Самообразование «Мнемотехника – эффективное средство развитие связной речи дошкольников"
материал (средняя группа)
План самообразования «Мнемотехника – эффективное средство развитие связной речи дошкольников"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.84 КБ |
Предварительный просмотр:
План по самообразованию на тему:
«Мнемотехника – эффективное средство развитие связной речи дошкольников
Цель: изучение и внедрение в практику приемов мнемотехники для развития речи у детей
Задачи:
- Изучить литературу по данной теме.
- Внедрять игровые упражнения по мнемотехнике в практику работы с детьми среднего дошкольного возраста.
- Пропагандировать инновационный метод игровых технологий мнемотехники для воспитателей ДОУ.
- Повышать компетентность родителей в вопросах речевого развития детей, привлечь родителей к изготовлению пособий.
Актуальность:
Современным детям сложно связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Они не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции.
Проблемы в речи детей:
- высказывания короткие;
- состоят из фрагментов, логически не связанных между собой;
- отличаются непоследовательностью;
- содержат низкий уровень информативности;
Поэтому перед воспитателями встаёт задача, как помочь детям, но так, чтобы им было легко и интересно.
Мнемоника, или мнемотехника - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры.
Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.
Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Приёмы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Основной «секрет» мнемотехники очень прост. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.
Хорошо известно, что язык мозга — это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые наши команды, например, команду «запомнить». Но где взять такие программы, которые позволят нам общаться с мозгом и будут кодировать телефоны, даты, номера автомобилей на его образный язык?
Мнемотехника и является такой программой. Она состоит из нескольких десятков мыслительных операций, благодаря которым удается «наладить контакт» с мозгом и взять под сознательный контроль некоторые его функции, в частности, функцию запоминания. Это уникальная система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации.
Мнемотехника помогает развивать:
- зрительную и слуховую память;
- зрительное и слуховое внимание;
- воображение;
- восприятие;
- развивает кругозор;
- развивает все стороны речи.
Ожидаемые результаты:
- Подобрана и изучена литература.
- Создана картотека мнемотаблиц к сказкам, стихотворениям.
- У детей увеличится круг знаний об окружающем мире;
появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
- появится интерес к заучиванию стихов и потешек;
- повысится словарный запас.
№ п/п | Содержание работы | Сроки выполнения | Реализация плана (заполняется в процессе реализации плана) | Результативность (заполняется в процессе реализации плана) |
Теоретический этап | ||||
1 | Изучение методической литературы по данной проблеме | В течение года |
«Учим говорить правильно». - М.: «Издательство Гном и д», 2001
«Составление описательных рассказов по опорным схемам». книголюб, 2005.
| Составление консультаций для родителей и педагогов |
2 | Изучение статей в журналах: «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Обруч» и др. | В течение года | 1. «Учим стихи - развиваем память», автор Широких Т.Д.-« Ребѐнок в детском саду.» 2004. №2. С.59- 62. 3. «Использование приѐмов мнемотехники в развитии связной речи», автор Омельченко Л.В. / логопед. 2008. №4. С.102 -115. | Составление консультаций для родителей и педагогов |
Практический этап | ||||
3 | Изучение опыта педагогов ДОУ | Ноябрь Март | ||
4 | Изучение методик, технологий педагогов | В течение года | 1. Вебинар «Развитие речи детей на этапе подготовки к школе» | |
в Интернете | 2. Вебинар «Игровые технологии: алгоритмы, правила и способы применения» | |||
5 | Консультации для родителей | В течение года |
| Повышение педагогических умений родителей в развитии речи дошкольников. |
6 | Семинар – практикум для родителей | декабрь | ||
7 | Подбор и изготовление мнемотаблиц, внедрение практику работы с детьми. | В течении года | Использование приемов мнемотехники при составлении рассказов, заучивании стихотворений Долгосрочный творческий проект «Юные рассказчики» | Планирование работы с детьми по развитию речи посредством мнемотехники |
8 | Участие в конкурсах и выставках различного уровня | В течение года | ||
9 | Презентация | Апрель | ||
10 | Самоанализ проделанной работы. Проведение открытых мероприятий для анализа со стороны коллег. |
11 | Отчет о проделанной работе. Обобщение результатов на заседании педагогического совета ДОУ. | Май | Составление отчета о самообразовании и самоанализа работы за год | Представление материалов на педсовете. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал по самообразованию Тема: «Мнемотехника – эффективное средство развитие связной речи дошкольников»
В системе образования в последние годы происходят серьезные изменения, которые существенно влияют на содержание труда воспитателя детского сада, его профессиональный статус. Именн...
«Мнемотехника – эффективное средство развития связной речи дошкольников»
тема по самообразованию...

Мнемотехника как эффективное средство развития связной речи дошкольников
В данной статье раскрыта актуальность применения мнемотехники как эффективного средства развития связной речи детей. Так же раскрыты особенности работы с мнемотаблицами....

«Мнемотехника, как эффективное средство развития связной речи дошкольников»
Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» – искусство запоминания.Изнач...

План по самообразованию "Мнемотехника – эффективное средство развитие связной речи дошкольников"
Мнемоника, или мнемотехника - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры....

План работы по самообразованию на 2017 - 2018 учебный год Тема: «Мнемотехника – эффективное средство развития связной речи дошкольников»
План работы по самообразованию на 2017 - 2018 учебный годТема: «Мнемотехника – эффективное средство развития связной речи дошкольников» ...

На тему: «Мнемотехника – эффективное средство развитие связной речи дошкольников».
Цель: Выявить эффективность использования мнемотехники и развитии связной речи у детей...
