Конспект занятия в старшей группе «Звук [а], буква А»
план-конспект занятия (старшая группа)

Алешкина Людмила Викторовна

Цельзнакомство со звуком [а], с буквой А.

Задачи:

образовательные:

познакомить детей со звуком [а], его характеристикой.

- дать понятие о местонахождении звука в слове;

познакомить с буквой А, закрепить ее зрительный образ;

- повторить чем отличается звука от буквы;

- учить выделять звук из ряда гласных звуков;

- закрепить знания детей о осени, деревьях осенью;

развивающие:

- развивать фонематическое восприятие;

- развивать слуховое внимание,

- развивать артикуляционную, мелкую моторику;

– воспитательные:

- воспитывать умение слушать друг друга.

Оборудование: картинка с изображением фруктов. Символ звука[а] – красный большой круг, красные ленточки разной длинны, карточка с буквой А. Индивидуальные зеркала, раздаточные листы с заданиями (из тетради Костылевой «200 занимательных упражнений с звуками и буквами» для детей 5-6 лет, красный и простой карандаши.

Ход занятия

I. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята. Скажите, пожалуйста, названия каких фруктов вы знаете?

- Молодцы ребята!

Артикуляционная гимнастика.

- А сейчас давайте выполним упражнения для губ и язычка. Возьмите зеркала, поставьте их перед собой и начнем делать упражнения.

«Улыбка» – «трубочка»«Качели»«Часики»«Лошадка»«Грибочек».

- Молодцы. Отложите зеркала в сторону.

II. Основная часть.

1. Сообщение темы занятия.

- Ребята, у нас сегодня в гостях кукла Аня. Она приготовила для вас задание:

Послушайте и назовите первый звук в словах :

Воспитатель показывает картинки: арбуз, автобус, аист, ананас, акула.

- Правильно, во всех словах слышится А – начало алфавита,

Тем она и знаменита.

А узнать ее легко:

Ноги ставит широко. А – начало алфавита,

Тем она и знаменита.

А узнать ее легко:

Ноги ставит широко.

Звук [а] – гласный, его можно петь, потому что воздух свободно проходит и не встречает преграды. Звук[а] живет в красном замке. Звук[а] обозначается красным цветом, потому что он гласный.

- Сегодня на занятии мы будем с вами говорить о звуке [а].

2. Уточнение артикуляции звука.

- Давайте вместе произнесем звук [а]. При произнесении звука[а] губы рисуют большой кружок. Давайте еще раз произнесем звук[а] и посмотрим в зеркало. Молодцы.

- Теперь посмотрите, у меня в руках красный кружок – это символ звука [а](показ символа звука – большого красного круга). Так мы его будем обозначать.

- Ребята я вам буду говорить ряд звуков, если вы услышите звук [а] показываем красный кружок: а-и-у-а-и-у-у-а и т. д.

3. Задания из тетради Костылевой стр. 5.

Ребята, я вам сейчас буду читать стихотворение, а вы как услышите слово со звуком[а] хлопните в ладоши.

4. Игра «Длинный – короткий»

Л. : У меня есть две ленточки: одна длинная, другая короткая. Если я покажу длинную полоску, то вам нужно долго пропеть звук [а], а если покажу короткую – коротко.

- Ребята, сейчас в этой песочнице будут играть дети, у которых имена начинаются со звука [а]. Скажите, дети, будет здесь играть Аня (Ира, Алеша, Андрей, Алена, Оля, Антон, Анжела)

Дидактическая игра «Кто внимательный?»

Дети слушают предложения и называют слова, которые начинаются со звука [а] :

- У Антона большой автобус.

- Аня ела вкусный арбуз.

- Андрею купили новый автомобиль.

- Алена любит апельсин.

5. Работа на раздаточном материале по Костылевой.

- Ребята, Аня принесла для вас еще одно интересное задания. Посмотрите на картинки внимательно и назовите их. Обведите в кружок картинки, названия которых начинаются со звука [а].

- Молодцы, названия этих картинок начинаются на звук [а].

6. Знакомство с буквой А.

- Ребята, посмотрите, что у меня нарисовано. Это буква А. ребята, запомните, звук[а] на письме обозначается буквой А.

А – начало алфавита,

Тем она и знаменита.

А узнать ее легко:

Ноги ставит широко.

