Методическая разработка "Семейные сказки"
методическая разработка
Одним из эффективных и доступных методов воспитания нравственных качеств является сказка, которая занимает особое место в жизни ребенка дошкольного возраста. Вымысел сказки всегда педагогичен. Он используется как средство воспитания лучших человеческих качеств, обогащает внутренний мир ребенка.
Актуальность методической разработки заключена в использовании сказок, сочиненных родителями воспитанников для решения задач духовно-нравственного воспитания детей.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 171.5 КБ | |
| 27 КБ | |
| 15.64 КБ | |
| 14.57 КБ | |
| 13.81 КБ | |
| 18.45 КБ | |
| 14.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №4 «Сказка»
Методическая разработка
по духовно-нравственному развитию детей старшего дошкольного возраста «Семейные сказки»
Разработчики: Ковальчук Юлия Константиновна,
педагог-психолог
г. Нижневартовск, 2021г.
СОДЕРЖАНИЕ | 1 | |
| ||
| ||
1.2. | Методологические положения | 3 |
1.3 | Принципы реализации содержания методической разработки | 4 |
1.4 | Планируемые результаты освоения материала | 4 |
II. Основная часть 5 | ||
2.1. | Содержание образовательной работы | 7 |
2.2. | Взаимодействие взрослых с детьми | 8 |
2.3. | Взаимодействие с семьями воспитанников | 8 |
3. | Выводы по реализации методической разработки | 9 |
Перечень литературных источников | 10 | |
I.Введение
Духовно - нравственное воспитание – одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности и социализации ребенка. Нравственные убеждения, принципы и нормы составляют духовное ядро, основу личности и его социокультурный опыт, в виде чувств, отношений, знаний, умений.
Реализации задач по духовно – нравственному развитию личности ребенка способствует интеграция методологических основ социокультурного системного подхода к истокам в образовании профессора Кузьмина И.А., представленного в программе «Социокультурные истоки», реализуемой МАДОУ ДС №4 «Сказка» и авторской методической разработкой «Семейные сказки». Данная интеграция направлена на возрождение первоначального контекста категорий и ценностей, которые сложились в России на основе традиционной культуры, и решает задачу объединения обучения и воспитания в целостный, непрерывный процесс. Психологическими основами интеграции являются психические процессы, включающиеся в освоение ребенком культурного наследия как части общественно-исторического опыта. Содержание методической разработки «Семейные сказки» направлено на познавательный и социокультурный компонент, который предполагает освоение определенного круга знаний по окружающей действительности в рамках лексической темы, формирование системы представлений, обобщенных образов.
Старший дошкольный возраст является именно тем периодом, когда у ребенка возникают первые осознанные нравственные качества, исходя из этого это время наиболее благоприятное для решения задач духовно – нравственного воспитания. Для их решения в условиях реализации ФГОС ДОО необходимо оптимизировать образовательный процесс через использование адаптированных программ, методов обучения и воспитания, учебных пособий и дидактических материалов, актуальных особым образовательным потребностям, адекватных возможностям воспитанников. Одним из эффективных и доступных методов воспитания нравственных качеств является сказка, которая занимает особое место в жизни ребенка дошкольного возраста. Вымысел сказки всегда педагогичен. Он используется как средство воспитания лучших человеческих качеств, обогащает внутренний мир ребенка.
Актуальность методической разработки заключена в использовании сказок, сочиненных родителями воспитанников для решения задач духовно-нравственного воспитания детей.
1.1. Цели и задачи методической разработки
Целью является содействие формированию нравственных качеств и ценностных ориентаций детей старшего дошкольного возраста при эффективном использовании сказок.
Для решения поставленной цели были сформулированы задачи:
- знакомить с основными нравственными понятиями в доступной для ребенка форме;
- раскрывать духовную и нравственную одаренность ребенка, его способностей и склонности к восприятию народной мудрости;
- актуализировать и адаптировать содержание предметно-пространственной развивающей среды (РППС) в соответствии с требованиями ФГОС ДО и социокультурной направленности;
- содействовать повышению уровня психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) и их удовлетворенности качеством образовательных услуг;
- повышать компетентность педагогов в области формирования у старших дошкольников знаний о нравственных качествах личности.
1.2.Методологические положения
- Духовно-нравственное воспитание дошкольников позволяет правильно сформировать мировоззрение, гражданскую позицию, семейные ценности и нравственные ориентиры;
- Духовно-нравственное воспитание дошкольников должно осуществляться совместными усилиями родителей и близких, специалистов и воспитателей;
- В процессе воспитания важна историческая преемственность поколений, возможность передачи нравственного опыта и подача положительного примера;
Методическая разработка по формированию основ духовно-нравственного развития через ознакомление с нравственными качествами у дошкольников 5-8 лет «Семейные сказки» создана с учетом требований ФГОС ДО, технологий личностно–ориентированного образования, социо-игровых технологий и представляет собой целостную систему психолого-педагогических приемов по ознакомлению дошкольников с нравственными чертами личности.
