Паспорт экологической тропы
методическая разработка (средняя группа) на тему

Силаева Наталья Валерьевна

Описание экологических троп на территории детского сада , цели и задачи её создания. Экологическое воспитание дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskaya_tropa.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности и интеллекта».

      Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и народов отдавали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть и катастрофы нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех нас  дома – Земли.

      Важное место в системе накопления каждым ребёнком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения, безопасного как для ребёнка, так и для самой природы, в соответствии со своими интересами склонностями, уровнем познавательного развития отводится созданию на территории детского сада экологической тропинки и организации на ней работы с детьми.  Значение тропы разнообразно: проведение воспитательно-образовательной работы с детьми 3-7 лет, просветительской работы с сотрудниками дошкольного учреждения и родителями детей.

       В нашем детском саду работа по экологическому воспитанию ведется с 2009 года и продолжается по сей день. Начало работы  положило создание в детском саду экологической тропы. Силами сотрудников и  родителей инициативной группы были привезены из леса и посажены различные саженцы, разбиты клумбы и цветники, перед детским садом посеян газон. Территория детского сада преобразилась до неузнаваемости. Видя такие преобразования, в работу включались все больше и больше родителей. Каждый из них хотел оказать посильную помощь в нашей работе. С загородных домов и дач нам привозили рассаду многолетних цветов, саженцы плодовых деревьев и ягодных кустарников, луковичные и клубне луковичные растения. С помощью наших добровольных помощников нам удалось организовать несколько маршрутов экологической тропы, с которыми я вас сейчас познакомлю. Итак, добро пожаловать на экологическую тропинку детского сада №3 «Дубравушка».

Первый маршрут экологической тропы - уголок смешанного леса.

         И как положено в русском лесу, хозяином которого считается бурый медведь, наших деток встречает Михаил Иванович Топтыгин. Вместе с ним мы встретим в лесу и других его обитателей: волка, ежика и лису (плоскостные изображения).

В уголке смешанного леса представлены такие деревья, как:  сосны, березы, осины, дубы, клены, рябина, каштан. Посажены и кустарники: шиповник,  малина. Все это позволяет детям наблюдать природу родного края не выходя за пределы детского сада.

Рекомендации по организации работы с детьми в уголке леса:

1.рассматривание и наблюдение за деревьями в разные времена года;

2.сравнение их между собой;

3.забота человека о деревьях;

4.использование луп для наблюдений;

5.сенсорное развитие детей во время прогулок и наблюдений;

6.связь с животными.

Второй  маршрут экологической тропы – цветники.

       На этом маршруте собраны растения, с разными требованиями к условиям обитания. Есть цветники, где растут  тенелюбивые растения, такие, как разнообразные примулы ( примула высокая, примула безстебельная, примула Юлии и др.), купальницы, астильба, папоротники,  незабудки, аквилегия ( или водосбор), различного вида хосты, разные сорта лилейников, рудбекии, а также ландыши, фиалки лесные  и полевая герань.

     В  цветниках  солнцелюбивых  растений собраны такие цветы, как розы, георгины, пионы,  петуния и другие растения.

Рекомендации по организации работы с детьми в цветниках:

  1.труд с детьми: подготовка клумб, посадка новых растений, полив, рыхление, прополка, сбор семян осенью, подготовка цветников к зиме, посадка луковичных цветов под зиму.

  2.наблюдение за цветами: биологические особенности, сравнение разных цветов по внешнему виду, способам ухода, способам размножения, связь с насекомыми;

  3.сенсорное развитие детей во время прогулок на цветники;

  4.беседы о роли человека в жизни растений (уход, помощь, любование и т. п.);

  5.проведение исследований о взаимосвязи цветов с окружающей средой;

  6.видеть красоту и неповторимость каждого цветка;

  7.формировать чувство близости к природе и сопереживание всему живому, желание помогать и заботиться.

                Третий  маршрут – «Птичья аллея»

       Особое внимание уделяется привлечению на территорию детского сада различных птиц для наблюдения с детьми. Для этой цели на территории детского сада размещены различного вида кормушки и поилки для птиц, постоянными посетителями которых стали воробьи, синицы, снегири  и голуби. В скворечниках, которые мы повесили с детьми скворцы, уже не первый год выводят свое потомство.

Наши цели и задачи:

 1.постройка кормушки для птиц;

 2.наблюдение за птицами в разное время года;

 3.слушание пения птиц;

 4.выработка правил поведения;

 5.бережное отношение к птицам

      Четвёртый маршрут экологической тропы – огород

    Огород в детском саду способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, а это помогает лучше познать растительную жизнь. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях необходимых для роста и развития, развивать эстетические чувства, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатам своего труда.

Сколько радости доставили детям первые посадки. В группах вырастили рассаду кабачков, капусты, перца, баклажанов, огурцов, кроме того семенами посадили тыкву, свеклу, редис, горох, фасоль, укроп, салат, морковь и картофель.

Целью образовательной деятельности с детьми в огороде является расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях, которые можно вырастить в Сибири, ухода за ними, осознание значимости овощей в жизнедеятельности человека.

А задачи перед собой мы ставили следующие:

1.расширять и уточнять представления детей об овощных культурах, растения огорода;

 2. учить ухаживать за растениями, дать наглядное представление детям о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений;

 3. развивать познавательные и творческие способности детей;

 4. формировать осознанно – правильное отношение к природе родного края, к труду человека.

Коллективный труд на огороде приучает детей к ответственности, развивает трудовые навыки, сплачивает детей и уже к середине лета они могут увидеть плоды своего труда.

      Пятый маршрут – «Фруктовый сад»

«Фруктовый сад» - экскурсии и наблюдения в разное время года; окапывание деревьев; исследование внешних особенностей; польза для человека и забота человека.

Общие рекомендации по работе с детьми на экологической тропинке детского сада:

 - Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.

 - Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка.

 - Познакомить с разными объектами живой природы и показать их взаимосвязь с окружающим миром.

 - Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.

 - Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.

 - Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.

 - Проводить на тропинке наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.

 Надеемся, что наша работа не пропадет зря и наши дети, став взрослыми, будут бережно относиться к окружающему их богатству – родной природе. Ведь экологическое воспитание это, прежде всего воспитание человечности, доброты к природе и людям, которые живут рядом.

Подготовила материал Силаева Наталья Валерьевна  воспитатель  первой категории МДОУ  Детский сад № 3 «Дубравушка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт экологической тропинки

Разработка паспорта экологической тропинки на территории детского сада....

Паспорт экологической тропы МБДОУ ЦРР Детский сад №21

Паспорт экологической тропы МБДОУ ЦРР  Детский сад №21.Знакомство детей с природой на территории детского сада....

Паспорт экологической тропы МБДОУ ЦРР Детский сад №21

Паспорт экологической тропы МБДОУ ЦРР  Детский сад №21...

Паспорт экологической тропы ДОУ.

Представлены объекты экологической тропы и основные задачи этих объектов....

Паспорт экологической тропинки

Паспорт экологической тропинки в ДОУ...