ТРЕК «ОРЛЕНОК – ЛИДЕР» ПРОЕКТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ, СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
проект (подготовительная группа)
В дошкольном возрасте важно помочь ребенку приобрести индивидуальный опыт самовыражения, самореализации, самоутверждения в русле социальных ценностей, а также создавать условия для развития лидерства как самоценной формы активности ребенка-дошкольника.
Инновационность проекта заключается в исследовании влияния деятельности патриотической направленности на формирование лидерского потенциала, социальной активности у детей старшего дошкольного возраста. Трек «Орленок – лидер» является частью программы «Орлята дошколята», реализуемой в МАДОУ ДС №4 «Сказка».
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 287.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА ДЕТСКИЙ САД №4 «СКАЗКА»
Трек
«Орленок - лидер»
ПРОЕКТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ, СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Срок реализации – 1 год
Возраст – 5-8 лет
Подготовили:
Калашнова И.А., педагог-психолог
Ковальчук Ю.К., педагог-психолог
Ростова Ю.В., педагог-психолог
Яруллина А.Я., педагог-психолог
Нижневартовск, 2024г.
СОДЕРЖАНИЕ | СТР. | |
Паспорт проекта 3 | ||
1. | Пояснительная записка. Актуальность, практическая и социальная значимость проекта | 6 |
2. | Цель, задачи проекта | 7 |
3. | Планируемые результаты проекта | 8 |
4. | Механизм реализации проекта. | 8 |
5. | Этапы и сроки реализации проекта | 9 |
6. | Приоритетные направления проекта | 11 |
7. | Содержания работы с детьми | 13 |
8. | Психолого-педагогические условия формирование основ здорового образа жизни у детей | 20 |
9. | Перспективы дальнейшего развития проекта | 21 |
10. | Адресные рекомендации по использованию опыта | 21 |
Заключение 22 | ||
Литература 23 | ||
Паспорт проекта
НАИМЕНОВАНИЕ ПРОЕКТА | ТРЕК «ОРЛЕНОК – ЛИДЕР» ПРОЕКТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ, СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ |
Адрес проекта | 628616, ХМАО-Югра, город Нижневартовск, ул. Маршала Жукова, зд. 5 а Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад № 4 «Сказка» Телефон: 8 (3466) 24-90-24, факс: 8(3466) 41-42-10 E-mail - mdoy4@mail.ru |
Руководитель проекта | Беляева Надежда Витальевна, заведующий |
Разработчики проекта | Калашнова И.А., педагог-психолог Ковальчук Ю.К., педагог-психолог Ростова Ю.В., педагог-психолог Яруллина А.Я., педагог-психолог |
Основание для разработки |
|
Целевая группа | Обучающиеся старшего дошкольного возраста (5-8 лет), педагоги, родители (законные представители) |
Цель проекта | Создание условий для формирования лидерских качеств и умения работать в команде у детей старшего дошкольного возраста через реализацию социально-значимой деятельности патриотической направленности |
Задачи проекта |
|
Сроки реализации проекта | 1 учебный год |
Ожидаемые результаты реализации проекта |
|
- Пояснительная записка.
Актуальность, практическая и социальная значимость проекта.
«Лидер…тот, кто готов и способен к изменениям,
тот, кто действует и идет вперед»
В. В. Путин.
В настоящее время особую значимость приобрела потребность общества в формировании самостоятельного, ответственного, творческого человека-деятеля, который способен принимать активное участие в собственном развитии и преобразовании окружающей действительности. Изменения в приоритетах образования связаны, прежде всего, с современной динамической действительностью, требующей от человека не только быстрого реагирования на происходящие преобразования, но и способность увлекать, организовывать, быть инициатором новых дел, умеющим работать в условиях конкуренции. В основе подходов к совершенствованию дошкольного образования лежит идея личностно - ориентированного воспитания, сущность которого заключается в гуманизации педагогического процесса, уважительном отношении к личности ребенка. Такое направление образования требует выявления и развитие потенциальных возможностей каждого ребенка, создания условий для проявления его самоценной познавательной, эмоциональной, волевой активности, а также лидерской устремленности, способствующей развитию таких качеств, как: инициативность, самостоятельность, целеустремленность.