Методическая разработка может быть реализована в течение двух лет пребывания ребенка в ДОО (старший дошкольный возраст) на материале сказок, сочиненных родителями воспитанников, объединенных в единый контекст под названием «Семейные ценности».
Содержание реализуется посредством методов нравственного воспитания:
Первая группа методов – методы формирования нравственного поведения (метод приучения ребенка к положительным формам общественного поведения; упражнения, которое предполагает включение детей в разнообразную практическую деятельность, в общение со сверстниками и взрослыми в естественных жизненных ситуациях и специально создаваемых, стимулирующих дошкольников к поступкам).
Вторая группа методов направлена на формирование морального сознания. К ним относятся: метод убеждения; разъяснения, этические беседы.
К третьей группе относятся методы стимулирования чувств и отношений: опора на положительный пример; методы поощрения и наказания.
1.3.Принципы реализации содержания методической разработки
Образовательная работа в рамках методической разработки строится на основных принципах духовно-нравственного воспитания дошкольников:
1. Принцип культуросообразности. Принцип, который предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных культур.
2. Принцип систематичности, последовательности, преемственности в воспитании. Реализация принципа предполагает, что в зависимости от возраста и уровня развития детей педагог подбирает содержание и методику воспитательной работы с ними.
4. Принцип самоценности дошкольного возраста предполагает полноту реализации возможностей проживаемого ребенком возраста, нацеленность на развитие его способностей, опора на достижения предыдущего этапа развития, создающего предпосылку для успешного перехода ребенка на следующую ступень образования.
5.Принцип результативности. Предполагает обязательность общения воспитателя с ребенком, выяснения того, что и как он понял, почувствовал.
- Планируемые результаты освоения материала
Реализация программных задач позволит добиться следующих результатов:
у детей повысятся уровень знаний о нравственных качеств личности человека, что найдет свое отражение в целевых ориентирах на этапе завершения ДО:
• ребенок будет адекватно и грамотно оценивать свои поступки и поступки сверстников; сможет выражать свои мысли и желания, будет проявлять инициативу в общении, сумеет задавать вопросы, делать умозаключения.
• ребёнок будет активен, будет успешно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми; у него сформируется положительное отношение к самому себе, окружающим, различным видам деятельности;
у родителей (законных представителей) повысится психолого-педагогическая грамотность и компетентности в области взаимодействия с ребенком в процессе выполнения творческих заданий;
у педагогов повысится компетентность в области формирования у старших дошкольников знаний о нравственных качествах личности.
II. Основная часть
Основная направленность методической разработки – ознакомление дошкольников с нравственными качествами через различные практики:
- реализацию проектной деятельности;
- игровые и речевые практики;
- культурное пространство чтения, рассматривания, создания книги; художественную (изобразительную, музыкальную, театрализованную деятельность).
Данные практики предполагают использование активным методам: поисковому диалогу, практическому делу, социокультурному тренингу, проектному методу, использование которых способствует обогащению эмоциональной сферы детей, развитию у них активного восприятия окружающего мира, активизации нравственного сознания ребенка, навыков практической деятельности и нравственного поведения.
Процесс работы со сказками предполагает использование разнообразных форм деятельности:
- Самостоятельная игровая, коммуникативная деятельность детей;
- Театральная игровая деятельность (драматизация ситуаций, описанных в сказке);
- Нравственная деятельность (уроки любви и доброты, знакомство с народными традициями и ценностями);
Системное использование инновационных педагогических технологий позволяет повысить эффективность работы по духовно – нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста (таблица 1).
Таблица 1
Технология | Содержание технологии |
Игровая технология | Целью игровых технологий является решение ряда задач: 1.Дидактических (формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и др.); 2.Развивающих (формирование умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения и др.); 3.Воспитывающих (формирование нравственных позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма). 4.Социализирующих (приобщение к нормам и ценностям общества). |
Технология сказкотерапии | Одна из особенностей метода состоит в создании сказочной среды, в которой могут проявляться и пониматься самими детьми особенности их личности. Сказка соответствует детской системе мироощущения и создает благоприятные условия для углубления знаний о своем внешнем и внутреннем «Я», способах взаимоотношений между людьми, возможностях самореализации. |
Технология проектной деятельности | Суть "метода проектов” в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий, проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность. |
Участники программы: дети старшего дошкольного возраста (5-8 лет), родители (законные представители) и педагоги.
Основной формой организации детей является проектная деятельность по содержанию сказок. В течение года реализуется 9 проектов.
По каждой сказке проводится вводное занятие. Занятия проводятся с возрастными и психофизическими возможностями детей, гигиеническими требованиями к максимальному объему к недельной образовательной нагрузке.
