Сказка, как средство нравственно-эстетического воспитания.
консультация (младшая группа)
Гармоническое развитие ребенка – основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих воспитательных задач, среди которых особое место занимают вопросы нравственного и эстетического воспитания. Понятия этики и эстетики в педагогическом процессе всегда тесно взаимосвязаны. Действительно нельзя научить ребенка правде, добру без формирования у него понятий «красивое» и «некрасивое», «правдивое» и «ложное», нельзя научить его стремиться к защите правды, добра, не сформировав у него протест против зла и лжи, умение ценить прекрасное и доброе в природе и людях.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.
А.С. Пушкин.
Рассматривая значение различных жанров произведений устного народного творчества в отдельности, нельзя не раскрыть влияние сказок на развитие детей дошкольного возраста, особенно это относится к нравственно – эстетическому развитию.
Огромной любовью пользуется у детей сказка. С ней ребёнок встречается, начиная с раннего возраста. Нет малыша, который без замирания сердца слушал - бы сказки, рассказанные мамой и бабушкой, он испытывает те или иные и чувства, переживания.
Природа так обо всём позаботилась,
Что повсюду ты находишь чему учиться.
Леонардо да Винчи
Бытует мнение, что нравственно-эстетическое воспитание, это исключительно художественное воспитание, сопряженное с воспитанием у детей моральных качеств, хотя грани между этими понятиями, по моему мнению, все же проведены. Речь идет о том, что эстетическое воспитание на всех этапах социализации ограничивается подготовкой детей к умению правильно воспринимать оценивать и ценить произведения искусства, литературы. Но как мне кажется задачи социума, семьи, детских садов, школ, кружков не должны ограничиваться тем, чтобы подготовить ценителей художественного искусства, а должны быть направлены на то чтобы сформировать у детей эстетическую восприимчивость к окружающему миру, людям в широком смысле понятия нравственно-эстетическое воспитание.
Работая над нравственно – эстетическим воспитанием, мы замечаем, что дети очень часто не следуют общепринятым правилам морали не потому что они их не знают, а просто потому что не понимают эмоционального состояния сверстника в той или иной ситуации. И задача взрослых будь то это педагог или родитель объяснить ребенку опираясь на свой жизненный опыт, опыт детей или с помощью художественной литературы. Проговаривать с детьми ситуации, в которых оказались герои произведений. Вместе с ребенком делать анализировать и подводить его к пониманию того как правильно поступить.
Нравственно – эстетическое формирование человека начинается с рождения. В дошкольном возрасте у детей формируются первоначальные нравственные и эстетические чувства и представления, элементарные навыки поведения.
Формирование личности ребенка, воспитание у него определенного отношения к окружающему, определенной нравственной позиции сложный педагогический процесс. В основе его лежит правильное, гармоничное развитие чувств.
Предпосылки для развития у ребенка нравственных чувств возникает очень рано.
В качестве средств для решения задач нравственного и эстетического воспитания выступают Слово, Образ и Действие. Так, для успеха воспитания, по В.Ф. Одоевскому (1804-1869 гг.), важное значение имеет искусство говорить с детьми. «Живое слово может производить могучее действие на все внутреннее развитие ребенка, на развитие умственное, эстетическое, нравственное и религиозное. Слова, обращенные к детям родителями или наставницею, возбуждают в детской душе или добрые, или дурные чувства, сообщают ей или светлый и правильный взгляд на вещи, или взгляд ложный и превратный. Нравственные и религиозные убеждения внушаются детям посредством примера и посредством живого слова» (В.Ф. Одоевский). Важную роль в этом играет то, что в сознании ребенка отражается отношение взрослого к происходящим с ним событиям, которое проявляется в совместной деятельности, общих целях, нормах и ценностях. В основе таких отношений лежит эмоциональная идентификация, когда человек как бы ставит себя на место другого в совместной деятельности и эта идентификация побуждает его к собственной активности в преодолении чужих затруднений. Сострадание связано с эмпатией, пониманием другого человека, то есть подразумевает эмоциональное взаимопроникновение с другим человеком и формирование в этом процессе устойчивой самооценки. Одной из целей нравственно-эстетического воспитания в русской педагогике является воспитание у ребенка стремления самому участвовать в создании прекрасного.
