Проект по патриотическо-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Герои Отечества"
проект (старшая группа)

Светлана Петровна Мурыгина

Материалы по патриотическо-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад комбинированного вида №10» города Сим Ашинского района

Проект по патриотическо-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста

«Герои Отечества».

                                                      Подготовили воспитатели:

   Мурыгина С.П. стаж-28 лет, 1 категория

                                                       Кабанова О.В. стаж-11лет

Предметы изучения: процесс выявления наличия представлений о патриотизме, значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне, о подвигах героев.

Объекты изучения:сбор и исследование информации и статистических данных на предмет представлений детей о патриотизме, значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне, о подвигах героев.

Проблема ( актуальность проекта):

Патриоти́зм- это политический принцип и социальное чувство, осознанная любовь, привязанность к родине, преданность ей и готовность к жертвам ради неё, осознанная любовь к своему народу, его традициям. Патриотизм предполагает чувство гордости за достижения и культуру своей родины, поддерживает желание сохранять культурные особенности и идентификацию себя (особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям) с другими представителями своего народа, стремление защитить интересы родины и своего народа.

Главной целью «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2030 года» является определение социокультурных условий для воспитания гармонично развитой, патриотичной и социально ответственной личности.

Сегодня проблема патриотического воспитания подрастающего поколения является одной из наиболее важных. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о своей стране, ее истории и традициях. Основы воспитания закладываются в дошкольном возрасте. Необходимо повышать патриотическую ориентацию подрастающего поколения, формировать первоначально- достоверные представления об истории нашей страны с дошкольного возраста. Знания о том, что каждый человек является членом общества и должен знать свои права и обязанности, лучше всего закладываются с детства. Что усвоено в дошкольном периоде, - знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающие черты характера – оказываются особенно прочными и являются фундаментом дальнейшего развития личности.

Цель проекта: Воспитание патриотизма, любви к Родине и своему народу, чувства национальной гордости и гражданского достоинства. Приобщение к истории своей страны.

Задачи проекта:

Обучающие:

1. Познакомить с некоторыми фактами истории нашей Родины.

2. Способствовать повышению уровня познавательного интереса детей

и формированию основ их гражданско-патриотических чувств.

3. Расширять и систематизировать представления детей о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне, о подвигах героев.

Развивающие:

1.Обогащать словарный запас детей.

2.Развивать связную речь.

Воспитательные:

1.Воспитывать любовь, уважение и чувство гордости за свою Родину;

2.Воспитывать у дошкольников ценность гражданственности, патриотизма, толерантности, чувство долга, определяющие модель их жизненного поведения;

3.Прививать чувство гордости, уважения и почитания символов России (флаг, герб, гимн);

4.Воспитывать чувство гордости за героическое прошлое и настоящее нашей страны;

5.Прививать чувство гордости и уважения к героям Отечества.

Этапы проекта:

1этап(подготовительный):

-Актуализация темы.

-Изучение литературы и интернет ресурсов по теме проекта.

-Подбор художественной литературы.

-Подбор дидактических и подвижных игр.

-Подбор фотоматериала, презентаций и мультфильмов о Великой Отечественной войне.

2 этап (основной):

-Оформление стендов: «Мой прадедушка- герой», «Дети-герои»,

«Герои наших дней»

-Создание фотоальбомов: «Богатыри России», «Подвиги детей в годы Великой Отечественной войны», «Полководцы России», «Наши земляки-герои»

-Создание картотек дидактических и подвижных игр.

-создание выставки книг по теме проекта.

-Создание дидактического материала.

-Изготовление поделок из различного материала и рисунков.

3этап (заключительный):

1.Обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний.

2.Создание презентации.

4 этап (аналитический):

Роль родителей в реализации проекта:

Помощь в сборе фотоматериала, помощь в создании тематических альбомов, создание совместно с детьми рисунков и поделок для оформления выставки и участия в конкурсах  «Герои России»,«Богатыри России», «На страже Отечества».

Итог проекта:

Внутренний: по окончании нашего проекта у детей расширились представления о героическом прошлом и настоящем нашей страны; сформировалось представление о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне, повысилось чувство гордости и уважения к своей Родине и ее героям.

Внешний:

 1.Создание альбомов: «Богатыри России», «Подвиги детей в годы Великой Отечественной войны», «Полководцы России», «Наши земляки- герои».      2.Создание картотек дидактических и подвижных игр.

3.Создание дидактического материала.

4.Выставка рисунков и поделок из различного материала родителей с детьми.

5.Создание стендов «Мой прадедушка-герой», «Дети-герои», «Герои наших дней».

6.Пополнение библиотеки книгами.

7.Презентация проекта.

Вид проекта: 

-По продолжительности: среднесрочный .

-По количеству участников: фронтальный.

-По характеру контактов: в рамках ДОУ.

Тип проекта: 

Познавательно-информационный.

Сроки реализации: с 03.12.24г. по 25.02.25.

Состав участников:

-Дети подготовительной логопедической группы,

- родители воспитанников,

-Воспитатели: Мурыгина С.П., Кабанова О.В.

Меж предметные связи (интеграция образовательных областей):

Образовательные

 области

Содержание  

Задачи

Познавательное

развитие

1.Беседа «День героев Отечества»

2.Беседа «Блокада Ленинграда»

3. Беседа «Маленькие герои большой войны»

4.Занятие «Наша Армия»

Формировать представления о ВОВ, ее исторических фактах, о детях-героях и их подвигах, о значении победы нашей страны над фашизмом. Продолжать расширять представления детей о Российской армии, о военных профессиях.

