, а при влажной погоде, особенно во время дождя,— вправо. По углу отклонения стрелки нетрудно судить о степени влажности воздуха.

Рамка-определитель типов облаков

СОЛНЕЧНЫЕ ЧАСЫ -  прибор для определения времени по изменению длины тени от гномона и еѐ движению по циферблату

КОМПАС - прибор для определения сторон света.

ГИГРОМЕТР – прибор для определения влажности воздуха, он расположен внутри метеорологической будки, а также, им служит подвешенная к будке сосновая шишка. Если воздух сухой – она раскрывается, если влажный – закрывается

1. Беседы

- «Что такое метеостанция»

- «Что такое погода?»

- «Знакомство с термометром»

- «Какой бывает ветер?»

- «Ветер, ветер, ты могуч»

- «Что такое осадки?»

- «Что такое гигрометр?»

- «Знакомство с флюгером»

- «Знакомство с компасом»

- «Знакомство с солнечными часами»

2. Наблюдения:

- наблюдения за погодой

- «Измерение осадков (снега) снегомером»

- «Определи время»

- «Насекомые – барометры»

- «Цветы синоптики»

- «Волшебный лучик. Радуга дуга»

- «Пернатые синоптики»

- «Деревья предсказатели»

3. Экспериментирование

- «Превращения капельки»

- «Таяние снега»

- «Почему снег греет»

- «Как согреть руки»

- «Почему снег мягкий»

- «Глубина снега»

- «Солнечная лаборатория»

- «Почему на солнце предметы быстрее высыхают»

- «Какая лужа высохнет быстрее»

- «Как влияет солнце на растения»

- «Как образуется тень»

5. Викторина

- «Экознатоки»

6. Квест-игра

- «Ветер – друг или враг?»

7. КВН

- «ЭКО-БУМ!»

8. Чтение художественной литературы, пословиц, поговорок и загадок о природе

9. С\Р игра «Метеобюро»

10.Д/игра

- «Прогноз погоды»

- «Времена года»

- «Части суток»

- «Бывает – не бывает»

- «Продолжай»

- «Четвертый лишний»

- «Когда это бывает»

- «В какое время года нужны эти предметы»

- «Что за чем»

- «Назови и не ошибись месяца года»

- «Явления природы»

- «Какая сегодня погода»

11. П/игры

- «Дети и дождик»

12. Проекты

- «Народные приметы о погоде»

- «Приборы - помощники»

13. Праздник

- «Открытие метеостанции»

14. Выставка – конкурс

- «Территория метеостанции»

15. Плакат

- «Берегите природу»

16. Листовки

- «Берегите природу»

- «Правила поведения на природе»

17. Конкурс фотографий

- «Природные явления»

- «Мы бережем и любим природу»

6. «Клумба»

Формы работы

1. Беседа

- «Что мы знаем о цветах»

- «Цветы – красота природы»

- «Однолетние и многолетние цветы»

- «Кто такой цветовод»

- «Интересная профессия – флорист»

2. Исследования

- «В какую почву лучше посадить растения»

- «Рассматривание семян»

- «Наблюдения за рассадой»

- «В чем нуждается растения»

3. Трудовой десант

- посадка семян цветов

- подготовка клумб для высадка рассады

- уход за клумбой

4. Чтение художественной литературы, заучивание стихов

5. Рассматривание иллюстраций, энциклопедий, познавательной литературы.

6. Прослушивание произведений

- Ю.Антонов «Не рвите цветы»

- П.И.Чайковский «Вальс цветов», «Цикл времена года»

7. Д/игры

- «Угадай цветок по описанию»

- «Угадай цветок по загадке»

- «В саду, на поле, в огороде»

- лото «Цветы»

8. П/игры

- «Мы цветы»

- «Живая клумба»

- «Волшебная палочка»

- «Найди свое место»

- «Любимый цветок»

- «Я садовником родился…»

9. С/р игра

- магазин «Цветов»

10. Выставка детских работ

- «Наша новая клумба»

11. Акция

- «День добрых дел. Украсим детский сад цветами»

- «Подари клумбе цветок»

12. Проект

- «Веселая клумба»

- «Дизайн по оформлению цветника»

13. Фотовыставка

- «Сияние лета»

14. Викторина

- «Цветущее лето»

- «Знатоки цветов»

15. Создание мини-музея «Цветочная планета»

16. Дыхательная гимнастика

- «Вдыхаем аромат цветов»

17. Релаксационные моменты

- «Цветы и ветерок»,

-  «Дождик и цветы»

8. «Аптечная грядка»

Формы работы

1. Беседа

- «Наука – фитотерапия»

- «Лекарственные растения»

- «Друг или враг»

- «Как правильно собирать лекарственные растения»

2. Чтение художественной литературы, заучивание стихов, отгадывание загадок.