На занятии с детьми старшего дошкольного возраста:
- заложено оптимальное сочетание индивидуальных и коллективных форм совместной деятельности детей и взрослых (в том числе и родителей);
- выстроено с учетом специфичных для данного возраста видов деятельности;
- учитывается возможность индивидуального подхода к ребенку, работу с разными подгруппами детей, находящихся на разном уровне развития, их возрастные особенности;
- обеспечивает оптимальную нагрузку на ребенка с целью защиты его переутомления.
Таким образом, структура занятия позволяет реализовать основную образовательную программу в пяти образовательных областях, тем самым способствуя развитию у детей целостного восприятия социокультурной среды и отечественных традиций. Это поможет детям приобрести собственный социокультурный опыт и обеспечить позитивную социализацию в обществе.
Структура занятия
1 часть. Приветствие и игры в кругу (5 мин). Эта часть носит организующий характер и направлена на создание атмосферы группового доверия и принятия, сплочение группы.
2 часть. Настройка на совместную деятельность, активизирует детей и снимает чрезмерное эмоциональное напряжение. Проигрывается ритуал «входа» в тему занятия. Предлагаются игры и этюды на оптимизацию общения, постановка «проблемы» (10 мин)
3 часть. Основная. Непосредственное чтение сказки. Формирование социальных навыков, динамическое развитие группы. Проводятся игры, упражнения, позволяющие детям приобрести новые знаний и закрепить имеющийся опыт. Продуктивные виды деятельности. (15 мин.)
4 часть. Заключительная. Подведение итогов занятия, закрепление нового опыта и положительных эмоций от занятия, повышение самооценки, собственной значимости, уверенности в себе у детей. (5 мин)
5 часть. Ритуал «выхода» из занятия.
На каждом занятии педагог решает задачу стимулирования ребенка к достижению результатов, активно используя методы обучения и воспитания, направленные на активизацию социально-нравственного развития ребенка.
2.1. Содержание образовательной работы
Эффективность развивающей работы определяется организацией деятельности детей в период их пребывания в детском саду, созданием необходимых условий и преемственностью в работе со специалистами ДОО и родителями.
План реализации проектов
Таблица 2
№п.п. | Тема | Название сказки |
1. | Бескорыстие | Сказка «Заяц и медведь» |
2. | Благодарное сердце | Сказка о капризном мальчике |
3. | Доброта | Сказка о добром сердце |
4. | Послушание | Сказка по Артемку |
5. | Красота природы | Сказка про светлячка |
6. | Трудолюбие | Сказка про маленького погрузчика |
7. | Верная дружба | Сказка «Котенок и клубочек» |
8. | Семейные ценности | Сказка про кошку Мусю |
9. | Сад добрых дел | Сказка про благодарного колобка |
Задачи реализации проектов
Таблица 3.
№ | Задача | Содержание работы педагога |
1. | Формирование положительного отношения ребенка к себе, уверенности в своих силах, притязание на признание | - создание положительного эмоционального климата, доверительных отношений с ребенком; - развитие у ребенка чувств собственного достоинства; |
2. | Формирование положительного отношения ребенка к окружающим людям | - воспитание уважения и терпимости к другим детям; -обучение уважению чувства собственного достоинства других людей с учетом их интересов, желаний; |
3. | Формирование основ сотрудничества с другими | - помощь в осознании детьми необходимости друг в друге; - обучение умению ставить общие цели, планировать совместную работу, соподчинять и контролировать свои желания, согласовывать мнения и действия; |
4. | Развитие социально-нравственной компетентности | -помощь в распознании эмоциональных переживания и состояния окружающих и в адекватном выражении своих; -помогают детям распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих и выражать свои эмоциональные ощущения и переживания; - знакомство с нравственными качествами личности. |
5. | Развитие у дошкольников социальных навыков | - помощь в осваивании различных способов разрешения конфликтных ситуаций, договариваться, соблюдать очередность, устанавливать новые контакты. |
2.2. Взаимодействие взрослых с детьми
Построение образовательного процесса основывается на адекватных возрасту формах работы с детьми, выбор которых осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности и специфики ДОО, от собственного опыта и творческого подхода. Программа реализуется в рамках ООД, осуществляемой профильными специалистами воспитателем, в совместной деятельности в режиме дня через разнообразные виды детской деятельности: игровую, коммуникативную, трудовую, познавательно-исследовательскую, продуктивную и предполагает тесное взаимодействие педагога и детей на позициях партнеров в процессе реализации проектов.
2.3. Взаимодействие с семьями воспитанников
ФЗ «Об образовании в РФ» и ФГОС ДО ориентируют ДОО на взаимодействие с родителями с целью создания условий для полноценного развития воспитанников.
