Серия конспектов занятий с использованием игрового набора "Мир головоломок" для детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка (старшая группа)

Сухарева Жанна Александровна

В серии собраны несколько канспектов занятий для детей старшего дошкольного возраста в увлекательной форме, которые позволяют  решать головоломки, упражняя детей на развитие логического мышления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Путешествие в Зазеркалье

Конспект занятия с использованием игрового набора «МИР ГОЛОВОЛОМОК» №1 (для детей старшего дошкольного возраста)

Цель: повторение и закрепление знаний и умений детей, полученных в ходе игровых занятий с использованием технологии смарт - тренинга для дошкольников.

Задачи: - способствовать развитию познавательного интереса;

- развивать смекалку, логическое мышление, сообразительность, внимание, креативность мышления, творческие способности через игры-головоломки;

- воспитывать самостоятельность, инициативность, целеустремленность.

Материал: игры-головоломки «Складушки», «Слагалица», «Репка», «Осенний кубик», «ГАЛА-КУБ»; картинки с героями сказки «Алиса в Стране чудес».

Предварительная работа: игры с головоломками из игрового набора «МИР ГОЛОВОЛОМОК» № 1; чтение сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес».

Ход занятия Вводная часть

– Здравствуйте, дети! Красивый Белый Кролик из сказки «Алиса в Стране чудес» приглашает нас в Зазеркалье, в гости к Шляпнику на чаепитие. Отправимся в путешествие?

Основная часть

Белый сказочный крольчонок

Приглашает нас на чай.

Поспешим за ним мы дружно,

В норку желтую ныряй!

– Какое задание прозвучало в стихотворении? (Ныряй в желтую норку.)

– С помощью, какой головоломки мы сможем выполнить это задание? («Складушки».)

 – Какой узор поможет нам попасть в Зазеркалье? (Узор из желтых кружочков.) Правильно, нужно выложить узор только из желтых кружочков с помощью головоломки «Складушки». Предлагаю приступить к заданию. Молодцы, дети, справились с заданием! Нырнули в желтую норку за Кроликом.

А в норе волшебный город.

В гости к Шляпнику идем.

Но сперва хозяйский домик

Мы найдем и соберем!

– С помощью, какой головоломки мы можем собрать домик Шляпника? («Слагалица».)

Предлагаю по схеме собрать домик Шляпника с помощью головоломки «Слагалица».

Молодцы, дети, домик Шляпника готов!

Сам хозяин нас встречает

И за стол всех приглашает.

Кресло мягкое найдите

И с дороги отдохните!

– С помощью, какой головоломки мы сможем собрать кресло? («ГАЛА-КУБ».)

Предлагаю собрать кресло по схеме с помощью головоломки «ГАЛА-КУБ».

Молодцы, дети, справились с заданием!

Гости в креслах отдыхают,

 Шляпник стол им собирает,

Чайник только не найдет,

Кто же чайник соберет?

–Дети, поможем Шляпнику собрать чайник? Подумайте, какая головоломка для этого нам понадобится? («Репка».) Правильно! Предлагаю найти подходящую схему и собрать чайник. Молодцы, Шляпник доволен!

Стол накрыли,

чай готов,

Не хватает пирогов.

Пироги с малиной, грушей – Собери по цвету, кушай!

 – Какое задание нам дает Шляпник? (Собрать пироги по цвету.)

– Какую головоломку будем использовать? («Складушки».)

– Предлагаю «испечь» пироги с малиной и грушей.

Расскажите, какие пироги у вас получились? У всех красивые и аппетитные! Молодцы, дети!

Мы за Кроликом спешили,

Чай со Шляпником попили.

Где же Кролик? Не видать! Может, нам его собрать?

– С помощью, каких головоломок можем собрать Кролика? («Слагалица», «Репка», «Осенний кубик», «ГАЛА-КУБ».) Предлагаю собрать Кролика по замыслу из разных головоломок.

Здравствуй, Кролик!