Речевое развитие

1.Беседа «Мой прадедушка-герой»

2.Чтение художественной литературы: В.Драгунский, К.Паустовский «Рассказы для детей о войне», Т.Дашкевич      « Детям о детях войны», Алексеев С. «От Москвы до Берлина»

3.Разучивание стихов о Российской армии

Познакомить с художественной литературой по теме проекта.

Обогатить словарный запас за счет новых слов. Развивать связную речь.

Социально-

коммуникативное

развитие

Дидактические игры : «Флаг России», «Собери картинку», «Один-много», «Защитники Отечества», «Найди тень», «Найди пару»

Формировать познавательный интерес к прошлому и настоящему нашей страны. Воспитывать любовь, уважение и чувство гордости за свою Родину.

Художественно-

Эстетическое

 развитие

1.Лепка «Самолеты»

2.Рисование «Мой папа защитник»

3.Аппликация «Открытка для папы»

4.Разучивание песен «Катюша», «Все мы моряки»

Закрепить знания о видах военной техники. Воспитывать чувство патриотизма .Развивать художественно-эстетические способности через знакомство с песнями и музыкой военных лет.

Физическое

развитие

«Чья машина быстрее привезёт снаряд», «Передай снаряд», «Переправа», «Снайпер», «Доставь донесение», «Кто быстрее оденется», «Собери патроны»

Воспитывать у будущих защитников Родины волю к победе, ловкость и смелость через спортивные игры.

 

Приложение:

Конспект занятия в старшей группе

 «Наша армия».

Цель: Расширить представление детей о Российской армии и военных профессиях.

Задачи:

Обучающие: Формировать представление об особенностях воинской службы.

Закрепить знания детей о военных профессиях и военной технике.

Развивающие: Развивать связную речь. Расширять словарный запас по теме.

Воспитательные: Воспитывать дух патриотизма, любовь к Родине, уважение к ее защитникам.

Ход занятия:

Восп.- Ребята, скажите пожалуйста, какой праздник мы с вами отмечаем 23 февраля? (ответы детей)

Правильно, 23 февраля мы с вами отмечаем День защитника Отечества.

День такой у нас один-

Праздник мальчиков, мужчин.

Отмечает вся страна-

Двадцать третье февраля.

Этот день все знать должны-

День защитников страны.

-Ребята, а кто такие защитники Отечества? Кого мы так называем? (ответы детей)

Защитники Отечества - это воины, которые защищают свою землю, свой народ, свою Родину от врагов. Каждая страна имеет свою границу. Эту границу нарушать нельзя ни в коем случае. В каждой стране есть своя армия, которая охраняет эту границу. Есть она и в нашей стране. Наша страна занимает большую территорию. У нас есть и наземные, и воздушные, и морские границы. Поэтому в нашей армии есть разные рода войск, которые охраняют эти границы. Ребята, а кто знает, как называются войска, которые охраняют границы? (Ответы детей). Правильно, это пограничные войска. (показ картинки с изображением пограничника) Это пограничники. Они не только охраняют границу, но и в случае нарушения границы, вступают в бой с нарушителями, Ребята, посмотрите, рядом с ним собака. А зачем она пограничнику? Собака помогает ловить нарушителей.

А кто охраняет нашу Родину в небе? (ответы детей) Военные летчики охраняют нашу страну с воздуха и служат в военно-воздушных войсках. Прежде, чем управлять военным самолетом или вертолетом, летчикам приходится долго учиться и тренироваться на специальных тренажерах. Только грамотные, опытные и высококлассные специалисты могут управлять нашими знаменитыми стальными машинами- это самолеты «Стриж», «Чиж», вертолеты «Стрекоза», «Акула» (показ картинок).

В особую группу выделены воздушно-десантные войска, сокращенно ВДВ. Военные этих войск, десантники, должны уметь прыгать с парашютом, владеть приемами борьбы, ближнего боя с врагом.

Ребята, а кто служит в танковых войсках?(показ картинки) Это танкисты. Танки- это самоходные машины на гусеничном ходу, которые могут пройти по любой местности. Танкисты относятся к сухопутным войскам. Сухопутный от слов сухой путь, т.е. на суше, на земле. А какие еще сухопутные войска вы знаете? (ответы детей) К ним относятся пехотинцы, артиллеристы, ракетчики.(показ картинки)

А кто несет службу на море?(показ картинки) правильно, моряки. Они служат на кораблях и подводных лодках, и относятся к военно-морскому флоту. Давайте и мы с вами представим себя военными.

Физминутка. 

Ровным строем мы идем- раз, два, три! (марш на месте)

В барабаны звонко бьем- раз, два, три! (имитируем стук в барабаны)

Мы летим, как самолет- раз, два, три! (руки в стороны, покачивание)

Ускоряется полет- раз, два, три! (ускоряем движение)

Пересели в вертолет- раз, два, три! (изображаем пропеллер)

Поднимает вверх пилот-раз, два, три! (поднимаем руки вверх, продолжая изображать пропеллер)

На ракете полетим- раз, два, три! (руки поднимаем вверх, соединяем ладони)

И всех-всех опередим-раз, два, три! (подпрыгиваем)

Поплывем на корабле- раз, два, три! (руки впереди, ладони соединить)

Нас качает на волне- раз, два, три! (покачивание, руки также)

Наши пушки метко бьют-раз, два, три! (боксирующие движения рук)

Нашей армии салют-раз, два, три! (подпрыгиваем, руки вверх)

Ребята, у каждого рода войск есть своя форма. Я предлагаю вам поиграть в  игру «Определи, чья форма» (воспитатель показывает детям картинки с изображением головного убора, дети называют чей он)

-шлем- для танкиста,

-бескозырка- для моряка,

-пилотка- для солдата,

-голубой берет- для десантника,

-зеленая фуражка-для пограничника,

-синяя фуражка-для летчика.