В процессе взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся старшего дошкольного возраста решаются следующие содержательные задачи:
- изучение особенностей семей воспитанников и традиций семейного воспитания с одновременным ознакомлением родителей со спецификой реализуемой дошкольным образовательным учреждением модели духовно-нравственного воспитания детей на основе отечественной социокультурной традиции;
- включение родителей в процесс совместной реализации проекта «Семейные сказки»;
-повышение педагогической культуры родителей и создание единого ценностно-смыслового контекста воспитательного взаимодействия посредством реализации методической разработки «Семейные сказки»;
- организация межсемейного социокультурного взаимодействия в формате детско-родительского клуба «Доверие».
Критериями готовности родителей к решению задач духовно – нравственного воспитания, в т.ч. ознакомление дошкольников с моральными чертами личности, являются:
- Педагогическая грамотность родителей,
- Активность участия их в воспитательном процессе,
- Ценностное отношение к ребенку.
3.Выводы по реализации методической разработки
В ходе реализации методической разработки полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что:
1. Использование проектной технологии на основе работы со сказками становится перспективным средством в системе работы по духовно - нравственному развитию старшего дошкольника.
2. Реализация задач, поставленных в программе «Семейные сказки», обеспечивается благодаря комплексному психолого–педагогическому сопровождению всех участников образовательного процесса.
В результате реализации методической разработки повысилось качество образовательного процесса в области духовно – нравственного развития старших дошкольников, что привело к обогащению их ценностных ориентаций детей и родителей (законных представителей).
Изложенное в методической разработке направление деятельности считается доминирующим, так как данный метод строится на использовании практических ситуаций, в которых воспитанникам хочется доверять, налаживать отношения, отрабатывать правила поведения в социуме, знакомиться с нравственными качествами личности. Указанное направление работы является одним из составляющих для ДОУ в условиях внедрения программы «Социокультурные истоки» в контексте психолого–педагогического сопровождения дошкольников, что соответствует государственным приоритетам системы образования.
Перечень литературных источников
1. Веракса, А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика ребенка
5-7 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2008 - 2010.
2. Козлова, С.А. Мой мир: Приобщение ребенка к социальному миру. - М., 2000.
3. Козлова, С.А. Концепция социального развития ребенка дошкольного возраста. // Теоретические проблемы воспитания и обучения дошкольников: Сб. науч. трудов. - М., 2000.
4. Лопатина А.А «Начала мудрости. 50 уроков о добрых чувствах для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста» - М: Амрита – Русь, 2005г.
5. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.
6. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. - М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010.
7. Развитие социальной уверенности у дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002.
8. Рылеева, Е.В. Вместе веселее! Дидактические игры для развития навыков сотрудничества у детей 4-6 лет. - М.: Айрис-ПРЕСС, 2000.
9. Репина, Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада: Педагогическая наука - реформе школы. // Науч. - исслед. ин-т дошкольного воспитания Академии пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1988.
10. Степанова, Г.Б. Эмоциональное состояние ребенка-дошкольника и их педагогическая оценка в условиях детского сада. // Дошкольное воспитание. - 1998. - №5.
11. Шмидт, В.Р. Психологическая помощь родителям и детям: тренинговые программы. – М.: Творческий Центр Сфера, 2007.
Предварительный просмотр:
Бескорыстие
В один из зимних вечеров семья сидела в гостиной и каждый чем то занимался. Димка рассматривал книгу «Снежная королева». «Интересно, а почему у одних людей горячее сердце, а у других холодное?» - спросил он. Дедушка сказал, что горячее сердце у тех, кто добрые и бескорыстные дела совершает, а холодное сердце у людей, которые к чужой беде бесчувственны. А еще дедушка добавил: «ДАРОМ НИ ОДНО ДОБРОЕ ДЕЛО НЕ ПРОПАДАЕТ».
Дима согласился: бабушка нас всех встречает вкусным обедом, дедушка всегда готов прийти на помощь. С мамой пойти в магазин за покупками, а с папой мы можем ходить в цирк или зоопарк. Но что доброго в моей старшей сестре Даше? Она не хочет мне давать свои карандаши и альбом, и не берет к себе в компанию играть.
- Ты неправ, и не справедлив к своей сестре, - сказал папа.
- Вспомни, когда ты заболел, кто с тобой был рядом и помогал убирать за тебя игрушки. Кто защищал тебя от хулигана во дворе.
«А я знаю сказку о бескорыстной дружбе», - сказала мама.
А знаете что, наша семья самая добрая и не требует ничего взамен за свои поступки и добрые дела.
Сказка «Заяц и медведь»
Далеко, далеко в лесу, в теремке, жили – были заяц и медведь. Собрался как-то заяц погулять по сказочному лесу: одел шапку, варежки и шарф, чтобы не застудить горло. Вышел заяц на опушку, а там огромные сугробы, потому что вчера, целый день был снегопад. Но это не остановило зайку. Он продолжал прыгать на задних лапах, и провалился в сугроб, так, что он не мог сам выбраться.
