ПАСПОРТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 10 с приоритетным осуществлением деятельности по познавательному и речевому направлениям развития воспитанников»
ПАСПОРТ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ
ТРОПЫ
Разработчик:
Куликова Н.Н
Красноуфимск, 2023 г.
ПАСПОРТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В целях экологического образования на территории детского сада создана экологическая тропа, которая выполняет познавательную, развивающую и оздоровительную функцию.
Экологическая тропа МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 10» – специально оборудованная в образовательных и воспитательных целях природная территория; маршрут, проходящий через различные природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную ценность, на котором дошкольники получают информацию о них.
Экологическая тропа включает в себя ряд самых разнообразных объектов растительного и животного мира.
В дальнейшем можно дополнять ее новыми объектами, наиболее привлекательными и интересными с познавательной точки зрения.
При выборе объектов стремились к тому, чтобы они были типичными для местной природы и информационно содержательными.
Экологическая тропа рассчитана преимущественно на организованное прохождение. При выборе маршрута учитывались доступность, эмоциональная насыщенность и информационная емкость.
Тематика экскурсий, проводимых на экологической тропе различна, и зависит от целей работы и возрастного состава детей.
Во время прогулок, экскурсий по экологической тропе дети играют, экспериментируют, наблюдают, беседуют со взрослыми, отгадывают загадки, делают выводы, выполняют задания. Свои впечатления об увиденном, дети выражают в изобразительной деятельности. Объекты экологической тропинки можно использовать для познавательного и эмоционального развития детей. В результате у детей развиваются память, речь, мышление. А самое главное – появляется чувство прекрасного, воспитывается любовь к природе, желание ее беречь и сохранять.
На данный момент активно используется экологическая тропа, состоящая из таких видовых точек, как «Метеостанция», «Природная лаболатория», «Огород», «Дендрарий, «Клумба», «Птичий двор», «Пасека», «Поляна насекомых».
Основные характеристики экологической тропы
Вид тропы: экологическая
Местонахождения г. Красноуфимск, ул. Писцова, 44, территория МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №10»
Год закладки: 2023 г
Режим пользования: познавательные экскурсии, наблюдения, исследования, игры в разные времена года, трудовой десант, акции.
ЦЕЛИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ:
- Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения, расширения кругозора и оздоровления детей на свежем воздухе
- Познакомить с разными объектами живой и неживой природы и показать взаимосвязь природы с окружающим миром
- Способствовать развитию экологической воспитанности дошкольников: вызывать чувство близости к природе, сопереживание ко всему живому, заботу и бережное отношение к природе.
- Использовать прогулки по экологической тропе для развития наблюдательности, познавательной и творческой активности дошкольников посредством проведения игр, исследований, наблюдений, театрализованных занятий и других видов деятельности
ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТОВ НА МАРШРУТЕ
- «Полянка Доброго Гнома»
Педагог обращает внимание детей на полянку с фигурой гнома. Зачитывает письмо гнома детям.
Вместе с педагогом дети рассматривают схему тропы, для определения последовательности маршрута.
- Правила поведения в природе.
Дети знакомятся с правилами поведения в природе при помощи плакатов, рассматривают иллюстрации, делятся своим жизненным опытом. Педагог обращает внимание детей на то, что во время путешествия по тропе тоже необходимо соблюдать правила:
Не мешать жить обитателям тропы – проходить без лишнего шума.
Запрещается срывать растения, вытаптывать траву, ломать ветки, ловить насекомых, бросать мусор.
С тропы нельзя выносить сувениры природы: красивые камни, интересные коряги и т.п.
С тропы можно «выносить» только знания, впечатления и хорошее настроение!
- «Поляна насекомых»
Формы работы
- Беседа:
- «Путешествие в страну насекомых»
- «Мои друзья - насекомые»
- «Мы дружим с муравьем»
- «Знакомство с бабочкой»
- «Знакомство с мухой»
- «Знакомство с комаром»
- «Знакомство с божьей коровкой»
- «Дружок кузнечик»
- «Нет «вредных» насекомых»
2. Создание ландшафтного макета «Муравейник»
3. Рассматривание иллюстраций, энциклопедий.
4. Чтение художественной литературы, заучивание стихов, отгадывание загадок.
5. Раскрашивание раскрасок.
