Отчет по самообразованию на тему «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»
статья (старшая группа)
Отчет по самообразованию на тему
«Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»
В течение 2024-2025 учебного года я изучала тему по самообразованию: «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста».
Цель: изучение эффективности применения современных форм работы в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников.
Задачи:
- Проанализировать методическую литературу по данной теме.
- Изучить и подобрать различные эффективные современные формы работы для развития нравственно-патриотических чувств дошкольников.
- Апробировать возможности использования данных форм.
- Ориентировать семью на духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей.
Приступая к работе по данной теме, я использовала литературу:
1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду М. Просвещение, 1991
2. Ветохина А. Я., Дмитренко «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».- Детство-Пресс,2013
3. Тимошкина Н.А. Методика использования народных игр в ДОУ. Педагогическое образование 2008г. 64 с.
4. Жучкова Г.Н. «Нравственные беседы с детьми 4-6 лет» Гном и Д 2008г. 64с.
5. Д. Жариков «Растите детей патриотами» М., Просвещение, 2001.
6.Пантелеева Н. Г. Знакомим детей с малой Родиной. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2015.
7. Шорыгина Т. А. Наша Родина - Россия. Методическое пособие. Москва.: Творческий центр «Сфера», 2015.
8. Шорыгина Т. А. Моя семья. Методическое пособие. - Москва.: Творческий центр «Сфера», 2015.
9.Шорыгина Т. А. Общительные сказки. Беседы с детьми о вежливости и культуре общения. - Москва.: Творческий центр «Сфера», 2015.
10.Шорыгина Т. А. Мудрые сказки. Беседы с детьми о пословицах и крылатых выражениях - Москва.: Творческий центр «Сфера», 2015.
Всю работу по изучению темы «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» разделила на тематические блоки.
Блок «Мой дом, моя семья». Для родителей была подготовлена папка-передвижка «Семейные традиции», в которой говорилось, что семья – это первый коллектив, в котором у маленького ребенка начинают складываться зачатки нравственности. О нравственном здоровье семьи, ее духовных ценностях и, следовательно, ее потенциальных воспитательных возможностях можно судить по установившимся в ней традициям. Традиция – это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (взгляды, вкусы, идеи, обычаи).
У детей было знакомство с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта ,знакомство с различными формами русского фольклора (поговорки, загадки, пословицы, потешки. Проведен совместный досуг с родителями и детьми «Предновогодние посиделки» .
Блоки «Мой посёлок– моя малая Родина», «Символы России и посёлка Базарный Карабулак». Подготовила для родителей консультацию «Воспитание маленького гражданина», в которой говорится, что нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.
Помимо воспитания у малышей патриотических чувств, важным элементом становления маленького гражданина является осознание своей этнической принадлежности. А любое осознание мира начинается с осознания - кто «Я», что такое народ, какой мой народ, какова его история, культура, традиции.
Дети знакомились с историей посёлка, с его улицами и объектами культуры . Воспитывая у детей любовь к своей малой Родине ,подводила их к пониманию, что наш поселок – частица России, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего. Дети рисовали рисунки на тему «Улицы нашего поселка». Принимали участие в конкурсе по изобразительному искусству и декоративно-прикладному творчеству «Моя малая Родина», в конкурсе творческих работ «Здоровая нация – процветание России». Участвовали в региональном проекте «Красота в моём мире». Дети познакомились с историей возникновения названия реки «Волга», с историей Жигулевских гор ,Кудеяровой пещеры, Саратовского моста и др. Знакомство с достопримечательностями края через участие в проекте позволило детям в процессе деятельности узнать о Волге то, что будет их сопровождать всю жизнь – чувство гордости и особенности. Позволит почувствовать причастность к священным истокам и традициям, гордиться званием волжанин – гражданин и патриот своей страны. Была оформлена картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию. Уголок патриотического воспитания был пополнен наглядно-дидактическим материалом «Символы Базарного Карабулака», «Символы России». Дети ознакомились с символикой России и родного поселка, прослушали «Государственный гимн России».
Созданная эстетическая среда, обогащает детей новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию.
Блок «Обычаи и традиции русского народа». Знакомила детей с традициями и бытом России, с историей возникновения народных игрушек, с видами устного народного творчества. Детям была показана презентация «Русский самовар и чаепитие на Руси». Они познакомились с устройством самовара, узнали о роли и значении чаепития для русского народа. Была оформлена картотека народных подвижных игр: «Золотые ворота», «Горелки», «Жмурки», «Краски», «Ручеек» и др. Для родителей подготовлена консультация «Русские культурные традиции и нравственно-патриотическое воспитание дошкольников».