Тем временем, мишка дома похрапывал на теплой печке. Вдруг, сквозь сон он услышал какой-то крик. Он открыл глаза и стал более внимательно прислушиваться.
- Ой, ой, ой! Ей, ей, ей! - кричал заяц. – Спасите, помогите!
Вскочил мишка и побежал на крик. Бежит, бежит, и вдруг понимает, что крик становится более тихим. Тогда он понял, что надо бежать на любимую полянку зайки, в другую сторону. Видит, совсем недалеко от дома, на полянке, зайка просит о помощи.
- Что случилось? – спрашивает мишка.
- Я застрял в сугробе! - отвечает заяц. – Скорее помоги мне.
Взял мишка зайца за передние лапы и стал тянуть из сугроба.
- Раз, два, три, потянул, потянул и вытащил зайца.
Вместе они благополучно вернулись домой. Согрели самовар и стали пить чай с малиновым вареньем, чтобы не заболеть. Мишка и зайка жили дружно! И Всегда помогали друг другу!
Предварительный просмотр:
Спасибо тебе, солнышко!
Однажды утром Маша и Даша пошли в лес вместе с дедушкой. Они взяли с собой корзинки, чтобы набрать грибов. Всю дорогу дедушка благодарил природу: «Спасибо тебе, солнышко, за то что ты нас согреваешь! Спасибо, ручеек, что можешь напоить прохладной и чистой водичкой. Дети удивились. «Зачем ты их благодаришь, ведь они тебя не слышат?». «Мы должны быть благодарны всему окружающему, за то, что мы живем, а то получится как в сказке». И рассказал дедушка ребятам вот такую сказку…
Сказка про капризного мальчика.
Жил был маленький мальчик Матвей. Был Матвей умный и добрый, вот только что плакса. Чуть - что случиться, Матвей в слезы. Его мама с папой очень огорчались, а вот поделать ничего не могли. И был у Матвея дедушка Миша, который любил с ним играть, кататься на велосипеде, только он жил в деревне. Матвей не мог дождаться, когда же они поедут к дедушке чтоб с ним поиграть, а потом покататься на велосипеде. Наконец-то настал этот день. Матвей проснулся и выглянул в окно, солнышко светило ярко-ярко и было очень тепло на улице. Встал Матвей с постели и пошел чистить зубки, вот только щетку зубную найти не смог. Стал Матвей плакать, пришла мама, стали они вместе щетку искать. Искали, искали, насилу отыскали. Почистил Матвей зубы и пошел завтракать, а на столе каша овсяная. Матвей её не любит, только рисовую, и снова Матвей в слезы, еле успокоился. После еды стал Матвей пить чаи и облил футболку и снова стал плакать и плакать, пока мама ему не дала новую футболку. Переоделся Матвей, посмотрел в окно, а солнышко там нет, дождик идет. «Куда ж мы теперь, Матвеюшка, поедем? Солнышко спряталось, дождик идет не сможешь ты с дедушкой на велосипеде покататься», - говорит мама. «Почему, почему?», - снова начал плакать Матвей. «Не знаю мой хороший, это ты у солнышка спроси». «А вот и спрошу!» - ответил Матвей. Вышел он во двор, поднял голову и стал солнышко звать. «Солнышко! Солнышко! Где ты? Почему ты спряталось? Я так хотел к дедушке, на велосипеде покататься, столько ждал». Вдруг видит, выглянуло солнышко из-за тучки, спустилось чуть ниже к Матвею и говорит:
- Здравствуй, Матвеюшка, как же мне не прятаться за тучки? Грустно мне.
- А почему тебе грустно? - спросил Матвей. Ты ведь с утра так ярко светило.
- С утра мне было весело, а потом ты проснулся и стал плакать. Послушала я, как ты плачешь, и стало мне так грустно, что даже светить не захотелось. И тучка тебя послушала, и стало ей тоже грустно, вот и она расплакалась. Да так что дождик пошел.
- Неужели это из-за меня удивился Матвей. Не буду больше плакать! Спасибо тебе, солнышко! - сказал Матвей и побежал к маме домой. А солнышко обрадовалось, улыбнулось и поднялось в небо. И тучка улыбнулась, прекратила плакать. Появилась на небе радуга. Посмотрели мама с Матвеем в окно, а там солнышко светит и радуга на все небо. Собрались мама с Матвеем и поехали к дедушке в деревню».