Дошкольный возраст – это возраст, когда закладывается фундамент развития личности ребенка, в том числе развитие лидерских качеств. Лидер-дошкольник – это прежде всего активная, инициативная личность, которая способна изменить внешнюю ситуацию и координировать деятельность других, организовать и повести их за собой.
В дошкольном возрасте важно помочь ребенку приобрести индивидуальный опыт самовыражения, самореализации, самоутверждения в русле социальных ценностей, а также создавать условия для развития лидерства как самоценной формы активности ребенка-дошкольника.
Инновационность проекта заключается в исследовании влияния деятельности патриотической направленности на формирование лидерского потенциала, социальной активности у детей старшего дошкольного возраста. Трек «Орленок – лидер» является частью программы «Орлята дошколята», реализуемой в МАДОУ ДС №4 «Сказка».
Целевые группы проекта – все участники образовательного процесса.
- Цель и задачи проекта.
Цель: создание условий для формирования лидерских качеств и умения работать в команде у детей старшего дошкольного возраста через реализацию социально-значимой деятельности патриотической направлености
Задачи:
- Создать специальную мотивирующую развивающую предметно-пространственную среду для реализации программы на территории детского сада.
- Разработать методическое обеспечение формирования лидерского потенциала, социальной активности у детей старшего дошкольного возраста с погружением в деятельность патриотической направленности.
- Сконструировать и внедрить мониторинг формирования лидерского потенциала, социальной активности у дошкольников.
- Разработать и апробировать инновационную воспитательную модель «Школа Лидера-дошкольника» по развитию лидерского потенциала, социальной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе деятельности патриотической направленности.
Срок реализации проекта: 2024-2025 учебный год.
Практическая значимость проекта выражается в создании и апробации модели воспитательной работы качественно нового уровня, с полновесной ориентацией на развитие лидерских качеств, социальной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе деятельности патриотической направленности.
Реализация воспитательной модели «Школа Орленка Лидера» предусматривает:
- Деятельность в духовно-нравственном, физическом, интеллектуальном, социальном направлении.
- Рефлексивное взаимодействие детей и взрослых на основе интереса к позиции других людей.
- Использование современных образовательных технологий, направленных на обновление содержания патриотического воспитания.
- Развитие социальной активности и лидерских качеств детей через реализацию календаря культурно-массовых мероприятий патриотической направленности.
Проект направлен на формирование инновационного типа поведения детей на основе новых компетентностей в области детского лидерства путем создания единого образовательного пространства («Школа Лидера») в дошкольном образовательном учреждении, в котором каждому участнику предоставляется реальная перспектива осознать свои лидерские способности и возможности, реализовать свой лидерский потенциал в реальных делах группы, детского сада.
- Планируемые результаты проекта
- Разработана и апробирована инновационная воспитательная модель «Школа Орленка - лидера» по развитию лидерского потенциала, социальной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе деятельности патриотической направленности;
- Разработан мониторинг формирования лидерского потенциала, социальной активности у дошкольников;
- Обогащение развивающей предметно-пространственной среды, способствующей развитию лидерских качеств
- Механизм реализации проекта
Основным механизмом реализации проекта является целенаправленное взаимодействие с дошкольниками в процессе организации социально-значимой деятельности различной направленности.
Методы и технологии, применяемые в работе с детьми:
- Проектный метод обучения;
- Моделирование ситуаций;
- Личностно-ориентированная технология;
- Технология игрового обучения;
- Социально-коммуникативные технологии (привлечение детей с развитым лидерским потенциалом к проведению мероприятий)
Методы активизации родителей:
- Ролевое проигрывание ситуаций;
- Тренинговые игровые упражнения и задания;
- Анализ родителями и педагогом поведения ребенка;
- Обращение к опыту родителей;
- Использование информационно-коммуникативных технологий.