6. Д/и игры
- лото «Насекомые»
- «Разрезные картинки»
- «На лугу»
- «Кто как передвигается»
- «Большой – маленький»
- «Кто лишний»
- «Угадай, чей домик»
- «Где чья тень»
7. Трудовой десант
- «Трудолюбивые муравьи» (собрать мусор, ветки)
8. П/игры
- «Муравьи и дождик»
- «Принеси палочки»
9. Д/игры
- «Загадай, мы отгадаем»
10. Пальчиковые игры
- «Муравейник на поляне»
- «Насекомые»
11. Развлечение
- «На веселой полянке»
- «Чудо-горка»
12. Акции
- «Защитим санитаров леса»
- «Берегите насекомых»
13. Исследование
- «Сравнение муравейников»
- «Почему у муравьев окрас разный»
14. Опыты
- «Чем бабочка похожа на слона?»
- «Строение насекомых»
- «Цикл насекомых»
- «Любимый цвет насекомых»
- «Муравьиная дорожка»
- «Изучение паутины»
15. Экскурсия
- в краеведческий музей «Путешествие муравья»
- в ближайший парк
16. Проект
- «Мир насекомых»
16. Прослушивание аудиозаписи «Полет шмеля» Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля»
17. Просмотр мультфильма «Под грибом»
18. Выставка детских работ «Милые букашки»
4. «Природная лаборатория»
Объект включает столы и скамейки для детей, различные материалы для проведения опытов и экспериментов (песок, вода, глина, почва, камешки, шишки и другой природный и бросовый материал), необходимое оборудование (лупы, различные емкости, мерные стаканы, ложки, весы, игрушки для игр с водой и песком, бумага, карандаши для зарисовок, папки с картотекой опытов и экспериментов с детьми разного возраста для педагогов, информационные материалы для родителей.
Формы работы
- Рассматривание коллекций:
- «Летающих семян»
- «Других семян и плодов»
- «Соцветий»
- «Камней»
- «Песка, глины, почвы»
- «Ракушек»
- «Бросового материала»
2. Проведение исследований
3. Экспериментирования;
- «Горячо – холодно» (определение на ощупь температуры воды на солнце и в тени)
- «Чудесный мешочек» (определение температуры твердых предметов)
- «На свету и в темноте» (знакомство с источником света – фонарик)
4. Наблюдения
5. Беседы:
- «Орехи, зерна, семена»
- «Свойства некоторых вещей»
- «Свойства песка»
- «Свойства глины»
- «Свойства почвы»
- «Свойства воды»
- «Удивительные камни»
- «Свойства снега и льда»
5. Игры:
- «С листочком», «С воздушным шариком» (знакомство с тем, что внутри человека есть воздух)
- «Солнечный зайчик»
- «Водопад»
- «Тяжелый – легкий»
- игры с магнитом «Достань скрепку магнитом»
6. Проекты:
- «Живая неживая природа»
- «День Земли»
- «Спасти и сохранить»
7. Развлечение
- «Сохраним Землю голубой и зеленой»
8. Стенгазета
- «Сохраним планету вместе»
- «Берегите природу»
- «Зеленая планета»
- «Метеостанция»
Формы работы
- Беседы
- «Интересная наука – метеорология»
- «Профессия метеоролога»
- «Загадки неба»
- «Как работает термометр?»
- «Календарь природы»
- «Дождь и гроза»
- «Что такое дождемер»
- «Что обозначают положения ветрового рукава»
- «Откуда дует ветер?»
2. Изготовление приборов:
ТЕРМОМЕТР – прибор для измерения температуры воздуха
ОСАДКОМЕТР - метеорологический прибор для измерения количества осадков
ТЕРМОМЕТР – прибор для измерения температуры почвы
СНЕГОМЕРНАЯ РЕЙКА – предназначена для измерения высоты и плотности снежного покрова
ВЕТРЯНОЙ РУКАВ – это метеорологический прибор для определения силы ветра. Длина рукава 70 см и устанавливается на вращающейся опорной оси
ФЛЮГЕР - метеорологический прибор для измерения направления ветра
ВЛАГОМЕР
Основанием влагомера служит небольшая дощечка, к которой прикреплена шишка. К одной из чешуек шишки приклеена стрелка из отрезка тонкой проволоки или тростинки. Напротив стрелки к дощечке прикреплена фанерная стойка со шкалой. Если погода сухая, стрелка будет отклоняться влево, а при влажной погоде, особенно во время дождя,— вправо. По углу отклонения стрелки нетрудно судить о степени влажности воздуха.
Рамка-определитель типов облаков
СОЛНЕЧНЫЕ ЧАСЫ - прибор для определения времени по изменению длины тени от гномона и еѐ движению по циферблату
КОМПАС - прибор для определения сторон света.
ГИГРОМЕТР – прибор для определения влажности воздуха, он расположен внутри метеорологической будки, а также, им служит подвешенная к будке сосновая шишка. Если воздух сухой – она раскрывается, если влажный – закрывается
1. Беседы
- «Что такое метеостанция»
- «Что такое погода?»