«Дедушка, какая замечательная сказка!», - сказали ребята и всю дорогу благодарили деревья, траву, речку…
Предварительный просмотр:
Однажды, придя со школы, Маша рассказала маме, что к ним в класс пришла новая девочка. Оказалась, что девочка живет в детском доме, ее родители погибли, а бабушки и дедушки у нее не было. Девочка постоянно грустила. Мама предложила Маше поближе познакомиться с девочкой и рассказала, что в мире много детей, которые остались без родителей. Но они верят, что у них будет новая семья. Потому что семья – это надежная защита и опора каждого человека.
Маша была очень взволнована и даже заплакала. Она легла в свою кроватку. Мама села рядом с ней, и поглаживая ее по голове, рассказала ей историю.
«Жила - была на белом свете маленькая хорошенькая девочка Вика. Она была очень красивая, с белыми волосиками, голубыми глазками и добрым нежным сердечком. Однажды мама отправилась на работу, а свою доченьку отвела соседке, чтобы та за ней присмотрела.
Соседка была одинокой женщиной. Она угостила Вику печеньем и вкусным чаем с вареньем. Они гуляли с ней в парке и весело проводили время. Когда пришла пора расставаться, соседка стала грустной. «Почему Вы грустите», - спросила Вика. «Мне бы хотелось иметь такую же дочку, как ты», - ответила она.
Вика рассказала маме про разговор с соседкой. Мама долго думала и придумала. Она испекла вкусный пирог и пригласила соседку в гости. Соседка пришла и очень обрадовалась пирогу и таким милым людям. Мама Вики рассказала соседке, что недавно у одной девочки погибли родители, она живет у бабушки. Бабушка старенькая и ей тяжело ухаживать за девочкой.
Соседка тут же пошла к бабушке. Дверь ей открыла девочка пяти лет с темными кудряшками. Она большими красивыми глазами смотрела на женщину.
Женщина взяла девочку к себе. Она любила ее как родную, отдавая всю душу ребенку. Они вместе часто навещали бабушку, а по выходным гуляли с Викой и ее мамой в парке».
Нужно верить и надеяться, что все будет хорошо! Маша уснула с улыбкой на лице. Она твердо решила, что завтра пригласит новую девочку в гости, чтобы поближе познакомиться.
Предварительный просмотр:
Наступила осень. С утра лил дождик. Кругом были лужи. Дедушка читал в своем кресле газету, бабушка вязала на зиму теплые носочки. Папа был на работе. Машенька взяла краски и стала рисовать картину. Мама хлопотала по хозяйству. Все были заняты. Все, кроме Димки. Он никак не мог найти себе занятие: это не хочется, то не интересно, другое - скучно. Мама позвала к себе Диму и спросила, чем бы он хотел заняться. Мальчик закапризничал: не знаю, дождь идет. Хочу гулять, а он все льет и льет. «Не сиди сложа руки, так и не будет скуки». И в дождик человек может найти себе дело по душе. Дедушка позвал Диму к себе и вручил ему несколько дощечек. Зачем они мне? Снова закапризничал мальчик. «А мы сейчас с тобой кораблик мастерить будем!», - предложил дедушка. Дима нехотя принялся за работу, а дедушка стал рассказывать ему сказку.
Сказка про капризного мальчика.
Жил был маленький мальчик Матвей. Был Матвей умный и добрый, вот только что плакса. Чуть - что случиться, Матвей в слезы. Его мама с папой очень огорчались, а вот поделать ничего не могли. И был у Матвея дедушка Миша, который любил с ним играть, кататься на велосипеде, только он жил в деревне. Матвей не мог дождаться, когда же они поедут к дедушке чтоб с ним поиграть, а потом покататься на велосипеде. Наконец-то настал этот день. Матвей проснулся и выглянул в окно, солнышко светило ярко-ярко и было очень тепло на улице. Встал Матвей с постели и пошел чистить зубки, вот только щетку зубную найти не смог. Стал Матвей плакать, пришла мама, стали они вместе щетку искать. Искали, искали, насилу отыскали. Почистил Матвей зубы и пошел завтракать, а на столе каша овсяная. Матвей её не любит, только рисовую, и снова Матвей в слезы, еле успокоился. После еды стал Матвей пить чаи и облил футболку и снова стал плакать и плакать, пока мама ему не дала новую футболку. Переоделся Матвей, посмотрел в окно, а солнышко там нет, дождик идет. «Куда ж мы теперь, Матвеюшка, поедем? Солнышко спряталось, дождик идет не сможешь ты с дедушкой на велосипеде покататься», - говорит мама. «Почему, почему?», - снова начал плакать Матвей. «Не знаю мой хороший, это ты у солнышка спроси». «А вот и спрошу!» - ответил Матвей. Вышел он во двор, поднял голову и стал солнышко звать. «Солнышко! Солнышко! Где ты? Почему ты спряталось? Я так хотел к дедушке, на велосипеде покататься, столько ждал». Вдруг видит, выглянуло солнышко из-за тучки, спустилось чуть ниже к Матвею и говорит:
- Здравствуй, Матвеюшка, как же мне не прятаться за тучки? Грустно мне.
