Мастер – класс для педагогов «Театрализованные игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка
Актуальность.
Актуальность моего мастер-класса заключается в том, что театрализованная деятельность является одним из самых популярных и увлекательных направлений в дошкольном воспитании. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра. В последнее время возросли требования к качеству дошкольного образования, в том числе все больше внимания уделяется развитию речи дошкольников. К сожалению, в современном мире, все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей, имеющих трудности в области общения, ведения диалога, как с взрослыми, так и со сверстниками.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 111.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 28»
г. Троицк Челябинская область
Мастер – класс для педагогов
«Театрализованные игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста»
Подготовил: музыкальный руководитель
Мартынова И.Ю.
Цель мастер – класса: распространение и передача педагогического опыта, в применении театрализованных игр и упражнений в детском саду.
Задачи:
- повышать профессиональное мастерство педагогов;
- Привлечь внимание воспитателей к театрализованной игре.
-Развивать интерес педагогов к творческой самостоятельности в организации театрализованных игр.
-Создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников, организация выступления детей перед младшими детьми и др.).
Актуальность.
Актуальность моего мастер-класса заключается в том, что театрализованная деятельность является одним из самых популярных и увлекательных направлений в дошкольном воспитании. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра. В последнее время возросли требования к качеству дошкольного образования, в том числе все больше внимания уделяется развитию речи дошкольников. К сожалению, в современном мире, все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей, имеющих трудности в области общения, ведения диалога, как с взрослыми, так и со сверстниками.
Классификация театрализованных игр:
Театрализованные игры отличаются от сюжетно-ролевых игр не только сюжетом, но и характером игровой деятельности.
Театрализованные игры являются играми-представлениями, которые имеют фиксированное содержание в виде литературного произведения, разыгрываемого детьми в лицах. В них, как и в настоящем театральном искусстве, с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, создаются конкретные образы.
Театрализованные игры можно разделить на две основные группы: игры драматизации и режиссерские.
В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности.
Видами драматизации являются:
игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
ролевые диалоги на основе текста;
инсценировки произведений;
постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.
В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности.
Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, варежковый) и т. д. Ребенок в этом случае играет сам, используя свои средства выразительности - интонацию, мимику, пантомимику.
Предварительная работа.
Перед началом игры – драматизации воспитателю необходимо прочитать (или рассказать) детям сказку и обсудить с ними ее сюжет (о чем сказка, кто в ней главные действующие лица, какими представляется персонажи). Можно вместе с детьми рассмотреть иллюстрации к сказкам, прослушать музыкальные произведения. Проводя коллективные развивающие игры, необходимо создавать веселую, непринужденную атмосферу, подбадривать скованных и зажатых детей, не акцентировать внимание на промах и ошибки.
Затем следует распределить «роли», ориентируясь на желания и возможности детей. Рекомендуется обсудить с участниками характерные особенности героев сказки и то, каким образом их можно продемонстрировать зрителям (например, с помощью тембра голоса, интонации и т.п.)
Организация игрового пространства.
При драматизации сказок следует обращать внимание детей на расположение декораций и персонажей по отношению к зрителям и другим участникам.
Ход театрализованных игр и упражнений.
Детей желательно делить на группы, подгруппы, пары, чтобы дать возможность самостоятельно оценить действие сверстников и сравнить их со своими. Воспитывается усидчивость, внимание, развивается уважение не только к себе, но и к товарищам. Причем роль ведущего во многих играх может выполнять сам ребенок. Предлагаемые игры и упражнения допустимо использовать в работе воспитателей.
Дидактическое упражнение «Незнайка знакомится»
Незнайка: Я хочу познакомиться с детьми. Что я должен сказать? А вы знаете, что знакомиться можно по - разному? (ответ)
- Меня зовут Незнайка, а тебя как? (ответ)
- Моё имя Незнайка, а твоё как? (ответ)
- Я – Незнайка, а ты кто? (ответ)
- Меня зовут Незнайка «все знающий» а тебя как? (например, Елена «премудрая», Варвара «краса, длинная коса»)Данное упражнение способствует обучению применения в речи дошкольников речевых штампов.
«Есть или нет?».
Цель. Развивать внимание, память, образное мышление.
Ход игры. Играющие встают в круг и берутся за руки; ведущий - в центре. Он объясняет задание; если они согласны с утверждением, то поднимают руки верх и кричат: «Да!»; если не согласны, опускают руки и кричат:»Нет!».
Есть ли в поле светлячки?
Есть ли в море рыбки?
Есть ли крылья у теленка?
Есть ли клюв у поросенка?
Есть ли гребень у горы?
Есть ли двери у норы?
Есть ли хвост у петуха?
Есть ли ключ у скрипки?
Есть ли рифма у стиха?
Есть ли в нем ошибки?
«Кто во что одет».
Цель. Развивать наблюдательность.произвольную зрительную память.
Ход игры. Водящий ребенок стоит в центре круга дети идут по кругу, взявшись за руки, и произносят:
Для мальчика:
В центр круга ты вставай
И глаза не открывай.
Поскорее дай ответ:
Ваня наш во что одет?
Для девочки:
В центр круга ты вставай
И глаза не открывай.
Ждем мы твоего ответа:
Машенька во что одета?
Дети останавливаются, а водящий закрывает глаза и описывает детали, а так же цвет одежды названного ребенка.
«Дружные звери».
Цель. Развивать внимание, выдержку, согласованность действий.
Ход игры. Дети распределяются на три группы – медведи, обезьяны, слоны. Затем педагог называет по очередно одну из команд, а дети должны одновременно выполнять свое движение. Например: медведи – топнуть одной ногой, обезьяны – хлопнуть в ладоши, слоны – поклониться. Можно выбирать других животных и предложить другие движения. Главное, чтобы каждая группа выполняла свое движение синхронно, общаться только взглядами.
«След в след».
Цель. Развивать внимание, согласованность действий, ориентировку в пространстве.
Ход игры. Дети идут по залу цепочкой, ставят ногу только в освободившейся «след» впереди идущего. Нельзя торопиться и наступать на ноги. По ходу игры дети фантазируют, где они находятся, куда и почему так идут, какие препятствия преодолевают.