(воспитатель показывает детям картинки с изображением самолета, корабля, ракеты, танка, вертолета, подводной лодки) Ребята, как одним словом можно назвать все, что здесь изображено? Правильно, военная техника.

Давайте поиграем в игру «Кто чем управляет?» Я показываю картинку, вы называете кто управляет этой техникой.

-кто управляет самолетом? (летчик)

-кто управляет танком? (танкист)

-кто управляет кораблем? (капитан)

-кто управляет вертолетом? (летчик)

-кто управляет подводной лодкой? (капитан)

-кто управляет ракетой? (ракетчик)

Летчики, моряки, танкисты и другие военные, о которых мы сегодня с вами говорили, -это военнослужащие Российской армии. Служба в армии- почетная обязанность каждого мужчины нашей страны. Ваши дедушки, папы, старшие братья служили в армии, защищали нашу страну. А когда наши мальчики подрастут, тоже пойдут служить в армию, станут защитниками нашей Родины. Наша армия никогда ни на кого не нападала, она только защищает свою землю, свой народ. Поэтому военнослужащих мы и называем защитниками. Благодаря им мы с вами не знаем войны и живем в мирное время.

                    «Мир»

Мир-это главное слово на свете.

Мир нужен нашей планете!

Мир нужен взрослым!

Мир нужен детям!

Мир нужен всем на свете!

-Ребята, вам понравилось наше занятие?

-Что нового вы сегодня узнали?

-Ребята, какой праздник мы отмечаем 23 февраля?

-Кто такие защитники?

-Что защищает наша армия?

-Какие военные профессии вы знаете?

Молодцы! Вы сегодня очень хорошо занимались!

Конспект беседы «Маленькие герои большой войны»

Цель:

Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину и за подвиги советских людей у детей дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные:

-Расширять представления, знания детей о Великой Отечественной войне.

-Обогащать духовный мир ребёнка через обращение к героическому прошлому нашей страны.

-Побуждать уважительно относиться к подвигам детей -героев.

-Расширять кругозор детей и способность сопереживать другим людям. 

Развивающие:

 -Развивать у детей память, внимание, речь, мышление, воображение, наблюдательность, любознательность, стремление узнать больше нового, полезного, интересного.

Воспитательные:

-Воспитывать чувство патриотизма, любви к своей Родине. 

-Воспитывать чувство гордости за наших славных защитников.

9 мая 2025 года наша страна, будет отмечать 80 лет со Дня Победы над немецкими фашистами. А началась эта война 22 июня 1941 года. Во главе Германии тогда был Гитлер, который хотел подчинить себе весь мир. Эта война длилась почти 4 года. Для нашего народа это были годы очень тяжелые. Особенно тяжело было маленьким детям. Много детей во время войны остались сиротами. У одних родители погибли во время бомбежки, у других на фронте, а были и такие, кто остался и без дома, и без родных. До войны они были самыми обыкновенными девочками и мальчиками. Они ходили в школу, в детский сад, играли, веселились. Но война оборвала их беззаботное детство.

Война – не место для детей!

Война – не место для детей!

Здесь нет ни книжек, ни игрушек.

 Разрывы мин и грохот пушек,

 И море крови и смертей.

 Война – не место для детей!

 Ребенку нужен теплый дом

 И мамы ласковые руки,

 И взгляд, наполненный добром,
И песни колыбельной звуки.

 И елочные огоньки,

 С горы веселое катанье,

 Снежки и лыжи, и коньки,

 А не сиротство и страданье!

Во время войны многие дети встали на защиту своей Родины. Дети взрывали поезда и склады с боеприпасами, работали санитарами в госпиталях, работали на заводах, помогали взрослым делать снаряды для фронта, ходили в разведку наравне с взрослыми, сражались с фашистами, совершали подвиги, и были награждены орденами и медалями, удостоены званиями героя Советского Союза. Многие из них награждены посмертно. Сегодня я вам расскажу о таких героях, маленьких героях большой войны, которые показали, каким огромным может быть детское сердце, когда в нём разгорается священная любовь к Родине и ненависть к её врагам. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий и горя военных лет. И они не согнулись под этой тяжестью, а стали сильнее духом, мужественнее, выносливее. Маленькие герои сражались рядом со взрослыми: отцами и братьями, сражались повсюду. Поэтому люди называют их героями. Они не видели парада победы на Красной площади в Москве, не разделили общего народного счастья. Но своим подвигом маленькие герои приблизили победу. Сколько было таких героев, точно не знает никто. Но о некоторых из них я вам сегодня расскажу.

Валя Котик (показ фото)  родился в селе Хмелевка Хмельницкой области. Учился в школе. Он был призванным вожаков пионеров, своих ровесников. Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собрали на месте боев оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд. Присмотревшись к Вале, партизаны доверили ему быть разведчиком в своей подпольной организации. Валя узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула. Фашисты наметили карательную операцию против партизан, а Валя, выследив немецкого офицера, который возглавлял карателей, убил его… А когда в городе начались аресты, Валя вместе с мамой и братом Виктором ушел к партизанам. Пионер, которому только-только исполнилось 14 лет, сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю. На его счету – шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту. Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно наградила его званием Героя Советского Союза. Перед школой, в которой учился этот отважный пионер, поставлен ему памятник.

Марат Казей (показ фото) родился 29 октября 1929 года в деревне Станьково в Белоруссии. Окончил до войны 4 класса сельской школы.              В деревню, где жил Марат с мамой, Анной Александровной , ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось идти в школу в пятый класс.