- А почему тебе грустно? - спросил Матвей. Ты ведь с утра так ярко светило.
- С утра мне было весело, а потом ты проснулся и стал плакать. Послушала я, как ты плачешь, и стало мне так грустно, что даже светить не захотелось. И тучка тебя послушала, и стало ей тоже грустно, вот и она расплакалась. Да так что дождик пошел.
- Неужели это из-за меня удивился Матвей. Не буду больше плакать! Спасибо тебе солнышко! - сказал Матвей и побежал к маме домой. А солнышко обрадовалось, улыбнулось и поднялось в небо. И тучка улыбнулась, прекратила плакать. Появилась на небе радуга. Посмотрели мама с Матвеем в окно, а там солнышко светит и радуга на все небо. Собрались мама с Матвеем и поехали к дедушке в деревню».
Пока дедушка сказку рассказывал, они кораблик доделали. Посмотрел Дима в окно и увидел, что дождик почти закончился. Одел он резиновые сапожки, курточки и пошел во двор. По тротуару бежали веселые ручейки. Димка пустил свой кораблик в плаванье. К нему подошли другие ребята. Началась веселая игра! От скуки не осталось ни следа!
Предварительный просмотр:
Загадочный лес
Семья отдыхала на море. Днем они купались и загорали, а вечером гуляли по набережной и дышали морским воздухом.
Однажды вечером мама и папа повели детей в парк. Там было много аттракционов, играла музыка, продавали шарики и мороженое. Народу было много и скоро все поняли, что Дима потерялся. Папа посадил маму и Машу на скамейку, а сам побежал искать Диму. Он нашел его около тира. «Ты почему ушел от нас?», - строго спросил папа. «Мне так хотелось!», - ответил мальчик. Папа взял мальчика за руку, и молча повел его к маме и Маше.
Все были расстроены этим происшествием и веселиться не хотелось.
Дома, после ужина папа посадил Диму около себя и стал рассказать ему сказку.
«В одной маленькой, дружной деревне жили кузнец с женой и их маленький сынишка Артем. Их домик стоял на окраине, был самым маленьким и неприметным в городе, но зато уютный и сзади дома находился красивейший сад с яблонями, вишней и великолепными цветами.
Родители были строгие, но очень сильно любили своего мальчика, хотя он был непослушным и зачастую расстраивал их.
И вот в самый обычный день, мама дала указания сыну, чтоб тот почитал книгу и убрался в своей комнате, но Артем решил сначала поиграть, а потом выполнить задания. На радостях взял свои игрушки и побежал в сад. Погода была хорошей, светило солнышко и на небе не было ни одного облачка, Артем сев на зеленую, высокую траву, начал играть, совсем забыв о времени.
Кузнец, вернувшись с работы, увидел сына в саду и подошел к нему. Спросил, как прошел день и был ли он послушным мальчиком, но Артем признался в том, что он не выполнил указания мамы. Папа очень сильно разозлился на мальчика, отругал его и сказал, что все игрушки выбросит. Артем, оставшись один в саду, расплакался и решил убежать из дома. Сидя на скамейке, мальчишка увидел, как что-то сверкает сзади яблони и ему стало любопытно, что же это там такое. Подошел ближе и дотронулся рукой до этого необычного яркого света и вдруг его сильно начало затягивать, вот только, как и куда Артем не знал.
Очутившись уже не в своем саду, а в каком-то лесу, мальчик испугался, но и в то же время обрадовался, что наконец-то его родителей не будет рядом, которые постоянно ругаются на него и указывают, что и когда ему делать. Этот лес был очень красивым, там протекали молочные и шоколадные ручьи, вокруг было много деревьев, на которых созревали разнообразные фрукты и целые поляны необычных цветов и ягод, которые Артем никогда в жизни не видел.
Много часов мальчик бегал по загадочному лесу, пробовал плоды, запивая необычными ручейками и радовался тому, что его желание, остаться без мамы и папы исполнилось. Артем пошел вглубь леса, так как уже совсем стемнело и нужно было искать место для ночлега, но чем дальше он уходил, тем страшнее ему становилось и тем больше ему хотелось вернуться домой, увидеть родителей, чтоб те его искупали, накормили, почитали сказку на ночь и поцеловали.
Артем сел на полянку, закрыл глаза руками и горько заплакал, приговаривая:
- Мама, папа, где же вы?
- А что ж теперь ты плачешь и ищешь своих родителей? Ты же хотел быть один?