- «Знакомство с термометром»
- «Какой бывает ветер?»
- «Ветер, ветер, ты могуч»
- «Что такое осадки?»
- «Что такое гигрометр?»
- «Знакомство с флюгером»
- «Знакомство с компасом»
- «Знакомство с солнечными часами»
2. Наблюдения:
- наблюдения за погодой
- «Измерение осадков (снега) снегомером»
- «Определи время»
- «Насекомые – барометры»
- «Цветы синоптики»
- «Волшебный лучик. Радуга дуга»
- «Пернатые синоптики»
- «Деревья предсказатели»
3. Экспериментирование
- «Превращения капельки»
- «Таяние снега»
- «Почему снег греет»
- «Как согреть руки»
- «Почему снег мягкий»
- «Глубина снега»
- «Солнечная лаборатория»
- «Почему на солнце предметы быстрее высыхают»
- «Какая лужа высохнет быстрее»
- «Как влияет солнце на растения»
- «Как образуется тень»
5. Викторина
- «Экознатоки»
6. Квест-игра
- «Ветер – друг или враг?»
7. КВН
- «ЭКО-БУМ!»
8. Чтение художественной литературы, пословиц, поговорок и загадок о природе
9. С\Р игра «Метеобюро»
10.Д/игра
- «Прогноз погоды»
- «Времена года»
- «Части суток»
- «Бывает – не бывает»
- «Продолжай»
- «Четвертый лишний»
- «Когда это бывает»
- «В какое время года нужны эти предметы»
- «Что за чем»
- «Назови и не ошибись месяца года»
- «Явления природы»
- «Какая сегодня погода»
11. П/игры
- «Дети и дождик»
12. Проекты
- «Народные приметы о погоде»
- «Приборы - помощники»
13. Праздник
- «Открытие метеостанции»
14. Выставка – конкурс
- «Территория метеостанции»
15. Плакат
- «Берегите природу»
16. Листовки
- «Берегите природу»
- «Правила поведения на природе»
17. Конкурс фотографий
- «Природные явления»
- «Мы бережем и любим природу»
6. «Клумба»
Формы работы
1. Беседа
- «Что мы знаем о цветах»
- «Цветы – красота природы»
- «Однолетние и многолетние цветы»
- «Кто такой цветовод»
- «Интересная профессия – флорист»
2. Исследования
- «В какую почву лучше посадить растения»
- «Рассматривание семян»
- «Наблюдения за рассадой»
- «В чем нуждается растения»
3. Трудовой десант
- посадка семян цветов
- подготовка клумб для высадка рассады
- уход за клумбой
4. Чтение художественной литературы, заучивание стихов
5. Рассматривание иллюстраций, энциклопедий, познавательной литературы.
6. Прослушивание произведений
- Ю.Антонов «Не рвите цветы»
- П.И.Чайковский «Вальс цветов», «Цикл времена года»
7. Д/игры
- «Угадай цветок по описанию»
- «Угадай цветок по загадке»
- «В саду, на поле, в огороде»
- лото «Цветы»
8. П/игры
- «Мы цветы»
- «Живая клумба»
- «Волшебная палочка»
- «Найди свое место»
- «Любимый цветок»
- «Я садовником родился…»
9. С/р игра
- магазин «Цветов»
10. Выставка детских работ
- «Наша новая клумба»
11. Акция
- «День добрых дел. Украсим детский сад цветами»
- «Подари клумбе цветок»
12. Проект
- «Веселая клумба»
- «Дизайн по оформлению цветника»
13. Фотовыставка
- «Сияние лета»
14. Викторина
- «Цветущее лето»
- «Знатоки цветов»
15. Создание мини-музея «Цветочная планета»
16. Дыхательная гимнастика
- «Вдыхаем аромат цветов»
17. Релаксационные моменты
- «Цветы и ветерок»,
- «Дождик и цветы»
8. «Аптечная грядка»
Формы работы
1. Беседа
- «Наука – фитотерапия»
- «Лекарственные растения»
- «Друг или враг»
- «Как правильно собирать лекарственные растения»
2. Чтение художественной литературы, заучивание стихов, отгадывание загадок.
3. Рассматривание иллюстраций, познавательной литературы, энциклопедий.