Мы не зря к тебе спешили,

Много мы задач решили.

Время даром не теряли, Столько здесь фигур собрали!

Мы тебя благодарим и спасибо говорим!

Рефлексия 

– Какое путешествие мы сегодня совершили?

– Что понравилось больше всего в путешествии?

– Какие головоломки нам помогли в путешествии?

– Какие трудности встретились? Что было трудно выкладывать с помощью головоломок?

– Что бы вы еще хотели собрать для страны Зазеркалье?

В поисках гномика Логика

Конспект занятия с использованием игрового набора «МИР ГОЛОВОЛОМОК. ПУГОВИЦЫ» № 2

(для детей старшего дошкольного возраста)

Цель: создать условия для интеллектуального развития дошкольников посредством применения технологии смарт - тренинга для дошкольников.

Задачи: - развивать познавательный интерес, интеллектуальные способности дошкольников;

- формировать способность устанавливать простейшие связи и отношения между предметами;

 - закреплять умение классифицировать, группировать предметы по конкретным признакам;

 - формировать умение самостоятельно оценивать результат и корректировать свою деятельность; - развивать психические процессы;

формировать положительную самооценку, уверенность в себе, в своих возможностях.

Материал: набор больших пуговиц (24 шт.), карта, на которой изображены 6 домиков, пуговицы для прокладывания дорожек, два обруча, 5 конвертов с письмами.

Предварительная работа: ознакомление с играми упражнениями и головоломками игрового набора «МИР ГОЛОВОЛОМОК. ПУГОВИЦЫ» № 2.

Ход занятия

Клоун Пуговка: Здравствуйте, дети! Я веселый клоун Пуговка! Очень люблю петь, танцевать, играть и в гости ходить! А вы? Меня пригласил в гости мой друг гномик Логик. Сказал, что живет в поселке Логическом на улице Мыслительная, а номер дома не назвал! Оставил мне только карту и сказал, что если я буду внимательным, сообразительным и находчивым, то обязательно найду его дом! Сам я, боюсь, не справлюсь с этими! Вы мне поможете? (Поможем!) Дети, посмотрите на карту. Может, он в первом домике живет? Проверим? Но прежде чем войти в дом, что нам с вами нужно сделать? (Постучать и спросить – можно ли войти!) Дети вместе с клоуном стучат и спрашивают разрешения войти, но им никто не отвечает. Появляется конверт с письмом.

Клоун Пуговка: Ой, тут какой-то конверт! На нем написано «Пуговке». Значит, мы можем его открыть и посмотреть, что в нем! Текст письма: «Здравствуй, Пуговка! В этом домике я не живу. Но если ты выполнишь задание жителя этого домика, то получишь 4 пуговицы, которые укажут тебе направление, в котором нужно двигаться дальше, чтобы найти мой дом. Я знаю, что ты очень любишь разгадывать головоломки с пуговицами, поэтому все задания на пути в мой дом будут связаны именно с ними. Итак,

задание № 1». На экране появляется изображение – логическая цепочка из пуговиц.

Задание № 1 «Продолжи ряд». Четырем детям необходимо выстроиться с  большими пуговицами в  руках в соответствии с изображением на экране, а остальным – взять соответствующие пуговицы и продолжить ряд.

Клоун Пуговка: Дети, давайте проверим, как вы справились с первым заданием. Посмотрите на экран. Ответ на первое задание появляется на экране. Молодцы, справились с заданием успешно! После выполненного задания в конверте находят 4 пуговицы. А вот и пуговицы за выполненное задание. Они показывают нам, что нужно двигаться дальше. Давайте выложим дорожку от первого домика ко второму. Дети выкладывают дорожку из пуговиц. Вот следующий домик. Может, здесь живет мой друг? Дети вместе с клоуном стучат и спрашивают разрешения войти, но им никто не отвечает. Появляется конверт с письмом. Текст письма: «И в этом доме я не живу! У жителя этого дома есть для вас задание. Если его выполните, то получите еще 4 пуговицы. Они помогут вам приблизиться к моему домику».

