РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА ЭКОЛОГО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПОСРЕДСТВОМ ФОРМИРОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ
методическая разработка

Настенко Юлия Николаевна

 

Аннотация

 

Дошкольный возраст — это период, когда закладывается основа для формирования личной идентичности. Патриотизм, как часть гражданской идентичности, способствует тому, что дошкольники начинают осознавать свою связь с родиной, её культурой, языком и традициями. Проекты эколого-краеведческой направленности помогают детям понимать, что они являются частью своей культуры и природы, что способствует формированию положительного чувства гордости за свою страну и регион.

Формирование патриотических чувств у дошкольников в условиях современного общества становится особенно важным. Век глобализации и быстрых изменений требует от подрастающего поколения осознания своей идентичности и принадлежности к родной культуре и природе. Проект эколого-краеведческой направленности помогает детям укрепить связь с родным краем, развить чувство ответственности за его сохранение и приучить к заботе о природе. Это способствует формированию активной гражданской позиции и экологического сознания

Ключевые слова; патриотизм, экология, проект, принципы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА ЭКОЛОГО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПОСРЕДСТВОМ ФОРМИРОВАНИЯ  У  ДОШКОЛЬНИКОВ  ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ.

 

Аннотация

Дошкольный возраст — это период, когда закладывается основа для формирования личной идентичности. Патриотизм, как часть гражданской идентичности, способствует тому, что дошкольники начинают осознавать свою связь с родиной, её культурой, языком и традициями. Проекты эколого-краеведческой направленности помогают детям понимать, что они являются частью своей культуры и природы, что способствует формированию положительного чувства гордости за свою страну и регион.

Формирование патриотических чувств у дошкольников в условиях современного общества становится особенно важным. Век глобализации и быстрых изменений требует от подрастающего поколения осознания своей идентичности и принадлежности к родной культуре и природе. Проект эколого-краеведческой направленности помогает детям укрепить связь с родным краем, развить чувство ответственности за его сохранение и приучить к заботе о природе. Это способствует формированию активной гражданской позиции и экологического сознания

Ключевые слова; патриотизм, экология, проект, принципы.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в использовании  проектной деятельности, идеи интеграции патриотического и экологического воспитания, которое формирует у дошкольников целостное восприятие своей идентичности и ответственности перед природой и обществом. Это позволяет не только развивать позитивные чувства по отношению к родине, но и формировать активную позицию по защите окружающей среды с раннего возраста. Применение этой идеи в практике образования поможет создать ответственных и сознательных граждан, которые ценят как свою культуру, так и окружающий мир. К принципам, ознакомления детей с патриотическими и экологическими аспектами через эколого-краеведческие проект отнесены:

-принцип наглядности обучения. Необходимость этого принципа объясняется конкретностью мышления дошкольника.

-принцип доступности. Учебный материал, излагаемый педагогом должен быть понятен ребенку, соответствовать его возрасту, уровню подготовки и развития. Новое содержание должно быть увязано с имеющимися у детей представлениями и их личным опытом.

-принцип систематичности, последовательности и постепенности. Содержание обучения и требования к его усвоению отвечают основным дидактическим правилам: идти от легкого к более трудному от известного к неизвестному.

-принцип связи обучения с жизнью. Представления дети переносят в свою детскую жизнь и проживают ее, создавая творческие игры, участвуя в трудовой деятельности.

-принцип учета индивидуальных особенностей. Учет уровня  развития личности ребенка, его индивидуальных способностей, интересов, потребностей, склонностей, увлечений, его жизненного опыта.  

Работа в данном направлении проводится со средней группы – с проведения педагогической диагностики, определения влияния проектной деятельности эколого-краеведческой направленности на формирование  у дошкольников патриотических чувств  в несколько последовательных этапов.                                                                                                                    

Первый этап. Обязательным условием для качественного и успешного решения поставленных задач при ознакомлении дошкольников с эколого-краеведческой направленностью является создание соответствующей развивающей предметно-пространственной среды, которая позволит педагогу через проектную деятельность, широкий спектр всех видов детской деятельности расширять полученные представления у дошкольников об эколого-краеведческой направленности.   Среда должна быть организована таким образом, чтобы побуждать детей к исследованию, экспериментированию и открытию нового. Доступность различных материалов, инструментов и источников информации позволит детям самостоятельно искать ответы на возникающие вопросы. 

Правильно созданная развивающая предметно-пространственная среда  позволяет: в практической деятельности проводить эксперименты, заниматься творчеством и работать с природными материалами. Это поможет им на практике осознать важность экологии и родной природы. 

