Статья
материал
«Хеппенинг как технология художественно-эстетического развития детей младшего дошкольного возраста»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Дудникова Татьяна Дмитриевна,
воспитатель МДОУ «ЦРР – детский сад № 101
«Жар-птица» г.Саратова
«Хеппенинг как технология художественно-эстетического развития детей младшего дошкольного возраста»
Младший дошкольный возраст один из главных периодов жизни человека, когда закладываются наиболее важные навыки, которые определяют предстоящее развитие человека.
В дошкольном образовании одним из приоритетных направлений является художественно-эстетическое развитие дошкольников, которое обеспечивает формирование творческой личности детей, куда включено и рисование. Для детей рисование является позитивным творческим процессом. Но у детей младшего дошкольного возраста не сформировано большинство навыков, например, держать карандаш или кисточку, ориентироваться на листе бумаги, следует учитывать особенности данного возраста. Зачастую отсутствие положительного результата расстраивает детей, и они оставляют попытки нарисовать задуманное.
Существует много способов рисования, но для того, чтобы максимально развить индивидуальные и творческие способности детей приходит личностно-ориентированная образовательная технология «хеппенинг».
Хеппенинг — это форма искусства, которая объединяет в себе такие виды творчества, как театр, музыка, живопись и другие. В настоящее время хеппенинг активно используется в образовательных организациях, преимущественно в группах младшего дошкольного возраста. Данная технология позволяет развивать художественно-эстетические способности детей, формирует их креативное мышление и эмоциональную отзывчивость.
Технология имеет свои принципы, которые позволяют плавно интегрировать искусство в жизнь детей.
Одним из ключевых аспектов хеппенинга является интерактивность. Дети становятся не просто зрителями, а активными участниками процесса. Это позволяет им проявлять свои эмоции, фантазии и идеи, что способствует развитию их творческих способностей.
Импровизация дает детям возможность свободно выражать себя. Она помогает развивать гибкость мышления и способность к адаптации в различных ситуациях. Многообразие форм: музыка, театр, танец, живопись – позволяет детям экспериментировать и находить свои предпочтения в разных областях творчества.
Хеппенинг способствует развитию креативности у детей. Участие в таких мероприятиях помогает им генерировать новые идеи, находить нестандартные решения и развивать воображение.
Хеппенинг позволяет детям выражать свои эмоции и чувства. Это особенно важно в младшем дошкольном возрасте, когда дети учатся понимать и осознавать свои эмоции, а также эмоции окружающих. Работа в группе во время хеппенинга способствует развитию социальных навыков. Дети учатся взаимодействовать друг с другом, работать в команде и уважать мнение других.
Применение технологии «хеппенинг» помогает педагогу, создать каждому ребёнку благоприятную обстановку в творческом процессе. На деле, ладонь может вырисовываться в слоника, клякса может превратиться в дерево, а морковь и картофель могут удивить необычными «овощными» узорами.
Есть множество видов рисования посредством технологии «хеппенинг»:
- печать из ниток;
- печать из овощей;
- рисование ладонью;
- рисование ватными палочками;
- рисование манной крупой;
- рисование мятой бумагой;
И другие.
Каждая из этих техник – это игровой элемент для детей. Включение игровых элементов в хеппенинг помогает создать непринужденную атмосферу, в которой дети могут свободно выражать свои мысли и чувства.
Использование этих техник позволяет детям чувствовать себя увереннее, свободнее. Эти техники развивают воображение, дают полную свободу для самовыражения. Знакомясь с разнообразными материалами, техникой рисования, дети более углубленно знакомятся с канонами изобразительного творчества, закрепляя и расширяя знания о форме, линии, цвете, композиции. Также организация тематических хеппенингов, например, на основе сказок или народных традиций, позволяет детям погрузиться в атмосферу творчества и фантазии.
Некоторые из перечисленных выше техник позволяют в работе педагогу помочь погрузить детей в мир творчества, например:
Рисование пальцами используется для рисования силуэтов разных предметов. Кончиком пальца можно рисовать точки, подушечкой пальца – листочки, прямые и кривые линии. Можно рисовать пучком пальцев, дополнив изображение необходимыми элементами.
Рисование кулачком, закрытым, полураскрытым используется для рисования объёмных фигур: радуга, улитка и многое другое.
Самый любимый способ – рисование ладошкой. Ладошкой можно воплощать любые абстракции. По-разному поворачивая руки, и дорисовывая к отпечаткам недостающие элементы, можно воплотить любые задумки.
Рисование тычками позволяет получить имитацию фактурности пушистой поверхности. Тычками можно нарисовать одуванчик, салют, листья на дереве, или заполнить отпечатками тычка готовый контур, шаблон. Рисование смятой бумагой проходит по тому же принципу, что и рисование тычками.
Интересный и занятный способ рисования – это оттиск печатками с разными изображениями. Мы рисовали с детьми звёздочки на небе, бусы, листья на деревьях, снежинки, украшали платья, тарелки.
Использование подноса с манкой для рисования совершенствует моторику, зрительно-моторную координацию, активизируется развитие психических процессов. При усложнении процесса используется рисование сразу обеими руками.
В заключение, проведение хеппенинга в детском саду является важным и эффективным инструментом для развития у детей творческих способностей, коммуникативных навыков и умения работать в команде. Такие мероприятия способствуют формированию у малышей положительных эмоций, укреплению межличностных связей и созданию атмосферы доверия и поддержки.
Внедрение хеппенинга в образовательный процесс помогает сделать обучение более ярким, интересным и запоминающимся, что способствует гармоничному развитию личности ребенка.
Поэтому организация подобных мероприятий должна стать неотъемлемой частью работы воспитателей и педагогов, направленной на всестороннее развитие детей и создание благоприятных условий для их роста и социализации.
Список использованной литературы
- Бенедиктова, Н. В. Хеппенинг как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста. Москва: Издательство «Просвещение», 2018.
- Кузнецова, И. А. Творческое развитие детей через хеппенинг: методические рекомендации. Санкт-Петербург: Издательство «Речь», 2020.
- Сидорова, Е. В. Искусство хеппенинга: от теории к практике. Екатеринбург: Издательство «Урал», 2020
- Федорова, Т. С. Эмоциональное развитие детей через искусство: хеппенинг как метод. Новосибирск: Издательство «Сибирское университетское издательство», 2021.
- Яковлева, Л. П. Хеппенинг в детском саду: как организовать и провести. Москва: Издательство «Класс», 2022.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения
Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...

Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »
Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...

Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.
«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...

Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)
Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....

статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"
ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...

Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."
Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...