Блок «Главные праздники России». Особое место в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема «Защитники Отечества», которая является особенно актуальной в Год защитника Отечества. Героизм, мужество, готовность совершить подвиги во имя Родины – вызывает у детей уважение и желание быть такими же смелыми и мужественными. Смелыми, ловкими, смекалистыми дети себя показали на спортивном празднике ко Дню защитника Отечества. Для пап были приготовлены подарки детьми, оформлена выставка «Папин портрет».
Через презентацию «Русский платок» познакомила детей с историей создания русского платка – как символа национального наряда. Праздник «Веселая масленица» воспитывает в детях уважение к платку, как историческому достоянию России. Для родителей подготовлена консультация «Формирование ребенка, как личности, в процессе ознакомления с народными играми».
Блок «Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений». Был проведен ряд бесед, направленных на раскрытие смысла различных нравственных качеств личности, таких как «доброжелательность», «вежливость» и т.д. Обобщила имеющиеся у детей знания о дружбе, взаимопомощи, бережному отношению к вещам. Раскрыла детям смысл понятий: правда – неправда, честность – ложь. Беседуя с детьми побуждала их думать и рассуждать. Задавая им вопросы, давала высказаться. Это позволило мне понять, о чем дети думают, что знают из личного опыта. С моей помощью ребята учились справедливо оценивать поступки своих сверстников, учились понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо.
Для мам были приготовлены подарки детьми группы, а также выставка рисунков «Мамин портрет». Был проведен праздник, посвященный Международному женскому Дню 8 марта. Вся эта работа способствовала проявлению уважения и понимания к своим близким. Для родителей подготовлена консультация «Круг чтения и формирование системы ценностей».
Блок «Космос». Детям была показана презентация, проведены беседы «Первооткрыватели космоса», «Путешествие к звездам». Дети закрепили знания о Солнечной системе, о знаменитых людях, покоривших космическое пространство.
Блок «Войны я не видел, но знаю, как трудно народу пришлось». Старалась подобрать такой дидактический материал о войне, чтобы детям были доступны такие понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу». В беседах, читая художественную литературу, старалась подвести детей к пониманию, что российский народ победил, потому что люди очень любили свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших свою жизнь за счастье людей, их имена увековечены в названиях городов, улиц площадей, в их честь воздвигнуты памятники. Рассказывая о войне, подвожу детей к пониманию того, что дети должны знать о ней сегодня, чтобы завтра эта страшная война не повторилась.
В течение года было организовано чтение литературных произведений с рассматриванием иллюстраций и обсуждением поступков героев. Это воспитывает интерес к произведениям, учит сопоставлять иллюстрации с фрагментами. Самый распространенный метод – это чтение воспитателем. Старалась читать выразительно, меняя интонацию голоса. Дети слушали с интересом, внимательно, переживали за героев. Во время чтения книг учила детей аккуратности и бережному обращению с книгой.
Результатом процесса самообразования явилось пополнение и конкретизация своих знаний, осуществление глубокого и детального анализа работы с детьми.
В беседах с родителями заметила, что их волнуют проблемы подготовки ребенка к школе, а воспитанию таких качеств, как справедливость, честность, вежливость, доброжелательность, ответственность, организованность, родители не придают большого значения. Поэтому я поставила перед собой задачу: повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах нравственно-патриотического воспитания, используя консультации, рекомендации, индивидуальные беседы.
Выводы:
Значительно возрос уровень сформированных патриотических знаний и правильного отношения к миру, стране, природе у дошкольников.
У детей появился интерес к истории, местной художественной литературе, природным богатствам родного края.
Особенности представлений о родном поселке , родном крае стали более существенными. Детский интерес отразился в творчестве: рисунках, поделках, рассказах.
Перспективы на 2024-2025 учебный год:
- Продолжить работу по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»;
- Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме;
- Изучить новинки методической литературы;
- В работе с родителями планирую включать анкеты, беседы, консультации, посиделки и организации совместных праздников
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчет по самообразованию на тему
«Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»
В течение 2024-2025 учебного года я изучала тему по самообразованию: «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста».
Цель: изучение эффективности применения современных форм работы в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников.
Задачи:
- Проанализировать методическую литературу по данной теме.
- Изучить и подобрать различные эффективные современные формы работы для развития нравственно-патриотических чувств дошкольников.
- Апробировать возможности использования данных форм.
- Ориентировать семью на духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей.