За связь с партизанами была схвачена его мама Анна Александровна Казей (прятала у себя раненых партизан), и вскоре Марат узнал, что ее повесили. Гневом и ненавистью к врагу наполнилось сердце мальчика. Вместе с сестрой Адой, он ушел к партизанам в лес. Марат стал разведчиком в штабе партизанской бригады.

Сестра пережила войну, но стала инвалидом - когда отряд выходил из окружения, она отморозила ноги, которые пришлось ампутировать. Девушке тогда было 17 лет. Когда на самолете ее увозили в госпиталь, командир отряда предложил лететь с ней и Марату, чтобы он продолжил прерванную войной учебу. Но Марат отказался и остался в партизанском отряде.

В первом же бою Марат проявил мужество и отвагу. Будучи раненным в руку, он несколько раз ходил в атаку. Позднее десятки раз проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные разведывательные данные. Неоднократно участвовал в диверсиях на железных и шоссейных дорогах. Используя данные, полученные Маратом, партизаны разработали дерзкую операцию и разгромили фашистский гарнизон в городе Дзержинске

В декабре 1943 года в бою на Слуцком шоссе Марат Казей добыл ценные документы неприятеля - военные карты и планы гитлеровского командования.

11 мая 1944-го года, возвращаясь с задания, Марат и командир разведки наткнулись на немцев неподалеку от деревни. Командира убили сразу, Марат, отстреливаясь, залег в ложбинке. Уходить в чистом поле было некуда, да и возможности не было - Марат был тяжело ранен. Пока были патроны, держал оборону, а когда магазин опустел, взял в руки свое последнее оружие - две гранаты, которые с пояса не снимал. Одну бросил в немцев, а вторую оставил. Когда немцы подошли совсем близко, взорвал себя вместе с врагами.

Марат Казей был награжден:

-Орденом Ленина,

-Орденом Отечественной войны I степени,

-Медалью «За отвагу»,

-Медалью «За боевые заслуги».

За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза.

Лара Михеенко (показ фото) родилась в Ленинградской области.

 В начале лета 1941 года родители отправили Лару на каникулы в село Печенёво Калининской области. Но настало военное время, в результате чего ближе к осени немцы оккупировали часть области. Дядя Лары, у которого она гостила вместе с  бабушкой, пошел на службу к фашистам в качестве старосты. Бабушка с Ларой покинули его жилище.  Выживать им приходилось благодаря случайным подаяниям. Жили они в бане, которая не была пригодна в качестве жилья. Иногда им совсем нечего было есть.

В 1943 году, когда Раисе было 16 лет, ей и ее подругам выдали повестку с требованием прийти в лагерь, откуда подростки должны были отправиться на работу в Германию. Этого не хотели ни Лара, ни её подруги.Они решили присоединиться к партизанскому движению. Командир отряда наотрез отказался принимать девочек к себе и буквально через день отправил подруг назад в деревню, выдав им мифическое боевое задание. Командир считал, что девочки останутся в деревне, а их энтузиазм иссякнет. Но оказалось все наоборот. Девочки вскоре вернулись в расположение отряда. Вскоре им уже начали давать настоящие задания. Лара с подругами собирали информацию об огневых точках противника, о количестве часовых, о расположении военных частей, занимались распространением агитационных объявлений.

В 1943 году партизаны постоянно занимались подрывом железнодорожных путей сообщения и запуском под откос вражеских железнодорожных вагонов. Ларе дали задание по сбору данных о графике охраны моста через реку Дрисса, и возможности его заминировать.

Ларе удалось не только выполнить это поручение, но и заверить минера в собственной способности подойти прямо к мосту с целью подорвать его, когда поезд приблизиться максимально близко. Задуманное ей получилось выполнить, хотя риск был очень велик. За такой подвиг Лару Михеенко позднее наградят орденом Отечественной войны 1-й степени, правда уже посмертно.

Сережа Алешков (показ фото) Самый младший из всех известных маленьких солдат – воспитанник 142-го гвардейского стрелкового полка 47-й гвардейской стрелковой дивизии Сергей Алёшков. Родился Алёшков Сергей Андреевич в 1936 году, в лесной деревушке Грынь, расположенной в Калужской области.

Осенью 1942 года, когда Серёже Алёшкову было 6 лет, немцы казнили его маму и старшего брата за связь с партизанами. Серёжу спасла соседка. Она выбросила ребёнка из окна хаты и крикнула, чтобы он бежал что было сил. Мальчик бросился в лес. Трудно сказать, сколько времени бродил ребёнок, голодный, измученный, замёрзший в лесах.

8 сентября 1942 года разведгруппа 142-го гвардейского стрелкового полка в лесу обнаружила истощённого ребёнка на вид лет пяти и вывела его в своё расположение.

Серёжа стал воспитанником полка. Он носил бойцам почту и патроны, в перерывах между боями читал стихи, пел песни.

18 ноября 1942 года Серёжа с бойцами попал под артобстрел и был ранен осколком в ногу. После лечения — вернулся к своим. А потом, когда закончилась Сталинградская битва, командир решил его усыновить. Вскоре у него появилась и новая мама. Подполковник Воробьёв женился на старшине медицинской службы Нине Андреевне Бедовой.

Однажды Алешков помог обезвредить немецко-фашистских разведчиков, заметив, что в скирде соломы спрятались какие-то двое людей он прибежал в блиндаж и доложил об этом, бойцы схватили немцев. У тех двоих оказалась с собой рация и они пробирались в тыл чтобы скорректировать огонь немецкой артиллерии. Так Серёжа не дал осуществиться проискам врага.