- Этапы реализации проекта
Таблица 1
ЭТАПЫ | ЦЕЛЬ ЭТАПА | СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ | СОДЕРЖАНИЕ ЭТАПА | ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ |
Этап 1. Поисково-теоретический | Изучение возможностей и потребностей педагогического коллектива и родителей по формированию у дошкольника коммуникативных навыков и развитие лидерского потенциала | -Анализ методической литературы; -Разработка проекта «Трек Орленок - лидер»; -Создание материально-технических, организационных, методических условий; -Оценка уровня развития лидерского потенциала, социометрическое обследование; -Анкетирование родителей. | Педагоги теоретически подготовлены к проведению развивающей работы (изучена литература, проанализированы ресурсы, спланирована работа, проведён мониторинг, разработан проект «Трек Орленок - лидер») | |
Этап 2 Практический | Внедрение технологий развития лидерского потенциала дошкольников в образовательный процесс ОУ | -Реализация проекта (проведение развивающих занятий, проектная деятельность, социальные акции, волонтерство); -Повышение компетентности педагогов в сфере развития лидерского потенциала дошкольников; -Обогащение РППС ДОУ; На этом этапе активно реализуется направление «Школа ребенка – лидера» | -Внедрение коммуникативных технологий во все виды деятельности. -У детей повысится уровень коммуникативных способностей; -Повысился интерес к поисковой работе у педагогов и родителей. -Тесное сотрудничество с родителями; -Активная деятельность волонтерского движения | |
Этап 3 Аналитический | Анализ реализации проекта | -Подготовка аналитической справки по реализации проекта; -Проведение итоговой диагностики коммуникативных способностей | Активное участие детей в мероприятиях различного уровня |
6. Приоритетные направления проекта
Развитие лидерских качеств личности происходит через включение в социальную деятельность. В треке «Орленок – лидер» ведущей деятельностью при формировании лидерских качеств мы определяем деятельность патриотической направленности.
Деятельность патриотической направленности реализуется по четырем направлениям: духовно-нравственное, физическое, интеллектуальное, социальное.
- Содержание работы с детьми и родителями
В проекте выделяются следующие категории сформированности лидерского потенциала у детей старшего дошкольного возраста:
- оптимизм – верит в успех;
- уверенность – не сомневается в своих силах;
- честность – говорит правду и отвечает за свои поступки;
- решительность – ситуационное лидерство – принимает нужное решение в сложных ситуациях;
- поддержка – помогает другим стать увереннее;
- делегирование – распределять задачу между другими;
Мы выделяем наиболее эффективные условия формирования лидерского потенциала у старших дошкольников:
- Педагогические условия – формы, методы взаимодействия с детьми (соревнования, игры, тренинги, воспитывающие ситуации, просмотр видеороликов и т.п.);
- Создание развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей деятельность воспитательной модели «Школа Орленка – лидера»;
- Поддержка и инициирование взаимодействия ребенка со взрослыми и детьми.
- Знание и принятие взрослыми индивидуальных особенностей воспитанника.
Основными методами и приемами в работе с детьми становятся методы интерактивного обучения и взаимодействия (игровые обучающие ситуации), ролевая игра, проблемные кейсы, проектная деятельность, ТРИЗ, детский совет, персонифицированные сказки
План мероприятий «Школа Орленка - лидера»
Таблица 2.
МЕРОПРИЯТИЕ | СОДЕРЖАНИЕ, ЦЕЛЬ МЕРОПРИЯТИЯ | КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ | СРОКИ |
Социометрическое исследование на выявление лидеров в группе. «Два домика» (Т.Д.Марцинковской) «Лесенка» (В.Г. Щур). Открытие учебного года "Школа Орленка - Лидера» | Цель: изучение микроклимата группы, групповой сплоченности, выявление социального статуса ребенка в группе. Цель: исследование уровня самооценки у детей старшего дошкольного возраста. Цель: Познакомить детей с концепцией лидера, создать сплоченную атмосферу в группе. Формат: Праздничная линейка, игротека | Диагностика | Сентябрь |
Вводная беседа с детьми «Кто такой лидер».