Приступая к работе по данной теме, я использовала литературу:
1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду М. Просвещение, 1991
2. Ветохина А. Я., Дмитренко «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».- Детство-Пресс,2013
3. Тимошкина Н.А. Методика использования народных игр в ДОУ. Педагогическое образование 2008г. 64 с.
4. Жучкова Г.Н. «Нравственные беседы с детьми 4-6 лет» Гном и Д 2008г. 64с.
5. Д. Жариков «Растите детей патриотами» М., Просвещение, 2001.
6.Пантелеева Н. Г. Знакомим детей с малой Родиной. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2015.
7. Шорыгина Т. А. Наша Родина - Россия. Методическое пособие. Москва.: Творческий центр «Сфера», 2015.
8. Шорыгина Т. А. Моя семья. Методическое пособие. - Москва.: Творческий центр «Сфера», 2015.
9.Шорыгина Т. А. Общительные сказки. Беседы с детьми о вежливости и культуре общения. - Москва.: Творческий центр «Сфера», 2015.
10.Шорыгина Т. А. Мудрые сказки. Беседы с детьми о пословицах и крылатых выражениях - Москва.: Творческий центр «Сфера», 2015.
Всю работу по изучению темы «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» разделила на тематические блоки.
Блок «Мой дом, моя семья». Для родителей была подготовлена папка-передвижка «Семейные традиции», в которой говорилось, что семья – это первый коллектив, в котором у маленького ребенка начинают складываться зачатки нравственности. О нравственном здоровье семьи, ее духовных ценностях и, следовательно, ее потенциальных воспитательных возможностях можно судить по установившимся в ней традициям. Традиция – это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (взгляды, вкусы, идеи, обычаи).
У детей было знакомство с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта ,знакомство с различными формами русского фольклора (поговорки, загадки, пословицы, потешки. Проведен совместный досуг с родителями и детьми «Предновогодние посиделки» .
Блоки «Мой посёлок– моя малая Родина», «Символы России и посёлка Базарный Карабулак». Подготовила для родителей консультацию «Воспитание маленького гражданина», в которой говорится, что нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.
Помимо воспитания у малышей патриотических чувств, важным элементом становления маленького гражданина является осознание своей этнической принадлежности. А любое осознание мира начинается с осознания - кто «Я», что такое народ, какой мой народ, какова его история, культура, традиции.
Дети знакомились с историей посёлка, с его улицами и объектами культуры . Воспитывая у детей любовь к своей малой Родине ,подводила их к пониманию, что наш поселок – частица России, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего. Дети рисовали рисунки на тему «Улицы нашего поселка». Принимали участие в конкурсе по изобразительному искусству и декоративно-прикладному творчеству «Моя малая Родина», в конкурсе творческих работ «Здоровая нация – процветание России». Участвовали в региональном проекте «Красота в моём мире». Дети познакомились с историей возникновения названия реки «Волга», с историей Жигулевских гор ,Кудеяровой пещеры, Саратовского моста и др. Знакомство с достопримечательностями края через участие в проекте позволило детям в процессе деятельности узнать о Волге то, что будет их сопровождать всю жизнь – чувство гордости и особенности. Позволит почувствовать причастность к священным истокам и традициям, гордиться званием волжанин – гражданин и патриот своей страны. Была оформлена картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию. Уголок патриотического воспитания был пополнен наглядно-дидактическим материалом «Символы Базарного Карабулака», «Символы России». Дети ознакомились с символикой России и родного поселка, прослушали «Государственный гимн России».
Созданная эстетическая среда, обогащает детей новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию.
Блок «Обычаи и традиции русского народа». Знакомила детей с традициями и бытом России, с историей возникновения народных игрушек, с видами устного народного творчества. Детям была показана презентация «Русский самовар и чаепитие на Руси». Они познакомились с устройством самовара, узнали о роли и значении чаепития для русского народа. Была оформлена картотека народных подвижных игр: «Золотые ворота», «Горелки», «Жмурки», «Краски», «Ручеек» и др. Для родителей подготовлена консультация «Русские культурные традиции и нравственно-патриотическое воспитание дошкольников».
Блок «Главные праздники России». Особое место в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема «Защитники Отечества», которая является особенно актуальной в Год защитника Отечества. Героизм, мужество, готовность совершить подвиги во имя Родины – вызывает у детей уважение и желание быть такими же смелыми и мужественными. Смелыми, ловкими, смекалистыми дети себя показали на спортивном празднике ко Дню защитника Отечества. Для пап были приготовлены подарки детьми, оформлена выставка «Папин портрет».
