Статья "Организация коррекционно – развивающей работы в ДОО"
консультация (средняя группа)
Организация коррекционно – развивающей работы в ДОО
Согласно ФГОС ДО содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования включается в Программу, если планируется ее освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация коррекционно – развивающей работы в ДОО
Согласно ФГОС ДО содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования включается в Программу, если планируется ее освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
В отличие от коррекционной работы, осуществляемой в рамках Федеральной адаптированной программы дошкольного образования (далее – ФАОП ДО) коррекционно-развивающая работа (далее – КРР) в Федеральной программе охватывает детей всех целевых групп, включая детей с особыми образовательными потребностями (далее – ООП), в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и детей-инвалидов, образовательные потребности которых подразумевают не только коррекцию, но и развитие. Таким образом КРР и/или инклюзивное образование в Федеральной программе носит целостный характер и направлены на сохранение психического и психологического здоровья детей всех целевых групп обучающихся, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, обеспечение условий для их успешной социализации в условиях ДОО.
Какие целевые группы нуждаются в оказании им адресной психологической помощи и включении их в программы КРР?
В образовательной практике определяются следующие категории целевых групп обучающихся для оказания им адресной психологической помощи:
- нормотипичные дети с нормативным кризисом развития;
- обучающиеся с ООП:
— с OBЗ и (или) инвалидностью, получившие статус в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
— обучающиеся по индивидуальному плану на основании медицинского заключения (дети, находящиеся под диспансерным наблюдением, в том числе часто болеющие дети); часто болеющие дети характеризуются повышенной заболеваемостью острыми респираторными инфекциями, которые не связаны с врожденными и наследственными состояниями, приводящими к большому количеству пропусков ребенком в посещении ДОО;
— обучающиеся, испытывающие трудности в освоении образовательных программ, развитии, социальной адаптации;
— одаренные обучающиеся (в определении степени одаренности
принимают участие воспитатели, специалисты, педагог-психолог);
- дети и (или) семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, признанные таковыми в нормативно установленном порядке;
- дети и (или) семьи, находящиеся в социально опасном положении (безнадзорные, беспризорные, склонные к бродяжничеству), признанные таковыми в нормативно установленном порядке;
- обучающиеся «группы риска»: проявляющие комплекс выраженных факторов риска негативных проявлений (импульсивность, агрессивность, тревожность).
На уровне дошкольного образования группа 4 практически не встречается.
Какие меры психолого-педагогического сопровождения включает КРР, и кто их реализует?
КРР объединяет комплекс мер по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся, включающий педагогическое и психологическое обследование; проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий; мониторинг динамики их развития.
КРР могут быть охвачены дети, нуждающиеся в поддержке и коррекционной помощи.
Поддержка направлена на профилактику и предупреждение трудностей в освоении образовательной программы, развитие личности и успешную социализацию детей разных целевых групп. Поддержка детей, не нуждающихся в коррекционной работе, осуществляется педагогами и педагогом-психологом (при необходимости).
Содержание, объем и структура оказания коррекционной помощи определяется психолого-педагогическим консилиумом Организации (далее- ППК) на основе анализа анамнеза, запроса и рекомендаций психолого- медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК) (при наличии). С запросом на прохождение ребенком ППК может выступить родитель или специалисты с согласия родителей (учитель-логопед, педагог-психолог). Таким образом, дети всех целевых групп в образовательной организации могут пройти через ППК. При необходимости инициируется прохождение ребенком ПМПК для уточнения диагноза и выбора траектории индивидуального образовательного маршрута.
К осуществлению коррекционной помощи могут привлекаться музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре (в рамках функционала, предусмотренного профстандартом или квалификационной характеристикой каждого специалиста).
Коррекционная помощь для детей с OBЗ и (или) инвалидностью, получивших статус в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, осуществляется в рамках ФАОП ДО. Для каждого ребенка или группы детей одной нозологии используется отдельная адаптированная программа, включая сопровождение тьютора (при наличии рекомендации в заключении ПМПК).
Для детей других целевых групп, нуждающихся в коррекционной помощи, работа может реализовываться в рамках Федеральной программы. Для данной категории детей предусмотрен индивидуальный образовательный маршрут, позволяющий реализацию КРР в рамках образовательной программы без увеличения нагрузки для ребенка.
Кто осуществляет КРР в условиях ДОО?
КРР осуществляют педагоги-психологи, учителя-дефектологи, учителя- логопеды и другие квалифицированные специалисты.
Если в ДОО нет педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя- логопеда, то образовательная организация может использовать сетевую форму реализации образовательных программ дошкольного образования и/или отдельных компонентов, которая даст возможность освоить образовательные программы воспитанниками с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность на основании договора между указанными организациями. Так, по договору сетевого взаимодействия могут быть привлечены из других организаций учителя-логопеды, педагоги-психологи, учителя-дефектологи.
Что такое психолого-педагогический консилиум ДОО, и какие задачи он решает?
С целью создания оптимальных условий обучения, воспитания, развития и социализации обучающихся в ДОО создается ППК.
Задачи ППК обозначены в п. 1.2. Положения о психолого- педагогическом консилиуме образовательной организации:
— выявление трудностей в освоении образовательных программ, особенностей развития, социальной адаптации и поведении обучающихся для последующего принятия решений об организации психолого- педагогического сопровождения;
— разработка рекомендаций по организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся;
— консультирование участников образовательных отношений по вопросам актуального психофизического состояния и возможностей обучающихся; содержания и оказания им психолого-педагогической помощи, создания специальных условий получения образования;
— контроль за выполнением рекомендаций ППК.