В другой раз Сергей спас своего будущего отца от верной гибели. Во время бомбёжки бомба угодила прямо в блиндаж командира полка и разворотила его, только мальчик видел, что под завалами находиться майор Воробьёв. Парнишка побежал к бывшему блиндажу с криками: «Папа, папа», попытался сам отодвинуть брёвна, но только изодрал все руки в кровь. Несмотря на постоянно сыпавшиеся с неба бомбы, весь в слезах мальчонка, побежал за подмогой. Воробьёва благополучно вытащили. В последующем за данный подвиг генерал Чуйков наградил Серёжу боевым оружием — трофейным пистолетом «Вальтер».

В 1944 году Сергей Алёшков попал в первый набор курсантов Тульского суворовского училища. Он окончил училище в 1954 году.

 Сережа Алешков был награжден медалью «За боевые заслуги». За спасение жизни командира полка полковника М.Д.Воробьева медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»

О судьбе и подвигах юного сына полка Сергее Алёшкове Василием Денисенковым была написана книга.

Ребята, это не все герои, их очень много. О других героях мы свами поговорим в следующий раз. Я надеюсь, что эти имена останутся надолго в ваших сердцах. Они станут для вас настоящим примером мужества и отваги. Есть такая традиция – почтить память героев минутой молчания. (Минута молчания)

- А вы бы смогли бы стать такими же героями, как эти ребята? - Каким нужно быть, чтобы стать героем? - За какие поступки и подвиги человека можно назвать героем в наше время?  

Давайте сделаем альбом о героях, про которых мы узнали сегодня. (воспитатель с детьми делают альбом «Подвиги детей в годы Великой Отечественной войны»)

Картотека подвижных игр

по нравственно – патриотическому воспитанию.

Коники

Цель: учить детей быстро бегать, не наталкиваясь друг на друга.

Проводится как эстафета. У всех кони едут по свистку атамана наперегонки к плетню, на котором висит шляпа. На пути – препятствия: ров, вода и т. д. Победит тот, кто первый возьмет шляпу.

Сторожевые

Цель: развитие ловкости, координации движений.

Нужны палки и резиновый мяч, положить обруч или вырыть ямку. Сторожевые с     палками охраняют круг, нападающие за кругом. Задача – загнать мяч в круг.

Молчанка.

Цель: развитие внимания, ритмичной выразительной речи, учить выдержке.

Перед началом игры все играющие произносят:

Первенчики, червенчики, Летали голубенчики

По свежей росе, По чужой полосе,

Там чашки, орешки, Медок, сахарок -Молчок!

Как скажут последнее слово, все должны замолчать. Ведущий старается рассмешить играющих движениями, смешными словами и потешками, шуточными стихотворениями. Если кто-то засмеётся или скажет слово, он отдаёт ведущему фант. В конце игры дети свои фанты выкупают: по желанию играющих – поют песенки, читают стихи, танцуют, выполняют различные движения. Разыгрывать фант можно и сразу, как проштрафился. Ведущему не разрешается дотрагиваться руками до играющих. Фанты у всех играющих должны быть разные.

Горелки

Цель: развитие речи, внимания, координации движений.

Играющие становятся в две колонны (парами, впереди - водящий). Все хором произносят:

Гори, гори ясно, Чтобы не погасло.

Глянь на небо - Птички летят.

Колокольчики звенят! Раз, два, три - беги.

С последним словом дети, стоящие в последней паре, отпускают руки и бегут в начало колонны: один - слева, другой - справа. Водящий пытается поймать одного из них, прежде чем дети успевают встретиться и взяться за руки. Если водящему удается это сделать, то одного из детей он берет за руку и встает с ним в пару.

«Коршун и цыплята»

Цель: развитие внимания, координации движений, учить действовать после сигнала, ориентироваться в пространстве, бегать не наталкиваясь друг на друга.

С одной стороны зала положен шнур - за ним располагаются «цыплята» - это их «домик». Сбоку домика на стуле располагается «коршун» - водящий, которого назначает педагог. Дети -«цыплята» бегают по залу - «двору», присаживаются - «собирают зернышки», помахивают «крылышками». По сигналу педагога: «Коршун, лети!» - «цыплята» убегают в «домик» (за шнур), а «коршун» пытается их поймать. При повторении игры роль коршуна выполняет другой ребенок ( не из пойманных).

Дракон

Цель: Формирование навыков общения, сплочение коллектива.

Играющие становятся в колонну, держась за плечи друг друга. Первый участник — «голова», последний — «хвост» дракона. «Голова» должна дотянуться до «хвоста» и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом».

Бубенцы

Цель: учить внимательно слушать текст, развитие ловкости, слуха, речи.

Дети встают в круг. На середину выходят двое - один с бубенцом или колокольчиком, другой ("жмурка") - с завязанными глазами. Все поют:

Трынцы-брынцы, бубенцы, Раззвонились удальцы:

Диги-диги-диги-дон, Отгадай, откуда звон!

После этих слов "жмурка" ловит увертывающегося игрока.

Горелки с платочком

Цель: учить внимательно слушать текст, ориентироваться в пространстве; развитие ловкости, речи.

Игроки стоят парами друг за другом. Впереди водящий, он держит в руке над головой платочек. Все хором:

Гори, гори ясно, Чтобы не погасло.

Глянь на небо, Птички летят, Колокольчики звенят!

Дети последней пары бегут вдоль колонны (один справа, другой слева). Тот, кто добежит до водящего первым, берет у него платочек и встает с ним впереди колонны, а опоздавший "горит", т. е. водит.

Рыбаки и щучки

Цель: Развитие внимания, ловкости, выразительной речи, учить двигаться по сигналу.

Дети разучивают слова припевки и правила игры. Выбирают двоих водящих. Это рыбаки. Остальные дети — щучки.Рыбаки берут друг друга за обе руки, поднимают руки вверх, образуя ворота, и напевают припевку:

щух-щух-щух-щух,

В нашей речке много щук,

Едет дедушка Назар,

Везет щучек на базар,

Славные щучки,

Купим по штучке,

А этих и так возьмем.