Задание № 2 «Распредели пуговицы» (круги Эйлера). Детям необходимо разложить пуговицы так, чтобы в первом круге были только красные пуговицы, во втором круге – только пуговицы с двумя дырочками. Какие пуговицы должны быть расположены в пересечении кругов?

Клоун Пуговка: Дети, давайте проверим, как вы справились со вторым заданием. Посмотрите на экран. Ответ на второе задание появляется на экране.

Молодцы, справились с заданием успешно! В пересечении кругов расположены пуговицы с двумя заданными признаками – красные с двумя дырочками. После выполненного задания в конверте находят 4 пуговицы. А вот и пуговицы за выполненное задание. Они показывают нам, что нужно двигаться дальше. Давайте выложим дорожку от второго домика к третьему. Дети выкладывают дорожку из пуговиц. Вот и третий домик. Может, здесь живет мой друг? Дети вместе с клоуном стучат и спрашивают разрешения войти, но им никто не отвечает. Появляется конверт с письмом.

Текст письма: «Вы успешно справились с двумя заданиями. Но и в этом доме я не живу! Житель этого домика приготовил для вас задание. Если его выполните, то получите еще 4 пуговицы. Они помогут вам приблизиться к моему домику».

Задание № 3 «Расположи пуговицы по заданным условиям». Детям необходимо расположить пуговицы в ряд так, чтобы синяя пуговица с двумя дырочками была не рядом с желтой, не рядом с пуговицей, у которой две дырочки, и не по краям ряда.

Клоун Пуговка: Дети, давайте проверим, как вы справились с третьим заданием. Посмотрите на экран. Примерный ответ появляется на экране. (Правильных вариантов может быть несколько.) Мы справились и с этим трудным заданием! Давайте заглянем в конверт! Вот и пуговицы! Мы двигаемся дальше. Давайте выложим дорожку от третьего домика к четвертому. Дети выкладывают дорожку из пуговиц. Может, в домике номер четыре живет мой друг?

Давайте постучим! Дети вместе с клоуном стучат и спрашивают разрешения войти, но им никто не отвечает. Появляется конверт с письмом.

Текст письма: «И в этом доме я не живу! Житель этого домика очень любит играть в пятнашки, предлагает сыграть в нее и вам. Игровое поле расположено у вас в зале».

Задание № 4 «Пятнашки». Детям необходимо на игровом поле занять такие клетки, чтобы в горизонтальном или вертикальном ряду пуговицы были одного цвета. Детям раздаются пуговицы: три желтых, три красных, три синих.

Клоун Пуговка: А вы знаете эту игру? Любите в нее играть? Начинаем игру! Раз, два, три – домик займи! Так, так, посмотрим, все ли верно сделали! Молодцы! Справились с заданием жителя четвертого домика! В конверте лежат пуговицы. Мы двигаемся дальше. Давайте выложим дорожку от четвертого домика к пятому. Дети выкладывают дорожку из пуговиц. Отправляемся дальше! Может, в доме под номером пять живет мой друг!

Дети вместе с клоуном стучат и спрашивают разрешения войти, но им никто не отвечает. Появляется конверт с письмом.

Текст письма: «И в этом доме я не живу! Житель этого домика приготовил для вас шифровку. Нужно догадаться, какое слово зашифровано с помощью пуговиц. На экране есть подсказка, которая показывает, какую букву обозначает та или иная пуговица»!

Задание № 5 «Шифровка». Детям необходимо догадаться, какое слово зашифровано с помощью пуговиц (слово «логика»).

Клоун Пуговка: Ну что, дети, приступим? Подумайте, какое слово хотите зашифровать, но не произносите его! Возьмите необходимые пуговицы и постройте это слово! И с этим заданием мы справились. Получаем еще 4 пуговицы! Дети выкладывают дорожку из пуговиц. Вот он, дом моего друга Логика! Под музыку появляется в зале гномик Логик.