Через презентацию «Русский платок» познакомила детей с историей создания русского платка – как символа национального наряда. Праздник «Веселая масленица» воспитывает в детях уважение к платку, как историческому достоянию России. Для родителей подготовлена консультация «Формирование ребенка, как личности, в процессе ознакомления с народными играми».
Блок «Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений». Был проведен ряд бесед, направленных на раскрытие смысла различных нравственных качеств личности, таких как «доброжелательность», «вежливость» и т.д. Обобщила имеющиеся у детей знания о дружбе, взаимопомощи, бережному отношению к вещам. Раскрыла детям смысл понятий: правда – неправда, честность – ложь. Беседуя с детьми побуждала их думать и рассуждать. Задавая им вопросы, давала высказаться. Это позволило мне понять, о чем дети думают, что знают из личного опыта. С моей помощью ребята учились справедливо оценивать поступки своих сверстников, учились понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо.
Для мам были приготовлены подарки детьми группы, а также выставка рисунков «Мамин портрет». Был проведен праздник, посвященный Международному женскому Дню 8 марта. Вся эта работа способствовала проявлению уважения и понимания к своим близким. Для родителей подготовлена консультация «Круг чтения и формирование системы ценностей».
Блок «Космос». Детям была показана презентация, проведены беседы «Первооткрыватели космоса», «Путешествие к звездам». Дети закрепили знания о Солнечной системе, о знаменитых людях, покоривших космическое пространство.
Блок «Войны я не видел, но знаю, как трудно народу пришлось». Старалась подобрать такой дидактический материал о войне, чтобы детям были доступны такие понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу». В беседах, читая художественную литературу, старалась подвести детей к пониманию, что российский народ победил, потому что люди очень любили свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших свою жизнь за счастье людей, их имена увековечены в названиях городов, улиц площадей, в их честь воздвигнуты памятники. Рассказывая о войне, подвожу детей к пониманию того, что дети должны знать о ней сегодня, чтобы завтра эта страшная война не повторилась.
В течение года было организовано чтение литературных произведений с рассматриванием иллюстраций и обсуждением поступков героев. Это воспитывает интерес к произведениям, учит сопоставлять иллюстрации с фрагментами. Самый распространенный метод – это чтение воспитателем. Старалась читать выразительно, меняя интонацию голоса. Дети слушали с интересом, внимательно, переживали за героев. Во время чтения книг учила детей аккуратности и бережному обращению с книгой.
Результатом процесса самообразования явилось пополнение и конкретизация своих знаний, осуществление глубокого и детального анализа работы с детьми.
В беседах с родителями заметила, что их волнуют проблемы подготовки ребенка к школе, а воспитанию таких качеств, как справедливость, честность, вежливость, доброжелательность, ответственность, организованность, родители не придают большого значения. Поэтому я поставила перед собой задачу: повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах нравственно-патриотического воспитания, используя консультации, рекомендации, индивидуальные беседы.
Выводы:
Значительно возрос уровень сформированных патриотических знаний и правильного отношения к миру, стране, природе у дошкольников.
У детей появился интерес к истории, местной художественной литературе, природным богатствам родного края.
Особенности представлений о родном поселке , родном крае стали более существенными. Детский интерес отразился в творчестве: рисунках, поделках, рассказах.
Перспективы на 2024-2025 учебный год:
- Продолжить работу по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»;
- Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме;
- Изучить новинки методической литературы;
- В работе с родителями планирую включать анкеты, беседы, консультации, посиделки и организации совместных праздников
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет по самообразованию на тему "Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста"
Материал предназначен для воспитателей...

Отчет по самообразованию на тему "Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста через обучение игре в шахматы»
Опыт работы пообучению детей игре в шахматы...

Отчет по самообразованию на тему: «Социально – коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность» за 2020-2021 уч.год.
Отчет по самообразованию на тему:«Социально – коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность» за 2020-2021 уч.год...

Отчет по самообразованию "Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста"
Краткий отчет о проделаной работе...

Отчет по самообразованию "Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста"
Отчет по самообразованию "Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста"...

Отчет по самообразованию на тему: «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности»
Дети испытывали необходимость в помощи взрослого. Таким образом, выявилась проблема: развитие связной речи не соответствует возрасту. Кроме этого, наблюдения за детьми в совместной деятельности выявил...

Отчет по самообразованию: «Роль сказки в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста»
Тема: «Роль сказки в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста». Цель: развивать и воспитывать в душе каждого ребенка духовное начало, чувства. Задачи: 1.Создать необходимые усл...