Остальные дети, взявшись за руки, идут цепочкой через ворота. С последними словами припевки рыбаки опускают руки. Попавшие в сеть, присоединяются к рыбакам. Они берутся за руки, и игра продолжается. Когда число рыбаков и щучек станет примерно равным, обе группы встают напротив друг друга. Рыбаки хором говорят: «Щучка, щучка, поймай меня за ручку!» Щучки бросаются на рыбаков и ловят их. Те, кого поймают последними, становятся новыми водящими.

Дударь

Цель: Развитие ловкости, воображения, речи, повторение частей тела человека, учить синхронизации движений и слов текста.

 Выбирается водящий — Дударь. Оговариваются границы игровой зоны.

Дети ходят вокруг Дударя и поют припевку:

Дударь, Дударь, Дударище,

Старый, старый старичище,

Его под колоду, его под сырую, его под гнилую.

Пропев эти слова, дети спрашивают: «Дударь, Дударь, что болит?» Дударь называет часть тела: рука, нос, колено и т. д. Он может сказать и так: «Макушка соседа». После этого все берутся за «больное» место, свое или соседа и продолжают водить хоровод вокруг Дударя, напевая ту же песню. Так продолжается несколько раз, пока Дударь не скажет: «Я здоров!». Тут все разбегаются, а Дударь начинает ловить детей.

Кого схватит или запятнает, тот становится новым водящим.

Чижик

Цель: Развитие ловкости, памяти, общительности.

Дети разучивают слова песни и выбирают водящего — чижика.

Все играющие берутся за руки и становятся в круг. Чижик сидит на корточках в центре. Он подпрыгивает и взмахивает руками, как будто пытается взлететь. Дети ходят вокруг чижика и поют:

Чижик, чиж, милашечка, Маленькая пташечка!

Мы тебя кормили, Мы тебя поили,

На ноги поставили, Танцевать заставили.

Со словами «На ноги поставили», дети подходят к чижику, поднимают его и ставят на ноги. Затем дети отходят на свои места, пляшут и поют:

Ну-ка, ну-ка не стоять, Надо русского плясать... (3 раза)

Затем дети перестают плясать и обращаются к чижику:

Мы плясали, мы устали, Стали чижика просить.

Танцуй сколько хочешь, Выбирай кого захочешь (последние 2строки — 2 раза).

На последних словах дети хлопают в ладоши, водящий подходит к кому-нибудь и кланяется. Тот, кому поклонился чижик, становится новым водящим.

Шапка казака

Цель: развитие координации движений, ловкости, быстроты реакции.

1 вариант. Играющие дети, по команде подбрасывают вверх шапку-кубанку. У кого кубанка подброшена выше (падает последней), тот побеждает.

2 вариант. По кругу сидят игроки (20-30 человек) через одного, на голове кубанка. У ведущего в руках тоже кубанка. Он находится в центре круга. Как только ведущий надевает шапку одному из игроков без кубанки, рядом сидящие должны передавать со своей головы тем, кто без кубанок свои шапки по цепочке (идет смена головных уборов). Там, где две кубанки будут рядом (т.е. у одного человека), игрок выходит из круга, поэтому нужно передавать как можно быстрее.

3 вариант. Для начала игры надо выбрать водящего, который незаметно для игроков (2 команды по 8 человек) прячет кубанку в любое место. По сигналу водящего все будут искать кубанку. Кто находит кубанку, кричит «Есть» и старается отнести ее в заранее условленное место. Ему помогают игроки его команды, а игроки другой команды стараются отобрать кубанку. Кубанку можно передавать своей команде, но не перебрасывать. Чья команда положит кубанку в условленное место, та и выиграла.

Сторожевые

Цель: развитие ловкости, координации движений.

Нужны палки и резиновый мяч, положить обруч или вырыть ямку. Сторожевые с палками охраняют круг, нападающие за кругом. Задача – загнать мяч в круг.

Подсолнухи

Цель: развитие внимания, ритмичной выразительной речи.

Игроки – подсолнухи стоят в несколько рядов. Один – земледелец, он стоит в стороне и запоминает, кто, где находится. По команде «Солнце!» земледелец уходит, подсолнухи меняются местами. Потом звучит считалка, к ее окончанию земледелец должен показать, кто как стоял. Считает ведущий:

«Солнце светит, дождь идет, Семечко растет, растет.

К солнцу тянется росток, Тонкий, тонкий стебелек.

Небосвод весь обегая, Солнце светит, не моргая.

Земледелец, не зевай, Перемены отгадай!»

Золото

Цель: развитие ритмичной выразительной речи, внимания.

Игра ведется преимущественно девочками в неопределенном числе, Один из играющих берет какую-нибудь вещь (колечко, цепочку); остальные становятся в круг, держа перед собой руки, сжатые в кулак. Первая, стоя в кругу, приговаривает нараспев:

Я золото хороню, хороню, Я чистое прихораниваю!

Мое золото пропало, Чистым порохом запало,

Метелицей замело. Угадай, у кого?

Все: Гадай, гадай, девица, В какой руке перица?

Стоящая в кругу девушка спускает руку с золотом в руки играющих с тем, чтобы оставить его в какой-нибудь руке. На ком остановится рука хоронящей «золото», при словах: «Угадывай, у кого?» - та выступает вперед и угадывает; если угадает, то остается в кругу и хоронит «золото»; если ж нет, то следует женитьба, которая обыкновенно состоит в том, что у девушки спрашивают: в какой стороне живет ее жених, как его зовут и прочее, после чего она снова хоронит «золото».