«Интерактивное занятие "Лидер в природе» | Цель: Определение понятий лидерства через творчество. Формат: Создание плакатов и рисунков на тему "Лидер" Цель: Воспитание любви к природе и ответственность за окружающую среду Формат: Акции по сбору кормов для лесных обитателей, сбор мусора, а также обсуждение важности экологии. | Социальная компетенция Коммуникативная компетенция. | Октябрь |
Квест "Найди своего лидера! Тренинг: «Я - как я себя вижу» | Цель: Развитие командного духа и лидерских качеств. Формат: Игровая форма с командными заданиями. Игры на выявление лидера:
Игровые задания с применением игр на развитие интереса к партнеру по общению:
| Социальная компетенция Коммуникативная компетенция Деятельностная компетенция | Ноябрь |
Творческий конкурс "Я - лидер! Праздничный концерт "Лидеры зимы | Цель: Развитие уверенности и самовыражения. Формат: Выступления детей с рассказами о своих увлечениях и достижениях Цель: Поддержка творческих способностей, эмоции единства Формат: Концерт с выступлениями детей, посвященный Новому году | Социальная компетенция Коммуникативная компетенция Деятельностная компетенция | Декабрь |
Мастер-класс "Лидеры и их увлечения Неделя здоровья "Сильный лидер - здоровый лидер | Цель: Знакомство с различными профессиями и увлечениями. Формат: Приглашение родителей с разными профессиями к взаимодействию с детьми. Цель: Привлечение внимания к здоровому образу жизни. Формат: Спортивные игры, эстафеты, марши | Социальная компетенция Коммуникативная компетенция Деятельностная компетенция | Январь |
Экскурсия на спортивное мероприятие Мероприятие "Лидеры мира" | Цель: Знакомство с различными видами спорта. Формат: Посещение спортивных соревнований, командные игры. Цель: Знакомство детей с известными лидерами и их достижениями. Формат: Урок-лекция с наглядным материалом и обсуждением. | Социальная компетенция Коммуникативная компетенция Деятельностная компетенция | Февраль |
Неделя искусства "Лидеры культуры" Конкурс "Лидер-выдающийся" | Цель: Расширение кругозора и знакомство с культурными традициями. - Формат: Уроки искусства, выставка работ детей Цель: Поддержка детей в их увлечениях. Формат: Конкурс на лучшее выступление или проект | Социальная компетенция Коммуникативная компетенция Деятельностная компетенция | Март |
Экологическая акция "Чистый город - чистая планета" Праздник весны "Весенние лидеры» | Цель: Формирование у детей чувства ответственности за природу. Формат: Уборка на территории детского сада, выращивание рассады Цель: Создание позитивной атмосферы, сплочение коллектива. Формат: Веселые игры, конкурсы. | Социальная компетенция Коммуникативная компетенция Деятельностная компетенция Информационная компетенция | Апрель |
Заключительный этап Фестиваль "Школа Лидера Выступление на педагогическом совете "Итоги и планы" | Цель: Подведение итогов года, демонстрация достижений детей. Формат: Выставка работ, концерты, соревнования, награждение детей. Цель: Обсуждение успехов детей и планы на следующий учебный год. Формат: выступление на педагогическом совете. | Социальная компетенция Коммуникативная компетенция Деятельностная компетенция Информационная компетенция | Май |
Методы и приёмы по формированию лидерского потенциала
Таблица 3
МЕТОД | ПРИЁМ И ЕГО СОДЕРЖАНИЕ |
Игровой | Игры являются ведущим видом активности дошкольников, поэтому с их помощью не только реализуется содержательная сторона образовательного процесса, но и составляется композиция занятия. |
Наглядный | Листовки, макеты, книги |
Использование ИКТ, то есть мультимедийные презентации или видео с материалами по темам | |
Демонстрация. Это приём заключается в том, что порядок выполнения задания (упражнения, игрового действия) показывает педагог | |
Речевой | Объяснение — приём, который, как и иллюстрации, сопровождает все виды деятельности на занятии |
Беседа — форма работы с детьми, подразумевающая обсуждение вопроса по теме. Обычно строится в вопросно-ответной форме: взрослый формулирует вопрос, дети отвечают, дополняя друг друга | |
Сказки применяются в качестве материала для последующего обсуждения, а также как приём сказкотерапии | |
Чтение можно использовать в двух формах: педагог зачитывает детям информацию или дети сами читают тот или иной материал | |
Речевые игры для отработки коммуникативные навыков | |
Практический (продуктивный) | Создание листовок, макетов, газет |
Алгоритм формирования у старших дошкольников лидерского потенциала
Обучение строится согласно алгоритму формирования у детей дошкольного возраста коммуникативных навыков, который включает в себя вступительную, информационную части, проблематизацию, стимулирование и заключительную часть.