Необходимо учитывать, что КРР будет эффективной при комплексном подходе, включающем лечение и оздоравливающие процедуры (при необходимости), психолого-педагогическую коррекцию и развивающую работу, активное просвещение и консультирование родителей обучающихся. Это предполагает активное взаимодействие всех специалистов ДОО между собой и с семьями обучающихся, сетевое взаимодействие с медицинскими учреждениями и учреждениями социальной защиты.
Каковы направления работы в рамках КРР каждой из целевых групп?
Выделяются четыре направления работы в рамках КРР: диагностика, КРР, консультативная работа, информационно-просветительская работа.
Какие направления включает диагностическая работа?
Диагностическая работа направлена на выявление обучающихся, нуждающихся в КРР, анализ эффективности реализации КРР и представляет собой комплексный сбор сведений об обучающемся на основании диагностической информации от специалистов разного профиля (педагога (воспитателя), учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога и других специалистов).
Диагностическая работа в ДОО может осуществляться методами педагогической, психологической, психолого-педагогической диагностики, в зависимости от того, кто из специалистов и с какой целью ее осуществляет. Педагогическая диагностика осуществляется педагогом (воспитателем), психологическая диагностика осуществляется педагогом-психологом, комплексная психолого-педагогическая диагностика может осуществляться разными специалистами, включая педагога (воспитателя), педагога- психолога, учителя-логопеда и учителя-дефектолога в рамках социально-психологической службы образовательной организации, либо в рамках сетевого взаимодействия.
Диагностическая работа осуществляется по следующим направлениям:
— изучение особенностей освоения обучающимся образовательной программы (трудности освоения, опережение и т.д.);
— изучение особенностей развития личности и социализации обучающегося (трудности адаптации, индивидуальные особенности и потребности т.д.);
— изучение и анализ внешних факторов и условий развития обучающегося (особенности социального контекста развития, особенности семейного воспитания, стиль общения педагога (воспитателя)), способствующих или препятствующих освоению образовательной программы и успешной социализации;
— определение эффективности хода реализации и результата КРР.
Диагностика может осуществляться по одному или нескольким направлениям, в зависимости от особенностей развития обучающегося, характера запроса и иметь различные диагностические цели, конкретизирующие задачи и содержание КРР. По каким основным направлениям осуществляется консультативная и информационно-просветительская работа?
Консультативная и информационно-просветительская работа может осуществляться разными специалистами, включая педагога (воспитателя), педагога-психолога, учителя-логопеда и учителя-дефектолога в рамках социально-психологической службы образовательной организации либо в рамках сетевого взаимодействия.
Консультативная работа включает:
— разработку рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся с трудностями в освоении образовательной программы и социализации, единых для всех участников образовательных отношений;
— консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приемов работы с обучающимся;
— консультативную помощь семье в вопросах выбора оптимальной стратегии воспитания и приемов КРР с ребенком.
Информационно-просветительская работа предусматривает:
— различные формы просветительской деятельности, направленные на разъяснение участникам образовательных отношений вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и психолого-педагогического сопровождения обучающихся, в том числе с ОВЗ и инвалидностью, трудностями в освоении образовательной программы и социализации;
— проведение тематических выступлений, онлайн-консультаций для педагогов и родителей по разъяснению возрастных и индивидуально- типологических особенностей различных категорий обучающихся, в том числе с ОВЗ и инвалидностью, трудностями в освоении образовательной программы и социализации.
Содержание и формы коррекционно-развивающей работы с детьми в ДОО
КРР с обучающимися целевых групп в ДОО осуществляется в ходе всего образовательного процесса, во всех видах и формах деятельности, как в форме совместной деятельности педагога с детьми, так и в организованной деятельности, в том числе и в форме коррекционно-развивающих (групповых и/или индивидуальных) занятий со специалистами.
Выбор конкретных коррекционно-развивающих мероприятий, их количество, форма организации, методы и технологии реализации, содержание определяются ДОО самостоятельно для каждого обучающегося/групп обучающихся, исходя из запроса и с учетом согласия родителей, возрастных и индивидуальных особенностей детей, их образовательных потребностей, рекомендаций ППК образовательной организации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерный вариант проектирования коррекционно-развивающей работы по теме: «Использование техники пластилинографии в системе коррекционно-развивающей работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью.
Данный материал будет интересен педагогам коррекционно-образовательных дошкольных учреждений....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР
Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда Алексенко Н.В. с воспитанниками средней группы №12 коррекционной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) на 2016-2017 учебный год.
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)...

Коррекционная-развивающая работа инструктора по физической культуре в коррекционной группе для детей с нарушением речи
Физическая культура имеет немаловажное значение для успешной коррекции речевых нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья. Занятия способствуют оздоровлению детского организм...

Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с дошкольниками в МБДОУ ДС №7 "Жар-птица" с использованием дистанционных технологий обучения. Коррекционно-развивающий мультимедиакурс "Развиваемся, играя"
Понятие коррекции предполагает целенаправленное психологическое воздействие с целью изменения психического состояния человека в соответствии с «нормой психического развития». Как правило, ...

Коррекционно-развивающий проект «Использование артикуляционной и пальчиковой гимнастики в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ 4-5 лет»
Коррекционно-развивающий проект«Использование артикуляционной и пальчиковой гимнастики в коррекционно-развивающей работес детьми с ОВЗ 4-5 лет» Тема...

Коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ в ДОУ. Комплект рабочих материалов педагога-психолога для осуществления коррекционно-развивающей работы детей с ЗПР в ДОУ
Комплект рабочих материалов педагога-психолога для осуществления коррекционно-развивающей работы детей с ЗПР в ДОУ (характеристика, ИПР, коррекционные задания и игры)...
