Круглый стол для педагогов «Детские конфликты»
консультация

Опыт работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №14 «Березка»

Круглый стол для педагогов

«Детские конфликты»

Составила: Колташкова С.Я

Тема : «Детские конфликты»

Цель проведения:

  • изучить конструктивные выходы и способы решения детских конфликтов
  1. Выявление причин детских конфликтов и поиск возможных способов

их решения

Ведущий предлагает участникам группы вспомнить различные случаи детских конфликтов, с которыми им приходилось сталкиваться в работе. Это могут быть такие:

* ребенок забирает у ровесника игрушку;

* ребенок ощупывает, лезет в глаза, тянет за одежду второго ребенка; * ребенок отталкивает ровесника от взрослого;

* ребенок проявляет немотивированную агрессию (бьет, тянет за волосы, щипает);

* ребенок отказывается решать конфликт с ровесником, отказывается мириться (толкает, отталкивает, плачет).

Затем ведущий предлагает определить причины перечисленных конфликтов.

  1. Мини-лекция (причины детских конфликтов)

В случае затруднения ведущий объясняет, что конфликты со сверстниками могут быть обусловлены различными причинами, в основе которых положены особенности отношения детей раннего возраста к людям и предметам, которые его окружают. Главными для них являются не стремление к общению со взрослыми, а к обследованию предметов. Ровесник сначала часто воспринимается ребенком как

«помеха» в реализации этих стремлений или рассматривается как объект, интересный для исследования. А в тех случаях, когда дети пытаются сделать что-то вместе, им не хватает навыков взаимодействия с равным партнером.

Исходя из этого, приведенные примеры могут быть соотнесены с выделенными причинами: ребенок рассматривает сверстника как препятствие в общении с взрослым; ребенок относится к сверстнику как к интересной, новой игрушке; ребенок хочет общаться или играть вместе со сверстником, но не умеет взаимодействовать с ним.

Затем ведущий предлагает участникам группы рассказать о своих удачах и неудачах в попытках наладить детские конфликты. Он записывает на доске все предложенные варианты и выбирает для анализа конкретную ситуацию.

  1. Практическая часть

Пример: Трехлетний Коля играется машиной. Его ровесник Ваня сначала наблюдает за его игрой, потом подходит и пытается отобрать у Коли игрушку. Коля отталкивает от себя сверстника, сердито кричит на него, но машину не отдает. Ваня настойчиво продолжает тянуть игрушку к себе.

Участники группы обсуждают возможные варианты решения конфликта. Педагоги могут предложить:

  • отвлечь внимание одного из детей другой игрушкой, интересным занятием;
  • организовать совместную игру с машинкой, предложив одному ребенку быть шофером. а второму – загрузить машину кубиками для возведения дома;
  • отобрать игрушку и отвести детей друг от друга;
  • запретить Ивану забирать игрушку и отдать ее Коле;
  • предложить Коле отдать игрушку Ивану;
  • объяснить детям, что ругаться из-за игрушки нельзя;
  • предложить детям очередность игры с машинкой и тому подобное.

Далее психолог ставит перед группой задачу выбора оптимальных способов разрешения этого конфликта.

  1. Анализ способов решения детских конфликтов

На этом этапе тренинга его участники выбирают из предложенных вариантов оптимальные.

Ведущий предлагает участникам группы выделить те критерии, которыми следует руководствоваться в подобной ситуации. Среди них будут такие как: педагоги привлекают внимание детей к эмоциональному состоянию друг друга, собственным примером и предложениями побуждая детей к проявлению сочувствия, жалости, стремятся разрешать конфликты между детьми в мягкой форме, без насилия и окриков, путем перевода их в позитивные формы взаимодействия, или переключение внимания детей на другие виды деятельности или предметы, помогают детям формулировать свои желания, просьбы, договариваться об очередности действий.

На заметку ведущему: Выбирая тот или иной вариант, педагоги должны обосновывать его, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей (умение играть, пользоваться речью, принимать правила очередности, степень эмоциональной напряженности конфликта). Например, если конфликт перешел в драку, дети вряд ли услышат увещевания взрослого и будет трудно переключить их внимание на другие занятия; в более спокойной ситуации целесообразно предложить детям такие позитивные способы примирения, как совместная игра.

После обсуждения ведущий может предложить участникам группы разыграть несколько сценариев решения детских конфликтов.

  1. Способы решения детских конфликтов

Как пример адекватного разрешения детского конфликта, предлагаем сценарий (пример взят из книги Е. Рейнольдс «Руководство маленькими детьми»).

