«Роль детского музыкального фольклора в воспитании и творческом развитии ребенка дошкольного возраста»
консультация (старшая группа)
Музыкальный фольклор – это уникальная самобытная культура наших предков, приобщение к национальным жизненным истокам. Народная музыка создавалась не для слушания, она жила в действии: игре, обряде, труде. Многое создавалось специально для детей, и было продиктовано как великой заботой о будущем поколении. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств, развития духовности. Творческая природа фольклора велика. Для каждого, даже самого маленького ребенка, она дает творческий стимул к его развитию.
К детскому фольклору относятся:
Частушки — песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.
Потешки — игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).
Заклички — обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).
· Приговорки — обращения к насекомым, птицам, животным.
Считалки — коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.
Скороговорки и чистоговорки, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.
Дразнилки — веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения. Прибаутки, шутки, перевертыши — забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.
Народные игры, в основе которых часто бывают простейшие попевочки.
Песни — самый массовый и популярный жанр фольклора. Народное песенное творчество оказывает самое непосредственное и глубокое воздействие на эмоциональный мир детей.
Ребенок младшего возраста живет больше чувствами, чем разумом: всё с чем он соприкасается, воспринимается им, прежде всего, эмоционально. На начальном этапе воспитания ребёнка, народную песню ничем нельзя заменить.
Колыбельные песни появились в глубокой древности. Напевая колыбельную малышу, мать передает всю свою любовь и положительные эмоции. Над колыбелью звучали колыбельные песни, которые в народе называли байками. Это название произошло от глагола "баять", "баить" -говорить. У этого слова есть ещё более древнее значение: "шептать", "заговаривать". Колыбельные байки - это ещё и древние заговоры, "обереги", с помощью которых матери оберегали своих детей. Таково значение колыбельных песен про сон, дрёму, угомон.
Ай, лю-ли, ай, лю-ли,
Угомон тебя возьми,
Угомон тебя возьми,
Наша детка сладко спи.
Ходит Сон близ окон,
Бродит Дрёма возле дома,
И глядят, все ли спят.
Воспитательное значение народной песни очень велико. Она становится не только средством художественного воспитания детей, но и одним из путей воспитания любви к своей Родине, природе, народу. Русские народные песни хранят в себе начало глубокой нравственности. Народная песня обогащает речь детей, способствует улучшению дикции и артикуляции, благоприятно влияет на выразительность речи.
Содержание русских народных песен понятно детям, и им очень нравится инсценирование песен, задача которых действовать самостоятельно в соответствии с характером и текстом песни — «Как у наших у ворот», «Пошла млада за водой», «Ой, вставала я ранешенько», «Дрёма» и т.д.
Народные игры и хороводы
Игра для ребенка — это комфортное проживание детства, важнейшего периода в жизни человека. Без игры нет детства вообще. Играя, ребенок переживает громадную радость, а в условиях радости развитие ребенка идет более интенсивно и успешно Ребенку нужно играть! Вот тут-то нам на помощь и приходит фольклор. В игре ребенок проявляет свои мысли, чувства, желания, свою самостоятельность, творчество, фантазию. Одновременно у детей совершенствуются двигательные навыки: прыжки, пружинный и дробный топающий шаг, галоп, шаг с высоким подъемом ног, легкий стремительный бег. Самые любимые игры для детей — те, где нужно ловить друг друга. Ребенок в таких играх показывает быстроту движений, ловкость, сообразительность («Кот и воробьи»,«Лиска-лиса», «Солнышко» и др.)
Игра на детских музыкальных инструментах
В работе с детьми применяются различные музыкальные инструменты и игрушки. Они вызывают у ребенка большой интерес. Обучаясь игре на ДМИ, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, более осознанно различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, они чище поют, улучшается качество музыкально- ритмических движений, дети четче воспроизводят ритм, способствует развитию музыкальной памяти, внимания. В своей работе с детьми мы применяем различные «шумелки», погремушки, ложки, трещотки, бубны, бубенцы, гусли, ксилофоны, металлофоны, коробочки. А также инструменты-самоделки, которые мы изготавливаем совместно с детьми и родителями.
