Использование сказки в образовательном процессе при работе с детьми дошкольного возраста.
консультация
Предварительный просмотр:
Использование сказки
в образовательном процессе при работе
с детьми дошкольного возраста.
2022
Использование сказки в образовательном процессе при работе с детьми дошкольного возраста.
Всем известно, что сказки любят все: и взрослые, и дети. В дошкольном учреждении воспитанники начинают знакомиться со сказками, предлагаемыми педагогами согласно программным требованиям. Сказка получила название от слова “сказ”, то есть, устный рассказ, повествование, сообщение. Сказка – это литературное произведение о чем-то необыкновенном, волшебном. Несмотря на то, что сказка – вымысел, выдумка, она играет немалую роль в воспитании, развитии и обучении детей дошкольного возраста. Следует отметить, что сказка прежде всего действует на чувства, а лишь затем на ум. Слушая сказку, ребенок неосознанно, в своем воображении сливается с героями сказок. И тогда он вместе с ними проявляет доброту и благородство, любит, грустит, становится смелым и находчивым, совершает подвиги.
1.Познавательное развитие:
Сказка является эффективным средством формирования математических представлений детей. Дети очень любят сказки, забавные рассказы. А сказочные задачи, ведь именно через чтение таких произведений ребенок может легко усваивать знания, запоминать цифры, решать несложные задачи, получить первые представления о времени, пространстве, величине, геометрических формах и, самое главное, творчески мыслить и находить правильное решение.
О связи сказки и математики.
Когда мы ведем речь о дошкольнике, то должны иметь в виду, что математику рекомендуется максимально связать с окружающей жизнью. В данном случае сказка – очень хороший исходный материал. Тем более что математическое начало во многих сказках находится на самой поверхности, поэтому принимается и усваивается детьми незаметно и легко: («Два жадных медвежонка», «Волк и семеро козлят», «Цветик – семицветик»).
Через сказку можно закрепить с детьми такие понятия как число, форма, величина. Самый распространенный вопрос: «Чем похожи и чем отличаются». Найти сходство и различия – это больше вопросы логики, но математика без логики не существует.
Когда дети познакомятся с геометрическими фигурами, полезно с их помощью шифровать, моделировать знакомые сказки, т.е. прятать героев в фигурки, которые легко можно угадать по форме и величине. Например, данная модель напоминает сказку «Волк и семеро козлят». А два заштрихованных кружочка – сказку «Два жадных медвежонка».
Работая в этом направлении, педагог постепенно приводит ребят от конкретики к абстрагированию.
Или придумать сказочную задачку или математический вопрос. в сказках содержится большое количество математических ситуаций и усваивается они как бы сами собой.
Например, пространственные отношения, количественные свойства и величина представлены в сказке «Репка». С ней дети знакомятся в младшем дошкольном возрасте, а в среднем и старшем дошкольном возрасте к ней можно обращаться при изучении детьми элементарных математических отношений.
Дед посадил репку, она выросла и стала большая. Герои сказки выстраиваются в ряд, который постоянно увеличивается, по мере того как подходят новые помощники. На примере образовавшейся цепочки героев сказки эффективно формируются представления о длине, которые дети могут закрепить с помощью полосок различной длины. На материале этой сказки формируются количественные представления: один, много, два, три персонажа и т.д.
Сказка «Теремок» поможет запомнить не только количественный и порядковый счет (1-ой пришла к терему мышка, 2-ой- лягушка и т.д., но и основы арифметики. Дети легко усваивают, как увеличивается количество, если каждый раз прибавлять по единичке. Прискакал зайка – и стало их трое. Прибежала лисица- стало четверо.
Сказка «Колобок» особенно хороша для освоения порядкового счета. Кто повстречался колобку первым? Кто вторым? Кто третьим? Можно зашифровать сказку с помощью геометрических фигур.
Еще одна очень полезная сказка для освоения счета «Про козленка, который умел считать до 10». Кажется, что именно для этой цели она и создана. Пересчитывая вместе с козленком героев сказки, дети легко запомнят количественный счет до 10.
Сказка «Волк и семеро козлят». Задачка: Если бы один козленок побежал за мамой, двое других за ним, то, сколько бы козлят нашел бы волк в избушке?