Звонок

Цель: развивать координацию движений, память, слух, внимание, умение ориентироваться с закрытыми глазами, ловкость.

Составляется круг или замкнутая цепь; в круг входят двое играющих – один со звонком, а другой со жгутом. Последнему завязывают глаза, и он старается по звуку колокольчика настигнуть своего противника и ударить его жгутом. Цепь не позволяет играющим далеко расходиться.

Мышка

Цель: развивать координацию движений, быстроту реакции, внимание, умение ориентироваться в пространстве.

Число играющих пять, из которых четверо становятся по углам, а пятый, мышка, посередине выжидает, когда какой-нибудь из углов освободится, чтобы занять его. Стоящие же по углам меняются местами. Если мышка займет чей-нибудь угол, то тот, который остался без угла, становится мышкой.

Хороводная игра «Просо сеяли»

Цель: координировать слова и движения в соответствии с текстом.

В игре принимают участие две группы: группа девушек и группа парней, которые выстраиваются в две шеренги лицом друг к другу на расстоянии 8 шагов.

Девушки на слова: «А мы просо сеяли, сеяли...» делают 4 шага вперёд и два притопа. Затем, на слова: «Ой, дед Лада, сеяли, сеяли». Возвращаются на место.

Группа парней, повторяя движение девушек, поёт: «А мы просо вытопчем, вытопчем. Ой, дед Лада, вытопчем, вытопчем». Девушки, сменяя парней, поют: «Мы дадим вам 100 рублей, 100 рублей. Ой, дед Лада, 100 рублей, 100 рублей». Парни, сменяя девушек, продолжают песню: «Нам не надо 100 рублей, 100 рублей. А нам надо девицу, девицу красавицу». Девушки идут навстречу парней со словами: «Мы дадим вам девицу, девицу красавицу. Мы дадим вам кривую, вот такую косую».

Парни отвечают:

«Нам не надо кривую, нам не надо косую».

Один из парней остаётся на середине площадки, а парни продолжают петь:

«А мы возьмем любую, любую».

Парень выбирает себе девушку, кланяясь ей.

Шеренги девушек и парней соединяются.

«Разбей кувшин»

Цель: развитие координации движений, ловкости.

Ведущий кладет колесо в центре игровой площадки. На палку, вставленную в ступицу колеса, надевается глиняный кувшин. Игрок берет в руки палку, отходит от шеста с кувшином на 5-6 шагов, завязывает себе глаза. Делает несколько оборотов на месте, а затем, направляется к кувшину, чтобы разбить его. (Можно вместо кувшина взять шарик).

Стадо

Цель: развитие памяти, речи, учить быстро бегать, ориентироваться в пространстве.

Играющие выбирают пастуха и волка, а все остальные – овцы. Дом волка в лесу, а у овец – два дома на противоположных концах площадки. Овцы громко зовут пастуха:

«Пастушок, пастушок, заиграй в рожок!

Трава мягкая, роса сладкая,

Гони стадо в поле, погулять на воле!»

Пастух выгоняет овец, они ходят, бегают, прыгают, щиплют травку. По сигналу «Волк» - все овцы бегут в дом на противоположную сторону площадки. Пастух защищает овец. Кого волк поймал, выходит из игры.

Перетягивание

Цель: развитие силы, умения двигаться сообща; сплочение коллектива.

Мелом обозначается центр площадки. По обе стороны площадки на расстоянии 5 м наносятся линии, за которыми в колонну по одному выстраиваются две команды игроков.

По сигналу каждая группа, повернувшись боком, идет навстречу друг другу. Сцепившись согнутыми в локтях руками, игроки каждой команды тянут в свою сторону, стараясь нарушить цепь противника, т. е. перетянуть соперника за заранее обусловленную линию. Кто перетянул, тот и выигрывает.

Дети не должны умышленно разрывать руки, мешать другим, вызывать падение игроков.

«Завивайся плетень»

Цель: развитие речи, координации движений, силы, ловкости.

Играющие делятся на две равные по силам команды – зайцы и плетень. Чертят две параллельные линии – коридор шириной 10-15 м. Игроки-плетень, взявшись за руки, становятся в центре коридора, а зайцы – на одном из концов площадки. Дети-плетень читают:

Заяц, заяц не войдет

В наш зеленый огород!

Плетень, заплетайся,

Зайцы лезут, спасайся!

При последнем слове зайцы бегут к плетню и стараются разорвать его или проскочить под руками играющих. Зайцы, которые проскочили, собираются на другом конце коридора, а тем, кого задержали, говорят: «Иди назад, в лес, осинку погрызи!». И они выбывают из игры. Дети-плетень поворачиваются лицом к зайцам и читают:

Не войдет и другой раз,

Нас плетень от зайцев спас.

Игра повторяется, пока не переловят всех зайцев. После этого меняются ролями. Побеждает группа, которая переловит всех зайцев при меньшем количестве запевов.

Картотека стихов по нравственно-патриотическому воспитанию

ВЕЛИЧАЛЬНАЯ РОДИНЕ

Самой лучшей, самой звонкой песней,
Я славить Родину хочу.
В целом мире нет её чудесней,
Ей любое дело по плечу.

В Ялте — жаркий день,
в Норильске – вьюга, —
Вот такой страны моей размах!
Но она — от севера до юга —
В наших умещается сердцах.

И недаром видит вся планета,
И недаром видит вся земля,
Сколько людям праздничного света
Дарят звёзды древнего Кремля.

Будем Родиной своей гордиться,
Будем ей одной всегда верны.
Солнечные, яркие страницы
Впишем в биографию страны!

Михаил Пляцковский

ЗДРАВСТВУЙ, РОДИНА МОЯ

Утром солнышко встает,
Нас на улицу зовёт.
Выхожу из дома я:
– Здравствуй, улица моя!