Календарные праздники и развлечения
Русские календарные праздники - уникальная возможность для детей ежегодно погружаться в мир одних и тех же народных песен, танцев, обрядов. Праздники помогают дошкольникам без труда овладеть большим репертуаром народных песен, и благодаря этому из года в год улучшается качество их исполнения, а значит, дети получают огромное удовольствие от встречи с прекрасным самобытным народным искусством.
В народе говорят: «Всякая душа празднику рада».
Таким образом, можно сделать вывод о том, что детский музыкальный фольклор играет чрезвычайно важную роль в воспитании и творческом развитии ребенка дошкольного возраста. В музыкальном фольклоре, неразрывно связаны музыка, слово и движение. Практический материал (песни, игры, танцы) для детей дошкольного возраста подбирается в соответствии с народным календарем. Исполнительство и детское творчество в музыкально – фольклорной деятельности превращается в единый творческий процесс с его неотъемлемой частью –Это практический этап освоения народной культуры.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 175.89 КБ | |
| 175.89 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Роль детского музыкального фольклора в воспитании и творческом развитии ребенка дошкольного возраста»
Музыкальный фольклор – это уникальная самобытная культура наших предков, приобщение к национальным жизненным истокам. Народная музыка создавалась не для слушания, она жила в действии: игре, обряде, труде. Многое создавалось специально для детей, и было продиктовано как великой заботой о будущем поколении. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств, развития духовности. Творческая природа фольклора велика. Для каждого, даже самого маленького ребенка, она дает творческий стимул к его развитию.
К детскому фольклору относятся:
Частушки — песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.
Потешки — игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).
Заклички — обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).
· Приговорки — обращения к насекомым, птицам, животным.
Считалки — коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.
Скороговорки и чистоговорки, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.
Дразнилки — веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения. Прибаутки, шутки, перевертыши — забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.
Народные игры, в основе которых часто бывают простейшие попевочки.
Песни — самый массовый и популярный жанр фольклора. Народное песенное творчество оказывает самое непосредственное и глубокое воздействие на эмоциональный мир детей.
Ребенок младшего возраста живет больше чувствами, чем разумом: всё с чем он соприкасается, воспринимается им, прежде всего, эмоционально. На начальном этапе воспитания ребёнка, народную песню ничем нельзя заменить.
Колыбельные песни появились в глубокой древности. Напевая колыбельную малышу, мать передает всю свою любовь и положительные эмоции. Над колыбелью звучали колыбельные песни, которые в народе называли байками. Это название произошло от глагола "баять", "баить" -говорить. У этого слова есть ещё более древнее значение: "шептать", "заговаривать". Колыбельные байки - это ещё и древние заговоры, "обереги", с помощью которых матери оберегали своих детей. Таково значение колыбельных песен про сон, дрёму, угомон.
Ай, лю-ли, ай, лю-ли,
Угомон тебя возьми,
Угомон тебя возьми,
Наша детка сладко спи.
Ходит Сон близ окон,
Бродит Дрёма возле дома,
И глядят, все ли спят.
Воспитательное значение народной песни очень велико. Она становится не только средством художественного воспитания детей, но и одним из путей воспитания любви к своей Родине, природе, народу. Русские народные песни хранят в себе начало глубокой нравственности. Народная песня обогащает речь детей, способствует улучшению дикции и артикуляции, благоприятно влияет на выразительность речи.
Содержание русских народных песен понятно детям, и им очень нравится инсценирование песен, задача которых действовать самостоятельно в соответствии с характером и текстом песни — «Как у наших у ворот», «Пошла млада за водой», «Ой, вставала я ранешенько», «Дрёма» и т.д.
Народные игры и хороводы
Игра для ребенка — это комфортное проживание детства, важнейшего периода в жизни человека. Без игры нет детства вообще. Играя, ребенок переживает громадную радость, а в условиях радости развитие ребенка идет более интенсивно и успешно Ребенку нужно играть! Вот тут-то нам на помощь и приходит фольклор. В игре ребенок проявляет свои мысли, чувства, желания, свою самостоятельность, творчество, фантазию. Одновременно у детей совершенствуются двигательные навыки: прыжки, пружинный и дробный топающий шаг, галоп, шаг с высоким подъемом ног, легкий стремительный бег. Самые любимые игры для детей — те, где нужно ловить друг друга. Ребенок в таких играх показывает быстроту движений, ловкость, сообразительность («Кот и воробьи»,«Лиска-лиса», «Солнышко» и др.)