— «В избушке у козы было 7 козлят. Волк отыскал только 6 козляток. Сколько козлят успело спрятаться от злого Волка?»;
Сказка «Колобок». Вопросы: Сколько персонажей (героев) встретил колобок, когда катился по дорожке? Какой формы колобок?
— «Колобок спел Зайчику 2 песенки, Медведю – 3 песенки, а Лисе – 4 песенки. Сколько всего песен спел Колобок?»;
— «Хитрая лиса похитила у старика 8 рыбок. А Волку дала только одну. На сколько больше рыбы съела Лиса, чем обманутый Волк?» и др.
Сказочные задачи по математике: Красная шапочка, гуляя по лесу, сорвала 9 красивых цветов. Она хотела, разделив их поровну, подарить двум мамам и двум дочкам в своей семье. Как она их разделила? (бабушке, маме и Шапочке по 3 цветка).
На примере сказок можно закреплять различные математические понятия, например, починить ковер-самолет, где вместо заплат геометрические фигуры. В ходе интегрированной непосредственной деятельности “Гуси-лебеди” мы с ребятами побывали в сказке, где помогли Бабе-Яге и ее гусям-лебедям стать добрыми, здесь, наоборот, геометрические фигуры нам помогли составить фигурки для аппликации.
Образовательная деятельность, построенная на сюжетах сказок очень интересны и увлекательны. Помогая главному герою Емеле или Иванушке и путешествуя с ними, выполняя все задания, дети легко усваивают математические понятия.
Формирование экологической культуры через сказку.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования задача формирования экологической культуры дошкольников интегрируется в образовательных областях «Познавательное развитие» и «Социально-коммуникативное развитие». Экологические игры для детей можно включить в направление «Сказка и экология». Так, говоря о природе, важно не упустить объяснение эволюции, динамики, развития предмета или явления. Возьмем семя яблока и вместе с ребенком проследим его динамику: семя – дерево – цветущее дерево – плоды – варенье и т.д. Можно изучить путь от конечного результата к началу (от варенья до семени). Необходимо детей подвести к пониманию того, что во все в природе взаимосвязано и все находится в развитии. Так, заяц к зиме меняет цвет, лисий хвост помогает заметать следы, длинная шея жирафа помогает ему кормиться и т.д. Это понимание взаимозависимостей желательно перенести в сказки, помогая любимым героям в их трудностях (колобку лучше поменять цвет на зеленый, тогда он не будет виден на траве).
Более осознанному пониманию детьми природы и природных явлений помогает игра «А если бы», которая ставит ребенка в позицию исследователя:
• А если бы не наступила весна?
• А если бы пропал ветер?
• А если бы погасло солнце? и т.д.
Или игра «Хорошо – плохо» (аналог «Вред – польза»). Так, болото – это плохо: можно увязнуть, много комаров, на вид некрасивое. Но это и хорошо: из него добывают торф, болото питает близлежащие речки, лягушкам живется в нем хорошо и т.д.
Сказка и экология: вопросы, задания и игры, направленные на развитие представлений об окружающем мире (кем был – кем станет; что мы знаем о ...; польза – вред; опыты).
2. Речевое развитие: чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций, пересказ детьми содержание сказки, работа с мнемотаблицей. Сказка воспитывает в детях лучшие черты характера, обогащает словарный запас, развивает речь, воображение, мышление.
3.Художественно-эстетическое развитие: продуктивная деятельность: лепка, рисование, нетрадиционные техники рисования, аппликация, ручной труд, конструирование, театрализованные игры, драматизация сказок с использованием персонажей. Рисование и лепка облегчает её пересказ и запоминание. Благодаря творчеству детей герои любимых народных сказок оживают, а сказка становится для них более понятной, интересной и занимательной.
Детям предлагается что-то сделать: вырезать, склеить, изобразить сказку схематично или методом пиктографии, показать эпизод текста с помощью мимики и жестов. Можно предложить изобразить что-то или кого-то из сказки.
Сказка и музыка: умение чувствовать характер музыки, узнавать сказки по музыкальным произведениям.
