Мастер-класс на родительском собрании "Круги Эйлера для дошкольников: развиваем логику играя"
план-конспект занятия (старшая группа)
Мастер-класс на родительском собрании "Круги Эйлера для дошкольников: развиваем логику играя"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №28 «Хрусталик» города Волжска Республики Марий Эл
Мастер-класс на родительском собрании
«Круги Эйлера для дошкольников:
Развиваем логику играя»
Подготовила:
учитель-дефектолог (тифлопедагог)
Шевнина Татьяна Николаевна
Сентябрь, 2022 г.
Цель мастер-класса: ознакомление родителей с кругами Эйлера, их значение для развития логики, внимания и памяти у детей дошкольного возраста через игру.
Материалы:
- Большой обруч или толстая веревка (чтобы выкладывать круги на полу)
- Карточки с изображениями животных, фруктов, предметов одежды и т.д.
- Маркер и доска (или большой лист бумаги) для рисования.
- Мягкие игрушки или предметы для наглядности.
Ход мастер-класса
Часть 1: Введение
1. Приветствие и актуализация.
Педагог: «Здравствуйте, уважаемые родители! Часто ли ваш ребенок задает вопросы: «А это птица или животное?», «Арбуз — это ягода или фрукт?». Современным детям с раннего возраста приходится систематизировать большой объем информации. Сегодня мы познакомимся с простым и гениальным инструментом, который поможет нам, родителям, научить детей делать это легко и весело».
Что такое круги Эйлера? Просто о сложном.
Объяснение: «Круги Эйлера — это не скучная математика из университета, а простое наглядное средство. Это круги, которые рисуют, чтобы показать, как разные группы предметов, понятий или существ связаны между собой: что у них общего и чем они отличаются».
Историческая справка в два предложения: «Их придумал знаменитый математик Леонард Эйлер еще в XVIII веке. Но их гениальность в том, что они понятны даже самому маленькому ребенку».
Часть 2: От простого к сложному: Как объяснить ребенку?
Демонстрация на доске и с помощью обруча на полу.
Этап 1: Один круг — одна группа.
Педагог кладет на пол обруч.
Педагог: «Это домик для всех, кто умеет летать». Предлагает родителям (как детям) выбрать карточки (птица, бабочка, самолет) и положить их внутрь.
Педагог: «А куда денем рыбку? Правильно, за пределами круга».
Этап 2: Два отдельных круга.
Педагог рисует на доске два круга. Над одним пишет «Летает», над другим — «Плавает».
Педагог: Куда отнесем сову? (В круг «Летает»). А дельфина? (В круг «Плавает»). А курицу? (Выясняем, что она не плавает как рыба, значит, только в «Летает», хоть и плохо).
Этап 3: Круги пересекаются! Самое интересное.
Педагог берет два обруча и пересекает их. Один — «Домашние животные», второй — «Имеют когти».
Педагог: «Давайте поселим зверей по домикам!»
- Кот (домашний и с когтями) — кладем в пересечение
- Собака (домашняя, но когти не главный признак) — в часть круга «Домашние», которая не пересекается.
- Тигр (имеет когти, но не домашний) — в часть круга «Когти», которая не пересекается.
- Корова (домашняя, но без когтей) — в круг «Домашние».
- Черепаха (не домашняя, и ее «когти» — не тот признак) — за пределами обоих кругов.
Важный вывод для родителей: Не стремитесь дать ребенку академическое определение пересечения множеств. Достаточно фраз: «А вот этот предмет подходит и туда, и сюда! Давай положим его в серединку».
Часть 3: Практикум: Во что играть?
Педагог: «Родители, попробуйте самостоятельно придумать задания.
Идеи для игр:
1. Сортировка игрушек: «Красные» и «Машинки». В пересечении окажутся красные машинки.
2. Игра в магазин: Разложить «Фрукты» и «Желтые предметы». Ребенок-покупатель просит «что-то желтое, но не фрукт» (банан? лимон? — обсуждение!).
3. Про себя: «Что носят на голову» / «Что надевают на ноги». В пересечении может быть, например, спортивный шлем? (если он для роликов). Это развивает гибкость мышления.
4. По сказкам: «Герои в красном» (Красная Шапочка) и «Кто летает» (Старшая сестра Золушки, фея). Ищем общие признаки.
Задание для родителей (в мини-группах):
Педагог: «Уважаемые родители, придумайте и нарисуйте на листе бумаги задание на кругах Эйлера для ребенка своего возраста. Например: «Прямоугольной формы» / «Сделано из дерева».
Часть 4: Вопросы и ответы (5-10 минут)
Возможный вопрос родителей: «С какого возраста начинать?»
Педагог: Простую сортировку по одному признаку (внутри круга/вне круга) можно начинать с 2,5-3 лет. Пересекающиеся круги обычно хорошо понимают дети с 4-5 лет.
Вопрос: «Ребенок ошибся, нужно ли сразу поправлять?»
Педагог: Главное — не правильность, а ход рассуждений. Спросите: «Почему ты решил положить сюда? А давай проверим, подходит ли этот предмет под наше правило?». Пусть ребенок сам найдет ошибку.
Часть 5: Заключение (5 минут)
Педагог: «Круги Эйлера — это удивительный инструмент. Они не только развивают логику, но и учат детей анализировать, сравнивать, видеть связи между явлениями и аргументировать свою точку зрения. И все это — в формате веселой игры». «Не бойтесь экспериментировать. Рисуйте круги мелом на асфальте, выкладывайте их из ленточек, стройте из кубиков. Главное — ваше общение и совместное открытие удивительного мира логики!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект мастер-класса на тему: "Многофункциональное поле «Калейдоскоп» как средство закрепления логико-математических представлений у старших дошкольников в свободно-игровой деятельности"
повышение уровня знаний педагогов по формированию элементарных математических представлений...
Конспект совместного мероприятия с воспитателями ДОУ. Мастер – класс. Тема: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр»
Конспект совместного мероприятия с воспитателями ДОУ.Мастер – класс.Тема: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр»...

Мастер-класс «О значимости родительского авторитета средствами квиз-игры «Дети и деньги»
Цель: сформировать у родителей представления об истинном родительском авторитете и актуализации потребности его проявления в вопросе «Что такое деньги для ребёнка?».Задачи: актуализир...

Мастер-класс для педагогов «Использование кругов Эйлера как прием повышения эффективности в работе с детьми с ОНР».
В представленном материале описаны методы применения кругов Эйлера для наглядного моделирования описательных и сравнительных рассказов, а также варианты применение кругов Эйлера на занятиях по формиро...
Мастер – класс на тему: Логические блоки Э. Дьениша для развития логико – математических представлений у дошкольников.
для детей старшего дошкольного возраста доу....

Мастер-класс для педагогов "Использование кругов Эйлера для развития логического мышления дошкольников"
О важности развития логического мышления у дошкольников всем давно известно. Но как же сделать так, чтобы занятия были увлекательными и интересными. На нашем мастер-классе мы предлагаем использо...

Мастер - класс на тему: «Использование кругов Эйлера для развития связной речи дошкольников».
Мастер - класс на тему: «Использование кругов Эйлера для развития связной речи дошкольников»....
