Мастер – класс для педагогов «Театрализованные игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка

Мартынова Ирина Юрьевна

Актуальность.

Актуальность моего мастер-класса заключается в том, что театрализованная деятельность является одним из самых популярных и увлекательных направлений в дошкольном воспитании. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра. В последнее время возросли требования к качеству дошкольного образования, в том числе все больше внимания уделяется развитию речи дошкольников. К сожалению, в современном мире, все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей, имеющих трудности в области общения, ведения диалога, как с взрослыми, так и со сверстниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_martynova.docx111.07 КБ

Предварительный просмотр:

               Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 28»

г. Троицк Челябинская область

                           Мастер – класс для педагогов

«Театрализованные игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста»

Картинки по запросу картинка театр в детском саду

                                                                                                                                     Подготовил:                 музыкальный руководитель

Мартынова И.Ю.

Цель мастер – класса: распространение и передача педагогического опыта, в применении театрализованных игр и упражнений в детском саду.

Задачи:

- повышать профессиональное мастерство педагогов;

- Привлечь внимание воспитателей к театрализованной игре.

-Развивать интерес педагогов к творческой самостоятельности в организации театрализованных игр.

 -Создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников, организация выступления детей перед младшими детьми и др.).

Актуальность.

Актуальность моего мастер-класса заключается в том, что театрализованная деятельность является одним из самых популярных и увлекательных направлений в дошкольном воспитании. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра. В последнее время возросли требования к качеству дошкольного образования, в том числе все больше внимания уделяется развитию речи дошкольников. К сожалению, в современном мире, все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей, имеющих трудности в области общения, ведения диалога, как с взрослыми, так и со сверстниками.

Классификация театрализованных игр:

  Театрализованные игры отличаются от сюжетно-ролевых игр не только сюжетом, но и характером игровой деятельности. 

Театрализованные игры являются играми-представлениями, которые имеют фиксированное содержание в виде литературного произведения, разыгрываемого детьми в лицах. В них, как и в настоящем театральном искусстве, с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, создаются конкретные образы. 

  Театрализованные игры можно разделить на две основные группы: игры драматизации и режиссерские.

В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности.

Видами драматизации являются:

игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;

ролевые диалоги на основе текста;

инсценировки произведений;

постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;

игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

 В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности.

Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, варежковый) и т. д. Ребенок в этом случае играет сам, используя свои средства выразительности - интонацию, мимику, пантомимику.

Предварительная работа.

Перед началом игры – драматизации воспитателю необходимо прочитать (или рассказать) детям сказку и обсудить с ними ее сюжет (о чем сказка, кто в ней главные действующие лица, какими представляется персонажи). Можно вместе с детьми рассмотреть иллюстрации к сказкам, прослушать музыкальные произведения. Проводя коллективные развивающие игры, необходимо создавать веселую, непринужденную атмосферу, подбадривать скованных и зажатых детей, не акцентировать внимание на промах и ошибки.

Затем следует распределить «роли», ориентируясь на желания и возможности детей.  Рекомендуется обсудить с участниками характерные особенности героев сказки и то, каким образом их можно продемонстрировать зрителям (например, с помощью тембра голоса, интонации и т.п.) 

Организация игрового пространства.

      При драматизации сказок следует обращать внимание детей на расположение декораций и персонажей по отношению к зрителям и другим участникам.  

Ход театрализованных игр и упражнений.

 Детей желательно делить на группы, подгруппы, пары, чтобы дать возможность самостоятельно оценить действие сверстников и сравнить их со своими. Воспитывается усидчивость, внимание, развивается уважение не только к себе, но и к товарищам. Причем роль ведущего во многих играх может выполнять сам ребенок. Предлагаемые игры и упражнения допустимо использовать в работе воспитателей.

Дидактическое упражнение «Незнайка знакомится» 

Незнайка: Я хочу познакомиться с детьми. Что я должен сказать?  А вы знаете, что знакомиться можно по - разному? (ответ)

- Меня зовут Незнайка, а тебя как? (ответ)

- Моё имя Незнайка, а твоё как? (ответ)

- Я – Незнайка, а ты кто? (ответ)

- Меня зовут Незнайка «все знающий» а тебя как? (например, Елена «премудрая», Варвара «краса, длинная коса»)Данное упражнение способствует обучению применения в речи дошкольников речевых штампов. 

«Есть или нет?».

Цель. Развивать внимание, память, образное мышление.

Ход игры. Играющие встают в круг и берутся за руки; ведущий - в центре. Он объясняет задание; если они согласны с утверждением, то поднимают руки верх и кричат: «Да!»; если не согласны, опускают руки и кричат:»Нет!».

Есть ли в поле светлячки?

Есть ли в море рыбки?