На первом этапе работы над опытом  оборудовали мастерские для творчества, где дети могут изготавливать поделки из природных материалов, уголки для садоводства, где они могут сажать и ухаживать за растениями. Тематические зоны, где оформлены стенды с информацией как о местной флоре и фауне, так и о культурных традициях региона, а также истории. Уголки для отдыха, оформленные в природном стиле, с зелеными растениями, а также художественные элементы, создающие уютную и вдохновляющую атмосферу; материалы для сюжетно-ролевых игр и др.  

Второй этап – это разработка перспективного плана работы по реализации проекта эколого-краеведческой направленности посредством формирования у дошкольников патриотических чувств,  который предусматривает планомерную работу со всеми участниками образовательного процесса ; организация образовательной и самостоятельной деятельности с дошкольниками.

В своей деятельности по формированию у дошкольников патриотических чувств используем  более результативный метод современного образования - метод проектов, в основе которого лежит самостоятельная деятельность дошкольников (исследовательская, познавательная, продуктивная), в процессе которых ребенок познает окружающий мир и переносит полученные знания в реальную жизнь.

Основные этапы проектно-исследовательской работы следующие:

     -  Определение темы, проблемы, цели, задач.

     Планирование проекта, заключающееся в поиске ответов на вопросы:

-что я знаю об объекте;

-к кому можно обратиться за помощью (родителям, педагогам), чтобы узнать больше;

-в каких источниках можно найти необходимую  информацию; 

-с какими предметами, оборудованием необходимо научиться работать для достижения цели. 

-Выполнение проекта - практическая часть.

-Подведение итогов, презентация проекта.

Чтобы дети овладели понятием «эколого-краеведческого направления», кем работают люди данных профессий, какие трудовые действия они выполняют, какое значение имеет та или другая профессия, возникла необходимость создания и реализации проекта: обеспечить активное вовлечение детей в процесс обучения и дать возможность применять полученные знания на практике. Такой подход способствует укреплению патриотических чувств у детей, которые включают эмоциональные проявления: гордость, уважение, любовь, в целом создают основу для дальнейшего формирования патриотизма и гражданской ответственности в более взрослом возрасте, формированию у них экологического сознания и улучшению социального взаимодействия с окружающим миром. Этот этап является ключевым для формирования устойчивых отношений между детьми, природой и их родным краем. Совместно с детьми выбрали тему проекта, связанную с родным краем и природой, «Моя малая родина». На втором этапе с 2022 по 2024 годы реализовано более 20 краткосрочных проектов познавательной направленности по формированию представлений об экологии, краеведении и патриотизме у дошкольников. Эти проекты включали в себя разнообразные виды деятельности, направленные на углубление знаний детей о родном крае, его природных ресурсах и культурных традициях

Список использованной  литературы

1.Григорьева, И. В. "Методика эколого-краеведческого обучения в дошкольном детстве" — М.: Просвещение, 2018.

2.Данюкова А. Вы любите проекты? // Обруч. - 2001. - №4.- с.11-13.

3.Евдокимова, Е.С. Детский сад и семья: методика работы с родителями/Е.С. Евдокимова, Н.В. Додокина, Е.А. Кудрявцева.-М.:Мозаика-Синтез, 2007

4.Кузнецова, Е. В. "Краеведение как средство развития патриотических чувств у детей" — Российский педагогический журнал, 2021, Т. 36, № 2, с. 32-37.
6.Концепция экологического образования — М.: Министерство природных ресурсов и экологии, 2016.

                                                              Настенко Ю.Н. Пономарёва Д.С.

                                                                       

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по формированию эколого - краеведческих знаний у детей с ОНР в ходе реализации инновационной направленности детского сада «Хлеб – всему голова»

Цель проекта:Формирование у детей старшего дошкольного возраста научно-экологических знаний в процессе познавательно-исследовательской и художественно-творческой  деятельности....

Проект: Эколого- краеведческая деятельность как средство патриотического воспитания дошкольников

Национальная доктрина образования в Российской Федерации, а также Федеральная программа развития образования называют в числе основных задач общества патриотическое воспитание через экологическую и кр...

Реализация эколого-краеведческого направления работы ДОУ

Формы и методы краеведческой работы ДОУ  Краеведческая культурно-образовательная среда ДОУ....

Реализация проекта духовно-нравственной направленности как средство формирования нравственных качеств воспитанников в образовательных организациях.

Реализация проекта духовно-нравственной направленностикак средство формирования нравственных качеств воспитанников в образовательныхорганизациях....

«Инновационные подходы в реализации эколого – краеведческого направления в воспитании детей дошкольного возраста в условиях ФГОС» (из опыта работы)

Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту; многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды… умение «смотреть» и «в...

Реализация проекта «Шаги к успеху» посредством создания кейсов, как средства познания основ финансовой грамотности дошкольников.

В «Стратегии повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года»утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2023 г. № 2958-р о...