Цель нравственно-эстетического воспитания - развитие в обществе высокой духовности, становление юных граждан, обладающих нравственно-эстетическими ценностями и личностными качествами, необходимыми для формирования этической позиции, способной проявляться в созидательном процессе в интересах своей Родины.
В качестве средства, позволяющего связать слово педагога, нравственные и эстетические представления, сформированные у детей в процессе ознакомления с художественной литературой, с их жизнью, в современных методических разработках предлагаются комплексные виды занятий, которые являются предпочтительными в методике ознакомления дошкольников с художественной литературой и которые являются составной частью системы работы по нравственно-эстетическому воспитанию дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой.
. Воспитание у детей нравственных чувств - сложный процесс. Он предполагает, прежде всего, формирование у них этических представлений, обобщённых и дифференцированных (Что значит быть хорошим, добрым, справедливым, честным, чутким и.т.д.). Особую роль в этом процессе играет художественное слово. Именно художественная литература вводит ребёнка в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей и поступков. Прочитанная в детстве, она оставляет более сильный след, чем прочитанная в зрелом возрасте. Всем известно, что у ребёнка - память сердце. Если он не научится сопереживать в детстве, то, став старше, он может остаться равнодушным ко всем проблемам - нравственного, эстетического, экологического и социального характера. Нет ничего хуже, чем холодное равнодушие человека. Художественная литература комплексно воздействует на сферы личности ребёнка, помогает воспитывать в нём нравственно-волевые качества, развивает чувства и эмоции. Большое значение для нравственного и эстетического воспитания детей имеет чтение сказок.
Они воспитывают наблюдательность, глубокую и искреннюю любовь к Родине, своей отчизне. Впечатления, полученные детьми во время чтения художественных произведений, находят отражение в творческой, продуктивной деятельности детей - в рисунках, лепке, словотворчестве, играх-драматизациях.
Этим они выявляют свои положительные эмоции, правильно оценивают поступки героев. Дети с увлечением лепят по мотивам любимых произведений.
Перевоплощаясь в героев, переживая и действуя за них, дети могут обнаружить своё понимание не только их характера, но и мотивов поведения. Дети, если исполнение роли увлечет их, ставят себя на место изображаемого персонажа и как бы живут его жизнью. Таким образом, сказка даёт богатую пищу для мыслительной деятельности детей. В процессе мыслительной и эмоциональной деятельности у них формируется способность правильно оценивать всё то, о чём они узнали из сказки.
Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему.
Сказки, являясь художественно-литературными произведениями, одновременно были для трудящихся и областью теоретических обобщений по многим отраслям знаний. Они – сокровищница народной педагогики, более того, многие сказки суть сочинения педагогические, т.е. в них содержатся педагогические идеи.
Во все времена сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир.
При этом сказка остается одним из самых доступных средств для развития ребенка. Сказочные образы хитрой лисы, глупого и жадного волка, злой мачехи, деда-мороза, Иванушки-дурачка, Марьи-Моревны и многие другие входят в жизнь, раскрывают перед детьми, в доступной для их понимания форме, понятие добра и зла, воспитывают чувства. Сказки животного эпоса вводят ребёнка в мир животных, наделённых свойствами говорить, думать и поступать по-человечески. Ребёнок проникается этими чувствами, постигает поучительную и убедительную правду жизни именно в форме сказки. Волшебные сказки открывают просторы фантазии.
Народная сказка читается детьми легко уже потому, что во всех народных сказках беспрестанно повторяются одни и те же слова и обороты, и из этих беспрестанных повторений, удовлетворяющих как нельзя более педагогическому значению рассказа, слагается нечто целое, стройное, легко ощутимое, полное движения, жизни и интереса» [12]. Богатейшая сокровищница родного языка - народная сказка может быть по-настоящему использована для воспитания детей только в том случае, если дети могут слышать хорошо рассказанную сказку.
Дети уже в раннем возрасте способны нравственно воспринимать прекрасное в природе, играх и в народном творчестве. Они проявляют большой интерес ко всему, что привлекает их внимание.