Клоун Пуговка: Здравствуй, Логик, мы так долго к тебе добирались! Столько испытаний нам пришлось преодолеть!

Логик: Молодцы! Вы дружно работали в команде, справились со всеми заданиями! Приглашаю вас к себе в гости. У меня еще много интересных логических игр и головоломок, с которыми я хочу вас познакомить!

Новогодние игрушки

Конспект занятия с использованием головоломки

«Складушки» из игрового набора «МИР ГОЛОВОЛОМОК» № 1

(для детей старшего дошкольного возраста)

Цель: развитие познавательных процессов, творческой активности у дошкольников.

Задачи: - развивать логическое, конструктивное мышление, воображение, мелкую моторику, сенсорное восприятие;

- формировать умение действовать по образцу, создавать собственные конструкции по замыслу;

- поддерживать детскую инициативу, желание помочь окружающим людям.

 Материалы: головоломка «Складушки» по количеству детей, наряженная елка, мешочек с разноцветными новогодними шарами, волшебный сундучок, конверт с письмом, головоломка «Слагалица», запись фоновой волшебной музыки, костюмы лесных зверей: медведя и волка.

Ход занятия: 

Группа украшена в новогоднем стиле, в центре – нарядная елка. Рядом стоят столик, сервированный детской чайной посудой, два стула.

Воспитатель: Дети, какое сейчас время года? (Зима.) Я вам загадаю зимние загадки. Вы внимательно слушайте, чтобы правильно разгадать их.

Прозрачен, как стекло, А не вставишь в окно. (Лед)

Что за чудо-покрывало?

Ночью все вдруг белым стало.

 Не видать дорог и рек

 – Их укрыл пушистый...(снег)

Раздается стук в дверь.

Воспитатель: Дети, кто это может быть? (Дед Мороз, звери, почтальон.) Волк и медведь заходят в группу с волшебным сундучком, к которому прикреплено письмо. Здравствуйте, гости дорогие! Зачем вы к нам пожаловали?

Медведь: Здравствуйте, детишки, Девчонки и мальчишки!

Волк: Долго по лесу к вам шли, Сундучок для вас несли.

Медведь: А потом мы долго ждали два билета на вокзале.

Волк: Ждали, спали, снова ждали и аж сами мы устали.

Медведь: Нас отправил Дед Мороз в  самый лютый там мороз.

Волк: Письмо скорее получайте, Деда Мороза выручайте. Вместе вы его читайте и задание выполняйте.

Медведь: Ну а мы тут посидим, На вас тихонько поглядим, звери вручают детям волшебный сундучок и письмо, а сами садятся за стол. Дети предлагают волку и медведю согреться, попить чай.

Воспитатель: Дети, давайте прочитаем письмо от Деда Мороза. «Здравствуйте, ребята! Я Дедушка Мороз. Елочку пушистую в волшебный лес принес. Только вдруг исчезли украшенья все, Шарики блестящие украли в темноте. И отправил к вам я помощников своих с порученьем важным зверей моих лесных.

С сундучком волшебным к вам они пришли, чтобы вы все вместе нам дружно помогли. Из "Складушки" нужно кружочки вам сложить, Чтобы волшебство над ними совершить. Вы скорей берите "Складушки" в сундучке и соединяйте по цвету дружно все. Кружочки вмиг волшебные вспыхнут на столе, заклинанье важное прочтите тогда все. И потом свершатся чудеса вокруг, Кружочки бумажные превратятся вдруг в яркие, красивые, блестящие шары, чтоб елочку украсить звери все смогли. Знаю я, детишки, что очень вы добры. Зверей лесных поможете избавить от беды?»

Дети с воспитателем рассматривают содержимое волшебного сундучка. Находят головоломку «Складушки».

Воспитатель: Дети, как называется эта головоломка? («Складушки».) Выберите понравившуюся коробочку с головоломкой и карточку для работы. Дети, скажите, пожалуйста, сколько частей в головоломке? Какие цвета здесь присутствуют? Сколько уровней сложности? Как обозначаются уровни сложности? Какой уровень сложности у вас на карточке?