Есть ли крылья у теленка?

Есть ли клюв у поросенка?

Есть ли гребень у горы?

Есть ли двери у норы?

Есть ли хвост у петуха?

Есть ли ключ у скрипки?

Есть ли рифма у стиха?

Есть ли в нем ошибки?

«Кто во что одет».

Цель. Развивать наблюдательность.произвольную зрительную память.

Ход игры. Водящий ребенок стоит в центре круга дети идут по кругу, взявшись за руки, и произносят:

Для мальчика:

В центр круга ты вставай

И глаза не открывай.

Поскорее дай ответ:

Ваня наш во что одет?

Для девочки:

В центр круга ты вставай

И глаза не открывай.

Ждем мы твоего ответа:

Машенька во что одета?

Дети останавливаются, а водящий закрывает глаза и описывает детали, а так же цвет одежды названного ребенка.

  «Дружные звери».

Цель. Развивать внимание, выдержку, согласованность действий.

Ход игры. Дети распределяются на три группы – медведи, обезьяны, слоны. Затем педагог называет по очередно одну из команд, а дети должны одновременно выполнять свое движение. Например: медведи – топнуть одной ногой, обезьяны – хлопнуть в ладоши, слоны – поклониться. Можно выбирать других животных и предложить другие движения. Главное, чтобы каждая группа выполняла свое движение синхронно, общаться только взглядами.

«След в след».

Цель. Развивать внимание, согласованность действий, ориентировку в пространстве.

Ход игры. Дети идут по залу цепочкой, ставят ногу только в освободившейся «след» впереди идущего. Нельзя торопиться и наступать на ноги. По ходу игры дети фантазируют, где они находятся, куда и почему так идут, какие препятствия преодолевают.

Например: хитрая лиса ведет своих лисят по тропинке, на которой охотники установили капканы; разведчики идут через болото по кочкам и т.п.

        «Веселые обезьянки».

Цель. Развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции.

Ход игры. Дети стоят в рассыпную- это обезьянки. Лицом к ним – ребенок – посетитель зоопарка, который выполняет различные движения и жесты. «Обезьянки», передразнивая ребенка, точно повторяют все за ним.

      

 «Внимательные звери».

Цель. Тренировать слуховое и зрительное внимание, быстроту реакции, координацию движений.

Ход игры. Дети представляют, что они находятся в лесной школе, где учитель тренирует их ловкость и внимание.ведущий показывает, например, на ухо, нос, хвост и называет то, что он показывает. Дети внимательно за ним следят и называют то, что он показывает. Затем вместо уха он показывает нос, но упрямо повторяет: «Ухо!». Дети должны быстро ориентироваться и верно назвать то, что показал ведущий.

11.        «Живой телефон».

Цель. Развивать память, слуховое внимание, согласованность действий.

Ход игры. Между детьми распределяются цифры от 0 до 9. затем ведущий называет любой телефонный номер. Дети с соответствующими цифрами выходят вперед и строятся по порядку в названном номере.

12.        «Волшебное зеркало».

Цель. «Развивать воображение и выразительность мимики».

Ход игры.

        Нахмуриться, как:

  • Король,
  • Ребенок у которого отняли игрушку,
  • Человек, скрывающий улыбку.

Улыбнуться, как:

  • Вежливый японец,
  • Собака своему хозяину,
  • Мать младенцу,
  • Кот на солнце,
  • Новой игрушке.

Сесть, как:

  • Пчела на цветок,
  • Наказанный Буратино,
  • Обиженная собака,
  • Обезьянка, изображающая вас,
  • Наездник на лошадь,

«Волшебный платочек».

Цель. «Развивать воображение и выразительность мимики».

Ход игры. Предложить ребенку с помощью платка, движений, мимики изобразить:

        Бабочку,

        Лису,

        Принцессу,

        Волшебника,

        Бабушку,

        Фокусника,

        Больного с зубной болью.

 Специальные театральные игры.

     В них включены упражнения и этюды, игры на перевоплощения, игры на действия с воображающим предметом, или на память физических действий. Не являясь курсом актерского мастерства, они готовят детей к действиям в сценических условиях, где все является вымыслом.  Таким образом, перед педагогом стоит сложная задача – сохранить детскую наивность, непосредственность, веру, которые проявляются при выступлении перед зрителями. Для этого необходимо в первую очередь опираться на личный практический опыт ребенка и предоставлять ему как можно больше самостоятельности, активизируя работу воображения. Знакомить детей со сценическим действием можно на материале упражнений и этюдов, импровизируя на основе хорошо знакомых небольших сказок.  Игры на действие с воображаемым предметом или на память физических действий способствуют развитию чувства правды и веры в вымысел. Предлагая такие задания, надо иметь в виду, что дети должны вспомнить и представить, как они действовали с данным предметом в жизни, какие ощущения они испытывали. Так играя с воображающим мячом, нужно представить себе, какой он: большой или маленький, легкий или тяжелый, чистый или грязный. Разное ощущения мы переживаем, когда поднимаем хрустальную вазу или ведро с водой. Просто необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь публики.