- Найдите букву А на своем листочке в левом верхнем углу. Проведите по ней пальчиком (обведите) и выполните штриховку простым карандашом. А в левом углу раскрасьте кружок в красный цвет, ведь вы теперь знаете что звук[а] обозначается красным цветом. Запомните это!

- Послушайте правило отличия звука от буквы : звуки мы слышим, произносим и поем, а буквы мы пишим, видим и читаем.

- Давайте попробуем выложить букву А из счетных палочек, веревки.

- А теперь давайте напишем букву А пальцем в воздухе, на столе.

8. А теперь ребята нужно посмотреть на картинки, назвать их, определить место звука в слове и раскрасить нужный кружок красным цветом. (задания по Костылевой стр 5).

Аня просит помочь ей обвести фрукт по контуру соответствующим карандашом, а потом раскрасить его.

III. Итог занятия.

- Ребята, кто приходил сегодня к нам на занятие(кукла Аня)

- Назовите первый звук в имени куклы А – а – ани (звук [а])

- Мы сегодня с вами познакомились со звуком [а].

- А с какой буквой мы познакомились?

- Каким цветом обозначается звук [а]?

- Что мы с вами сегодня делали на занятии?

- Молодцы, вы сегодня хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы.

- Давайте попрощаемся с куклой Аней.

- Наше занятие окончено.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_a_bukva_a.docx21.99 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе «Звук [а], буква А»

Тема: Звук [а], буква А.

Цель: знакомство со звуком [а], с буквой А.

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

- познакомить детей со звуком [а], его характеристикой.

- дать понятие о местонахождении звука в слове;

- познакомить с буквой А, закрепить ее зрительный образ;

- повторить чем отличается звука от буквы;

- учить выделять звук из ряда гласных звуков;

- закрепить знания детей о осени, деревьях осенью;

Коррекционно – развивающие:

- развивать фонематическое восприятие;

- развивать слуховое внимание,

- развивать артикуляционную, мелкую моторику;

Коррекционно – воспитательные:

- воспитывать умение слушать друг друга.

Оборудование: картинка с изображением фруктов. Символ звука[а] – красный большой круг, красные ленточки разной длинны, карточка с буквой А. Индивидуальные зеркала, раздаточные листы с заданиями (из тетради Костылевой «200 занимательных упражнений с буквами и звуками» для детей 5-6 лет, красный и простой карандаши.

Ход занятия

I. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята. Скажите, пожалуйста, названия каких фруктов вы знаете?

- Молодцы ребята!

Артикуляционная гимнастика.

- А сейчас давайте выполним упражнения для губ и язычка. Возьмите зеркала, поставьте их перед собой и начнем делать упражнения.

- «Улыбка»«трубочка», «Качели», «Часики», «Лошадка», «Грибочек».

- Молодцы. Отложите зеркала в сторону.

II. Основная часть.

1. Сообщение темы занятия.

- Ребята, у нас сегодня в гостях кукла Аня. Она приготовила для вас задание:

Послушайте и назовите первый звук в словах :

Логопед показывает картинки: арбуз, автобус, аист, ананас, акула.

- Правильно, во всех словах слышится А – начало алфавита,

Тем она и знаменита.

А узнать ее легко:

Ноги ставит широко. А – начало алфавита,

Тем она и знаменита.

А узнать ее легко:

Ноги ставит широко.

Звук [а] – гласный, его можно петь, потому что воздух свободно проходит и не встречает преграды. Звук[а] живет в красном замке. Звук[а] обозначается красным цветом, потому что он гласный.

- Сегодня на занятии мы будем с вами говорить о звуке [а].

2. Уточнение артикуляции звука.

- Давайте вместе произнесем звук [а]. При произнесении звука[а] губы рисуют большой кружок. Давайте еще раз произнесем звук[а] и посмотрим в зеркало. Молодцы.

- Теперь посмотрите, у меня в руках красный кружок – это символ звука [а](показ символа звука – большого красного круга). Так мы его будем обозначать.

- Ребята я вам буду говорить ряд звуков, если вы услышите звук [а] показываем красный кружок: а-и-у-а-и-у-у-а и т. д.

3. Задания из тетради Костылевой стр. 5.

Ребята, я вам сейчас буду читать стихотворение, а вы как услышите слово со звуком[а] хлопните в ладоши.