4. Трудовой десант
- оформление, посадка и уход за растениями
- сбор сырья
- изготовление коробочек для с/р игры «Аптека»
5. Исследовательно-поисковая деятельность
- «На участке ищем полезные растения»
- «Где лучше растут растения»
6. Д/игра
- «Узнай растение»
- «Вершки и корешки»
- «Помоги себе и другу»
- «Сочинялки»
7. С/р игра
- «Аптека»
8. П/ игра
- «На одной ножке вдоль дорожки»
9. Дыхательная гимнастика
- «Вдыхаем аромат цветов»
- «Одуванчик»
10. Проект
- Самый полезный чай»
11. Викторина
- «Знатоки лекарственных трав»
12. Выставка
- «Фотографии лекарственных растений»
- «Подорожник - наш друг»
13. Экскурсия
- «Аптечная грядка»
7. «Пасека»
«Медведь и пчелы»
«Пчела Майя»
9. «Огород»
Дети рассматривают мини-грядки с овощными культурами (кабачки, огурцы, помидоры, капуста, лук, салат и др.) наблюдают за их ростом и развитием, приобретают практические навыки ухода за растениями (полив, прополка, рыхление, сбор урожая)
Педагог беседует с детьми об овощных культурах и растениях огорода, предлагает отгадать загадки о них, рассказывает о том, как человек ухаживает за растениями, инструментах, необходимых для этого; помогает сделать выводы о взаимосвязи состояния растений и динамики их развития с благоприятными или неблагоприятными условиями.
9. «Птичий двор»
Дети наблюдают за птицами, прилетающими к кормушке, скворечнику.
Формы работы
- Беседы - наблюдения за птицами, прилетающими на кормушку.
- за внешним видом
- за повадками
- за величиной
- за формой туловища
- «Зачем птицам ноги и крылья»
- «Как заботиться о птицах»
- «Как видят птицы»
- «Как птицы ведут себя на кормушке»
- «Растения, которые несут корм птицам (клен, калина, рябина)
- «Как птицы предвещают погоду»
2. Чтение художественной литературы, отгадывание загадок, заучивание стихов, пословиц.
3. Рассматривание иллюстраций, энциклопедий
4. Трудовые поручения.
- подкормка птиц
- изготовление «съедобных» кормушек для птиц
- заготовка семян, плодов
5. Игры:
- «Где, какая птица находится»
- «Какая птица лишняя»
- «Найди перелетных и зимующих птиц»
- «Найди по описанию»
- «Найди кого назову»
- «Кого не стало»
- «Узнай птицу по силуэту»
- «Кто чем питается»
- «Чего не хватает»
- «Что лишнее»
- «Скажи ласково»
6. Акции
- «Покорми птиц»
- «Сохраним птиц на Земле»
- «Подарим дом птицам»
- «Встречаем стаи птичьи»
7. Экспериментирование
- с перьями
8. Викторина
- «Знайка для любознательных»
9. Эксперименты:
- «Какой корм и для какой птицы необходимо заготовить»
10. Экскурсии в краеведческий музей
- парк
11. Продуктивная деятельность
- раскрашивание птиц
- лепка птиц
- ручной труд «Воробей»
- оригами
- поделки из природного и бросового материала
12. Подвижные игры:
- «Птицы»
- «Птички и кошка»
- «Воробышки и автомобиль»
- «Птичка и птенчики»
- «Кот и воробышки»
- «Перелет птиц»
- «Птичка и клетка»
- «Птица без гнезда»
- «Птицеловы»
- «Зимующие и перелетные птицы»
- «Мяч передавай – зимующую птицу называй»
13. Конкурс рисунков
- «Пернатые друзья»
- «Птичьи портреты»
- «Крылатые соседи»
14. Проекты:
- «Птицы нашей кормушки»
- «Удивительный мир птиц»
15. Конкурс фотографий
- «Пернатые в объективе»
10. «Дендрарий»
11. «Дорога здоровья»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Паспорт экологической тропы детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка на тему экология...

ПАСПОРТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПИНКИ МБДОУ ДС №37 «СОЛНЫШКО» посёлка Гражданского Выселковского района Краснодарского края
ПАСПОРТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПИНКИ...
Паспорт экологической тропинки
Разработка паспорта экологической тропинки на территории детского сада....

Паспорт экологической тропы МБДОУ ЦРР Детский сад №21
Паспорт экологической тропы МБДОУ ЦРР Детский сад №21.Знакомство детей с природой на территории детского сада....

Паспорт экологической тропы МБДОУ ЦРР Детский сад №21
Паспорт экологической тропы МБДОУ ЦРР Детский сад №21...
Паспорт экологической тропы ДОУ.
Представлены объекты экологической тропы и основные задачи этих объектов....

Паспорт экологической тропы
Описание экологических троп на территории детского сада , цели и задачи её создания. Экологическое воспитание дошкольников....
