Патриотическое воспитание старших дошкольников через ознакомление с родным городом
консультация (старшая группа)
Познавательное развитие
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Патриотическое воспитание старших дошкольников через ознакомление с родным городом
Патриотическое воспитание необходимо любому народу, любому государству, иначе они обречены на гибель, поэтому сегодня так остро стоит эта проблема в обществе. Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества. Поэтому разработка научно -обоснованных концептуальных подходов к организации патриотического воспитания граждан, его теоретических основ является актуальной проблемой. Любому обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы работать, учиться на ее благо и в случае необходимости встать на ее защиту.
Патриотизм — это сознательно и добровольно принимаемая позиция граждан, в которой приоритет общественного, государственного выступает не ограничением, а стимулом индивидуальной свободы и условием всестороннего развития гражданского общества.
На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.
Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей «малой Родине», патриотические чувства,' пройдя через целый ряд этапов, на пути к своей зрелости поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты.
Цель патриотического воспитания - развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества.
Работникам дошкольных учреждений предлагается, выбирая виды деятельности проводить работу по интеллектуальному, эмоционально-нравственному, социально-личностному развитию.
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни о своем городе (селе, поселке), усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где родился человек.
В этой связи, как представлялось, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экономическим своеобразием родного региона. Краеведческий подход в образовании дошкольников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационно-просветительском, но и в эмоциональном плане. Знакомяс с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях, и в то же время приобщаться к богатствам и мировой культуре.
В нравственно-патриотическом воспитании дошкольников на краеведческом материале необходимо учитывать следующее:
-Ознакомление дошкольников с родным городом должно естественно «входить» в целостный образовательный процесс, выстраиваемый на основе определения доминирующих целей базовой программы, решаемых на фоне краеведческого материала.
-Введение краеведческого материала в работу с детьми с учетом принципа постепенного перехода от более близкого ребенку, личностно значимого, к менее близкому - культурно-историческому.
-Формирование личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни города, создание условий для активного приобщения детей к социальной действительности, повышения личностной значимости для них того, что происходит вокруг, закладывают предпосылки развития способности ребенка вставать в «преданное отношение к собственной жизнедеятельности» и является материальными условиями развития его субъективности.
-Развитие музыкальной педагогики, дающей возможность наладить диалог ребенка с культурным наследием прошлого и настоящего.
-Осуществление деятельного подхода в приобщении детей к истории, культуре, природе родного города, т.е. выбор ими самими той деятельности, в которой они хотели бы отразить свои чувства, представления об увиденном и услышанном, составление рассказов, изготовление поделок и т.п.).
-Привлечение детей к участию в городских праздниках с тем, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости и веселья, познакомиться с жителями города – носителями социокультурных традиций в области ремесел и т.п.
-Осознанный отбор методов ознакомления с родным городом, прежде всего повышающих их познавательную и эмоциональную активность.
-Создание такой развивающей среды в группах ДОУ, которая способствовала развитию личности ребенка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал (мини-музеи).
-Создание такой развивающей среды в группах ДОУ, которая способствовала развитию личности ребенка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материала (мини-музеи русского быта, предметы декоративно-прикладного искусства, фольклор, музыка и др.), позволила бы «удовлетворить потребность в познании окружающего мира, преобразовании его по законам добра и красоты»
-Организация работы с родителями под девизом: их знания и любовь к родному городу должны передаваться детям.
При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным городом рекомендуется учитывать следующие принципы:
-Принцип историзма реализуется путем сохранения хронологического порядка описывающих явлений к двум историческим поколениям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). Это обусловлено несформированностью у дошкольников исторического сознания: они не могут представить историческую прямую в религии, определить свое место на ней и проследить удаленность тех или иных событий.
-Принцип гуманизации. Представляет умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера, а также ориентироваться в высшие общечеловеческие понятия - любовь к родному краю, Отечеству.
-Принцип дифференциации. Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном городе с учетом
возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.