Например: хитрая лиса ведет своих лисят по тропинке, на которой охотники установили капканы; разведчики идут через болото по кочкам и т.п.
«Веселые обезьянки».
Цель. Развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции.
Ход игры. Дети стоят в рассыпную- это обезьянки. Лицом к ним – ребенок – посетитель зоопарка, который выполняет различные движения и жесты. «Обезьянки», передразнивая ребенка, точно повторяют все за ним.
«Внимательные звери».
Цель. Тренировать слуховое и зрительное внимание, быстроту реакции, координацию движений.
Ход игры. Дети представляют, что они находятся в лесной школе, где учитель тренирует их ловкость и внимание.ведущий показывает, например, на ухо, нос, хвост и называет то, что он показывает. Дети внимательно за ним следят и называют то, что он показывает. Затем вместо уха он показывает нос, но упрямо повторяет: «Ухо!». Дети должны быстро ориентироваться и верно назвать то, что показал ведущий.
11. «Живой телефон».
Цель. Развивать память, слуховое внимание, согласованность действий.
Ход игры. Между детьми распределяются цифры от 0 до 9. затем ведущий называет любой телефонный номер. Дети с соответствующими цифрами выходят вперед и строятся по порядку в названном номере.
12. «Волшебное зеркало».
Цель. «Развивать воображение и выразительность мимики».
Ход игры.
Нахмуриться, как:
- Король,
- Ребенок у которого отняли игрушку,
- Человек, скрывающий улыбку.
Улыбнуться, как:
- Вежливый японец,
- Собака своему хозяину,
- Мать младенцу,
- Кот на солнце,
- Новой игрушке.
Сесть, как:
- Пчела на цветок,
- Наказанный Буратино,
- Обиженная собака,
- Обезьянка, изображающая вас,
- Наездник на лошадь,
«Волшебный платочек».
Цель. «Развивать воображение и выразительность мимики».
Ход игры. Предложить ребенку с помощью платка, движений, мимики изобразить:
Бабочку,
Лису,
Принцессу,
Волшебника,
Бабушку,
Фокусника,
Больного с зубной болью.
Специальные театральные игры.
В них включены упражнения и этюды, игры на перевоплощения, игры на действия с воображающим предметом, или на память физических действий. Не являясь курсом актерского мастерства, они готовят детей к действиям в сценических условиях, где все является вымыслом. Таким образом, перед педагогом стоит сложная задача – сохранить детскую наивность, непосредственность, веру, которые проявляются при выступлении перед зрителями. Для этого необходимо в первую очередь опираться на личный практический опыт ребенка и предоставлять ему как можно больше самостоятельности, активизируя работу воображения. Знакомить детей со сценическим действием можно на материале упражнений и этюдов, импровизируя на основе хорошо знакомых небольших сказок. Игры на действие с воображаемым предметом или на память физических действий способствуют развитию чувства правды и веры в вымысел. Предлагая такие задания, надо иметь в виду, что дети должны вспомнить и представить, как они действовали с данным предметом в жизни, какие ощущения они испытывали. Так играя с воображающим мячом, нужно представить себе, какой он: большой или маленький, легкий или тяжелый, чистый или грязный. Разное ощущения мы переживаем, когда поднимаем хрустальную вазу или ведро с водой. Просто необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь публики.
«Превращение детей».
Цель. Развивать чувство веры и правды, смелость, сообразительность и фантазию.
Ход игры. По команде педагога дети превращаются в деревья, цветы, бабочек, грибы, игрушки, лягушек и т.п. педагог может сам превратиться в злую волшебницу и превращать детей по своему желанию.
«Король».
Цель. Развивать воображение, инициативу, внимание, умение действовать согласованно, обыгрывать воображаемые предметы.
Ход игры. Выбирается с помощью считалки ребенок на роль короля. Остальные дети – работники, распределяются на 3-4 группы и договариваются, что они будут делать, на какую работу намекать. Затем они группами подходят к королю.
Работники. Здравствуй король!
Король. Здравствуйте!
Работники. Нужны вам работники?
Король. А что вы умеете делать?
Работники. А ты отгадай!
Дети действуют с воображаемыми предметами, демонстрируют различные профессии: готовят еду, стирают бельё, моют посуду, шьют одежду, поливают растения и пр. король должен отгадать профессию работников. Если он это сделает правильно, то догоняет детей.первый пойманный ребенок становиться королем. Со временем игру можно усложнить введением новых персонажей (королевы, принцессы, министра, генерала и пр.) придумать характеры действующих лиц (король – жадный, веселый, злой и пр.).
Драматизация отрывка из сказки «Заюшкина избушка»
Данное упражнение способствует обучению детей актерским навыкам самостоятельной игре, развитию средств выразительности движений, мимики и пантомимики.
В зависимости от поставленных задач, игра – драматизация может быть заранее четко спланирована, а может допускать импровизацию детей по ходу игры.
При завершении игры – драматизации рекомендуется обсудить с детьми финал сказки. Самое главное, чтобы детям было интересно играть, а в группе сохранялся положительный эмоциональный настрой.
Игра-перевоплощение «Заколдованный лес»
Цель – познакомить с различными видами реплик, упражнять в их употреблении, развивать быстроту реакций, всё это с применением элементов театрализации.
Все стоят врассыпную по комнате. Это лесная поляна. Ведущий свободно ходит по комнате, затем подходит к любому игроку и спрашивает: «Ты кто?». Игрок должен назвать имя любого сказочного персонажа. Ведущий: «Зачем пришел?», игрок должен найти объяснение своему присутствию на лесной поляне. Например, помочь Красной Шапочке, защитить семерых козлят, помочь поросятам построить домик, пришел в гости к Бабе Яге и т. д.
Ответив, игрок становится за ведущим. Теперь они вдвоем подходят к следующему игроку, и ведущий опять спрашивает: «Ты кто? Зачем пришел?» Ответив, следующий игрок присоединяется к ним и т. д., пока все игроки не станут «заколдованными». По сигналу ведущего игроки хлопают в ладоши, и таким образом «расколдовываются».
Завершение игр и упражнений
По завершении игрового процесса необходимо поблагодарить всех участников: актеров за игру, зрителей – за внимание. В конце игры необходимо совместно убрать все игровые материалы.
Заключение
Уважаемые коллеги, я показала лишь малую часть театрализованных игр и упражнений, надеюсь, вам было интересно, и вы дальнейшем будете применять представленный опыт в своей деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов «Кружковая работа по легоконструированию, для детей старшего дошкольного возраста».
middot; Ознакомление педагогов с кружковой деятельностью в группе. Расширение и уточнение представлений педагогов о Лего-конструкторе и формы орга...