 (В головоломке 9 частей. Цвета: желтый, красный, зеленый. Три уровня сложности, которые обозначаются звездочками. На карточках представлен 3 - й уровень сложности.) Дети, давайте приступим к работе. Помните, что свою схему с кружочками вам нужно выложить рядом с карточкой. Дети выкладывают головоломку по схеме. Дети, вот и готовы ваши шарики. Давайте позовем наших лесных зверей и покажем, какие красивые шарики у вас получились.

Медведь: Какие красивые шарики! Только вот они бумажные, а нам бы очень хотелось, чтобы у нас были шарики настоящие, как на вашей елочке.

Волк: Круглые, блестящие, яркие, разноцветные.

 Воспитатель: Дети, мы, наверно, забыли с вами что-то сделать? Как вы думаете, что забыли? (Произнести волшебные слова, чтобы кружочки превратились в настоящие новогодние шарики.) Давайте все повернемся к нашей елочке-красавице и произнесем волшебные слова. Сначала послушайте их, а потом все вместе их повторим. «Складушки» бумажные, взвейтесь в вышине. В шарики блестящие превратитесь все. Глазки мы закроем ручками скорей. Волшебство свершится так еще быстрей. Раз, два, три – чудо, произойди! Дети поворачиваются вместе с воспитателем к елке, под фоновую волшебную музыку произносят волшебные слова. В это время на столе появляется мешочек с новогодними шариками.

Воспитатель: Давайте посмотрим, получилось ли у нас совершить чудо. Дети находят на столе мешок с новогодними шариками, рассматривают их, называют цвета. Дети, что же нам делать с этими шариками? (Подарим лесным зверям.) Дети отдают зверям свои шарики, которые медведь и волк, складывают в мешок.

Медведь: Ой, спасибо вам, детишки! Вы такие молодцы! От беды вы нас спасли, Деду Морозу помогли.

Волк: Мы вас всех благодарим и волшебную головоломку вручить спешим. «Слагалица» все ее называют. Логику у деток она развивает. Медведь и волк дарят детям новую головоломку «Слагалица». Дети с воспитателем рассматривают новую головоломку. Благодарят зверей за подарок.

Медведь: Ну а нам пора прощаться, В лес наш зимний возвращаться.

Медведь и волк: До свидания, детишки! Дети и воспитатель: До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста на основе словесных игр с использованием ИКТ

помощь в работе воспитателям, логопедам, дифектологам в работе с детьми старшего дошкольного возраста...

Конспект физкультурного занятия с использованием фитбол-мячей для детей старшего дошкольного возраста

В конспекте разработано занятие с использованием фитбол-мячей. Фитбол-гимнастика позволяет проработать все мышцы. Занятия с мячами получаются и полезные, и веселые. Активно задействованы мышцы спины, ...

Методическая разработка по познавательному развитию с использованием игровых технологий для детей старшего дошкольного возраста Тема: « Экономим деньги семьи»

Методическая разработка по познавательному развитию с использованием игровых технологий  для детей старшего дошкольного возраста Тема: « Экономим деньги семьи»...

Серия конспектов занятий двигательной деятельностью в бассейне для детей младшего дошкольного возраста.

Серия конспектов занятий двигательной деятельностью в бассейне для детей младшего дошкольного возраста....

Конспект занятия с использованием квест- технологии для детей старшего дошкольного возраста «Новогодний переполох»

Конспект занятия с использованием квест- технологии для детей старшего дошкольного возраста «Новогодний переполох»Цель: создание условий для развития умения работать в команде и совместно ...

Конспект занятия с использованием квест- технологии для детей старшего дошкольного возраста «День рождения Деда Мороза»

Конспект занятия с использованием квест- технологии для детей старшего дошкольного возраста «День рождения Деда Мороза»Цель: создание условий для развития умения работать в команде и совме...