Игра на детских музыкальных инструментах
В работе с детьми применяются различные музыкальные инструменты и игрушки. Они вызывают у ребенка большой интерес. Обучаясь игре на ДМИ, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, более осознанно различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, они чище поют, улучшается качество музыкально- ритмических движений, дети четче воспроизводят ритм, способствует развитию музыкальной памяти, внимания. В своей работе с детьми мы применяем различные «шумелки», погремушки, ложки, трещотки, бубны, бубенцы, гусли, ксилофоны, металлофоны, коробочки. А также инструменты-самоделки, которые мы изготавливаем совместно с детьми и родителями.
Календарные праздники и развлечения
Русские календарные праздники - уникальная возможность для детей ежегодно погружаться в мир одних и тех же народных песен, танцев, обрядов. Праздники помогают дошкольникам без труда овладеть большим репертуаром народных песен, и благодаря этому из года в год улучшается качество их исполнения, а значит, дети получают огромное удовольствие от встречи с прекрасным самобытным народным искусством.
В народе говорят: «Всякая душа празднику рада».
Таким образом, можно сделать вывод о том, что детский музыкальный фольклор играет чрезвычайно важную роль в воспитании и творческом развитии ребенка дошкольного возраста. В музыкальном фольклоре, неразрывно связаны музыка, слово и движение. Практический материал (песни, игры, танцы) для детей дошкольного возраста подбирается в соответствии с народным календарем.
Исполнительство и детское творчество в музыкально – фольклорной деятельности превращается в единый творческий процесс с его неотъемлемой частью –Это практический этап освоения народной культуры.
Предварительный просмотр:
«Роль детского музыкального фольклора в воспитании и творческом развитии ребенка дошкольного возраста»
Музыкальный фольклор – это уникальная самобытная культура наших предков, приобщение к национальным жизненным истокам. Народная музыка создавалась не для слушания, она жила в действии: игре, обряде, труде. Многое создавалось специально для детей, и было продиктовано как великой заботой о будущем поколении. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств, развития духовности. Творческая природа фольклора велика. Для каждого, даже самого маленького ребенка, она дает творческий стимул к его развитию.
К детскому фольклору относятся:
Частушки — песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.
Потешки — игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).
Заклички — обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).
· Приговорки — обращения к насекомым, птицам, животным.
Считалки — коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.
Скороговорки и чистоговорки, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.
Дразнилки — веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения. Прибаутки, шутки, перевертыши — забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.
Народные игры, в основе которых часто бывают простейшие попевочки.
Песни — самый массовый и популярный жанр фольклора. Народное песенное творчество оказывает самое непосредственное и глубокое воздействие на эмоциональный мир детей.
Ребенок младшего возраста живет больше чувствами, чем разумом: всё с чем он соприкасается, воспринимается им, прежде всего, эмоционально. На начальном этапе воспитания ребёнка, народную песню ничем нельзя заменить.
Колыбельные песни появились в глубокой древности. Напевая колыбельную малышу, мать передает всю свою любовь и положительные эмоции. Над колыбелью звучали колыбельные песни, которые в народе называли байками. Это название произошло от глагола "баять", "баить" -говорить. У этого слова есть ещё более древнее значение: "шептать", "заговаривать". Колыбельные байки - это ещё и древние заговоры, "обереги", с помощью которых матери оберегали своих детей. Таково значение колыбельных песен про сон, дрёму, угомон.
Ай, лю-ли, ай, лю-ли,
Угомон тебя возьми,
Угомон тебя возьми,
Наша детка сладко спи.
Ходит Сон близ окон,
Бродит Дрёма возле дома,
И глядят, все ли спят.