Я пою и в тишине
Подпевают птицы мне.
Травы шепчут мне в пути:
– Ты скорей, дружок, расти!

Отвечаю травам я,
Отвечаю ветру я,
Отвечаю солнцу я:
– Здравствуй, Родина моя!

Владимир Орлов

КАКАЯ НАША РОДИНА!

Цветёт над тихой речкой яблоня.
Сады, задумавшись, стоят.
Какая Родина нарядная,
Она сама как дивный сад!

Играет речка перекатами,
В ней рыба вся из серебра,
Какая Родина богатая,
Не сосчитать её добра!

Бежит волна неторопливая,
Простор полей ласкает глаз.
Какая Родина счастливая,
И это счастье всё для нас!

Виктор Боков

КРАЙ РОДНОЙ

Лесок весёлый, родные нивы,
Реки извивы, цветущий склон,
Холмы и сёла, простор привольный
И колокольный певучий звон.

С твоей улыбкой, с твоим дыханьем
Сливаюсь я.
Необозримый, Христом хранимый,
Мой край родимый,
Любовь моя.

Мария Пожарова

МОЯ РОДИНА

Я возьму карандаш, нарисую дом,
Нарисую небо и солнце над ним.
Чтобы было тепло тем, кто в доме живёт,
Нарисую трубу, из неё вьётся дым.

Я возьму карандаш, нарисую цветы,
Нарисую кусты и деревья вокруг.
Чтобы вечно была свежесть в этом саду,
Нарисую я дождь из заботливых рук.

Я возьму карандаш, нарисую лес,
Нарисую поля и змейку реки.
Чтобы мир и покой был на этой Земле,
Нарисую, как голубь в небе летит.

Терентий Травник 

ЛУЧШАЯ НА СВЕТЕ

Российский край, моя земля,
Родимые просторы!
У нас и реки, и поля,
Моря, леса и горы.

И север есть у нас, и юг.
Сады цветут на юге.
На севере снега вокруг —
Там холода и вьюги.

В Москве ложатся спать сейчас,
Луна глядит в оконце.
Дальневосточник в тот же час
Встаёт, встречая солнце.

Российский край, как ты велик!
С границы до границы
И скорый поезд напрямик
В неделю не домчится.

Звучат по радио слова —
Им дальний путь не труден.
Знакомый голос твой, Москва,
Повсюду слышен людям.

И рады мы всегда вестям
О нашей мирной жизни.
Как счастливо живётся нам
В своей родной Отчизне!

Народы — как одна семья,
Хотя язык их разный.
Все — дочери и сыновья
Своей страны прекрасной.

И Родина у всех одна.
Привет тебе и слава,
Непобедимая страна,
Российская держава!

Наталья Забила

ИЗ ДЕБРЕЙ ТУМАНЫ НЕСМЕЛО

Из дебрей туманы несмело
Родное закрыли село;
Но солнышком вешним согрело
И ветром их вдаль разнесло.
Знать, долго скитаться наскуча
Над ширью земель и морей,
На родину тянется туча,
Чтоб только поплакать над ней.

Афанасий Фет

МОЙ РОДНОЙ РАЙОН

Выхожу я на балкон —
Вижу парк и стадион,
Кинотеатр, библиотеку,
Церковь, клинику, аптеку,
Школу музыкальную,
Офисы зеркальные.
А ещё дворец ледовый
И торговый центр новый,
И свою гимназию,
Где учусь с фантазией.
Выхожу я на балкон —
Здравствуй,
Мой родной район!

Андрей Сметанин

ЧТО РОДИНОЙ МОЕЙ ЗОВЁТСЯ?

Что Родиной моей зовется?
Себе я задаю вопрос.
Река, что за домами вьется,
Иль куст кудрявых красных роз?

Вон та осенняя березка?
Или весенняя капель?
А может радуги полоска?
Или морозный зимний день?

Все то, что с детства рядом было?
Но это станет все пустяк
Без маминой заботы милой,
И без друзей мне все не так.

Так вот что Родиной зовется!
Чтоб были рядышком всегда
Все, кто поддержит, улыбнется,
Кому нужна и я сама!

Евгения Трутнева

РОССИЯ

Здесь тёплое поле наполнено рожью,
Здесь плещутся зори в ладонях лугов.
Сюда златокрылые ангелы Божьи
По лучикам света сошли с облаков.

И землю водою святой оросили,
И синий простор осенили крестом.
И нет у нас Родины, кроме России —
Здесь мама, здесь храм, здесь отеческий дом.

Петр Синявский

РОДИНА

Если скажут слово “Родина”,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.

У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор…

В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.

Или степь от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!

Зинаида Александрова

ЧТО МЫ РОДИНОЙ ЗОВЁМ

Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.

Владимир Степанов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «70 ЛЕТ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЕ»

Цель проекта: нравственно - патриотическое воспитание детей  старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с историческими событиями нашей страны в годы ВОВ.Задачи проекта:- расширять пр...

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «Нравственное и эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредствам использования художественной литературы, живописи, музыки»

в наше время проблема эстетического воспитания очень актуальна. Актуальность нашего исследования заключается в способах эстетического воспитания через совместное воспитание родителей и дошкольного учр...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста на тему "Мой любимый город Красноармейск"

Проект "Мой любимый город Красноармейск" проводился в подготовительной к школе группе. В течении недели дети ходили на эксуксии в школу, музей, на швейную фабрику. Свои впечатления отражали ...

проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Будем служить России"

проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста...

ПРОЕКТ по художественно- эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «В гостях у сказки»

Сказка играет важнейшую роль в развитии воображения и способностей. Сказка прививает интерес к чтению и художественной литературе....