  «Превращение детей».

Цель. Развивать чувство веры и правды, смелость, сообразительность и фантазию.

Ход игры. По команде педагога дети превращаются в деревья, цветы, бабочек, грибы, игрушки, лягушек и т.п. педагог может сам превратиться в злую волшебницу и превращать детей по своему желанию.

  «Король».

Цель. Развивать воображение, инициативу, внимание, умение действовать согласованно, обыгрывать воображаемые предметы.

Ход игры. Выбирается с помощью считалки ребенок на роль короля. Остальные дети – работники, распределяются на 3-4 группы и договариваются, что они будут делать, на какую работу намекать. Затем они группами подходят к королю.

Работники. Здравствуй король!

Король. Здравствуйте!

Работники. Нужны вам работники?

Король. А что вы умеете делать?

Работники. А ты отгадай!

Дети действуют с воображаемыми предметами, демонстрируют различные профессии: готовят еду, стирают бельё, моют посуду, шьют одежду, поливают растения и пр. король должен отгадать профессию работников. Если он это сделает правильно, то догоняет детей.первый пойманный ребенок становиться королем. Со временем игру можно усложнить введением новых персонажей (королевы, принцессы, министра, генерала и пр.) придумать характеры действующих лиц (король – жадный, веселый, злой и пр.).

Драматизация отрывка из сказки «Заюшкина избушка» 

Данное упражнение способствует обучению детей актерским навыкам самостоятельной игреразвитию средств выразительности движений, мимики и пантомимики.

В зависимости от поставленных задач, игра – драматизация может быть заранее четко спланирована, а может допускать импровизацию детей по ходу игры.

При завершении игры – драматизации рекомендуется обсудить с детьми финал сказки. Самое главное, чтобы детям было интересно играть, а в группе сохранялся положительный эмоциональный настрой.

Игра-перевоплощение «Заколдованный лес» 

Цель – познакомить с различными видами реплик, упражнять в их употреблении, развивать быстроту реакций, всё это с применением элементов театрализации.

Все стоят врассыпную по комнате. Это лесная поляна. Ведущий свободно ходит по комнате, затем подходит к любому игроку и спрашивает: «Ты кто?». Игрок должен назвать имя любого сказочного персонажа. Ведущий: «Зачем пришел?», игрок должен найти объяснение своему присутствию на лесной поляне. Например, помочь Красной Шапочке, защитить семерых козлят, помочь поросятам построить домик, пришел в гости к Бабе Яге и т. д.

Ответив, игрок становится за ведущим. Теперь они вдвоем подходят к следующему игроку, и ведущий опять спрашивает: «Ты кто? Зачем пришел?» Ответив, следующий игрок присоединяется к ним и т. д., пока все игроки не станут «заколдованными». По сигналу ведущего игроки хлопают в ладоши, и таким образом «расколдовываются».

Завершение игр и упражнений

По завершении игрового процесса необходимо поблагодарить всех участников: актеров за игру, зрителей – за внимание. В конце игры необходимо совместно убрать все игровые материалы.  

Заключение

Уважаемые коллеги, я показала лишь малую часть театрализованных игр и упражнений, надеюсь, вам было интересно, и вы дальнейшем будете применять представленный опыт в своей деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов «Кружковая работа по легоконструированию, для детей старшего дошкольного возраста».

middot;        Ознакомление педагогов с кружковой  деятельностью в группе. Расширение и уточнение представлений педагогов о Лего-конструкторе и формы орга...

Презентация мастер класса для педагогов на тему: «Развитие инициативы у детей старшего дошкольного возраста в процессе оздоровительной работы через использование технологии «Са-фи - данс» ».

Представление опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста по физической культуре в процессе оздоровительной работы через использование технологии " Са- фи-данс" направленную на разви...

Мастер – класс для педагогов "Знакомство с основными финансовыми понятиями детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр".

Данный мастер-класс имеет следующую  цель: познакомить воспитателей с технологией формирования основных понятий финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста  посредством дида...

Мастер – класс для педагогов "Знакомство с основными финансовыми понятиями детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр".

Данный мастер-класс имеет следующую  цель: познакомить воспитателей с технологией формирования основных понятий финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста  посредством дида...

Мастер- класс для педагогов "Карты Проппа, как средство обучения детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию".

Представлен материал по работе с картами Проппа. Его использование стимулирует развитие у детей психических процессов, активизирует речь,подерживает детскую познавательную  инициативу....