Пример:

Ситуация «Это моя кукла»

Участники группы играют роли детей и педагога. Дети – Катя. 2,5 года и Наташа, 3 года (она старше и значительно сильнее Кати). Катя играет с куклой. Наташа подходит и отбирает ее. Катя плачет.

Педагог, увидев девочку, которая плачет, спрашивает ее: «Что случилось?» Катя. Наташа забрала мою куклу.

Педагог. Ты хочешь сказать об этом Наташе? Катя смущенно молчит.

Педагог желая поддержать Катю, предлагает: – Хочешь, я подойду вместе с тобой? Катя берет взрослого за руку и подходит к Наташе. Педагог приседает рядом с Катей напротив Наташи (будто усиливая позицию Кати) и обращается к Наташе: – Наташа! Катя хочет тебе что-то сказать. Катя не решается обратиться к Наташе и молчит. Педагог обращается к Кате: – Катя, очень важно сказать Наташе, что ты чувствуешь.

Катя, как и раньше, молчит. Наташа обращается к взрослому: – Она не говорит.

Педагог. Я считаю, Катя боится, но, по-моему, она хочет сказать что-то о кукле. Правда, Катя?

Катя кивает головой и говорит: – Так!

Педагог вновь обращается к Кате: – Катя. Ты можешь сказать Наташе то, что хочешь куклу?

Катя. Я хочу куклу.

Педагог сразу же подхватывает слова Кати, обращаясь к Наташе: «Катя говорит, что хочет, чтобы ты вернула ей куклу».

Наташа. Нет, я буду с ней играть.

Педагог. Вы обе хотите играть одной куклой. Как же быть?

Наташа продолжает настаивать на своем, Катя смущена и ждет, когда ей вернут куклу.

Педагог, обращается к Наташе: – Я не разрешаю тебе играть куклой до тех пор, пока вы не договоритесь.

Далее участники инсценировки разыгрывают возможные варианты поведения девочек.

Затем группа анализирует поведение и высказывания педагога. Ведущий стремится зафиксировать внимание группы на таких важнейших моментах:

  • отсутствие в произношении педагога директивных высказываний, требующих от ребенка действий по прямому указанию взрослого, вроде: «Отдай куклу». «Не обижай Катю», «Играйте вместе»;
  • отсутствие порицаний, которые унижают ребенка: «Жадина», «Ты поступаешь плохо»;
  • тактичные приемы поддержки слабого и обиженного ребенка и воздействия на более сильного и агрессивного (приседает рядом с ребенком, выступает посредником);
  • использование косвенных способов для побуждения ребенка самому высказать свои переживания и желания (обращение типа: «Ты хочешь сказать..?». «Очень важно сказать...»);
  • тактичная интерпретация переживаний обиженного ребенка, позволяет детям лучше понять их;
  • использование запретов лишь после исчерпания других способов решения конфликта;
  • запрет сформулирован таким образом, что открывает возможности детям договориться самим «Я не позволяю... пока вы не договоритесь»).

Аналогичным образом могут быть разыграны и другие конфликтные ситуации по обсуждению различных приемов взаимодействия педагогов с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол для педагогов «Трудности воспитателя детского сада в работе с современными родителями»

Форма проведения: деловая игра. Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников. 1 часть. Разминка (5 минут) 2 часть. Коллокв...

Круглый стол с педагогами ДОУ "СОЗДАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА"

Круглый стол состоит из двух взаимосвязанных частей: как организовать музыкальную развивающую среду в группе и как помочь детям в этой среде осуществлять самостоятельную музыкальную деятельность....

Круглый стол для педагогов. Тема "Условия успешного развития игры в детском саду".

Только при соблюдении определенных условий развитие игровой деятельности дошкольников будет успешным и результативным....

Круглый стол для педагогов на тему: «Трудности воспитателя детского сада в работе с современными родителями»

Семья и детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия, для вхождения маленько...

Круглый стол для педагогов ДОУ «Трудности воспитателя детского сада в работе с современными родителями»

Форма проведения: деловая игра.Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников. 1 часть. Разминка. 2 часть. Коллоквиум.3 ч...

Круглый стол для педагогов детского сада «Значение адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада»

Помощь в построении взаимоотношений между детьми, родителями и персоналом д/с (педагогами)....

Конспект круглого стола с педагогами. Тема: «Общение с родителями в ДОУ без конфликтов»

Слово «конфликт» происходит от латинского conflictus, что обозначает столкновение. В обиходной речи мы связываем конфликт с несогласием, несовпадением, противоречием. Однако, задумываемся ...