3. Рассматривание иллюстраций, познавательной литературы, энциклопедий.

4. Трудовой десант

- оформление, посадка и уход за растениями

- сбор сырья

- изготовление коробочек для с/р игры «Аптека»

5. Исследовательно-поисковая деятельность

- «На участке ищем полезные растения»

- «Где лучше растут растения»

6. Д/игра

- «Узнай растение»

- «Вершки и корешки»

- «Помоги себе и другу»

- «Сочинялки»

7. С/р игра

- «Аптека»

8. П/ игра

- «На одной ножке вдоль дорожки»

9. Дыхательная гимнастика

- «Вдыхаем аромат цветов»

- «Одуванчик»

10. Проект

- Самый полезный чай»

11. Викторина

- «Знатоки лекарственных трав»

12. Выставка

- «Фотографии лекарственных растений»

- «Подорожник  - наш друг»

13. Экскурсия

- «Аптечная грядка»

7. «Пасека»

«Медведь и пчелы»

«Пчела Майя»

9. «Огород»

Дети рассматривают мини-грядки с овощными культурами (кабачки, огурцы, помидоры, капуста, лук, салат и др.) наблюдают за их ростом и развитием, приобретают практические навыки ухода за растениями (полив, прополка, рыхление, сбор урожая)

Педагог беседует с детьми об овощных культурах и растениях огорода, предлагает отгадать загадки о них, рассказывает о том, как человек ухаживает за растениями, инструментах, необходимых для этого; помогает сделать выводы о взаимосвязи состояния растений и динамики их развития с благоприятными или неблагоприятными условиями.

9. «Птичий двор»

Дети наблюдают за птицами, прилетающими к кормушке, скворечнику.

Формы работы

  1. Беседы - наблюдения за птицами, прилетающими на кормушку.

- за внешним видом

- за повадками

- за величиной

- за формой туловища

- «Зачем птицам ноги и крылья»

- «Как заботиться о птицах»

- «Как видят птицы»

- «Как птицы ведут себя на кормушке»

- «Растения, которые несут корм птицам (клен, калина, рябина)

- «Как птицы предвещают погоду»

2.  Чтение художественной литературы, отгадывание загадок, заучивание стихов, пословиц.

3. Рассматривание иллюстраций, энциклопедий

4. Трудовые поручения.

- подкормка птиц

- изготовление «съедобных» кормушек для птиц

- заготовка семян, плодов

5. Игры:

- «Где, какая птица находится»

- «Какая птица лишняя»

- «Найди перелетных и зимующих птиц»

- «Найди по описанию»

- «Найди кого назову»

- «Кого не стало»

- «Узнай птицу по силуэту»

- «Кто чем питается»

- «Чего не хватает»

- «Что лишнее»

- «Скажи ласково»

6. Акции

- «Покорми птиц»

- «Сохраним птиц на Земле»

- «Подарим дом птицам»

- «Встречаем стаи птичьи»

7. Экспериментирование

- с перьями

8. Викторина

- «Знайка для любознательных»

9. Эксперименты:

- «Какой корм и для какой птицы необходимо заготовить»

10. Экскурсии в краеведческий музей

- парк

11. Продуктивная деятельность

- раскрашивание птиц

- лепка птиц

- ручной труд «Воробей»

- оригами

- поделки из природного и бросового материала

12. Подвижные игры:

- «Птицы»

- «Птички и кошка»

- «Воробышки и автомобиль»

- «Птичка и птенчики»

- «Кот и воробышки»

- «Перелет птиц»

- «Птичка и клетка»

- «Птица без гнезда»

- «Птицеловы»

- «Зимующие и перелетные птицы»

- «Мяч передавай – зимующую птицу называй»

13. Конкурс рисунков

- «Пернатые друзья»

- «Птичьи портреты»

- «Крылатые соседи»

14. Проекты:

- «Птицы нашей кормушки»

- «Удивительный мир птиц»

15. Конкурс фотографий

 - «Пернатые в объективе»

10. «Дендрарий»

11. «Дорога здоровья»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт экологической тропинки

Разработка паспорта экологической тропинки на территории детского сада....

Паспорт экологической тропы МБДОУ ЦРР Детский сад №21

Паспорт экологической тропы МБДОУ ЦРР  Детский сад №21.Знакомство детей с природой на территории детского сада....

Паспорт экологической тропы МБДОУ ЦРР Детский сад №21

Паспорт экологической тропы МБДОУ ЦРР  Детский сад №21...

Паспорт экологической тропы ДОУ.

Представлены объекты экологической тропы и основные задачи этих объектов....

Паспорт экологической тропы

Описание экологических троп на территории детского сада , цели и задачи её создания. Экологическое воспитание дошкольников....