Доклад из опыта работы Инновационная технология «Мемори-бокс».
статья

Казакова Лидия Владимировна

Актуальность использования технологии мемор-бокс в ДОУ связана с тем, что дошкольный возраст является критическим периодом для развития речи, внимания и памяти у детей.

Преимущества применения технологии мемори-бокс:

  • Развитие психических процессов,  повышает концентрацию внимания, развивает память и мышление
  • Расширение кругозора. Используя тематические коробки мемори-бокс с изображениями, можно значительно обогатить речь детей новыми словами.
  • Формирование социальных навыков. Игра учит взаимодействовать дошкольников со сверстниками и взрослыми, соблюдать очередь, не только выигрывать, но и проигрывать. 
  • Развитие мелкой моторики. Переворачивание карточек помогает развивать мелкую моторику пальцев рук. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Тополёк» г. Бабушкин

Муниципального образования Кабанский район»

Республики Бурятия

Доклад из опыта работы

Инновационная  технология   «Мемори-бокс».

Старший воспитатель :Казакова Л.В.

г. Бабушкин 2025

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию дошкольников: создание условий для становления основ патриотического сознания, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и позитивного развития. В содержании федеральной образовательной программы дошкольного воспитания также отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма у дошкольников потому, что именно в детском возрасте закладываются чувство любви к Родине

Первые чувства патриотизма - доступны ли они детям? Дошкольникам доступно чувство любви к семье, родному краю, к своей малой Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания. Поэтому в дошкольном возрасте ставится цель - повышение патриотической осознанности в условиях познавательной, творческой и воспитательной активности детей.

Чтобы развить патриотическую осознанность, детскую компетентность, педагоги  нашего дошкольного учреждения используют разнообразные и эффективные технологии, методы и приемы. Одной из таких педагогических находок является  инновационная  технология   «Мемори-бокс».

 Актуальность использования технологии мемор-бокс в ДОУ связана с тем, что дошкольный возраст является критическим периодом для развития речи, внимания и памяти у детей.

Преимущества применения технологии мемори-бокс:

  • Развитие психических процессов,  повышает концентрацию внимания, развивает память и мышление
  • Расширение кругозора. Используя тематические коробки мемори-бокс с изображениями, можно значительно обогатить речь детей новыми словами.
  • Формирование социальных навыков. Игра учит взаимодействовать дошкольников со сверстниками и взрослыми, соблюдать очередь, не только выигрывать, но и проигрывать. 
  • Развитие мелкой моторики. Переворачивание карточек помогает развивать мелкую моторику пальцев рук. 

Технология  мемори-бокс  универсальна и может быть использована для индивидуальных и коллективных занятий с детьми в ДОУ. Высокий игровой и развивающий потенциал позволяет применять его в течение всего дошкольного периода

 Главная ценность мемори-бокс заключается в том, что он позволяет:

  • ребенку освоить материал на основе наглядных образов и практических действий, после изучения той или иной темы  закрепить полученные знания;
  • педагогу более глубоко раскрыть изучаемую тему дошкольникам; - организовать продуктивную совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей как индивидуально, так и в подгруппах.
  • информативен
  •  полифункционален, так как способствует развитию творчества, воображения;
  • пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе, с участием взрослого как играющего партнера);
  • обладает дидактическими свойствами, несет в себе способы ознакомления с предметами окружающего мира, их свойствами и т.д.;
  •  является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
  • вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);
  • его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста;
  • обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников

 Главное предназначение данной технологии - развивать способность прорабатывать различные проблемы и находить их решение используя уже имеющиеся знания, научиться взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Работа по этой технологии, как и по многим другим, предполагает два этапаподготовительный и этап проведения.

Первый этап - это этап подготовки бокса. Здесь формулируется задание, то есть, записывается сама учебная ситуация, или берется реальная ситуация и немного упрощается. Затем определяются вопросы, на которые, после анализа всех материалов, надо будет дать ответ.

Второй этап - работа с боксом - это его решение. Решение боксов рекомендуется проводить в следующем порядке:

  • знакомство с ситуацией, её особенностями;
  • выделение основной проблемы (проблем, выделение признаков, которые могут реально воздействовать на ситуацию);
  • формулирование проблемы;
  • выдвижение предположительных ответов на проблемный вопрос (анализ последствий принятия того или иного решения);
  • решение бокса - предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий, указание на важные проблемы, механизмы их предотвращения и решения;
  • рефлексия хода решения бокса.

Одним из вариантов использования мемори - бокса в моей  работе было внесение готового материала к празднованию 80-летия Дня Победы.

Мемори - бокс, или как его еще называют волшебная коробочка, - это самодельная коробка или можно сказать подобие кейса, с различным набором материалов на определенную тему. Его основа – коробки с откидывающимися гранями, размещённые друг в друге по принципу «матрёшки». Форма мемори-бокса может быть разная: квадратная, пятиугольная. Количество коробов может быть разное. Изготавливаем короба из плотного картона. 

Мой мемори-бокс представляет собой короб (куб). Он состоит из четырех коробов разного размера, которые вложены друг в друга и последовательно раскрываются. Квадрат короба – это дно мемори-бокса, а крышками закрывается каждый из четырех коробов. Ребра короба формируют стенки мемори-бокса. Каждая стенка отходит от квадрата на дне мемори-бокса и образует «постамент» Вечного огня. Крышки соединяют собранные стенки и держат их, чтобы было удобно работать не только с внутренним коробом (кубом). В центр самого маленького внутреннего короба (куба) я  поместила макет Вечного огня из легкого материала. Внутри  постамента поместила маленький фонарик и подсоединила его к Вечному огню, теперь при желании Вечный огонь может гореть. 

