Мастер-класс на родительском собрании "Круги Эйлера для дошкольников: развиваем логику играя"
план-конспект занятия (старшая группа)

Шевнина Татьяна

Мастер-класс на родительском собрании "Круги Эйлера для дошкольников: развиваем логику играя"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_krugi_eylera.docx21.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №28 «Хрусталик» города Волжска Республики Марий Эл

Мастер-класс на родительском собрании

«Круги Эйлера для дошкольников:

Развиваем логику играя»

Подготовила:

учитель-дефектолог (тифлопедагог)

Шевнина Татьяна Николаевна

Сентябрь, 2022 г.

Цель мастер-класса: ознакомление родителей с кругами Эйлера, их значение для развития логики, внимания и памяти у детей дошкольного возраста через игру.

Материалы:

  • Большой обруч или толстая веревка (чтобы выкладывать круги на полу)
  • Карточки с изображениями животных, фруктов, предметов одежды и т.д.
  • Маркер и доска (или большой лист бумаги) для рисования.
  • Мягкие игрушки или предметы для наглядности.

Ход мастер-класса

Часть 1: Введение

1. Приветствие и актуализация.

Педагог: «Здравствуйте, уважаемые родители! Часто ли ваш ребенок задает вопросы: «А это птица или животное?», «Арбуз — это ягода или фрукт?». Современным детям с раннего возраста приходится систематизировать большой объем информации. Сегодня мы познакомимся с простым и гениальным инструментом, который поможет нам, родителям, научить детей делать это легко и весело».

Что такое круги Эйлера? Просто о сложном.

Объяснение: «Круги Эйлера — это не скучная математика из университета, а простое наглядное средство. Это круги, которые рисуют, чтобы показать, как разные группы предметов, понятий или существ связаны между собой: что у них общего и чем они отличаются».

Историческая справка в два предложения: «Их придумал знаменитый математик Леонард Эйлер еще в XVIII веке. Но их гениальность в том, что они понятны даже самому маленькому ребенку».

Часть 2: От простого к сложному: Как объяснить ребенку?

Демонстрация на доске и с помощью обруча на полу.

Этап 1: Один круг — одна группа.

Педагог кладет на пол обруч.

Педагог: «Это домик для всех, кто умеет летать». Предлагает родителям (как детям) выбрать карточки (птица, бабочка, самолет) и положить их внутрь.

Педагог: «А куда денем рыбку? Правильно, за пределами круга».

Этап 2: Два отдельных круга.

Педагог рисует на доске два круга. Над одним пишет «Летает», над другим — «Плавает».

Педагог: Куда отнесем сову? (В круг «Летает»). А дельфина? (В круг «Плавает»). А курицу? (Выясняем, что она не плавает как рыба, значит, только в «Летает», хоть и плохо).

Этап 3: Круги пересекаются! Самое интересное.

Педагог берет два обруча и пересекает их. Один — «Домашние животные», второй — «Имеют когти».

Педагог: «Давайте поселим зверей по домикам!»

- Кот (домашний и с когтями) — кладем в пересечение

- Собака (домашняя, но когти не главный признак) — в часть круга «Домашние», которая не пересекается.

- Тигр (имеет когти, но не домашний) — в часть круга «Когти», которая не пересекается.

- Корова (домашняя, но без когтей) — в круг «Домашние».

- Черепаха (не домашняя, и ее «когти» — не тот признак) — за пределами обоих кругов.

Важный вывод для родителей: Не стремитесь дать ребенку академическое определение пересечения множеств. Достаточно фраз: «А вот этот предмет подходит и туда, и сюда! Давай положим его в серединку».

Часть 3: Практикум: Во что играть?

Педагог: «Родители, попробуйте самостоятельно придумать задания.

Идеи для игр:

1. Сортировка игрушек: «Красные» и «Машинки». В пересечении окажутся красные машинки.

2. Игра в магазин: Разложить «Фрукты» и «Желтые предметы». Ребенок-покупатель просит «что-то желтое, но не фрукт» (банан? лимон? — обсуждение!).

3. Про себя: «Что носят на голову» / «Что надевают на ноги». В пересечении может быть, например, спортивный шлем? (если он для роликов). Это развивает гибкость мышления.

4. По сказкам: «Герои в красном» (Красная Шапочка) и «Кто летает» (Старшая сестра Золушки, фея). Ищем общие признаки.

Задание для родителей (в мини-группах):

Педагог: «Уважаемые родители, придумайте и нарисуйте на листе бумаги задание на кругах Эйлера для ребенка своего возраста. Например: «Прямоугольной формы» / «Сделано из дерева».

Часть 4: Вопросы и ответы (5-10 минут)

Возможный вопрос родителей: «С какого возраста начинать?»

Педагог: Простую сортировку по одному признаку (внутри круга/вне круга) можно начинать с 2,5-3 лет. Пересекающиеся круги обычно хорошо понимают дети с 4-5 лет.

Вопрос: «Ребенок ошибся, нужно ли сразу поправлять?»

Педагог: Главное — не правильность, а ход рассуждений. Спросите: «Почему ты решил положить сюда? А давай проверим, подходит ли этот предмет под наше правило?». Пусть ребенок сам найдет ошибку.

Часть 5: Заключение (5 минут)

Педагог: «Круги Эйлера — это удивительный инструмент. Они не только развивают логику, но и учат детей анализировать, сравнивать, видеть связи между явлениями и аргументировать свою точку зрения. И все это — в формате веселой игры». «Не бойтесь экспериментировать. Рисуйте круги мелом на асфальте, выкладывайте их из ленточек, стройте из кубиков. Главное — ваше общение и совместное открытие удивительного мира логики!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместного мероприятия с воспитателями ДОУ. Мастер – класс. Тема: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр»

Конспект совместного мероприятия с воспитателями  ДОУ.Мастер – класс.Тема: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр»...

Мастер-класс «О значимости родительского авторитета средствами квиз-игры «Дети и деньги»

Цель: сформировать у родителей представления об истинном родительском авторитете и актуализации потребности его проявления в вопросе «Что такое деньги для ребёнка?».Задачи: актуализир...

Мастер-класс для педагогов «Использование кругов Эйлера как прием повышения эффективности в работе с детьми с ОНР».

В представленном материале описаны методы применения кругов Эйлера для наглядного моделирования описательных и сравнительных рассказов, а также варианты применение кругов Эйлера на занятиях по формиро...

Мастер-класс для педагогов "Использование кругов Эйлера для развития логического мышления дошкольников"

О важности развития логического мышления у дошкольников всем давно известно. Но как же сделать так, чтобы занятия были увлекательными и интересными. На нашем мастер-классе мы предлагаем  использо...

Мастер - класс  на тему: «Использование кругов Эйлера для развития связной речи дошкольников».

Мастер - класс  на тему: «Использование кругов Эйлера  для развития связной речи дошкольников»....