Одним из самых эффективных средств нравственного воздействия на детей всегда было устное народное творчество, в первую очередь его наиболее сложный жанр - сказки. В очень многих сказках описываются красоты природы, воспевается красота девушки и доброго молодца, одобряется аккуратность в быту, трудолюбие, воспевается героическая борьба богатыря с темными силами, враждебными человеку.
Сказочные сюжеты проникали в игры детей, сказочные персонажи находили свое воплощение в игрушках. Таким образом, сказки как бы синтезируют вес средства приобщения детей к прекрасному и, раскрывая роль каждого из них, определяя место каждого средства в системе эстетического воспитания, как бы представляют их значение в обобщенном виде Сказка чрезвычайно быстро запечатлевается в памяти ребенка со всеми своими живописными частностями и крылатыми выражениями.
В характерах и «поведении» лисы, медведя, волка, собаки, кошки и т. п.- врагов и друзей человека - воплощены, разумеется, человеческие характеры, но в то же время в сказках повествуется о повадках и особенностях естественной жизни данных животных, входящих в самое содержание их эстетических образов. Естественно, что детьми раннего возраста легче воспринимается последнее, а с возрастом они начинают осмысливать и первое, что, в свою очередь, еще более повышает воспитательное значение сказок. Образность сказок облегчает эстетическое восприятие их детьми.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в художественной литературе выражаются нравственные нормы и принципы, эстетические идеалы. Благодаря сказке, дети не только познают, но и откликаются на события и явления окружающего мира, выражают свое отношение к добру и злу, черпают первые впечатления о справедливости. Сказки позволяют сформировать у ребенка представление о том, что добро побеждает не само по себе, а путем преодоления трудностей.
Сказка играет важнейшую роль в развитии воображения – способности, без которой невозможна ни умственная деятельность ребёнка в период школьного обучения, ни любая творческая деятельность взрослого.
Сказка является произведением народного искусства, несёт в себе богатый духовный заряд. Подчеркивая эту потенциальную возможность сказки, выдающийся мыслитель И.А. Ильин пишет: «Сказка есть уже искусство: ибо она укрывает и являет за словами целый мир образов, а за образами она разумеет художественно и символически глубоко духовное состояние».
Всё это указывает на большие возможности сказки в нравственно – эстетическом воспитании дошкольников.
Таким образом, при правильном подборе сказок с учётом возрастных особенностей детей, идейно – художественной ценности произведения и правильной организации последующей деятельности детей, сказки могут оказывать огромное воспитательное воздействие на ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
музыкальный фольклор как средство нравственно-эстетического воспитания детей
какая работа ведется с детьми по приобщению детей к русскому фольклору...
Консультация для воспитателей «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ»
в консультации представлен опыт работы по использованию музыкального фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста...
музыкальный фольклор как средство нравственно-эстетического воспитания детей
Музыкальный фольклор как средство нравственно-эстетического воспитания детей.«Баюшки-баю… Баю, милую, баю, славную, баю, дитятку». Сколько ласковых слов находит мать, баюкая свое дитя. Сколько нежност...
Из опыта работы музыкального руководителя. Использование музыкального фольклора на занятиях, как средство нравственно-эстетического воспитания детей.
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ музыкального руководителя МБДОУ№18 " Колосок" ст.Терновской Ганжа Натальи Александровны МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ...

Опыт работы по теме "Изобразительное искусство, как средство нравственно-эстетического воспитания дошкольников"
Цель моей работы: изучение особенностей развития нравственно-эстетических качеств ребенка дошкольного возраста по средствам изобразительного искусства...

Статья: "Искусство, как средство нравственно-эстетического и духовного воспитания дошкольников"
Значимость искусства, как средства нравственно-эстетического и духовного воспитания детей дошкольного возраста....

План по самообразованию Художественное творчество как средство нравственно-эстетического воспитания дошкольников воспитателя Талабаевой Марии Петровны на 2016-2019 г.г.
Тема: Художественное творчество как средство нравственно-эстетического воспитания дошкольников Цель: повышение своего...
