Самообразование «Мнемотехника – эффективное средство развитие связной речи дошкольников"
материал (средняя группа)

Ловецкая Светлана Владимировна

План самообразования «Мнемотехника – эффективное средство развитие связной речи дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx21.84 КБ

Предварительный просмотр:

План по самообразованию на тему:

«Мнемотехника – эффективное средство развитие связной речи дошкольников

Цель: изучение и внедрение в практику приемов мнемотехники для развития речи у детей

Задачи:

  1. Изучить литературу по данной теме.
  2. Внедрять игровые упражнения по мнемотехнике в практику работы с детьми среднего дошкольного возраста.
  1. Пропагандировать инновационный метод игровых технологий мнемотехники для воспитателей ДОУ.
  2. Повышать компетентность родителей в вопросах речевого развития детей, привлечь родителей к изготовлению пособий.

Актуальность:

Современным детям сложно связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Они не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции.

Проблемы в речи детей:

  • высказывания короткие;
  • состоят из фрагментов, логически не связанных между собой;
  • отличаются непоследовательностью;
  • содержат низкий уровень информативности;

Поэтому перед воспитателями встаёт задача, как помочь детям, но так, чтобы им было легко и интересно.

Мнемоника, или мнемотехника - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры.

Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту.    Приёмы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Основной «секрет» мнемотехники очень прост. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

Хорошо известно, что язык мозга — это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые наши команды, например, команду «запомнить». Но где взять такие программы, которые позволят нам общаться с мозгом и будут кодировать телефоны, даты, номера автомобилей на его образный язык?

Мнемотехника и является такой программой. Она состоит из нескольких десятков мыслительных операций, благодаря которым удается «наладить контакт» с мозгом и взять под сознательный контроль некоторые его функции, в частности, функцию запоминания. Это уникальная система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации.

Мнемотехника помогает развивать:

  • зрительную и слуховую память;
  • зрительное и слуховое внимание;
  • воображение;
  • восприятие;
  • развивает кругозор;
  • развивает все стороны речи.

Ожидаемые результаты:

  1. Подобрана и изучена литература.
  2. Создана картотека мнемотаблиц к сказкам, стихотворениям.
  3. У детей увеличится круг знаний об окружающем мире;

появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

  • появится интерес к заучиванию стихов и потешек;
  • повысится словарный запас.

№ п/п

Содержание работы

Сроки выполнения

Реализация плана (заполняется в процессе реализации плана)

Результативность (заполняется в процессе

реализации плана)

Теоретический этап

1

Изучение

методической литературы по данной проблеме

В течение года

  1. Большева Т.В.Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – СПб.: Детство- Пресс, 2001
  2. Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи. Альбом дошкольника. Приложение к комплекту пособий

«Учим говорить правильно». - М.: «Издательство Гном и д», 2001

  1. Наглядно-дидактическое пособие Ткаченко Т.А.

«Составление описательных рассказов по опорным схемам». книголюб, 2005.

  1. «Мнемотехника как прием в обучении детей связной речи» интернет

Составление

консультаций для родителей и педагогов

2

Изучение статей в журналах:

«Воспитатель ДОУ»,

«Дошкольное воспитание»,

«Ребенок в детском саду»,

«Обруч» и др.

В течение года

1. «Учим стихи - развиваем память», автор Широких Т.Д.-« Ребѐнок в детском саду.» 2004. №2. С.59- 62.

3. «Использование приѐмов мнемотехники в развитии связной речи», автор Омельченко Л.В. / логопед. 2008. №4. С.102 -115.

Составление

консультаций для родителей и педагогов

Практический этап

3

Изучение опыта педагогов ДОУ

Ноябрь

Март

4

Изучение методик,

технологий педагогов

В течение года

1. Вебинар «Развитие речи детей на этапе подготовки к

школе»

в Интернете

2. Вебинар «Игровые технологии: алгоритмы, правила и

способы применения»

5

Консультации для родителей

В течение года

  1. «Знакомство с мнемотехникой»
  2. «Использование мнемотехники в развитии речи детей»
  3. «Разучивание стихотворений с помощью мнемотехники»

Повышение педагогических

умений родителей в

развитии речи дошкольников.

6

Семинар – практикум

для родителей

декабрь

7

Подбор и изготовление мнемотаблиц, внедрение

практику работы с детьми.

В течении года

Использование приемов мнемотехники при составлении рассказов, заучивании стихотворений

Долгосрочный творческий проект «Юные рассказчики»

Планирование работы с детьми по развитию речи посредством

мнемотехники

8

Участие в конкурсах и выставках различного уровня

В течение года

9

Презентация

Апрель

10

Самоанализ проделанной работы.

Проведение открытых мероприятий для анализа со стороны

коллег.

11

Отчет о проделанной работе.

Обобщение результатов на заседании педагогического совета ДОУ.

Май

Составление отчета о самообразовании и самоанализа работы за год

Представление материалов на педсовете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал по самообразованию Тема: «Мнемотехника – эффективное средство развитие связной речи дошкольников»

В системе образования в последние годы происходят серьезные       изменения, которые существенно влияют на содержание труда воспитателя детского сада, его профессиональный статус. Именн...

Мнемотехника как эффективное средство развития связной речи дошкольников

В данной статье раскрыта актуальность применения мнемотехники как эффективного средства развития связной речи детей. Так же раскрыты особенности работы с мнемотаблицами....

«Мнемотехника, как эффективное средство развития связной речи дошкольников»

Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» – искусство запоминания.Изнач...

План по самообразованию "Мнемотехника – эффективное средство развитие связной речи дошкольников"

Мнемоника, или мнемотехника - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры....

План работы по самообразованию на 2017 - 2018 учебный год Тема: «Мнемотехника – эффективное средство развития связной речи дошкольников»

План работы по самообразованию на  2017 - 2018 учебный годТема: «Мнемотехника – эффективное средство развития связной речи дошкольников»          ...

На тему: «Мнемотехника – эффективное средство развитие связной речи дошкольников».

Цель: Выявить эффективность использования мнемотехники и развитии связной речи у детей...