Таблица 4
Составные части | Задачи |
Вступительная часть | Заинтересовать детей, поставить их в ситуацию выбора стратегии поведения. Создать положительную мотивацию детской деятельности. |
Информационная часть | Дать элементарные представления о роли и деятельности лидера. Условия:
|
Проблемная ситуация | Стимулировать познавательную активность детей в плане развития коммуникативных навыков через проблемные ситуации, постановку ситуационных задач, проблемные вопросы. |
Стимулирование | Обеспечить активное включение коммуникативных навыков в повседневную жизнь. |
Заключительная часть | Совместная деятельность по отработке коммуникативных навыков дошкольном образовательном учреждении и семье. |
Перспективный план работы с педагогами
и родителями (законными представителями)
Таблица 5
МЕСЯЦ | НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ | ОТВЕТСТВЕННЫЙ |
Сентябрь | Тренинг с педагогами на тему «Создание благоприятной атмосферы в детском коллективе» | Педагоги - психологи |
Октябрь | Консультация для родителей «Как повысить самооценку и помочь ребенку обрести уверенность в себе?» | Воспитатели |
Ноябрь | Тренинг «Развитие навыков эффективной коммуникации» | Педагог-психолог |
Декабрь | Консультация для педагогов «Правила создания положительного настроения в группе» | Педагог-психолог |
Январь | Консультация для педагогов на тему: «Воспитание добрых чувств у дошкольников» | Педагог-психолог |
Февраль | Консультация «Значение совместных мероприятий родителей и детей в жизни ребенка» | Педагог организатор |
Март | Консультация для родителей «Поговорим о доброте | Воспитатель |
Апрель | Консультация для педагогов «Развитие социальных навыков у старших дошкольников» | Педагог - психолог |
Май | Консультация для родителей «Как научить детей уважать чувства других людей». | Педагог-психолог |
8. Психолого-педагогические условия формирование основ здорового образа жизни у детей
Проект предполагает создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями и интересами.
Материально-техническая база:
- Предметно-пространственная среда ДОУ
- Компьютер
- Интерактивная доска
- Магнитофон
- Диктофон
Кадровые ресурсы:
- Воспитатели
- Педагоги – психологи, учителя - логопеды
- Педагог - организатор
Информационные ресурсы:
- Интернет ресурсы
- Методическая литература
- Перспективы развития проекта
Направления развития Проекта:
- Обогащение развивающей предметно-пространственной среды ДОУ;
- Повышение квалификации педагогов;
- Диссеминация накопленного опыта;
- Расширение спектра технологий работы.
- Создание волонтерского движения в ДОО.
Взаимодействие с социумом
- Детская библиотека №3;
- Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №9 с углубленным изучением отдельных предметов» (МБУ «СШ №9 с УИОП»);
- Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования города Нижневартовска «Центр детского творчества» (МАУДО г. Нижневартовска «ЦДТ»);
- МАУ ДО «Специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва по игровым видам спорта имени Алексея Михайловича Беляева»;
- МАУ ДО «Специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва по зимним видам спорта»;
- Управление по физической культуре и спорту администрации города Нижневартовска, отдел физкультурно-массовой и оздоровительной работы.
10. Адресные рекомендации по использованию опыта
Полученные результаты будут иметь практическую ценность:
- Для педагогов дошкольных образовательных учреждений
- Для родителей в плане организации совместной деятельности с ребенком в домашних условиях;
Формы трансляции опыта:
- Памятки, информационные брошюры, содержащие описание и иллюстративный материал методики проведения игр, организованных форм образовательной деятельности, совместной деятельности педагога с детьми, родителей с детьми;
- Мастер-классы, круглый стол, мероприятия, консультации;
- Дни открытых дверей для родителей и педагогов других дошкольных образовательных учреждений;
- Сайт ДОО.
Заключение
Для решения цели проекта наше учреждение сформировало систему работы с воспитанниками и родителями (законными представителями) в целях оказания им педагогической, психологической, социальной помощи.
Ключевыми направлениями работы является методическое, информационное, просветительское.
Наиболее эффективной формой работы в дошкольном учреждении является разработка и внедрение в практику работы проектов и методик на стимулирование позитивной направленности воспитанников, формирование предпосылок лидерской одаренности.
