Консультация для воспитателей «Методы и приемы работы со сказкой»
материал
Консультация для воспитателей «Методы и приемы работы со сказкой»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей «Методы и приемы работы со сказкой»
Подготовила: Деревянкина Наталья Сергеевна , воспитатель МБДОУ «Детский сад №9», пгт. Яшкино.
В воспитании ребенка мы – воспитатели, и родители имеем одну общую цель. Мы хотим вырастить личность, обладающую следующими качествами: доброта, отзывчивость, готовность прийти на помощь, трудолюбие.
Ребенок не рождается добрым или злым, хорошим, или плохим. То, каким ребенок станет, какие качества у него будут преобладать, когда вырастет, зависит от нас и ближайшего окружения ребенка.
Как вы думаете, откуда ребенок берет информацию, позволяющую получить знания о добре и зле, поступках хороших или плохих, формировании моральных качеств личности? – самый доступный способ это сказки, которые взрослые читают детям.
Возьмем для примера народные сказки. Мы с вами на них выросли. Наши дети их с интересом слушают. Каждая сказка несет в себе определенный замысел и имеет глубокий смысл.
Давайте подумаем, чему учит сказка «Репка» быть трудолюбивыми, выполнять работу сообща и быть единым коллективом. Герои в сказке, только сплотившись, смогли достигнуть своей цели – вытянуть репку.
Сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить и быть единым целым. Высмеиваются и пороки – страх и трусость в сказке «У страха глаза велики», хитрость – в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка – сестричка и серый волк». Трудолюбие и послушание в народных сказках всегда вознаграждается («Крошечка Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка»). Герои получают вознаграждение, и одерживают победу над злом.
Сказка всегда хорошо заканчивается. Это дает нам уверенность, что добро всегда побеждает зло, что плохие поступки наказуемы
Таким образом, читая определенные сказки, мы даем ребенку нужные установки на примерное поведение, учим понимать, что такое добро и зло, справедливость и дружба.
Сказка умеет ненавязчиво, по-доброму, без назиданий и нотаций рассказать о том, как стать хорошим, дает пример поведения. А мы даже не догадываемся, что слушая сказку, воспитываемся и учимся. Учимся дружить и любить.
Методы и приемы работы со сказкой
#1041;еседа по сказке.
Недостаточно только прочитать сказку. Стоит помнить о необходимости обсуждать с ребенком содержание. Даже, если складывается впечатление, что все понятно, лучше обсудить, убедиться, что не исказились отношения к поступкам героев, ребенок правильно оценил и понял формулировку непонятных слов, помочь разобраться в правильности поступков.
Обсуждайте прочитанное. Наводите детей на размышления о характерах персонажей, о чувствах, которые они переживали в тот или иной момент, о причинах их поведения. Задавайте побольше вопросов.
Такие вопросы помогают проанализировать поступки героев, помочь сделать выводы.
2. Пересказ сказки. Использование мнемотаблиц.
Мнемотаблицы представляют собой последовательность иллюстраций. Их использование помогает воспроизвести содержание сказки в хронологической последовательности. Такие задания способствуют развитию зрительной памяти.
3. Драматизация сказки.
Дети привлекаются к инсценировке и постановке сказочного действия. Используются маски, костюмы, применяется характерные движения, мимика и интонация. Все это помогает вжиться в роль и почувствовать себя тем или иным героем.
4. Составление словаря по сказке.
Дети совместно с воспитателем находят в тексте непонятные, устаревшие слова и прорабатывают их. Дети знакомятся с лексическим значением слова, приводят аналогию современных слов. Взрослому необходимо подкрепить эти знания иллюстрациями.
5. Создание иллюстраций к сказке.
После прочтения сказки, детям предлагается нарисовать ее. Причем они самостоятельно выбирают сюжет, технику исполнения и материал. Такие задания развивают моторику, воображение и память.
6. "Помоги героям найти свое место".
Данный прием представляет собой полную противоположность использованию мнемотаблиц. Детям предлагаются сюжетные картинки одного действия. Необходимо расставить их в хронологической последовательности.
7. "Помоги героям найти свою сказку".
Детям для ознакомления предлагаются художественные иллюстрации по сказке. Нужно вспомнить и назвать из какой сказки эта картинка.
8. «Что потом?»
До 5 лет у детей развивается воображение. Можно вместе с ребенком поиграть в игру «Придумай концовку». Взрослый при прочтении сказки останавливается перед развязкой, и предлагает ребенку самому сочинить и додумать концовку. Стоит настраиваться на положительный итог. Такие упражнения очень полезны для формирования воображения и мышления.
Пример: с детьми прорабатывали сказку «Колобок». Остановились на моменте, когда Колобок прыгнул Лисе на носик. Детям было дано задание придумать концовку. Такие варианты у нас получились: «… колобок был круглый, и поэтому скатился с лисьего носа и покатился дальше»; «… Колобок говорит – я от дедушки ушел, я от бабушки ушел. Катился по грязной, пыльной дороге. Кушать меня нельзя, живот может заболеть»; и др.
Современные сказки также несут полезную информацию, помогают преодолеть психологические трудности (страхи, жадность, или упрямство, трусость).
В этом заключается метод «Сказкотерапии».
9. Сказкотерапия – это метод, при котором для достижения терапевтического эффекта используются придуманные истории или обсуждаются поучительные сказки.
В настоящее время существует большое многообразие сказок, которые, беря за основу какую-то проблему, рассказывают о ней детям.
Сказки помогают ребенку развиваться, учат полезному. Ребенок, регулярно слушающий сказки вырастает более спокойным, эмоциональным, всесторонне развитым.
«Если вы хотите, чтобы ваши дети были умными — читайте им сказки. Если вы хотите, чтобы они были еще умнее — читайте им больше сказок» - Альберт Эйнштейн
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нестандартные методы и приемы работы со сказкой
Учить детей оригинально, непривычно, по – своему воспринимать содержание, творчески преобразовывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, способствовать развитию мышления и воображения,...

Инновационные методы и приемы работы со сказками
Множество познаний дети черпают из сказок. Сказки позволяют малышу веперные испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло. Полноценное использование сказок в дошкольном возрасте яваляется ...

Консультация для педагогов Методы и приемы работы со сказкой
Консультация для педагоговМетоды и приемы работы со сказкой...

Нестандартные методы и приемы работы со сказками: универсальная схема Л. Б. Фесюковой.
Методика Л.Б.Фесюковой включает в себя много разных направлений творческого подхода к сказке. Мы остановимся на одном из них - на ее специальной универсальной схеме....

Методы и приемы работы со сказкой.
Консультация для педагогов Методы и приемы работы со сказкой. Цель: познакомить педагогов с методами и приемами работы с детьми Существует огромное количество методов и приемов работы со с...

Консультация для воспитателей ДОУ «Методы и приемы работы со сказкой»
Предлагаю для ознакомления теоретический материал. Данная статья будет полезна воспитателям....

Консультация для воспитателей "Методы и приемы работы со сказкой"
Предлагаю для ознакомления теоретический материал. Данная статья будет полезна воспитателям при подготовке к родительскому собранию, консультации по теме «Сказки. Значение сказки для ребенка&raq...