4.Социально-коммуникативное развитие:
Не для забавы созданы народные сказки. Они являются мудрым воспитателем ребенка. Сказка всегда поучительна. Она впервые знакомит ребенка с искусством своего народа, его моральными убеждениями, культурой. .Разобраться в таких сложных вопросах, как взаимоотношения людей, помогает оценить их поступки; вызывает либо сочувствие, либо осуждение; формирует правильное представление о мире, выстраивает мировоззрение ребенка.
Сказка не дает прямых наставлений детям. Слушайся родителей, уважай старших, не уходи из дома без разрешения, но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают.
Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Страх и глупость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», трудолюбивые в сказках «Хаврошечка», «Царевна лягушка», забота о близком поощряется в сказке «Бобовое зернышко».
Особое внимание следует обратить на то, что сказка тесно связано с игрой, сри, с помощью игры и сказки значительно легче привить ребенку определенные навыки, научить ладить с другими детьми и взрослыми.
Сказка и безопасность: обсуждение сказочных ситуаций, связанных с вопросами безопасности: один дома или на улице, встреча с незнакомцем, опасные предметы и др. (что может случиться, если...; как этого избежать).
5.Физическое развитие:
Образовательная деятельность по физической культуре по знакомым сказкам создает благоприятный эмоциональный фон, используются элементы оздоровительных технологий, построенных на сказочных сюжетах: - самомассаж, -пальчиковая и дыхательная гимнастика, упражнения для профилактики нарушения осанки и плоскостопия, - подвижные игры, - эстафеты, - динамические паузы.
Проведение образовательной деятельности по физической культуре с использованием сказочных сюжетов, сюжетных ситуаций, основанных на сказочных проблемных ситуациях.
В работе используются знакомые детям сказки, изученные ранее. Тематика такой образовательной деятельности соответствует возрастным возможностям детей: «Колобок», «Теремок», « Гуси - лебеди», « Три поросенка», «Царевна – лягушка», «У солнышка в гостях», «Кот, петух и лиса», «Волк и семеро козлят» и т. д. За основу берется классическая структура образовательной деятельности физическое развитие. Первый вид организованной деятельности – разучивающего характера, а на втором – закрепляющем, можно использовать сюжетные ситуации.
Цель проведения сюжетных ситуаций, основанных на сказочных проблемных ситуациях - создать комфорт и заинтересованность. Это помогает детям включить воображение. Инструктор кратко рассказывает детям о том, что они попали в сказку и какому - либо герою необходима их помощь. Дети перевоплощаются и становятся участниками сказки, преодолевают трудности и решают поставленную задачу, при этом не нарушается структура классической организованно- образовательной деятельности. Основные движения лучше проводить в виде полосы препятствий. Подвижные игры должны соответствовать тематике всей организованной образовательной деятельности. Например, в образовательной деятельности на тему «Морское путешествие» подвижные игры могут быть такими: «Две акулы», «Море волнуется ».
Сказка может быть рассмотрена как одно из средств воспитания и развития детей, она помогает привлечь внимание детей, заинтересовать персонажами, ярким сюжетом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ. НАРОДНОЕ ГУЛЯНЬЕ «СВЯТКИ»
"Святки", зимние забавы....

Презентация к выступлению на педагогическом совете по теме "Использование методики МНЕМОТЕХНИКА в процессе заучивании стихов детьми дошкольного возраста"
В данной презентации раскрыты цели и задачи мнемотехники вообще как метода, цели самих мнемотаблиц, а так же показаны на примерах конкретных стихов формы мнемотаблиц...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Опыт работы по применению игровых технологий в ДОУ....
Консультация для педагогов « Использование мнемотехники в работес детьми дошкольного возраста»
Почему нужно использовать мнемотехнику в детском саду?...

ОД по речевому развитию с использованием современных образовательных технологий для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в сказку»
ОД по речевому развитию с использованием современных образовательных технологий для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в сказку». Цель: Обучение детей рассказы...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МНЕМОТЕХНИКИ В ПРОЦЕССЕ ЗАУЧИВАНИЯ СТИХОТВОРЕНИЙ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
консультация для педагогов и родителей...

Мастер - класс на тему: "Использование сказки в экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста".
Цель мастера-класса: Повышение профессионального мастерства педагогов в методике проведения опытов и экспериментов с дошкольниками.1.Закрепить знания педагогов о значении экспериментирования в развити...