4. Игра «Длинный – короткий»

Л. : У меня есть две ленточки: одна длинная, другая короткая. Если я покажу длинную полоску, то вам нужно долго пропеть звук [а], а если покажу короткую – коротко.

- Ребята, сейчас в этой песочнице будут играть дети, у которых имена начинаются со звука [а]. Скажите, дети, будет здесь играть Аня (Ира, Алеша, Андрей, Алена, Оля, Антон, Анжела)

Дидактическая игра «Кто внимательный?»

Дети слушают предложения и называют слова, которые начинаются со звука [а] :

- У Антона большой автобус.

- Аня ела вкусный арбуз.

- Андрею купили новый автомобиль.

- Алена любит апельсин.

5. Пальчиковая гимнастика.

«Апельсин»

Мы делили апельсин

(левая рука в кулачке, правая её обхватывает)

Много нас – а он – один

Эта долька – для ежа

(правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке)

Эта долька – для чижа

Эта долька – для котят

Эта долька - для утят

Эта долька - для бобра

А для волка – кожура!

(встряхиваем обе кисти)

6. Работа на раздаточном материале по Костылевой.

- Ребята, Аня принесла для вас еще одно интересное задания. Посмотрите на картинки внимательно и назовите их. Обведите в кружок картинки, названия которых начинаются со звука [а].

- Молодцы, названия этих картинок начинаются на звук [а].

7. Знакомство с буквой А.

- Ребята, посмотрите, что у меня нарисовано. Это буква А. ребята, запомните, звук[а] на письме обозначается буквой А.

А – начало алфавита,

Тем она и знаменита.

А узнать ее легко:

Ноги ставит широко.

- Найдите букву А на своем листочке в левом верхнем углу. Проведите по ней пальчиком (обведите) и выполните штриховку простым карандашом. А в левом углу раскрасьте кружок в красный цвет, ведь вы теперь знаете что звук[а] обозначается красным цветом. Запомните это!

- Послушайте правило отличия звука от буквы : звуки мы слышим, произносим и поем, а буквы мы пишем, видим и читаем.

- Давайте попробуем выложить букву А из счетных палочек, веревки.

- А теперь давайте напишем букву А пальцем в воздухе, на столе.

8. А теперь ребята нужно посмотреть на картинки, назвать их, определить место звука в слове и раскрасить нужный кружок красным цветом. (задания по Костылевой стр 5).

Аня просит помочь ей обвести фрукт по контуру соответствующим карандашом, а потом раскрасить его.

III. Итог занятия.

- Ребята, кто приходил сегодня к нам на занятие? (кукла Аня)

- Назовите первый звук в имени куклы А – а – ани (звук [а])

- Мы сегодня с вами познакомились со звуком [а].

- А с какой буквой мы познакомились?

- Каким цветом обозначается звук [а]?

- Что мы с вами сегодня делали на занятии?

- Молодцы, вы сегодня хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы.

- Давайте попрощаемся с куклой Аней.

- Наше занятие окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в старшей группе : «Звук и буква Т».

Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе для детей с ТНР:«Звук и буква Т»....

Конспект логопедического занятия в старшей группе "Звук и буква А"

Конспект логопедического фронтального подгруппового занятия с детьми старшего дошкольного возраста...

конспект занятия в старшей группе. Звук и буква "И"

формирование у детей умения выделять гласный звук "и"...

Конспект занятия в старшей группе ЗВУКИ «К-Кь», «Т-Ть». БУКВЫ «К – Т».

ЗВУКИ   «К-Кь»,  «Т-Ть».  БУКВЫ  «К – Т».ЦЕЛЬ: Закрепить  навык   четкого  произношения   звуков  ...

Конспект занятия в старшей группе: "Звук и буква "Р"".

Конспект ООД по обучению грамоте (в старшей группе) «Звук  «Р, »РЬ» и буква» Р». Чтение слогов»...

Конспект занятия в старшей группе «Звук [Ш]. Буква Ш»

Образовательные:1. Формировать умение определять место звука "Ш" в слове (в начале, в середине, в конце).2. Продолжить знакомство с понятиями "согласный звук", ...

Конспект занятия в старшей группе «Звук [у], буква «У».

Конспект занятия в старшей группе «Звук [у], буква «У».Цели занятия :Развивающие: развивать слуховое внимание, развивать фонематические процессы, развив...