Реализация Программы позволила в полной мере решить поставленные задачи и перейти на новый уровень: развитие волонтерского движения через реализацию проектной деятельности патриотической направленности.
Литература
1. Аканова Р.С. Проявление лидерских качеств в дошкольном возрасте // Вестник КазГУ. – 2015. – №4. – С. 51-55.1. Бендас Т.В. Психология лидерства: Учебное пособие. – СПб: Питер, 2011.- 448 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»)
2. Алекпарова С.У. Личностные особенности детей старшего дошкольного возраста // Вестник КазГУ. – 2016. – №4. – С. 58-61.
3. Асаева Е.Е. Воспитание и развитие дошкольников. – Астана: Нур-Пресс, 2016. – 225 с.
4. Жуматаева Л.Ж. Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста // Открытая школа. – 2014. – №2. – С. 87-89.
5 Журсунова Г.Т. создание предметно-развивающей среды для развития лидерских качеств детей старшего дошкольного возраста // Вестник КАСУ. – 2013. – №№. – С. 62-66.
6. Зайцева Е.М. особенности проявления лидерских качеств в детском коллективе // Педагогика. – 2013. – №;. – С. 74-78.
7. Маценова Е.Б. Первый среди равных// Менеджмент сегодня. 2013 № 5 с.310.
8. Омарова О.Г. Проявление личностных качеств ребенка старшего дошкольного возраста в игре // Вестник КАСУ. – 2016. – №№. – С. 57-63.
9. Петровский А.В. Психология коллектива. – М.: АСТ, 2011. – 458 с.
10. Расходова О.А. Проблема формирования детского коллектива: Монография. – М.: Буки Веди, 2013. – 412 с.
11.Сидова Е.Е. Проектирование лидерства // Методы менеджмента качества. 2013 № 11 с.44-48.
12. Садвакасова С.Р. Лидерские устремления в группе детей старшего дошкольного возраста // Вестник КАСУ. – 2014. – №4. – С. 56-59.
13. Столяренко Л.Д. Педагогика и психология. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2015. – 471 с.
14. Свенцицкий А.В. Формирование лидерских качеств у детей дошкольного возраста // Детский сад от А до Я. – 2011. – №3. – С. 61-65.
15. Темерканова Ж.К. Проявление лидерских качеств в детской группе // Вестник КАзГУ. – 2013. – №4. - С. 52-55.
16. Уманский Л.И. Детское лидерство. – М.: Академия, 2013. – 455 с.
17. Усенов Н.А. Воспитание ребенка-лидера // Вестник КАСУ. – 2016. – №3. – С. 85-89.
18. Шеремет Ю.В. Успешность в детском коллективе // Вопросы психологии. – 2014. – №2. – С. 36-39
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Маркова С.Н. «Социально- личностное развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе театральной деятельности»
Театральная деятельность в детском саду...
Проект «Обогащение активного словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим предметным миром»
Целью педагогического проекта является обогащение активного словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим предметным миром....

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
Отчет по проекту «МИНИ-ОГОРОД» в подготовительной группеОбобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях;привлечь к работе проекта как можно больш...

Занятие познавательной направленности в старшей группе «Лекарственные растения» Цель: Создание условий для развития познавательной активности , любознательности детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с лекарственными растениями.
Занятие познавательной направленности в старшей группе«Лекарственные растения» Цель: Создание условий для развития познавательной активности , любознательности детей старшего дошкольн...

Представление педагогического опыта на тему: «Формирование ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста в процесс игровой деятельности»
Актуальность и перспективность опыта. Проблема формирования ценностного отношения к здоровью у подрастающего поколения рассматривалась во все периоды развития общества как зарубежными так и отеч...

Опыт работы на тему: «Формирование интегративного качества «Любознательный. Активный» у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития через аппликацию»
Цель исследования: Исследовать особенности формирования интегративного качества «Любознательный. Активный» у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе аппликации.Задачи:1.Изучит...

Мастер-класс для педагогов «Формирование речевой активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе конструктивной деятельности».
Цель: Повышение профессиональной педагогической компетентности педагогов в вопросах речевого развития дошкольников посредством технологии развивающих игр Никитина.Задачи:- Развивать ...