-Принцип интегративности. Реализуется в сотрудничестве с семьей и библиотекой, выставочным залом, музеем и т.п.; в естественном включении краеведческого материала в базовые программы дошкольного образования. Содержание краеведческого материала определяется с учетом преемственности с начальной школой, сочетание всех видов деятельности знакомство детей с историко-культурными особенностями.
Интеграция в педагогическом процессе ныне рассматривается как фактор создания эмоционального благополучия ребенка в детском саду, как важнейшее условие целостного развития, первых творческих проявлений и становление индивидуальности.
Ознакомление дошкольников с родным городом может стать тем стержнем, вокруг которого интегрируются все виды детской деятельности.
Одним из вариантов реализации принципа интегративности в работе с дошкольниками является организация педагогического планирования. Это позволяет видеть разные аспекты явлений: социальные, нравственно-этические, естественно-научные, художественно-эстетические и др. Кроме того «погружение» в ту или иную тему, которую одновременно изучают дети разного возраста, позволяет объединить их общими чувствами, переживаниями при проведении совместных утренников, вечеров досуга, выставок. При этом старшие могут поделиться с младшими опытом, подготовить материалы, необходимые как для их собственной деятельности, так и для занятий с малышами, сделать подарки для них и т.п. Так создается детское сообщество.
Таким образом, теоретические исследования подтверждают необходимость воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста с учётом цели, задач, принципов и особенностей детей.
Средства патриотического воспитания
Известно, что самым сложным в работе с родным городом, особенно с его историей и достопримечательностями, является составление рассказов для дошкольников. При этом необходимо помнить следующее:
-Сопровождение рассказа наглядным материалом (фотографии, репродукции, слайды и т.д.).
-Обращайтесь к детям с вопросами в процессе рассказа, чтобы активизировать их внимание, вызвать стремление что-то узнать самостоятельно, попробовать о чем-то догадаться самому.
-Не называйте дат: они затрудняют восприятие материала.
-Используйте доступную детям лексику, значение незнакомых слов, объяснение, не употребляйте специальных терминов.
Занятие по ознакомлению с городом следует проводить 1-2 раза в месяц.
Каждый момент ознакомления дошкольников с родным городом должен быть пронизан воспитанием уважения к человеку труженику, защитнику города, достойному гражданину. Задачи приобщения детей к жизни города, его истории, культуре, природе наиболее эффективно могут быть решены, когда на занятиях устанавливается связь поколений и познание ближайшего окружения обязательно связывается с культурными традициями прошлого.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что построение образовательного процесса на краеведческом материале позволяет решать следующие задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников:
-Формировать любовь к родному городу и интерес к прошлому и настоящему.
-Развивать эмоционально-целостное отношение к семье, дому, улице, краю, стране.
-Воспитывать чувство гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в городе, сопричастности к этому.
-Развивать бережное отношение к городу достопримечательностям, культуре.
-Формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.
Чувство любви к Родине сродни чувству любви к родному краю. Роднит эти чувства единая основа - привязанность к чувству защищенности. Значит, если мы будем воспитывать у детей чувство привязанности, как таковое, и чувство привязанности к родному дому, то при соответствующей педагогической работе со временем оно дополнится чувством любви и привязанности к своей стране.
Чувство патриотизма многогранно по своей структуре и содержанию. В него входят ответственность, желание и умение трудиться во благо Отечества, беречь и умножать богатство Родины и др. Воспитываются эти чувства на разном материале. Мы учим детей ответственно относиться к делу, беречь вещи, книги, природу, т.е. воспитываем качество личности: бережливость, умение трудиться на благо своей группы и товарищей, приобщаем к красоте окружающей природы.
На следующем этапе можно уже сообщать ребенку определенные знания о том, к чему он успел привязаться, что успел полюбить: о дошкольном учреждении, о собственном доме, об улице, на которой он живет, о районе и городе, о стране. Знания постепенно обогащаются представлением детей о родной стране. Такой «территориальный» принцип отбора содержания и построения методики патриотического воспитания эффективен лишь в том случае, если он реализуется неформально и в сочетании с практикой поведения детей.