Когда короба были готовы, начала их заполнять информацией, которую располагала в конвертах (кармашках) с внешней и внутренней сторонах.

Для этого я подобрала материал для формирования основ гражданственности и патриотизма дошкольников, такой мемори-бокс «День Победы» вызвал у моих воспитанников большой интерес.

Знакомство начали с простого рассматривания содержания учебной коробки, познакомились с правилами пользования. Также рассмотрели игры, уточнили их правила, когда и где можно в них поиграть.

Мемори – бокс «Вечный огонь» включает в себя блоки:

  • «Что такое День Победы?» (Знакомство детей с традициями празднования Дня Победы в наши дни);
  • «Это праздник со слезами на глазах» (Знакомство с историческими событиями, завершившими Великую Отечественную войн, стихи, пословицы, песни военных лет, песни Победы);
  • «Оружие победы (Знакомство с оружием советских солдат, используемым в годы ВОВ, в кармашках расположены картинки военной техники, оружия)
  • «Солдаты-победители» (Знакомство с защитниками Родины, воевавшими в годы ВОВ, кармашки с изображениями солдатских вещей, военных профессий, маршалы Победы, дети - герои)
  • «Вставай, страна огромная!» (Знакомство детей с тяжелыми днями начала ВОВ  - кармашки с изображением Великих сражений, города – герои, блокадный Ленинград и т.д.)
  • Памятник «Родина-мать зовёт!» (Рассказала  детям, что памятник - символ мужества и патриотизма всего советского народа .Статуя Родины-Матери олицетворяет подвиг нашего народа и победу над фашизмом).

Работу с боксом использовала в индивидуальной и совместной работе, в образовательной деятельности. Таким образом, у нас прошло знакомство с первым с мемори-боксом.

По результатам внедрения инновационной технологии «Мемори - бокс» провела анализ проделанной работы и убедилась в том, что уровень знаний детей сравнительно увеличился. Использование технологии говорит об эффективности организации познавательной деятельности, повышения уровня патриотизма и гражданственности у детей а так же развития речи, наблюдательности, внимания, памяти, воображения, социализации, развития коммуникативных навык

Надеюсь, что знакомство с технологией мемори – бокс  было для всех полезным и  помож6ет  вам задуматься над темой патриотического воспитания, и вы сможете применить данную технологию в своей работе.

В перспективе создание бокса «Защитники Отечества» или  «Веселая математика» - это будет следующий вариант, совместное создание бокса с детьми, Сначала  мы с детьми буд6ем изготавливать атрибуты и материал для кармашков или конвертов в бокс, подбирать материал, задания, иллюстрации. Тем самым, дети станут непосредственными участниками при оформлении данного пособия, которым они смогут пользоваться по мере необходимости. Все эти задания, загадки, картинки помогут расширить умственные способности детей, развивать их связную речь, внимание, наблюдательность, мелкую моторику.

Еще один вариант в перспективе – это «творческая мастерская», где родители (законные представители) и дети в группе в тесном взаимодействии с педагогом, все вместе будут создать один из компонентов будущего бокса, и презентовать его перед другими участниками. В итоге участники соберут в один бокс все детали и получится новое методическое пособие, которое будет использоваться в дальнейшем.

Желаю всем вдохновения, новых идей. Творите и ваши старания будут награждены горящими глазами ваших воспитанников.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад из опыта работы "Работа над совершенствованием связной и звуковой речи детей, как основной фактор готовности к обучению в школе"

    Воспитание звуковой культуры - одна из важных задач развития речи в дошкольном возрасте. Сформированность звуковой культуры речи является  одним из фактором оценки речевой го...

доклад из опыта работы "Использование приемов мнемотехники в системной коррекционно-развивающей работе по познавательно-речевому развитию"

Сегодня хорошо развитая связная речь ребенка дошкольного возраста, большая редкость. Наши воспитанники имеют разные нарушения речи, словарный запас находится на бытовом уровне. Для работы по познавате...

ДОКЛАД из опыта работы по теме: «Использование средств современных ИКТ в работе педагога – психолога ДО»

Использование педагогом-психологом информационно-коммуникационных технологий в ДО, является фактором сохранения психического здоровья детей...

Доклад из опыта работы "Детско-родительская студия как эффективная форма работы с семьей"

Детско-родительская студия – особая форма взаимодействия между участниками, предполагающая взаимный обмен опытом, знаниями по проблемам развития и воспитания детей, способствующая углублению понимания...

Доклад из опыта работы "Использование проблемно-диалогических технологий в работе с детьми дошкольного возраста"

Технология проблемно-диалогического обучения выступает важнейшим направлением реализации совокупности ценностей компетентностного подхода в образовании. Данная технология является результативной, поск...

Доклад из опыта работы на тему: «Инновационные формы работы с родителями в процессе активизации познавательно-речевого развития детей»

Взаимодействие с родителями как социальное партнерство, равное участие детского сада и семьи в воспитании ребенка....

Доклад из опыта работы Инновационная технология «Мемори-бокс».

Чтобы развить патриотическую осознанность, детскую компетентность, педагоги  нашего дошкольного учреждения используют разнообразные и эффективные технологии, методы и приемы. Одной из таких педаг...