Мальчик открыл глаза и увидел рядом с собой пушистого серого кота, который смотрел на него огромными карими глазами и разговаривал с ним, Артем сначала испугался, но потом обрадовался, что тот не один в этом лесу. Поговорив с котиком, мальчик понял, что он очень сильно любит своих маму и папу, и что он был не прав, когда не слушался родителей. Кот оказался волшебником и решил пожалеть мальчика и исполнить его желание, вернуться к родителям. Артем предложил котику, быть его домашним любимцем, но тот отказался, объяснив, что он нужен в этом лесу, чтоб помогать таким же непослушным мальчикам, как Артем.
И через какое-то время мальчишка оказался в своей комнате и сразу побежал к маме и папе, обнял их и сказал, что всегда будет слушаться и что он их очень сильно любит. Родители обняли и поцеловали своего сынишку.
С тех самых пор Артем отличался послушанием, рвением к знаниям и вырос благородным, умным и стал ветеринаром»
«Я все понял, я буду вас слушаться и постараюсь не расстраивать»,- сказал Димка. Он крепко обнял папу, а потом подбежал к маме и поцеловал ее.
Предварительный просмотр:
Однажды вечером, когда вся семья собралась после работы дома, папа спросил: «Как прошел день?». Все стали рассказывать про свои успехи, интересные события и только Дима рассказал о том, что сегодня они с Сашей не поделили в детском саду игрушку, подрались и в итоге поссорились. «Он мне больше не друг! Найду себе другого друга». «Как же легко ты расстаешься с друзьями», - вздохнула бабушка. В тот вечер вся семья была обеспокоена словами мальчика и почти все молчали. Когда ребята легли спать, бабушка тихонько присела на край кроватки и рассказала Диме вот такую сказку:
Сказка «Котенок и Клубочек»
Жил – был щенок Клубочек. И захотелось ему пойти в гости лучшему другу - Котенку.
Когда друзья встречались, первым делом они пели песенки:
- Мой Клубочек – лучший друг!
- Мой Котенок – лучший друг!
-Знают это все вокруг!
- Ты мой друг! И я твой друг!
Все вокруг знали большую и крепкую дружбу Котенка и Клубочка. Но вот однажды друзья заигрались на улице: рассматривали листочки трав и деревьев, любовались цветами, наслаждались ароматами растений на полянке, наблюдали за облаками. Вдруг резко начался дождь. Котенок и Клубочек быстро побежали в дом, чтобы укрыться от сырости. Котенок стряхнул воду с себя и начал обсыхать. А Клубочку не удалось этого сделать, и он заболел.
Котенок долго ухаживал за Клубочком, укрывал его теплым пледом, поил горячим молоком, заботился о своем любимом друге. Котенок не уставал, не успевал гулять и видеть близких, но переживания за друга были сильнее.
Наконец, Клубочек пошел на поправку и вскоре выздоровел полностью! И друзья снова могли гулять вместе и ходить друг к другу в гости. Вот такая история случилась у наших героев. Доброта, забота, любовь Котенка спасла его лучшего друга. А Клубочек в свою очередь был очень благодарен Котенку. И после этого случая, они уже точно знали, что ни в какой ситуации не оставят друг друга в беде».
На следующий день Дима пошел в детский сад и забыл взять с собой варежки. «Как же ты гулял на улице???» Оказалось, Диму выручил Саша, который дал ему свои запасные варежки. «Мы помирились и теперь мы как Котенок и Клубок», - сказал Дима и с улыбкой посмотрел на бабушку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие « Сказка о разноцветных человечках»
Цель методического пособия :облегчить процесс обучения чтению и письму...
Методическая разработка сказки "Приключение Ванечки и Танечки в лесу"
Методическая разработка сказки "Приключение Ванечки и Танечки в лесу"...

Учебно-методическое пособие «Сказка в гости к нам пришла»
Учебно-методическое пособие реализуется посредствомпреемственности содержания работы;используемых форм и технологий взаимодействия с воспитанниками;интеграции содержания работы специалистов ДОУ;единог...

Учебно-методическое пособие: Сказка «Новые приключения Белочки – Белозубки».
Жила-была в парке Лесотехнической Академии Белочка. Не то чтобы она была какой-то особенной, наоборот, самая обыкновенная: рыженькая с мягкой шерсткой и сильными лапками. Зубы у Белочки были острые, з...

Путешествие по сказкам. Методическая разработка «Сказки это интересно! »
Путешествие по сказкам. Методическая разработка «Сказки это интересно! »...
Методическая разработка сказки "Стрекоза и муравей"
Интересный спектакль как для детей, так и для взрослых. Театр всегда был чем-то особенным, необычным. Это всегда праздник...

Методическое пособие "Сказка за сказкой" по сказкотерапии и развитию творческих способностей детей групп общеразвивающей направленности от 3-х лет до 4-х лет и от 4-х лет до 5-ти лет.
Методическое пособие «Сказка за сказкой» направлено на развитие творческих способностей и интеллектуального потенциала детей младшего и среднего дошкольного возраста.В этой работе педагоги...