Презентация мастер класса для педагогов на тему: «Развитие инициативы у детей старшего дошкольного возраста в процессе оздоровительной работы через использование технологии «Са-фи - данс» ».
Представление опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста по физической культуре в процессе оздоровительной работы через использование технологии " Са- фи-данс" направленную на разви...

Описание практической части мастер класса для педагогов на тему: «Развитие инициативы у детей старшего дошкольного возраста в процессе оздоровительной работы через использование технологии «Са-фи - данс» ».
Практическая часть мастер класса для педагогов....

Практическая часть мастер класса для педагогов на тему: «Развитие инициативы у детей старшего дошкольного возраста в процессе оздоровительной работы через использование технологии «Са-фи - данс» ».
Практическая часть к мастер классу для педагогов....

Мастер – класс для педагогов "Знакомство с основными финансовыми понятиями детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр".
Данный мастер-класс имеет следующую цель: познакомить воспитателей с технологией формирования основных понятий финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством дида...

Мастер – класс для педагогов "Знакомство с основными финансовыми понятиями детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр".
Данный мастер-класс имеет следующую цель: познакомить воспитателей с технологией формирования основных понятий финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством дида...
Мастер- класс для педагогов "Карты Проппа, как средство обучения детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию".
Представлен материал по работе с картами Проппа. Его использование стимулирует развитие у детей психических процессов, активизирует речь,подерживает детскую познавательную инициативу....