Важной составной частью работы по патриотическому воспитанию дошкольников является приобщение их к традициям и обычаям народа, страны, к искусству. Дети должны не только узнать о традициях, но участвовать в них, принимать их, привыкать к ним.
Воспитатель старается быть образцом для подражания, показывая детям свою любовь к Отчеству.
Средствами патриотического воспитания дошкольников являются само окружение (природное и социальное), в котором они живут, художественная литература, музыка, изобразительное искусство. Средствами служит та или иная деятельность (игра, труд), праздники, которые отмечаются в стране и в детском саду.
Не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но если в результате педагогической работы ребенок будет располагать знаниями о названии страны, ее географии, природе, если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил Родину, если он будет проявлять интерес к приобретенным знаниям, читать стихи, петь песни, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных дошкольному возрасту.
Ребенок старшего дошкольного возраста может и должен знать, как называется страна, в которой он живет, ее главный город, столица, его родной город, каковы основные достопримечательности города, какова природа, где он живет.
Задача воспитывать у детей чувства привязанности к какой-то части родного города по отношению к дошкольникам трудно выполнимая. Однако воспитатель дает знания о своих любимых местах в городе, старается через иллюстрации и другие наглядные средства показать им не только всю панораму города, но и отдельные места.
Можно провести несколько бесед, например, о парках, о памятниках и др. Содержание воспитатель отбирает сам, опираясь на местные условия. Важно лишь, чтобы познавательный материал был понятен детям, вызывал интерес, желание посетить эти места. В обобщающей беседе «За что я люблюь свой город» дети вспомнят то, что о нем узнали. Необходимо, чтобы дети принимали участие в праздновании Дня города или в других событиях, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости, веселья. Проводятся 3-4 занятия, посвященные нашему городу.
Основная их цель: вызвать интерес к самому прекрасному городу; вызвать чувство восхищения и гордости красотой города Иркутска. Картины с видами г. Иркутск детям предлагают рассматривать как на занятиях, так и в свободное время в детском саду или дома. Предлагая новый материал, воспитатель обязательно опирается на уже имеющиеся у детей знания.
Одновременно с этими занятиями педагог планирует изобразительную деятельность детей по соответствующим темам. Педагог, рассказывая о малой родине , предлагает детям для рассматривания иллюстративный материал – фотографии.
Использование макета облегчает перенос деятельности из предметно-игрового плана в речевой. Эти ситуации ставят ребят перед необходимостью войти в предложенную воспитателем роль и правильно ее выполнить. Для этого ребенок должен отобрать необходимые сведения и передать свое отношение к тому, о чем он рассказывает.
Игровые приемы, которые педагог использует при ознакомлении детей с городом Иркутск, помогают ребятам лучше усвоить материал, делают занятия интересными и разнообразными и способствуют переносу знаний в самостоятельную деятельность.
Большую помощь в проведении занятий окажет воспитателю художественная литература.
Дети шестого года жизни получают обширную информацию: они смотрят телевизор, слушают радио, рассматривают фото в журналах, беседуют со взрослыми. Полученные ими таким образом представления, педагог уточняет и углубляет.
Начиная работу по патриотическому воспитанию, педагог должен прежде всего сам хорошо знать природные, культурные, социальные и экономические особенности края. Он должен продумать, о чем рассказать детям, особо выделив признаки, характерные только для данной местности, доступно показать связь родного города со всей страной.
В старших группах уже можно так строить работу, чтобы каждый воспитанник проникся славой родного края, почувствовал свою причастность к местным общественным событиям.
Учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей своей группы, педагог сам определяет объем и содержание знаний, которыми должны овладеть старшие дошкольники.
В соответствии с программой воспитания и обучения в детском саду и с учетом местных условий педагог планирует весь познавательный материал равномерно по времени, чтобы дети в течение года усваивали знания постепенно, в определенной системе.
Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, умственного, эстетического, а также физического воспитания.
В процессе ознакомления дошкольников с окружающим миром создаются благоприятные условия для их дальнейшего развития: детям предлагается анализировать, сравнивать, обобщать то, что они видят в окружающей жизни, или то, о чем расскажет или прочитает им воспитатель.
В процессе работы по патриотическому воспитанию детей решаются также задачи их эстетического воспитания.
Итак, формирование у дошкольников любви к своему родному городу заключается прежде всего в необходимой, логической взаимосвязи разных сторон этого процесса, а также во взаимосвязи различных средств и методов воспитания.
Большое значение для патриотического воспитания детей имеет их активная, разнообразная деятельность, т.к. быть патриотом - это не только знать и любить свой город, но и активно действовать на его благо. Для этого педагогу нужно хорошо знать содержание, особенность организации и руководства всеми видами деятельности (занятиями, трудом, игрой), а также уметь сочетать их в едином педагогическом процессе, подчинив единой задаче.
На занятиях дети получают знания о своем крае, о событиях, происходящих в стране. Поскольку главная цель: формирование определенного отношения к общественной жизни, воспитание патриотических чувств, педагогу следует продумать форму, структуру занятий, средства и методы, позволяющие реализовать поставленную задачу.
Использование на занятии игровых приемов одновременно и для повышения познавательной активности детей, и для создания эмоциональной атмосферы занятия, это могут быть игры-упражнения. Игры-упражнения хорошо проводить при закреплении материала, они легко воспринимаются детьми и часто переносятся с занятий в повседневную жизнь.
Полезно включать в занятия дидактические игры. Например, игра «Магазин сувениров» проводится для закрепления знаний о прикладном искусстве разных народов. Игровое действие - покупка сувенира.
Эмоциональная атмосфера на занятие играет большую роль в воспитании чувств детей.
При ознакомлении дошкольников с явлениями общественной жизни в числе других очень важны занятия изобразительной деятельностью, т.к. в лепке, в рисунке дети выражают свои впечатления от восприятия окружающей действительности.
Темы могут быть разнообразными, но они обязательно согласуются с теми занятиями, которые дети получают на других занятиях. Следует остановиться на особенностях речевой работы во время занятий по ознакомлению детей с родным городом, с явлениями общественной жизни.
Таким образом, мы выделили наиболее эффективные средства патриотического воспитания дошкольников: само окружение (природное и социальное), в котором они живут, художественная литература, музыка, изобразительное искусство, деятельность (игра, труд), праздники, которые отмечаются в стране и в детском саду.
Организуя работу по воспитанию любви к родному городу необходимо соблюдать все педагогические условия и знать методику работы по этой проблеме с детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников через ознакомление с родным городом.
В данной работе я поделилась своим опытом по нравственно-патриотическому воспитанию...

Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников через ознакомление с родным городом.
Консультация для педагогов ДОУ...

Проект "Воспитание патриотизма дошкольников через ознакомление с родным городом"
В проекте представлен информационно-методический материал по воспитанию патриотизма у дошкольников через ознакомление с родным городом.Основная задача предлагаемого материала состоит в том, чтобы сфор...

Патриотическое воспитание старших дошкольников через ознакомление с родным городом
Знакомство детей с родным краем, с историко-культурными, природными особенностями формирует у старших дошкольников черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь,...
Патриотическое воспитание старших дошкольников через ознакомление с достопримечательностями родного города методом семейного проекта.Создание книги "Азбука юного салдинца"
Материалы выступлений педагогов на VII городском педагогическом форуме "Современные форматы по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей"...

Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с родным городом с использованием мини-музея в группе
laquo;Только тот, кто любит, ценит, уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом»(С. Михалков)....

Презентация (доклад) на тему: «Формирование нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через ознакомление с родным городом Санкт - Петербургом».
Этот доклад (презентация ) посвящены теме формирования нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через ознакомление с родным городом Санкт-Петербургом. Методы и приёмы, которые ра...