Воспитательное значение народной песни очень велико. Она становится не только средством художественного воспитания детей, но и одним из путей воспитания любви к своей Родине, природе, народу. Русские народные песни хранят в себе начало глубокой нравственности. Народная песня обогащает речь детей, способствует улучшению дикции и артикуляции, благоприятно влияет на выразительность речи.
Содержание русских народных песен понятно детям, и им очень нравится инсценирование песен, задача которых действовать самостоятельно в соответствии с характером и текстом песни — «Как у наших у ворот», «Пошла млада за водой», «Ой, вставала я ранешенько», «Дрёма» и т.д.
Народные игры и хороводы
Игра для ребенка — это комфортное проживание детства, важнейшего периода в жизни человека. Без игры нет детства вообще. Играя, ребенок переживает громадную радость, а в условиях радости развитие ребенка идет более интенсивно и успешно Ребенку нужно играть! Вот тут-то нам на помощь и приходит фольклор. В игре ребенок проявляет свои мысли, чувства, желания, свою самостоятельность, творчество, фантазию. Одновременно у детей совершенствуются двигательные навыки: прыжки, пружинный и дробный топающий шаг, галоп, шаг с высоким подъемом ног, легкий стремительный бег. Самые любимые игры для детей — те, где нужно ловить друг друга. Ребенок в таких играх показывает быстроту движений, ловкость, сообразительность («Кот и воробьи»,«Лиска-лиса», «Солнышко» и др.)
Игра на детских музыкальных инструментах
В работе с детьми применяются различные музыкальные инструменты и игрушки. Они вызывают у ребенка большой интерес. Обучаясь игре на ДМИ, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, более осознанно различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, они чище поют, улучшается качество музыкально- ритмических движений, дети четче воспроизводят ритм, способствует развитию музыкальной памяти, внимания. В своей работе с детьми мы применяем различные «шумелки», погремушки, ложки, трещотки, бубны, бубенцы, гусли, ксилофоны, металлофоны, коробочки. А также инструменты-самоделки, которые мы изготавливаем совместно с детьми и родителями.
Календарные праздники и развлечения
Русские календарные праздники - уникальная возможность для детей ежегодно погружаться в мир одних и тех же народных песен, танцев, обрядов. Праздники помогают дошкольникам без труда овладеть большим репертуаром народных песен, и благодаря этому из года в год улучшается качество их исполнения, а значит, дети получают огромное удовольствие от встречи с прекрасным самобытным народным искусством.
В народе говорят: «Всякая душа празднику рада».
Таким образом, можно сделать вывод о том, что детский музыкальный фольклор играет чрезвычайно важную роль в воспитании и творческом развитии ребенка дошкольного возраста. В музыкальном фольклоре, неразрывно связаны музыка, слово и движение. Практический материал (песни, игры, танцы) для детей дошкольного возраста подбирается в соответствии с народным календарем.
Исполнительство и детское творчество в музыкально – фольклорной деятельности превращается в единый творческий процесс с его неотъемлемой частью –Это практический этап освоения народной культуры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОСНОВА ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – КАК ОСНОВА ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Статья "Роль художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка дошкольного возраста: аспекты ФГОС"
Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка и его речевого развития. Задачи и содержание работы родителей и воспитателей по ознакомлению детей с художественной литературой....

Семинар-практикум с педагогами ДОО на тему «Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании социально-личностных качеств ребенка дошкольного возраста»
Семинар-практикум с педагогами ДОО на тему «Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании социально-личностных качеств ребенка дошкольного возраста»...

Статья на тему: " Значение изобразительной деятельности в воспитании и всестороннем развитии ребенка дошкольного возраста"
О важности эстетического воспитания в формировании личности ребенка....

Сенсорное воспитание как фундамент развития ребенка дошкольного возраста
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вку...

Хореография как важная составляющая творческого развития ребенка дошкольного возраста
Среди множества форм творческого развития детей дошкольного возраста можно выделить хореографию, так как она, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетическ...

роль фольклора в воспитании и творческом развитии ребенка дошкольного возраста
роль фольклора в воспитании и творческом развитии ребенка дошкольного возраста...